Консультация для родителей детей с ОВЗ. Как научить ребёнка говорить с помощью сказок.
консультация по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)
Консультация поможет родителям, у которых школьники с ОВЗ помогать развивать речь детей в интересной форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 30.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Тема: Как научить говорить ребёнка с помощью сказок.
Здравствуйте, уважаемы родители! Сегодня я хочу поговорить с Вами о трудной для Вас теме “Как научить говорить ребёнка?” У Вас дети школьного возраста, и некоторые из них не пользуются речью. “Как же научить моего ребёнка говорить?” - Вы не раз задавали этот вопрос. Сегодня мы попробуем всё-таки на него ответить.
Первое, что нам нужно выяснить - это по какой причине ребёнок не говорит? Специалисты называют много причин, по которым ребёнок не может овладеть речью.
• Генетическая предрасположенность. Если родители малыша заговорили позже своих сверстников, то ждать от ребенка раннего речевого развития не стоит. Хотя даже в этом случае всё индивидуально.
• Стрессы и психические расстройства. Если в семье часто ругаются, разговаривают на повышенных тонах или ребенок испытывает систематические стрессы извне, это также тормозит развитие речи и в целом пагубно влияет на психоэмоциональное становление малыша, провоцируя множественные нарушения в развитии. Необходимо изолировать ребенка от стрессового очага и обратиться к детскому или семейному психологу.
• Индивидуальный темп развития. Необходимо понимать, что все дети уникальны и развиваются по-разному, незначительно отходя от существующих норм. Если речевое развитие так или иначе происходит у Вашего малыша, он произносит звуки, отдельные слова, то, возможно, ему нужно еще немного времени, чтобы «разговориться».
• Гиперопека родителей часто порождает нежелание говорить. Действительно, если ребенка понимают с полужеста и выполняют любое его желание, не стимулируя проговорить голосом, то повода напрячься и начать произносить речь, увы, нет. Здесь же работает и обратная система – протест. Если предпринимать излишние попытки разговорить малыша, заставлять или, что еще хуже, принижать – это его начнет отторгать. Во всём нужно знать меру.
• Неправильное поведение общества. С ребенком – с самого рождения – необходимо много говорить. В эпоху смартфонозависимости мы все действительно стали меньше разговаривать, поэтому и речевая функция детей развивается с задержкой. Говорите с ребенком как можно больше и чаще, обязательно умеренным темпом и внятно (избегайте беглой речи). Ребенок должен четко слышать все звуки. Читайте сказки с выражением и разной интонацией. Рассказывайте и описывайте ему происходящее вокруг. Требуйте такого подхода и от общества, с которым Ваш малыш проводит время.
Важно понимать, что гаджеты не заменят людского общения, даже напротив – они дают обратный эффект за счет фоновых звуков и чрезмерно яркой картинки, за которой ребенок не успевает следить, одновременно сопоставляя речь и вникая в неё. Соответственно, это еще одна причина ЗРР.
• Двуязычная семья. У детей-билингвов часто встречается ЗРР, и таким детям, как правило, требуется больше времени, чтобы разобраться в языках и начать говорить. Позже у них часто имеются проблемы в речи в связи с путаницей в языках. Детям-билингвам с раннего возраста лучше всего заниматься с логопедом. И, по возможности, использовать для общения с ребенком раннего возраста один язык.
• Нарушения артикуляционного аппарата. Список причин данного нарушения очень велик – от ослабления мышечной ткани до проблем с уздечкой языка. Причину всегда поможет выявить логопед после диагностики малыша.
•Нарушения слуха. Как правило, данное нарушение можно выявить еще в грудничковом возрасте, если малыш никак не реагирует на звуки, не проявляет интерес к звуковым игрушкам или не улыбается при мамином голосе. При малейших подозрениях на проблемы со слухом необходимо сразу же обратиться к специалистам (отоларингологу и неврологу)!
• Нарушения зрения. Если данная проблема присутствует у ребенка, возможно, ему сложно начать воспроизводить речь, т.к. он не видит или плохо видит картину происходящего вокруг и не понимает, что к чему соотнести. С данным нарушением, разумеется, срочно ко врачу.
• Поражения головного мозга, связанные с родовыми травмами, внутриутробными инфекциями, асфиксией, перенесенными инфекционными заболеваниями в грудничковом возрасте, черепно-мозговыми травмами, нарушениями центральной нервной системы, врожденными патологиями (аутизм, олигофрения, гипотиреоз, все формы ДЦП и т.д.). В этих случаях потребуется комплексная помощь медиков, логопедов-дефектологов и нейропсихологов.
Все эти многочисленные причины приведут к нарушению речи или её отсутствию. Вы сделали все правильно, Вы обратились к специалисту! Теперь давайте разберёмся, как же можно помочь школьнику преодалеть трудности. Первый шаг, который Вам необходимо сделать – это замотивировать ребёнка к занятиям. У всех детей есть свои интересы, то, чем они любят заниматься. Один из способов заинтересовать ребёнка к занятиям – вовлечь его в сказку. Детям нравится чувствовать себя в волшебном, необычном мире с добрыми героями, которые могут тоже не разговаривать.
Приведу несколько примеров использования сказки в работе над речью обучающихся с ОВЗ.
- Анализ сказок (решение “открытых” сказочных задач).
- Рассказывание сказок (групповое: придумывание “по кругу”, рассказывание “по кругу” известной сказки; индивидуальное: от 3-го лица, от 1-го лица).
- Постановка сказок (игры-драматизации).
- Сочинение сказок (интерпретация, переписывание, дописывание, сочинение новых сказок и историй).
- Куклотерапия (пальчиковые, бумажные,куклы, фланелеграф, магнитные, стендовые).
- Рисование сказок (спонтанное рисование, раскрашивание, штриховка).
Используя сказки для расширения словаря детей, можно проводить следующие виды работы:
- вычленение слов из сказки с заданным звуком;
- рифмовка слов (удалец-молодец);
- придумывание нескольких однокоренных слов (Снегурочка, снег, снеговик, снеговичок);
- подбор эпитетов к сказочному герою;
- называние сказочного героя по эпитетам;
- называние слов-признаков, слов-действий из сказки;
- подбор к сказочному персонажу действий, признаков; подбор к действиям — сказочного персонажа;
- придумывание нового названия сказки;
- называние пропущенных слов в сказке.
Для формирования правильного грамматического строя можно предлажить следующие формы работы:
- составление предложений по опорным картинкам из сказок;
- составление предложений с определенным словом или с несколькими словами; распространение предложения;
- составление предложений по демонстрации действий сказочных персонажей;
- составление предложений с опорой на игрушку;
- упражнение «Закончи предложение» и т.д.
Приёмы при формировании связной речи:
- словесная режиссерская игра;
- пересказ от лица литературного героя; словесное рисование; “а что потом”;
- совместное решения проблемного вопроса к сказке;
- изменение ситуации в знакомых сказках; придумывание кратких историй;
- моделирование; сказки про самого себя;
- перевирание сказки;
- бином фантазии;
- сказки по-новому.
При включении сказок в занятия, решаются задачи развития просодической стороны речи: развития речевого дыхания; плавности речи, дикции (на выдохе произносятся фразы); развитие различной силы выдыхания, развитие голоса с постепенной сменой силы голоса, развитие темпа, ритма и интонации голоса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание.Как научить ребёнка говорить "нет"?!
Презентация к родительскому собранию в 4классе по теме"Как научить ребёнка говорить -нет!?"Что же следует делать родителям для того, чтобы научить ребенка говорить «нет» наркотикам, алкоголю и ...
Консультация для родителей на тему: "Злой и гиперактивный ребёнок. Как ему помочь?"
Предложены методические рекомендации по организации работы с данными детьми и выбора стиля общения....
«Как научить ребёнка говорить?»
Консультация логопеда для родителей...
Развитие речи – одна из важнейших проблем начальной школы. Научить ребёнка говорить – значит научить его мыслить.
Статья в журнале" Народное образование"...
Родительское собрание "Научите ребёнка говорить "НЕТ!""
Целью собрания является знакомство родителей с целями, методами и приемами развития жизненно важных навыков....
Рекомендации родителям: "Как научить ребёнка говорить правду"
Даю основные рекомендации родителям, как научить ребёнка говорить правду...
Буклет Консультирует логопед. «Как научить ребёнка говорить правильно»
Полезные рекомендации для родителей по воспитанию правильной речи своих детей.Речь не передаётся по наследству, ребёнок перенимает речь от окружающих. Поэтому очень важно чтобы взрослые в разговоре с ...