КАК ПОМОЧЬ НЕУСПЕВАЮЩЕМУ ШКОЛЬНИКУ. СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА
материал по логопедии (2, 3 класс)
Выступление на родительском собрании. Материал предназначена для родителей слабоуспевающих младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_pomoch_neuspevayushchemu_shkolniku.docx | 27.46 КБ |
Предварительный просмотр:
КАК ПОМОЧЬ НЕУСПЕВАЮЩЕМУ ШКОЛЬНИКУ.
СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА
Языковая грамотность многим людям дается с трудом, и это в большей степени обусловлено медицинскими и социальными, в том числе семейными причинами. Врачи и учителя отмечают, что с годами растет число детей, рождающихся с нарушениями в деятельности центральной нервной системы. Даже будучи практически незаметными в обычной жизни, эти нарушения оказывают существенное влияние на речевое развитие ребенка.
Неблагоприятное воздействие речевой среды, замена живого человеческого общения с различными электронными устройствами - все это осложняет процесс развития устной и письменной речи.
Ребенок делает многочисленные ошибается на письме, его заставляют «зубрить» правила и бесконечное число раз переписывать каждый текст. В итоге количество ошибок почему-то возрастает. К сожалению, по мере взросления имеющиеся недостатки в развитии речи не исчезают и начинают негативно влиять на школьную успеваемость. А школьник проникается ненавистью к урокам русского языка.
Хочется отметить, что ошибки при письме часто происходят не из-за детской лени и невнимательности, а из-за особенностей их нейропсихологического развития. Ребенок с нормальным слухом, зрением и интеллектом может писать неграмотно из-за незрелости некоторых отделов мозга, отвечающих за двигательные функции рук, речевое внимание, зрительно-пространственную ориентацию.
При дисграфии ребёнок, как ни странно, правила русского языка знает, но когда пишет, применить их не может. Как такое возможно?
Давайте посмотрим, что должен сделать ребёнок, чтобы писать без ошибок?
Сначала вычленить нужный звук из слова. Потом вспомнить, какой буквой этот звук обозначается. Затем представить, как же эта буква выглядит, как её элементы располагаются в пространстве. После этого мозг "даёт команду" руке, которая выполняет правильные движения шариковой ручкой. Параллельно школьник должен вспомнить, какое же правило нужно в этот момент применить на письме.
Как видно, письмо — это сложный процесс, в котором участвует весь мозг целиком: лобные доли, височные, теменные и затылочные. Если говорить точнее, то в процессе письма один участок мозга передаёт необходимые импульсы следующему участку и так далее по цепочке. Если на каком-то этапе возникает помеха, процесс прерывается, импульс идёт по неправильному пути, и ребёнок начинает писать с ошибками.
Значит, письму мы должны учить мозг, и к этому обучению мозг ребенка должен быть готов.
Как же понять, есть ли у ребёнка дисграфия?
Или он просто плохо знает правила?
Заглянем к школьнику в тетрадку. О наличии дисграфии говорят следующие типы ошибок:
Ошибки в ударных слогах ("рОдость" вместо "рАдость").
Пропуск букв.
Недописывание слов и букв ("стака..." вместо "стакаН").
Перестановка слогов ("ябколо" вместо "яблоко").
Повторение одной и той же буквы ("магазиМ" вместо "магазин").
Буквы "б", "в", "э", "з", цифры "4", "3", "5" перевернуты в другую сторону (зеркальное письмо).
Забывание и пропуск редко встречающихся букв ("ъ" и "э").
И, наконец, "неаккуратность" в тетради:
Ребёнок "не замечает" поля и продолжает писать до самого края тетради.
"Съезжает" со строчек к концу предложения.
Переносит слова неправильно.
Часто не делает пробелов между словами.
Не замечает конца предложения, не ставит точки, продолжает писать следующее с маленькой буквы.
Эти и другие ошибки в детских тетрадях говорят о дисграфии.
Дисграфия – частично специфическое нарушение процесса письма.
Как можно помочь неуспевающему школьнику?
Вот несколько игр и упражнений, которые используют логопеды. Родители могут поиграть дома со своими детьми.
Создавайте образовательные плакаты
Этот способ широко используют и рекомендуют в школе.
В чем плюс плаката (особенно, нарисованного самостоятельно)? При составлении такого плаката задействованы все виды восприятия, и ребенок сам (или с вашей помощью) систематизирует информацию. С покупным плакатом ситуация хуже — если просто купить и повесить его на стену, он так и будет там просто висеть.
Но есть и минус — когда ты постоянно видишь перед глазами подсказку, в голове ничего не откладывается — глаз “замыливается”.
Вы можете сделать подобный плакат— взять лист ватмана и на маленьких карточках (не слишком мелких, чтобы можно было прочитать легко!) написать все основные правила.
Важно, при работе с образовательными плакатами в первый раз, объяснить и показать ребенку, как искать нужную информацию: если словарное слово, то его ищем здесь, если таблица умножения — здесь и т. д.
Учите школьника понимать правила
Подчеркнём: не зубрил, а учил с понимаем. Читая правила, важно запоминать чёткий алгоритм, почему определённое слово пишется по одному пункту правила, а второе слово — по иному. Для этого родителю не обязательно быть педагогом. Достаточно взять пример из правила и разобрать его пошагово, как это делается в объяснении.
Допустим, ребёнку сложно запомнить, почему в слове «гора» необходимо писать букву О. Для этого слово нужно проверить, подобрав к нему однокоренное или поставив в другую форму так, чтобы на О падало ударение.
Объяснение может выглядеть так. Выписываем слово на листок, выделяем в нём корень, подчеркиваем гласную О (орфограмму) и изменяем форму слова (гор-а — гОр-ы) или подбираем однокоренное (гор-а — гОр-н-ый). Итак, все условия правила выполнены.
Можно приступать к закреплению на примере других слов, чтобы пришло понимание правила. Заучивать стоит только исключения, а их в русском языке немало.
Если ребёнок пропускает буквы, делаем упражнение "Волшебный диктант".
Вы читаете предложение или его часть (3-4 слова). Ребенок простукивает слоги (ма-ма, мы-ла, ра-му), чтобы уловить ритм предложения. После этого он записывает этот ритм в виде пунктирной линии, где вместо слогов ставит черточки. Следующий этап — нужно записать каждое слово в виде точек (по количеству букв в слове).
Если ребёнок не дописывает окончания, делаем упражнение "Образ слова".
Произносите слово и просите ребенка назвать слово, которое начинается на предпоследнюю букву произнесенного вами слова. Или на третью от конца. Или на ту букву, которую надо запомнить в словарном слове: например, в слове кОрабль — на вторую букву. Слова можно подбирать на одну тему (например, животные, растения) — это будет хорошей тренировкой в классификации.
Если ребёнок делает ошибки в словарных словах, предлагаем упражнение "Весёлый мультфильм".
Даём ребёнку задание мысленно сочинить очень смешной мультфильм, в котором по порядку будут появляться предметы, которые вы назовёте. Ребёнок закрывает глаза, а вы начинаете диктовать словарные слова, очень чётко проговаривая все безударные гласные, непроизносимые согласные и другие сложные случаи: кOрабль, кOрOва, лесТница, кОрзина... Он их увязывает в голове в какой-то смешной сюжет, потом открывает глаза и рассказывает свой мультфильм. Вы живо реагируете.
После этого ребенок, вспоминая придуманный им сюжет, должен написать все эти слова. Затем — самопроверка: даёте ребенку образец, по которому диктовали, и предлагаете проверить, верно ли он написал.
Если есть ошибки, следующее задание: нужно так нарисовать слово, в котором сделана ошибка, чтобы было понятно, какая в этом слове трудность (например, автору на занятиях рисовали корову на велосипеде или корову с огромными круглыми глазами в виде двух букв О; вокзал с большой буквой К; лестницу с буквой Т).
Если ребёнок плохо запоминает правила русского языка, делаем упражнение "Шифровка".
На листе пишется алфавит, каждой букве соответствует какое-то изображение: квадрат, треугольник, пляшущий человечек и т. п. Надо написать записку другу так, чтобы хотя бы в одном слове присутствовало правило, которое мы отрабатываем.
Например, чередование бер-бир. Весь текст записки шифруется, кроме БЕР или БИР. Друг должен понять, о чём ему написали, и ответить таким же образом.
Если ребёнок не применяет правила при письме, делаем упражнение "Зоопарк".
Все садятся в кружок, лучше всего на ковре. Каждый выбирает себе животное и условный знак: например, рысь (руками изображает уши с кисточками), воробей (машет локтями-крыльями)... Все демонстрируют свои движения, остальные пытаются запомнить.
Тот, кто начинает игру, делает своё движение, затем движение кого-то из участников. Каждый должен это уловить, повторить своё движение и опять сделать движение кого-то из участников. Темп постепенно убыстряется. Тот, кто ошибается, отрабатывает фант: публично поет, танцует, читает стихи и т. п. Это полезно для раскрепощения, преодоления страха перед аудиторией.
Если вашему ребенку задали много домашнего задания: прочитать текст или много писать, то разделите текст на части и задание выполняйте в несколько приемов, чтобы ребенка не перегружать.
Никогда не заставляйте ребенка переписывать несколько раз одно и то же, думая, что он лучше станет писать, наоборот это не только повредит здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, и намного увеличит количество ошибок.
Диктанты писать конечно надо, но запомните несколько условий:
- Диктовать нужно очень медленно, затратить не менее часа времени!
- Прочитайте весь текст целиком, четко выговаривая каждое слово!
- Затем диктуйте первое предложение и попросите ребенка повторить за вами сложные слова, и так до конца текста.
- Пусть ребенок, записывая предложения, проговаривает каждое слово вслух.
Советы родителям
- обращайте внимание на характер ошибок в тетради вашего ребенка и вовремя обратитесь к логопеду или психологу;
- помните, что постоянные наказания за плохие отметки только ухудшат ситуацию;
- не торопите неуспешного ребенка;
- постарайтесь избегать отрицательных оценок при неудачах, лучше лишний раз похвалите за то старание;
- сравнивайте ребенка с ним самим вчерашним, а не с другими детьми;
- знайте все задания ребенка по русскому языку и тщательно следите за их выполнением, но помните: это все же его задания, а не ваши;
- проверяя домашние задания, избегайте отрицательных оценок;
- выделите ребенку комнату или ее часть, которая станет его собственной территорией, повесьте над столом интересные и смешные цитаты из произведений, плакаты- подсказки;
- верьте в успех вашего ребенка; радуйтесь вместе с ним его маленьким победам;
- не забудьте о важной составляющей грамотного письма – чтении.
Почаще гуляйте с ребёнком. Во время прогулок мозг насыщается кислородом, улучшается его работоспособность. Это очень полезно для успешного обучения.
Отдайте ребёнка в спортивную секцию или на танцы. Спорт отлично учит произвольной регуляции, развивает моторику, развивает внимание и скорость реакции. А глубокое дыхание во время тренировок насыщает мозг кислородом.
После школы почаще массируйте ребёнку шейную и затылочную область.
Самое главное условие, хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех, ни в коем случае не унижайте!
Всё это немедленно наилучшим образом отразится не только на грамотности, но и на общей успеваемости в школе.
С наилучшими пожеланиями, учитель - логопед МАОУ СОШ №36 П.С. Машкова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как помочь неуспевающему школьнику. Советы логопеда.
Данная статья предназначена для родителей слабоуспевающих младших школьников. В работе дана характеристика нарушений письма, описаны основные дисграфические ошибки, приведены примеры игр и...
Как помочь неуспевающему школьнику? (рекомендации для учителей начальных классов)
Рекомендации для учителей начальных классов по коррекции учебных навыков...
как помочь ребенку, который плохо читает? советы логопеда
Ребёнок плохо читает. Почему? Каковы причины? Что нужно сделать, чтобы чтение из мучения превратилось в удовольствие?...
Как помочь неуспевающему ребёнку? Рекомендации учителя-логопеда.
Современные взгляды в образовании на проблемы неуспеваемости обучающихся. Пути решения этой проблемы в школе....
КАК ПОМОЧЬ НЕУСПЕВАЮЩЕМУ ШКОЛЬНИКУ
Проблема грамотного письма всегда была актуальной. К счастью, проблемы нарушений письма волнуют не только учителей и логопедов, но и родителей. Цель данной статьи - помочь родителям, имеющ...
Консультация для родителей "Как помочь неуспевающему школьнику"
Проблема грамотного письма всегда была актуальной. К счастью, проблемы нарушений письма волнуют не только учителей и логопедов, но и родителей. Цель данной статьи - помочь родителям, имеющ...
КАК ПОМОЧЬ НЕУСПЕВАЮЩЕМУ ШКОЛЬНИКУ. СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА.
Статья содержит советы логопеда для родителей, у которых дети испытывают трудности при письме и чтении. Краткий обзор специфических ошибок, а также игры и упражнения направленные на предупреждение дан...