2019 - Логопедическая диагностика как основа коррекции устной и письменной речи
презентация к уроку по логопедии
В данном материале представлена презентация для студентов-логопедов по ознакомлению с тестовой методикой диагностики устной речи Т.А. Фотековой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
20.10_diagnostika.pptx | 2.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Когда и зачем проводится диагностика? Первые две недели учебного года (с 1 по 15 сентября) Цель – комплектование групп. Планирование коррекционно-развивающего процесса. Последние две недели учебного года (с 16 по 31 мая). Цель – подведение итогов по результатам коррекционной работы. Предварительное планирование коррекционно-развивающего процесса на следующий учебный год.
Что диагностирует логопед? 1 класс: обследование устной речи. 2-4 класс: обследование устной и письменной речи. 5 класс: обследование письменной речи.
Диагностика устной речи.
Фонематическое восприятие Фонематический слух — это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка.
Повторение цепочек слогов.Инструкция : повторяй за мной слоги. Ба-па – па-ба Са-ша – ша-са Ша-жа-ша – жа-ша-жа Ца-са-ца – са-ца-са Ра-ла-ра – ла-ра-ла
Артикуляционная моторика Артикуляционная моторика – совокупность скоординированных движений органов речевого аппарата и обеспечивающая одно из условий правильного звукопроизношения.
Смотри внимательно и повторяй за мной движения Улыбка; Трубочка; Лопатка; Иголочка; Маятник; Улыбка-трубочка.
Звуко-слоговая структура Звукопроизношение Слоговая структура
Звукопроизношение. Инструкция: повторяй за мной слова Собака — маска — нос Сено — косить — высь Замок — коза Зима — магазин Цапля — овца — палец Шуба — кошка — камыш Жук — ножи Щука — вещи — лещ Чайка — очки — ночь Рыба — корова — топор Река — варенье — дверь Лампа — молоко — пол Лето — колесо — соль
Исследование сформированности звукослоговой структуры слова. Инструкция: повторяй за мной слова . Танкист Космонавт Сковорода Аквалангист Термометр
Языковой анализ Включает в себя: Анализ структуры предложения; Слоговой анализ; Звуковой анализ.
Ответь на вопросы (ребенку предлагаются 3 попытки с оказанием стимулирующей помощи: «Подумай еще»). Сколько слов в предложении? День был тёплый. Около дома росла высокая берёза. Сколько слогов в слове? Дом Карандаш Определи место звука в слове. Первый звук в слове «крыша» Третий звук в слове «школа» Последний звук в слове «стакан» Сколько звуков в слове? Рак Сумка Диктант
Словарь и навыки словообразования Назови детёнышей животных: Коза - Собака - Волк - Курица - Утка - Свинья - Лиса - Корова - Лев - Овца -
Составь слова по образцу. Образец: варенье из малины — малиновое. варенье из вишни — кисель из клюквы — варенье из яблок — салат из моркови — варенье из сливы — суп из грибов — кукла из соломы — лист дуба — горка изо льда — лист осины —
Назови слова по образцу. Образец: если днем жара, то день жаркий. Если днем мороз, то день - Если днем солнце, то день - Если днем снег, то день - Если днем ветер, то день - Если днем дождь, то день -
Назови слова по образцу. Образец: у собаки лапа собачья. У кошки лапа - У волка лапа - У льва лапа - У медведя лапа - У лисицы лапа -
Грамматический строй речи Найди в предложениях ошибки и постарайся их исправить Собака вышла в будку. По морю плывут корабль. Дом нарисован мальчик. Хорошо спится медведь под снегом. Над большим деревом была глубокая яма.
Составь предложения из слов: Мальчик, открывать, дверь Сидеть, синичка, на, ветка Груша, бабушка, внучка, давать Витя, косить, трава, кролики, для Петя, купить, шар, мама, красный
Добавь предлоги в предложения: Лена наливает чай... чашки. Птенец выпал... гнезда. Щенок спрятался... крыльцом. Деревья шумят... ветра. Пес сидит... конуры.
Измени слова по образцу: Образец : дом — дома. Образец : дом — много домов стол — стол — много стул — стул — много окно — окно — много звезда — звезда — много ухо — ухо — много
Связная речь Пересказ текста. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Критерий смысловой целостности Критерий лексико-грамматического оформления Критерий самостоятельности выполнения
Связная речь Ученик 9 класса пишет: «Врач слушает пациента, медсестра пишет карточку. В кармане у врача что-то лежит .»
Связная речь Ученик 9 класса пишет: «Человек пришел домой и начал готовить и развлекаться. Но не убрал вовремя за собой. Через 3 дня он увидел, что создал огромный беспорядок и за 3 дня здесь точно не убрать .»
Связная речь Ученик 9 класса пишет: «В лесу один дяденька рубил деревья, другой очищал кожуру. Тетенька собирала грибы. Охотник шел на охоту. Один дяденька сидел на посту. Стоял трактор. Лежало много вырубленных деревьев .»
Связная речь Ученик 9 класса пишет: «Саша написал Соне почту. Положил ее в почтальонный ящик. Приехал почтальон и увез ее на почту. Откуда должны были отправить письмо. Письмо пришло на почту. Почтальон принес Соне домой его .»
Письменная речь Чтение текста; Списывание; Диктант.
Примеры письма под диктовку
Какие могут быть логопедические заключения? Нарушения устной речи: Фонетические и фонематические нарушения Фонетико-фонематическое нарушение Общее недоразвитие речи
Какие могут быть логопедические заключения? Нарушения письменной речи: 1 класс 1 полугодие – трудности в овладении письмом и чтением. 1 класс второе полугодие – 2 класс 1 полугодие – нарушения процессов формирования чтения и письма. Со 2 класса 2 полугодия - дисграфия , дислексия . 4 класс 2 полугодие – « дизорфография ».
Что дальше? рекомендации ПМПК + результаты логопедического обследования = направления коррекционной работы
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему «Коррекция устной и письменной речи обучающихся, воспитанников специальной (коррекционной) школы- интерната V вида с использованием логопедическо-го тренажера «Дэльфа-142.2 »
Использование компьютерных программ в образовании уже давно стало повсеместным явлением. В на...
Игровые приёмы в работе по коррекции устной и письменной речи младших школьников
Ценнейшим качеством дидактических игр является их возможность индивидуализировать работу на уроке, обеспечивать задания, посильные каждому ученику, с учетом его умственных возможностей и максима...
Использование кроссвордов на логопедических занятиях как эффективного средства для успешного средства и коррекции устной и письменной речи детей
Кроссворд – игра, состоящая в разгадывании слов по определениям.Работа с кроссвордами поможет научиться определять место звука в слове, называть звуки по порядку, а значит – предупредить ошибки на пис...
Рабочая программа по курсу: "Коррекция устной и письменной речи обучающихся с тяжелыми нарушениями речи", вариант 5.2. 1 класс
Рабочая программа коррекционного курса «Коррекция устной и письменной речи обучающихся с задержкой психического развития» 1 класса разработана в соответствии с требованиями федерального го...
Коррекция устной и письменной речи учащихся с тяжелыми нарушениями речи.
В статье раскрывается система работы по предупреждению и исправлению нарушений устной и письменной речи учащихся начальных классов....
Развитие и коррекция устной и письменной речи на логопедических занятиях в начальной школе
В практическом осуществлении учебно–воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе коррекционное развитие как специально организуемый и направляемый процесс...
Рабочая программа "Логопедическая коррекция устной и письменной речи у обучающихся 1-4 классов"
Программа разработана с учётом новых ФАОП НОО для обучающихся с ОВЗ....