Статья "Речевая готовность к школе"
статья по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)

Григорьева Надежда Анатольевна

Речевая готовность к школе - один из важнейших показателей общей подготовленности к школе. Родителям и педагогам необходимо знать критерии речевой готовности к школе, возможные последствия речевого недоразвития, способы поддержки детей с нарушениями речи на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_grig.docx20.52 КБ

Предварительный просмотр:

Григорьева Н.А.

Статья «Речевая готовность к обучению в школе»

       В настоящее время к готовности к школе будущих первоклассников предъявляются определенные требования. В частности к речевой готовности, от уровня развития которой напрямую зависит успешность обучения в школе.

     Речевая готовность – это набор базовых умений, формирующихся в период дошкольного детства, необходимый ребенку для усвоения школьной программы, Существуют особые критерии готовности к школьному обучению, которые предъявляются к усвоению ребёнком родного языка как средства общения.

      Сформированность:

‒ звукопроизносительной стороны речи;

‒ фонематического слуха и восприятия;

‒ лексического запаса;

‒ грамматического строя;

‒ связной речи в целом.

     Рассмотрим каждый из выделенных компонентов речевой готовности более подробно, а также возможные ошибки, возникающие при их недоразвитии в процессе школьного обучения.

     1. Звукопроизносительная сторона речи 

    Ребенок должен владеть правильным, четким произношением звуков всех фонетических групп (свистящих, шипящих, соноров и т.д.).

    Как правило, немногочисленные рассматриваемые нарушения (один, два звука) не влияют на школьную успеваемость. Однако могут привести к трудностям психологического характера: сложности в общении со сверстниками, возникновении у ребенка чувства неполноценности (неуверенность в себе, отказ от публичных выступлений). Нарушение звукопроизношения может стать препятствием при выборе будущей профессии.

   

   2. Сформированность фонематических процессов: фонематического слуха, фонематического восприятия

     К 7 годам ребенок должен на слух различать и воспроизводить слоговые цепочки и слова, содержащие звуки близкие по акустико-артикуляционным признакам, а именно по твердости – мягкости, звонкости-глухости и акустически близкие, например, «са-за, коса-коза», «по-бо, почка – бочка» и т.д.

   При неразличении одного-двух звуков родного языка на письме у первоклассника будут встречаться специфические ошибки: замена букв сходных по акустико-артикуляционному признаку, пропуск мягкого знака, указывающего на мягкость согласного звука (т.е. ребенок как слышит так и пишет «зайка – сайка», «люк – лук», «яблоко - аблоко», «уголь - угол»). Данные ошибки свидетельствуют о таком нарушении письменной речи как акустическая дисграфия.

    Фонематическое восприятие, включает в себя следующие процессы:

 ‒ фонематический анализ – это умение ребенком выделять в тексте предложения, определять количество и порядок слов в предложении, делить слова на слоги, определять место слога в слове (первый слог, второй и т.д.), ударный слог, определять позицию звуков в слове (начало, середина, конец), линейную последовательность звуков в слове (то есть называть порядковый номер звука в слове), позицию звуков по отношению к другим звукам (например, какой звук перед заданным звуком, какой, после и т.д.), уметь давать характеристику звукам (согласный, гласный, твердый, мягкий, звонкий, глухой), осуществлять звуковой разбор слов с помощью символов.

‒ фонематический синтез – это умение составлять тексты из предложений, предложения из слов, слова из слогов, слова из звуков.

      Если фонематический анализ и синтез не будут в полном объеме сформированы у ребенка к первому классу, то возникнут проблемы с процессами овладения чтением и письмом.    

      С первого класса могут наблюдаться следующие ошибки в письменной речи:   ‒ пропуск слов в предложении, слогов в словах, букв в словах, как на письме, так и при чтении;   ‒ перестановки слов в предложении, слогов в словах, букв в словах;   ‒ слитное написание слов в предложении, раздельное написание слов;  ‒ отсутствие разграничения предложений.

    Соответственно специалист, выявив такие ошибки у ребенка на письме, может свидетельствовать о наличии дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Если же такие ошибки будут проявляться при чтении, то такое нарушение будет называться фонематическая дислексия, а также может возникнуть семантическая дислексия, т.е. ребенок будет читать механически, не понимая смысла прочитанного.

     3. Достаточный лексический запас 

    В обиходе ребенок должен использовать различные слова: существительные, прилагательные, глаголы, наречия, числительные, уметь подбирать антонимы к словам, синонимы.

      Также ребенок должен объяснять значения некоторых фразеологизмов, многозначных слов, крылатых выражений, пословиц и поговорок (например, «золотые руки», «сесть в лужу», «не вешать нос», «семь раз отмерь один раз отрежь» и т.д.).

      Будущий первоклассник должен владеть обобщающими понятиям по различным лексическим темам, например одежда, овощи, транспорт, профессии, дикие животные и т.д. и соответственно называть слова входящие в данные лексические темы.

      В случае бедности словарного запаса у ребенка отмечаются трудности при составлении рассказов, пересказов, в общении со сверстниками, а в последствии при написании изложений и сочинений.

     При чтении ребенок также может испытывать сложности при понимании смысла прочитанного. В связи с этим в процессе дошкольного детства должна вестись активная работа по накоплению, обогащению, расширению и активизации словарного запаса.

     4. Грамматический строй речи 

     О сформированности грамматического строя речи свидетельствует достаточный уровень развития следующих умений: ‒ умение изменять слова по родам, числам, падежам, временам; ‒ умение образовывать слова с помощью приставок, суффиксов, новые слова от других частей речи; ‒ умение составлять предложения различных синтаксических конструкций, а именно простые предложения с однородными членами, с предлогами, -  видеть связь слов в предложениях; ‒ умение работать с деформированным предложением, самостоятельно находить и исправлять ошибки;

 ‒ составлять грамматические правильные предложения по опорным словам и картинкам; ‒ составлять схемы предложений.

      В случае несформированности грамматического строя речи у ребенка будут отмечаться ошибки как в устной речи, так и в письменной, а именно трудности при согласовании слов в предложении, построении предложений (пример ошибок, «красный ведро», «пять карандошов», «нет ножков», «дает корм петухи», «она пришел» и т.д.).

     Наличие на письме перечисленных ошибок будет свидетельствовать об аграмматической форме дисграфии. Также при чтении в случае несформированности грамматического строя речи будут отмечаться смысловые ошибки, соответственно чтение у детей будет угадывающим.

     5. Достаточно развитая связная речь, то есть к первому классу ребенок должен уметь составлять: ‒ пересказы сказок, рассказов; ‒ описательные рассказы о предметах, явлениях природы; ‒ рассказы по серии сюжетных картинок; ‒ рассказы из личного опыта; ‒ творческие рассказы.

    Уровень развития связной речи зависит от сформированности лексико- грамматического строя речи и мыслительных операций. Ребенок к первому классу должен уметь излагать свои мысли, делать умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи явлений и событий, уметь связно и последовательно формулировать основную мысль высказывания.

    Развитая связная речь – залог успешного обучения в школе по таким предметам как: русский язык, литература, окружающий мир, история и все остальные гуманитарные предметы.

    В настоящее время более 70% детей идут в школу имея начальные навыки чтения. Однако не у всех детей имеется четкое представление об образах букв. Дети при чтении путают буквы между собой, например, ш-щ, п-т, ц-щ, п-н, л-м, в-б, о-с и др., могут пропускать строчки при чтении.

    Причинами таких нарушений являются несформированность пространственных представлений, а также нарушения зрительного восприятия.

    При неоказании своевременных мер по устранению данных нарушений аналогичные ошибки появятся на письме, а именно ребенок будет писать некоторые буквы в зеркальном отображении, добавлять лишние элементы буквам, путать письменные буквы между собой, например, «и-у», «в-д», «о-а», «б-д», «с-е» и др.

   Соответственно как родители, так и педагоги должны следить за процессом формирования образа букв у детей, особенно это касается первоклассников, у которых отмечаются минимальные нарушение зрения. Поэтому при знакомстве с буквами перед ребенком должна быть всегда в поле зрения азбука печатных и письменных букв.

   Знание учителем уровня речевой готовности первоклассника позволит: ‒ спланировать индивидуальную педагогическую работу с каждым учеником, ‒ подобрать методы и средства обучения для всего класса с учетом развития речи, ‒ своевременно отслеживать появление специфических ошибок у детей в письменной речи и осуществлять коррекционные и профилактические мероприятия, ‒ в случае необходимости получать консультации по вопросам обучения детей у профильных специалистов (учителей-логопедов, педагогов-психологов, дефектологов).

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико - ориентированный проект по теме: " Организация адаптационного периода первоклассников в контексте психологической готовности к школе".

Данный проект поможет учителям заранее спланировать свою деятельность по работе с будущими первоклассниками и их родителями. Расписаны все этапы проекта. Имеются приложения....

"Готовность к школе"

Современная действительность ставит перед родителями будущих первоклассников ряд очень непростых задач, начинать решать которые приходится еще задолго до радостного первого сентября. В докладе даётся ...

Психологическая готовность к школе

В презентации имеется краткая информация о психологическрой готовности для родителей будущих первоклассников....

Готовность к школе.

Краткая презентация для родителей будущих первоклассников. Можно использовать на собрании ....

Готовность к школе.

Краткая презентация для родителей будущих первоклассников. Можно использовать на собрании ....

Психологическая готовность к школе.

Психологическая готовность к школе.         Наступит первое сентября и за школьные парты сядут вчерашние дошкольники.Первый день в школе- цветы,улыбки,поз...

Методическая разработка по теме: "Диагностика готовности к школе и адаптации к школе учащихся первых классов". 2013 год

В Методической разработке рассматриваются способы диагностики интеллектуальных процессов первоклассников, школьная мотивация, уровень комфортности в классе, уровень критичности в отношении своих...