Рабочая программа для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) по курсу «Логопедические занятия» 3 класс
рабочая программа по логопедии (3 класс)
Рабочая программа
для обучающихся с задержкой психического развития
(вариант 7.2) по курсу «Логопедические занятия»
3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aoop_dlya_obuchayushchihsya_s_zpr_7.2_3_klass.docx | 35.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации Каменского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 5 имени Е.Е. Парфёнова»
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Протокол № « » май 2021г. | СОГЛАСОВАНО Замдиректора по УВР ______________________ « » июня 2021г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ОУ ____________________ « » июня 2021г. |
Рабочая программа
для обучающихся с задержкой психического развития
(вариант 7.2) по курсу «Логопедические занятия»
3 класс
Срок реализации: 2021-2022 учебный год
Составитель: Игина О.В.,
учитель-логопед
высшей квалификационной категории
г. Камень-на-Оби, 2021
Содержание
- Пояснительная записка
- Планируемые результаты освоения курса «Логопедические занятия»
- Содержание курса «Логопедические занятия»
- Тематическое планирование
- Учебно-тематический поурочный план
- Лист коррекции
Пояснительная записка
Рабочая программа профилактики и коррекции смешанной дисграфии у младших школьников, группа риска по письму и чтению (ОНР, ЗПР, ФФНР) для учащихся 3-х классов составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 года №1241 «О внесении в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373».
- Инструктивно-методическое письмо «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» под. ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. М., 1996г.
- Инструктивное письмо Минобразования России от 14.12.2000г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».
- Методические рекомендации «Содержание и организация логопедической работы учителя – логопеда общеобразовательного учреждения» Т.П. Бессонова. – М., АПК и ППРО РФ, 2010г.
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования.
- Примерная программа начального общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, М.В. Бойкиной «Русский язык. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»).
- Закон Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7).
- Адаптированной основной образовательной программой начального общего для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2).
10. Уставом МБОУ «Гимназия № 5».
11. Календарно-учебного графика МБОУ «Гимназия № 5» на 2021-2022 учебный год.
12. Учебного плана МБОУ «Гимназия № 5» на 2021-2022 учебный год.
13. Положения о рабочей программе учебного предмета.
Речь является важнейшей психической функцией человека. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к обобщенному отражению окружающей действительности, к осознанию, планированию и регуляции своего поведения.
В отличие от устной, письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, то есть ее механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе всего дальнейшего обучения.
Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности языковых средств, а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этим средствами в целях общения (Савина Е.А. Возможности комплексного логопедического обследования детей младшего школьного возраста // Практическая психология и логопедия. 2005). Совершенно очевидно, что отклонения в развитии речи затрудняют общение, препятствуют правильному формированию познавательных процессов, затрудняют усвоение чтения, письма и, как следствие, других школьных навыков и знаний. Проблема нарушения письма и чтения занимает одно из ведущих мест в практике школьного обучения, что препятствует формированию у детей полноценной учебной деятельности.
За последние годы среди учащихся, поступающих в начальные классы нашей школы, значительно увеличилось число детей с различными отклонениями в речевом развитии. С началом обучения грамоте у таких детей обнаруживается стойкое нарушение формирования письменной речи, проявляющееся в виде дисграфии. При обследовании речевых нарушений у детей, отмечается смешанная дисграфия, в структуру которой входят такие недостатки письма, как нарушение языкового анализа и синтеза, акустическая и артикуляторно - акустическая дисграфия, элементы аграмматической и оптической дисграфии. При смешанной дисграфии ошибки множественны и разнообразны. Диагностические исследования показывают, что смешанная дисграфия почти всегда обусловлена общим недоразвитием речи ребенка. Такие дети, как правило, испытывают затруднения в усвоении программы по русскому языку, с трудом запоминают и применяют на практике грамматические правила, у них снижен словарный запас, страдает лексическая сторона речи. Это сложный комплекс нарушений, проявляющийся не только в нарушениях письменной речи, в большинстве случаев выявляется недостаточная сформированность таких высших психических функций, как внимание, память различной модальности, а также нарушения в эмоционально-волевой сфере.
Своевременная организация коррекционного обучения в дошкольном возрасте позволяет минимизировать дефект на уровне устной формы речи. Основная масса детей приходит в нашу школу из речевых детских садов, где проводилась большая работа по формированию фонетико-фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи. Однако, недостаточная сформированность фонетических, фонематических и лексико-грамматических средств языка, обусловленная диагнозом общее недоразвитие речи, препятствует успешному обучению письменной речи; нарушения звукослоговой структуры слов создают большие трудности в овладении фонематическим анализом и синтезом. Ограниченность словарного запаса детей проявляется в виде трудностей в овладении семантикой слов, следствием чего являются ошибки в понимании и употреблении слов.
Опыт обучения этих детей свидетельствует о необходимости и актуальности проведения работы по профилактике и коррекции дисграфии и дислексии в период начального школьного обучения.
Данная программа составлена с учетом степени проявления речевой патологии и основывается на следующих теоретических положениях:
- комплексное взаимодействие анализаторов (И.П. Павлов);
- компенсаторные возможности развивающегося мозга в условиях стабилизации патологического процесса (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.С. Ляпидевский, П.К.Анохин, В.В. Лебединский);
- поэтапное формирование умственных операций (А.Н. Леонтьев, П.Я.Гальперин).
Данный курс способствует реализации адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП).
Программа опирается на основные принципы: системность, комплексность, последовательность и систематичность, доступность, индивидуальный подход, онтогенетический принцип развития речевой системы.
Цель: профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся младшего школьного возраста.
Задачи:
- упорядочение и развитие у детей звуковых, морфемных и синтаксических обобщений;
- формирование и совершенствование связной речи, ее устной и письменной формы.
Программа направлена на осуществление профилактики и коррекции смешанной дисграфии, обусловленной общим недоразвитием речи у детей младшего школьного возраста. Программа адресована учащимся 3 классов начальной школы для детей с нарушением речи.
Программа рассчитана на 70 ч, 2 ч в неделю, 35 учебных недель. В 2020-2021 учебном году из-за праздничных дней 4.11.20, 8.03.21, 10.05.21 расчасовка учебно-тематического плана была скорректирована. Тема: «Буквы а – я после твердых и мягких согласных», «Дифференциация [с]-[ц]», «Приставка. Словообразование.» корректирование осуществляется за счёт сжатия учебного материала, вместо 70 планируемых часов, фактических 65 часов.
Планируемые результаты освоения коррекционного курса
Личностные результаты
1) формирование уважительного отношения к иному мнению;
2) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
3) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
4) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
4) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
5) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
6) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
7) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
8) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
9) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
10) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
11) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
Предметные результаты:
1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Результаты коррекционной работы:
В конце коррекционного обучения учащиеся должны:
- знать и дифференцировать понятия «слово», «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак», «словосочетание», «предложение», «текст», «ударение», «предлог», «приставка»,
- уметь правильно строить предложение, грамматически и интонационно его оформлять,
- усвоить способы смягчения согласных с помощью гласных ІІ ряда,
- усвоить слоговую структуру слова с опорой на слогообразующую роль гласных,
- выполнять звуко-буквенный анализ слов,
У учащихся должны повысится:
- активный словарный запас за счёт накопления новых слов разных частей речи,
- устойчивость внимания,
- познавательная активность
- навыки самоконтроля.
Содержание коррекционного курса
Диагностический этап. Обследование устной и письменной речи учащихся. Результаты обследования фиксируются в речевых картах. Исходя из результатов обследования, планируется дальнейшая коррекционная работа.
Подготовительный этап. Уточнение и развитие пространственно – временных представлений. Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия. Знакомство со звуками.
Основной этап. Коррекционная работа на фонетическом уровне. Коррекция дефектов произношения. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова. Совершенствования звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе. Развитие слогоритмической структуры слова.
Темы:
- Звуки речи и буквы. Гласные и согласные звуки.
- Звуковой анализ слов. Простые и сложные формы звукового анализа.
- Звукобуквенный анализ и синтез.
- Звукослоговой анализ слов. Слоговой анализ и синтез.
- Обозначение мягкости согласных на письме гласными II ряда, буквой «ь».
- Разделительный «ь».
- Дифференциация гласных звуков и букв по артикуляторно - акустическим и графическим признакам.
- Дифференциация согласных звуков и букв по артикуляторно - акустическим и графическим признакам.
Работа над дифференциацией звуков ведется в следующей последовательности:
- Каждый из звуков, отрабатывается изолированно: уточняется его артикуляция, фонетические характеристики, графическое изображение, фонематический анализ и синтез слов с заданным звуком;
- Оппозиционные звуки дифференцируют по артикуляции, фонетическому оформлению и смыслоразличительной роли в слове, формируется навык правильного письма.
Работа на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста в 3 классах проводится на основном этапе работы во время дифференциации оппозиционных звуков.
Тематическое планирование
Номер п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Логопедическая диагностика | 4 |
2 | Звуки и буквы. | 2 |
3 | Гласные звуки и буквы. | 2 |
4 | Согласные звуки и буквы. | 2 |
5 | Слоговой анализ и синтез слов. | 2 |
6 | Звукобуквенный анализ и синтез слов. | 2 |
7 | Твердые и мягкие согласные. | 2 |
8 | Буквы а – я после твердых и мягких согласных. | 2 |
9 | Буквы о – ё после твердых и мягких согласных. | 2 |
10 | Буквы у – ю после твердых и мягких согласных. | 2 |
11 | Дифференциация гласных ё – ю | 2 |
12 | Обозначение мягкости согласных буквой «ь» знак. | 2 |
13 | Разделительный «ь» знак. | 2 |
14 | Дифференциация твердых и мягких согласных. | 2 |
15 | Звонкие и глухие согласные. | 2 |
16 | Дифференциация [в]-[ф],[в']-[ф'] | 2 |
17 | Дифференциация [б]-[п], [б']-[п'] | 2 |
18 | Дифференциация [г]-[к], [г']-[к'] | 2 |
19 | Дифференциация [д]-[т], [д']-[т'] | 2 |
20 | Дифференциация [ж]-[ш] | 2 |
21 | Дифференциация [з]-[с], [з']-[с'] | 2 |
22 | Дифференциация [с]-[ш] | 2 |
23 | Дифференциация [з]-[ж] | 2 |
24 | Дифференциация [с]-[ц] | 2 |
25 | Дифференциация [ч]-[щ] | 2 |
26 | Дифференциация [ч]-[т'] | 2 |
28 | Дифференциация [щ]-[ш] | 2 |
29 | Дифференциация [р]-[л] | 2 |
30 | Однокоренные слова. | 2 |
31 | Суффикс. Словообразование. | 2 |
32 | Приставка. Словообразование. | 2 |
33 | Предлоги. | 2 |
34 | Логопедическая диагностика | 4 (2) |
Итого | 70 (68) |
Учебно-тематический поурочный план (3 «В, Г» классы)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Ресурсное обеспечение | |
План | Факт | ||||
Логопедическая диагностика | 4 | 3.09 7.09 10.09 14.09 | Диагностические материалы | ||
Звуки и буквы. | 2 | 17.09 21.09 | Альбом «Учусь не путать звуки» Е.В. Мазанова | ||
Гласные звуки и буквы. | 2 | 24.09 28.09 | Альбом «Учусь не путать звуки» Е.В. Мазанова | ||
Согласные звуки и буквы. | 2 | 1.10 5.10 | Альбом «Учусь не путать звуки» Е.В. Мазанова | ||
Слоговой анализ и синтез слов. | 2 | 8.10 12.10 | Альбом «Учусь не путать звуки» Е.В. Мазанова | ||
Звукобуквенный анализ и синтез слов. | 2 | 15.10 19.10 | Презентация | ||
Твердые и мягкие согласные. | 2 | 22.10 2.11 | Альбом «Учусь не путать звуки» Е.В. Мазанова | ||
Буквы а – я после твердых и мягких согласных. | 2 (1) | 9.11 | Альбом «Учусь не путать звуки» Е.В. Мазанова | ||
Буквы о – ё после твердых и мягких согласных. | 2 | 11.11 16.11 | Альбом «Учусь не путать звуки» Е.В. Мазанова | ||
Буквы у – ю после твердых и мягких согласных. | 2 | 18.11 23.11 | Альбом «Учусь не путать звуки» Е.В. Мазанова | ||
Дифференциация гласных ё – ю | 2 | 25.11 30.11 | Альбом «Учусь не путать звуки» Е.В. Мазанова | ||
Обозначение мягкости согласных буквой «ь» знак. | 2 | 2.12 7.12 | Альбом «Учусь не путать звуки» Е.В. Мазанова | ||
Разделительный «ь» знак. | 2 | 9.12 14.12 | Альбом «Учусь не путать звуки» Е.В. Мазанова | ||
Дифференциация твердых и мягких согласных. | 2 | 16.12 21.12 | Альбом «Учусь не путать звуки» Е.В. Мазанова | ||
Звонкие и глухие согласные. | 2 | 23.12 28.12 | Альбом «Учусь не путать звуки» Е.В. Мазанова | ||
Дифференциация [в]-[ф],[в']-[ф'] | 2 | 11.01 13.01 | Альбом «Учусь не путать звуки» Е.В. Мазанова | ||
Дифференциация [б]-[п], [б']-[п'] | 2 | 18.01 20.01 | Альбом «Учусь не путать звуки» Е.В. Мазанова | ||
Дифференциация [г]-[к], [г']-[к'] | 2 | 25.01 27.01 | Альбом «Учусь не путать звуки» Е.В. Мазанова | ||
Дифференциация [д]-[т], [д']-[т'] | 2 | 1.02 3.02 | Альбом «Учусь не путать звуки» Е.В. Мазанова | ||
Дифференциация [ж]-[ш] | 2 | 8.02 10.02 | Альбом «Учусь не путать звуки» Е.В. Мазанова | ||
Дифференциация [з]-[с], [з']-[с'] | 2 | 15.02 17.02 | Альбом «Учусь не путать звуки» Е.В. Мазанова | ||
Дифференциация [с]-[ш] | 2 | 22.02 24.02 | Альбом «Учусь не путать звуки» Е.В. Мазанова | ||
Дифференциация [з]-[ж] | 2 | 1.03 3.03 | Альбом «Учусь не путать звуки» Е.В. Мазанова | ||
Дифференциация [с]-[ц] | 2 (1) | 10.03 | Альбом «Учусь не путать звуки» Е.В. Мазанова | ||
Дифференциация [ч]-[щ] | 2 | 15.03 17.03 | Альбом «Учусь не путать звуки» Е.В. Мазанова | ||
Дифференциация [ч]-[т'] | 2 | 5.04 7.04 | Альбом «Учусь не путать звуки» Е.В. Мазанова | ||
Дифференциация [щ]-[ш] | 2 | 12.04 14.04 | Альбом «Учусь не путать звуки» Е.В. Мазанова | ||
Дифференциация [р]-[л] | 2 | 19.04 21.04 | Альбом «Учусь не путать звуки» Е.В. Мазанова | ||
Однокоренные слова. | 2 | 26.04 28.04 | Презентация | ||
Суффикс. Словообразование. | 2 | 3.05 5.05 | Альбом «Учусь не путать звуки» Е.В. Мазанова | ||
Приставка. Словообразование. | 2 (1) | 12.05 | Альбом «Учусь не путать звуки» Е.В. Мазанова | ||
Предлоги. | 2 | 17.05 19.05 | Альбом «Учусь не путать звуки» Е.В. Мазанова | ||
Логопедическая диагностика | 4 (2) | 24.05 26.05 | Диагностические материалы |
Лист коррекции
№ п/п | Дата занятия по учебно-тематическому планированию | Тема занятия по учебно-тематическому планированию | Способ корректировки с указанием фактической даты занятия | Причина корректировки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) с учетом психофизических особенностей детей с нарушениями опорно двигательного аппарата ( вариант
Адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) с учетом психофизических особенностей ...
Примерная адаптированная программа для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1. / 7.2.)
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития, адаптированная для обучения данной категории обучающихся с учетом осо...
Адаптированная рабочая программа по предмету «Русский язык» для обучающихся с задержкой психического развития ( вариант 7.1) для 3 класса
Адаптированная рабочая программа по предмету «Русский язык» для обучающихся с задержкой психического развития ( вариант 7.1) для 3 классаРабочая программа конкретизиру...
Рабочая программа учителя-логопеда для обучающихся с ОВЗ начального образования (АООП для обучающихся с задержкой психического развития вариант 7.1)
В последнее время увеличивается число детей, испытывающих трудности при усвоении школьной программы. Одной из причин школьной дезадаптации является нарушение письменной речи. Нарушения чтения и письма...
Рабочая программа Коррекционный курс: «Путешествие по Стране Звуков и Букв» АООП для обучающихся С задержкой психического развития (вариант 7.2)
Рабочая программа направлена на коррекцию недостатков речевого развития у школьников....
Адаптированная рабочая программа для учащихся с задержкой психического развития (вариант 7.2)
Адаптированная рабочая программадля учащихся с задержкой психического развития(вариант 7.2)...