Четыре способа помочь ребенку стать читателем
статья по логопедии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 14.43 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧЕТЫРЕ СПОСОБА ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ
Когда ребенок только-только осваивает чтение, этот процесс ему весьма интересен. Ребенок рад, что из букв на бумаге вдруг получаются слова. Казалось бы, вот-вот возникнет интерес к содержанию текста – и ребенок начнет читать для того, чтобы узнавать какие-то истории. Однако переход к этому этапу часто затягивается надолго.
Дело в том, что у многих детей техника чтения формируется не так уж быстро. Получается, что первоначальный интерес к складыванию букв уже угас, а до чтения историй все еще очень далеко. Это происходит в тот момент, когда ребенок уже читает слова, предложения или группы предложений, но не более того. Образуется разрыв между возможностями чтения и потребностями.
Даже если ребенок способен прочитать небольшую простую историю, умственно он простые истории уже перерос и нуждается в историях более сложных. Читать про маму, которая мыла раму, ребенку неинтересно, а читать книгу про муми-троллей он не способен технически.
В итоге возникает замкнутый круг: ребенок не читает, потому что материал для чтения ему неинтересен, а раз он не читает – его техника чтения не совершенствуется, и к действительно интересным рассказам он всё никак не может приблизиться.
Как сгладить это противоречие? Думаю, путь у взрослых только один – поскольку навык чтения все равно нужно тренировать, взрослым остается только постоянно подыскивать для тренировок нескучный материал.
Во-первых, возможно утилитарное чтение. Ребенка постоянно стимулируют читать, но не азбуку, а вывески, надписи на упаковках с продуктами, указатели и т.д. Многим детям это интересно, особенно, если они чувствуют, что это полезно и важно (если, например, чтение помогает им выбрать нужный продукт в магазине). Но этот путь требует от взрослого определенной гибкости и наблюдательности, поскольку нужно все эти надписи вокруг примечать, да еще и отбирать среди них недлинные и понятные.
Во-вторых, есть вариант подыскивать ребенку книги, в которых текста минимум, а иллюстраций максимум. У многих родителей есть предубеждение против комиксов, но я считаю – зря. Комиксы бывают разные, вполне можно подобрать не «отупляющие», а очень даже развивающие. Но придется поискать, тем более, что, к сожалению, в комиксах очень любят печатать текст мелким шрифтом, а ребенку это не подходит. Еще такое хорошее соотношение текста и иллюстраций бывает в детских журналах и в некоторых детских энциклопедиях.
В-третьих, возможно чтение азбук, но таких, где ребенок выполняет какие-то интересные задания. Проходит лабиринты, соединяет слоги, подбирает картинку к слову и так далее. Такие задания подходят еще и тем детям, у которых чтение уже вызывает отвращение, потому что в этом случае они уже как бы не читают, а разгадывают головоломки. (А техника чтения между тем нарабатывается).
Еще один вариант – совместное чтение. Мама или папа читает ребенку вслух, а ребенок в этом тексте читает, например, только названия глав или только речь одного из персонажей. Иногда родители находят какие-то увлекательные рассказы и нарочно не дочитывают последний абзац, чтобы ребенок на волне любопытства дочитал его сам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как помочь ребенку стать читателем
Люди перестают мыслить, когда они перестают читать. Д. Дидро К третьему классу у разных детей складывается неодинаковое отношение к чтению как самостоятельному интеллектуальному занятию...
"Как помочь ребенку стать читателем"
Потребность в чтении не возникает сама собой и не складывается в результате принудительного общения с книгой. Насилие здесь недопустимо. Любовь к чтению закладывается годами, и первостепенное значение...
как помочь ребенку стать читателем
статья - рекомендация " Как помочь ребенку стать читателем" ( дети с ОВЗ)...

Как помочь ребенку стать читателем
Дети, которые не любят читать, нередко плохо владеют техникой чтения. Именно отсутствие хорошо отработанного навыка чтения может служить препятствием для свободного общения ребенка с книгой...