Занимательные задания по русскому языку.
методическая разработка по логопедии (4 класс)
Сегодня, как и раньше, многие дети не понимают и не любят русский язык.
Звуки, буквы, занудные правила. Все кажется скучным и неинтересным.
И наша задача как учителей не только бороться с ошибками и повышать грамотность, но и заинтересовать детей этим нужным и увлекательным предметом.
Ниже приведены нестандартные задания, которые помогут решить эти задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neobychnye_zadaniya.docx | 87.45 КБ |
Предварительный просмотр:
1 ЧЕТВЕРТЬ
2 ЧЕТВЕРТЬ
1. Расставьте ударения в словах: Д О С У Г, Н А Ч А Л, Т О Р Т Ы, |
| 2. Метаграмма – это загадка, по условиям которой из загаданного слова, путём замены одной буквы другой, получается новое слово.
| ||||||
3. Выделите приставки в словах: 1) ПОЕЗДКА, ПОЛОСА, ПОЛЕВОДСТВО, ПОЛЕНО. 2) СОТРУДНИК, СОЛОВЕЙ, СОЕДИНЕНИЕ. |
| 4. Решите ребусы:
| ||||||
5. Образуйте имена из следующих сочетаний слов: ВЛАДЕТЬ МИРОМ – |
| 6. Распределите слова по родственным корням: НАВОДНЕНИЕ, НАВОДЧИК, ВОДОЁМ, ПОВОДЫРЬ, ВОДОРОСЛЬ, ВОДИТЬ, ВОДИТЕЛЬ, ПАВОДОК, ПОЛОВОДЬЕ, ВОДЯНОЙ, ВОДОЛАЗ. 1. 2. | ||||||
7. Найдите «третий лишний»: 1) ВЕТЕР, ВИХРЬ, БЕЗВЕТРЕННЫЙ; 2) СОСНА, ДЕРЕВО, ДЕРЕВЯННЫЙ; 3) УЧИТЬ, ИЗУЧАТЬ, ЗУБРИТЬ; 4) СОЖАЛЕНИЕ, СОЧУВСТВИЕ, ЖАЛОСТЬ. |
| 8. Замените следующие словосочетания одним словом: Рисунки в журнале, газете, книге - Сквозной проезд, прорытый под землёй – Место, где получают и выдают деньги – Свидетельство об окончании средней школы – | ||||||
9. Образуйте и запишите однокоренные слова, прибавляя к ним приставки. |
| 10. Укажите, где предложения, а где словосочетания: СТРЕКОЗЫ ПРИМЧАЛИСЬ. – | ||||||
11. Какая буква наиболее «редкая гостья» в книгах, написанных по-русски? |
| 12. В одно учреждение пришла телеграмма о прибытии иностранной делегации: «ДЕЛЕГАЦИЯ ВЫЕЗЖАЕТ УТРОМ Почему телеграмма вызвала недоумение у сотрудников? | ||||||
13. Шарады (получите омонимы):
|
| 14. Замените одним словом: Жвачное животное с очень длинной шеей - Какие животные носят еду на спине - Хищная рыба с острыми зубами - Дикая роза с ярко-красными ягодами - | ||||||
15. Исправьте ошибки в письме: Здраствуй, Маша! В деревне хорошо. Я здесь буду развеваться, загорать и заколюсь на сонце, поворачиваясь с бачка на бачок. Миша меня будет рыбу ловить рано утром. Хорошо поседеть на берегу с удочкой. Я уже обижал лиса. Миша |
| 16. В некоторых словах с целью экономии места повторяющиеся основное слово или корень обозначается значком (тильдой). Например, корень лес: ок; ной; ник Попытайтесь угадать «тильду» в данных словах: 1) ное сосуществование; по ить(ся); 2) ливый человек; ственные возгласы; | ||||||
17. Прибавляя по одной букве к «загадочному» слову (имя существительное именительного падежа единственного числа), можно получить слова следующего значения: 1) Газообразное состояние - |
| 18. Какими частями речи могут быть следующие слова. Составьте с ними словосочетания или предложения, чтобы было ясно, какая это часть речи: ПИЛА - ШИЛА - СТРОЙ - | ||||||
19. КРОК…ДИЛ ЖИВЁТ В ПЕЩЕРЕ, |
| 20. Подберите к словам антонимы. Первые буквы пропущенных слов составят ещё одно слово. ШИРОКИЙ – ОТВЕТ: |
3 ЧЕТВЕРТЬ
1. Расставьте ударения в словах: В Ы З Д О Р О В Е Т Ь, |
| 2. Метаграмма – это загадка, по условиям которой из загаданного слова, путём замены одной буквы другой, получается новое слово.
| ||||||||||||||||||||||||
3. Найдите в «склеенных» словах спрятавшиеся приставки. (Они будут не в каждом слове!) ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ, ГРОМООТВОД, ПЯТИЛЕТКА, ВОДОПРОВОДЧИК, ПУТЕШЕСТВЕННИК, МЯСОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЙ. |
| 4. Решите ребусы:
| ||||||||||||||||||||||||
5. Подчеркните имена существительные одушевлённые: Кошка, ковшик, черепаха, |
| 6. Запишите одним словом: СКОРЫЙ ПОЕЗД – АСФАЛЬТИРОВАННАЯ ДОРОГА – ПОМЕЩЕНИЕ В ШКОЛЕ – БОЛЬНИЧНЫЙ ЛИСТ - | ||||||||||||||||||||||||
7. «Ходом шахматного коня», прочтите две строчки из стихотворения С.Я Маршака «Школьнику на память». В каждой клетке находится какая-либо часть слова: приставка, корень, суффикс или окончание:
ОТВЕТ: |
| 8. Подберите к словам синонимы: БОР -
| ||||||||||||||||||||||||
9. Заучите «волшебное» предложение: ФОКА, ХОЧЕШЬ ПОЕСТЬ ЩЕЦ? Почему оно «волшебное», узнаете, если зачеркнёте в нём все гласные и мягкий знак. Что останется? |
| 10. Подчеркните проверочное слово: Уд…вительно (диво, дева); | ||||||||||||||||||||||||
11. Данные словосочетания замените одним словом, которое отвечает на вопрос «что делать?» или «что сделать?» Сделать подарок – |
| 12. Какими частями речи могут быть следующие слова. Составьте с ними словосочетания или предложения, чтобы было ясно, какая это часть речи: РОЙ - ТЕЧЬ - МЫЛА - СТАЛИ - | ||||||||||||||||||||||||
13. Определите падежи выделенных слов:
|
| 14. Попробуйте соединить слова из левого и правого столбика так, чтобы получилось новое слово:
НОВЫЕ СЛОВА: | ||||||||||||||||||||||||
15. Шарады:
|
| 16. Как называют ребяток-зверяток у животных:
| ||||||||||||||||||||||||
17. Подчеркните пары слов, которые являются синонимами: Интерес – интересоваться; |
| 18. Продолжите ряд синонимов к выделенным словам: Снег ослепительный, ………………….. | ||||||||||||||||||||||||
19. Найдите «третий лишний»: 1) Целина, цель, прицел
|
| 20. Составьте слово, взяв из разных слов указанные морфемы: Подписать – приставка ПОЛУЧИЛОСЬ СЛОВО: |
4 ЧЕТВЕРТЬ
1. Расставьте ударения в словах: Б А Г Р О В Е Т Ь, |
| 2. Затранскрибируйте скороговорку: У ПЕНЬКОВ ОПЯТЬ ПЯТЬ ОПЯТ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Замените следующие словосочетания одним словом: ПОПУЛЯРНАЯ ИГРА НА ЛЬДУ – ОБУЧЕНИЕ ЖИВОТНЫХ – СОБРАНИЕ КАКИХ-ЛИБО ПРЕДМЕТОВ – ТОВАРИЩ ПО РАБОТЕ – |
| 4. Решите ребусы:
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Расставьте знаки препинания в предложении: ОЛЬГА СИДЕЛА НА СКАМЕЙКЕ КОТОРАЯ НАХОДИЛАСЬ В СКВЕРЕ
|
| 6. Какими частями речи могут быть следующие слова.Составьте с ними словосочетания или предложения, чтобы было ясно, какая это часть речи: ПЕЧЬ – СТИХ – ЖАРКОЕ – МЕЛОК - | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Поставьте ударения в словах: ДОРОГА ДОРОГА, НО ДОРОЖЕ БЕЗДОРОЖЬЕ. |
| 8. Постройте словообразовательный ряд, используя следующие слова: ТЕМНЕТЬ, ТЁМНЫЙ, ПОТЕМНЕТЬ.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. Составьте слово, взяв из разных слов указанные морфемы: Завлечь – приставка ПОЛУЧИЛОСЬ СЛОВО: |
| 10. Допишите пословицы: Поспешишь – людей … С кем поведёшься, … Тише едешь - … Что посеешь, …. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11. Подберите к каждому слову недостающие родственные и запишите их в столбики:
|
| 12. Определите падежи выделенных слов:
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13. Расставьте знаки препинания в предложениях так, чтобы во втором стало на одного человека меньше: 1) На вокзале Пётр встретил мать сестру брата своего товарища. 2) На вокзале Пётр встретил мать сестру брата своего товарища. |
| 14. Шарады:
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15. Допишите рифму: Простое слово «промежуток»: |
| 16. Выделите в словах окончания и найдите в ряду слов лишнее. Подчеркните его: 1) Говорила, прелестна, сначала, бабушка | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17. Подберите к данным словам антонимы: МИНУС – |
| 18. Впишите названия животных: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19. Найдите «четвёртый лишний»: 1) Наез…ник, праз…ник, звёз…ный, ужас…ный; 2) ненас…ный, напрас…ный, извес…ный, хрус…нуть; 3) скис…нуть, блес…нуть, учас…ник, чудес…ный; 4) сколь…кий, ре…кий, ни…кий, про…ьба. |
| 20. Составьте слово. Из предложения Берёза раскачивалась под сильными порывами ветра взять приставку сказуемого. Добавить корень сказуемого из предложения Он выписал из упражнения только слова. Добавить суффикс прилагательного грустный и окончание прилагательного большой. ПОЛУЧИЛОСЬ СЛОВО: |
Учительский вариант (ответы) представлен в Приложении 1.
Список использованной литературы
- Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1995.
- Агранович Е.Д. Наш друг Пишичитай. – М.: МАК-Медиа, 2002.
- Бетенькова Н.М. Орфография, грамматика - в рифмовках занимательных: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1994.
- Бондаренко А.А., Гуркова И.В. Русский язык для весёлых девочек и мальчиков. - Новосибирск: НГПУ, 1995.
- Волина В.В. Весёлая грамматика. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999.
- Волина В.В. Игра – дело серьёзное. – СПб.: Дидактика Плюс, 1999.
- Джежелей О.В. Колобок: Литературные игры и забавы для учеников и учителей, для родителей и детей – для всех, кто любит сказки. – М.: Просвещение, 1994.
- Евлампиева Е.А. Занимательные задания на уроках русского языка. - Чебоксары: КЛИО, 1997.
- Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. - СПб.: Просвещение, 1995.
- Козловский Я.А. Игры с буквами и словами на уроках в школе и дома. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.
- Постникова И.И., Дизенко Н.Д. Занимательные рассказы о частях речи: Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1998.
- Сергеева М.В. Русский язык: Весёлые подсказки. - М.: АСТ, 1999.
- Соболева О.Л., Агафонов В.В. Русский язык: Весёлые правила. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1995.
- Шанский Н.М. Занимательный русский язык: 5-11 классы. - М.: Дрофа, 1996.
- Шкатова Л.А. Пиши и Думай. Занимательные задания по русскому языку для 5-6 классов.
- Шмаков С.А. Игры в слова и со словами. – М.: Астрель, 2000.
- Яхнин Л.Л. Игра в грамматику: Слово и предложение, правила орфографии. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.
- Всегда всем весело / Сост. Е.М. Минскин. – М.: Молодая гвардия, 1958.
- В часы досуга: Игры, литературные викторины, конкурсы для учащихся 1-11 классов / Сост. В.И.Лоцманова, Т.Н.Потапова. – Краснодар, 1997.
- Ехал грека через реку: Считалки. Загадки. Дразнилки. Скороговорки. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
- Загадки. Пословицы. Поговорки / Сост. К. и Д.Солертовские. – М.: ООО «Гамма- Пресс 2000», 2000.
- Занимательное азбуковедение: Книга для учителя / Сост. В.В.Волина. – М.: Просвещение, 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Занимательные задания по русскому языку. 1-4 классы"
Занимательные задания по русскому языку....
Занимательные задания по русскому языку 1-2 класс
Занимательные задания по русскому языку 1-2 класс...
Занимательные задания по русскому языку
В данном материале представлены занимательные задания по русскому языку...
Занимательные задания по русскому языку по теме "Парные звонкие и глухие согласные"
Задания могут быть использованы на уроках русского языка при изучении темы "Парные звонкие и глухие согласные"....
занимательные задания по русскому языку для учеников 3 кл.
занимательные задания по русскому языку для учеников 3 кл...
Занимательные задания по русскому языку, 1 класс
Занимательные задания по русскому языку на уроках в 1 классе могут использоваться при изучении любой темы. Они пользуются большим интересом у учащихся, поэтому будут уместными на каждом этапе ур...
Занимательные задания по русскому языку.
Задания можно использовать ,как на уроках русского языка,так и во внеучебное время....