РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР.
статья

Фуртыго Анастасия Александровна

В данной  разработке представлены виды работы и игры, направленные на развитие диалогической речи у детей с ЗПР. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР.

Основные направления работы по формированию диалогической речи у детей с ЗПР.

Л.С. Выготский разработал учение о первичности и вторичности дефекта, о социальной природе вторичного дефекта. Он сформулировал понятие зона ближайшего и актуального развития ребенка, выявив взаимосвязь психического развития и обучения, где обучение служит движущей силой развития.

Коррекционно-педагогическое сопровождение направлено на обеспечение двух процессов: 1) сопровождение развития ребенка и сопровождение процесса его обучения, воспитания, коррекции имеющихся отклонений. Это направление включает в себя: коррекционную работу, направленную на исправление или ослабление имеющихся нарушений, и развивающую работу, направленную на раскрытие потенциальных возможностей ребенка, достижение им оптимального уровня развития; 2) особый путь поддержки ребенка, помощи ему в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

Очевидно, что коррекционную работу по развитию диалогической речи необходимо осуществлять дифференцированно, в зависимости от характера выявленных трудностей. Учитывался принцип единства возрастного и индивидуального в развитии ребенка. Это означает индивидуальный подход к ребенку в контексте его возрастного развития;

Также, большое значение при организации работы имел принцип о единстве коррекции и развития. В качестве основных условий развития можно назвать следующие:

1. Максимальная реализация возрастных возможностей ребенка;

2. Развитие индивидуальных особенностей ребенка;

3. Создание благоприятного, эмоционального положительного фона.

Цель: организация коррекционно-развивающей работы в коррекционных группах для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР для совершенствования культуры общения и поддержания темы беседы, формирования умения задавать вопросы, давать развёрнутые ответы, развитие произвольной коммуникативной деятельности.

Задачи логопедической работы по формированию диалогической речи у детей с задержкой психического развития:

1) развитие умения вести диалог, используя мимику и жесты;

2) формирование навыков удовлетворения социальных потребностей;

3) формирование навыка поддерживать тему беседы;

4) развитие умения применять формулы речевого этикета.

Однако главная роль в этом процессе принадлежит родителям, под влиянием которых происходит развитие детей. Взрослый может помочь ребенку овладеть умением полноценно общаться, пользоваться в целях общения разными формами и типами высказываний.

На основании анализа специальной литературы по проблеме исследования мы определили то, что развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития будет эффективно при условии использования в образовательном процессе подвижных и ролевых игр с диалогами на основе сказки, а также, в процессе занятий с использованием природного материала.

Примеры игр и упражнений для детей с ЗПР первой группы.

Задания, направленные на развитие интонационной выразительности речи, умение пользоваться жестами и мимикой.

«Узнай настроение»

Цель: умение научиться различать чувства людей по выражению лица.

Материал: карточки с изображением эмоций.

Ход игры: педагог раздаёт детям карточки с изображением лиц, которые передают различные эмоции. Предлагается определить какие чувства выражают герои. Впоследствии, игра усложняется и дети самостоятельно «отгадывают» эмоции и стараются передать её через мимику и жесты. Остальные участники должны отгадать то настроение, которое передаёт ребёнок.

«Поделись»

Цель: освоение коммуникативных умений, вербального и невербального способа выражения чувств.

Ход игры: участники делятся на группы по 3 человека и в группах сначала рассказывает о самом радостном и весёлом событии на прошлой неделе. Затем, каждый жестами и мимикой выражает самое грустное событие.

«Змейка»

Цель: учить детей с вежливой интонацией выражать побуждение и реагировать на побуждения.

Ход игры: водящий (змея) подходит к одному из детей и говорит:

Я змея, змея, змея. Я ползу, ползу, ползу. Будь моим хвостом!  

  • Хорошо.
  • Ну, тогда пролезай.

После этих слов игрок пролезает между ног водящего и становится его хвостом. Затем змея вместе со своим хвостом приближается к другому ребенку и снова произносит эти же слова. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не станут хвостом змеи.

Задания, направленные на формирование культуры диалога.

«Вежливые слова»

Цель: развитие чувства уважение, доброжелательного отношения к людям.

Материал: мяч.

Ход игры: игра проводится в кругу с мячом, который дети бросают друг другу, называя любые вежливые слова. Затем, упражнение усложняется: предлагается называть только слова «приветствия», «прощания», «извинения», «благодарности». В конце упражнения обсуждается, какие чувства вызывают вежливые слова.

«Волшебная фраза»

Цель: учить детей вежливо формулировать просьбу и доброжелательно реагировать на неё.

Материал: игрушки.

Ход игры: детям предлагается встать в 2 колонны с равным количеством человек. После этого, педагог раздаёт игрушки участникам первой колонны. Задача детей противоположной стороны вежливо попросить игрушку и товарища. Те, кто отдаёт игрушку должны так же вежливо согласиться с просьбой. Дети вступают в диалог, используя штампы речевого этикета.

  • Дай, пожалуйста, мне игрушку.
  • Вот, возьми, пожалуйста.
  • Спасибо!

«Добрые слова»

Цель: учить детей использовать в речи различные варианты просьбы-разрешения.

Ход игры: воспитатель создаёт проблемную ситуацию, в ходе решения которой детям предлагается использовать как можно добрых слов. Например: «ребята, дверь захлопнулась, но добрые слова помогут её открыть и мы сможем войти!».

«Вежливые отгадки»

Цель: закреплять у детей умение похвалить друг друга, сказать добрые слова, выразить одобрение, отвечать на побуждение.

Ход игры: дети становятся в круг. Выбирается водящий. Он садится в середине круга на стульчик и закрывает глаза. Дети, держась за руки, идут по кругу, приговаривая в такт движения: Раз, два, три, четыре, пять, Постарайся угадать, Кто тебя сейчас похвалит, Комплимент тебе подарит?

С последним словом дети останавливаются, воспитатель дотрагивается рукой до одного из детей, который произносит похвалу, одобрение, а водящий, не открывая глаз, должен отгадать, кто сказал комплимент.

 Работа, направленная на создание благоприятного эмоционального фона, а также, на развитие умения устанавливать контакт друг с другом.

«Знакомство с мячиком»

Цель: формирования позитивного настроения в группе; знакомство детей друг с другом;

Материал: мяч.

Ход игры: Дети располагаются в круге и поочередно бросают мячик друг другу, при этом называя своё имя. Позже, предлагается называть имя игрока, от которого «прилетел» мяч.

Через некоторое время дети кидают мяч тому, с кем хотят поиграть (это может быть не один участник).

«Любимое имя»

Цель: эмоциональное раскрепощение, самораскрытие членов группы.

Ход игры: детям предлагается вспомнить, как по-разному называют их окружающие, как называет их мама, друзья. Затем детям предлагается выбрать своё любимое имя и сказать его всей группе.

«Всё наоборот»

Цель: сплочение группы, формирование навыков самоконтроля в процессе группового взаимодействия;

Материал: карточки с изображением движения (схематично);

Ход игры: Педагог предлагает детям разделиться на пары. Каждая пара получает карточки, где схематически изображены движения. Например, руки вверх, руки в стороны, руки вправо. Один из участников даёт инструкцию товарищу, задача которого, выполнить движение, но наоборот.

«Скульпторы»

Цель: формирование у ребёнка адекватного отношения к себе и сверстникам;

Ход игры: Детям предложено распределиться на 2 подгруппы, в каждой выбрав «скульптора». Скульпторы получают задание: придать своей группе позы животных или предметов. Каждая из групп угадывает: что хотел изобразить скульптор.

«Наведи порядок»

Цель: развитие умения работать в коллективе, чувства сплоченности.

Ход игры: дети приходят в знакомую группу, но вещи стоят не на своих местах. (При отсутствии постоянной игровой комнаты предлагается обустроить «уголок», расположить предметы для запоминания местоположения детьми, после чего переставить предметы).

Детей просят рассказать что стоит не на своём месте и переставить.

«Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем»

Цель: организовать совместную деятельность детей;

Материал: изображения птиц и животных;

Ход игры: дети разбиваются на пары, выбирают одно животное или птицу. Выбранное животное нужно изобразить так, чтобы остальные дети узнали его.

«Волшебный мешочек»

Цель: организовать совместную деятельность детей;

Материал: мешочек с различными объёмными предметами.

Ход игры: Дети по очереди запускают руку в мешочек, выбирают один из предметов, ощупывают его и называют. Один ребенок выбирает предмет и старается догадаться, что это. Остальные задают вопросы, которые помогают определить, какая вещь выбрана. После предмет достают, чтобы проверить себя.

«Знакомство с другом»

Цель: организовать совместную деятельность детей; развитие умения вступать в диалог;

Материал: игрушки, знакомые детям; музыка;

Ход игры: каждому участнику предлагается выбрать любую игрушку и взять её. Дети образуют 2 круга. При проигрывании мелодии, два круга «двигаются» в противоположных направлениях, при остановке мелодии – дети образуют пары. Каждый знакомит своего товарища со своей игрушкой:

  • Знакомьтесь, моя кукла Юля!
  • Добрый день! Это моя любимая игрушка - Чебурашка.

«Передай улыбку по кругу»

Цель: эмоциональное раскрепощение, сплочение группы.

Ход игры: участники встают в круг, берутся за руки. Ведущий, поворачиваясь к соседу говорит: «Я дарю тебе свою улыбку!» - и широко улыбается. Следующий повторяет то же самое. Действия выполняются под песню «Улыбка» В.Я.Шаинского.

Задания, направленные на понимание смысла высказываний

«Тропинка»

Цель: эмоциональное раскрепощение группы, развитие внимания к высказываниям окружающих.

Ход игры: все встают в круг и под музыку начинают движение. Даётся команда «Домик!» - все дети должны соединить руки над головой в центре круга. По команде «Кочка!» - дети приседают, положив руки на голову. По команде «Тропинка!» - возвращаются в круг и продолжают движение по кругу, положив руки на плечи впередистоящего.

«Собери гербарий»

Цель: учить умению понимать смысл услышанной фразы;

Материал: гербарий (листья различных деревьев, карточки с изображением цветов);

Ход игры: Логопед предлагает собрать полный гербарий. Каждый ребёнок получает рисунок с листьями, которые необходимо собрать. После этого, логопед начинает описывать каждый лист. Тот, кому необходим данный листок поднимает руку. Далее дети снова получают карточки с изображением цветов и игра продолжается.

Это лист крупный, с жилками, выглядит словно рука с растопыренными пальчиками.(кленовый лист)

Листочек по форме напоминают ромб. Но с одного края он округлён, а с другого, напротив, имеет зубчики.(берёзовый лист)

Одна сторона листа темно-зеленая, а другая сторона снежно-белая. По форме напоминает круг и имеет длинную ножку.(тополиный лист)

Листья продолговатые с большими округлыми зубцами. (дубовый лист)

Листья «сидят» парочками на черешке. (рябиновый лист)

«Расскажи об игрушке друга»

Цель: учить умению слушать собеседников и понимать смысл услышанных выражений;

Материал: игрушки, знакомые детям; музыка;

Ход игры: дети образуют два круга. Детям, стоящим во внешнем круге, предлагают выбрать игрушки. Каждый из них рассказывает о выбранном герое. Воспитатель помогает детям, задавая наводящие вопросы. После беседы, звучит музыка и два круга «двигаются» в противоположных направлениях. При остановке мелодии участники встают в пары и дети, стоящие во внутреннем круге описывают игрушку, опираясь на рассказы товарищей.

«Модельер»

Цель: учить умению понимать смысл услышанной фразы; вступать в диалог;

Материал: кукла; различная одежда, головные уборы, обувь, украшения, сумочки;

Ход игры: модельер предлагает одеть куклу, глядя на картинку, называя определённую одежду, головной убор, обувь, украшению и сумку. Если вназванных вещей нет в наличии, второй игрок предлагает замену.

Диалог продолжается, пока кукла полностью не будет одета.

 Задания, направленные на развитие умения задавать вопросы

«Да и нет»

Цель: Знакомство с вопросом как формой получения информации, знаний; активизация речевой поисковой активности.

Материал: предметы различного назначения — игрушки, предметы быта, овощи, одежда.

Ход игры: педагог раскладывает предметы перед детьми и просит совместно загадать один любой предмет, но не говорить что это. После этого, детям задают вопросы, чтобы угадать предмет. Игроки могут отвечать только «да» или «нет».

«Что за ширмой»

Цель: Освоение умения формулировать вопросы в различной форме при опоре на наглядный материал;

Материал: 5-7 предметов, знакомых детям.

Ход игры: Педагог сообщает детям, что за ширмой находятся предметы. Перед детьми ставится задача: узнать какой это предмет, задавая различные вопросы. Учитель даёт подсказки: «Легко угадать предмет, если вы сначала узнаете, для чего он нужен, а потом выясните, какой он».

«Только этот звук»

Цель: Учить детей формулировать вопросы.

Ход игры: Педагог даёт установку на внимание: отвечая на вопросы ведущего необходимо использовать слова, начинающиеся на заданный звук. Выбранные ведущий поочерёдно задаёт вопросы детям.

 Как тебя зовут? – Аня.

 Какой твой любимый фрукт? – абрикос.

 Назови любой месяц. – апрель

«Найди пару»

Цель: организовать совместную деятельность детей;

Материал: парные карточки с изображение животных и птиц.

Ход игры: дети получают карточки с изображением животных или птиц. По очереди, каждый из группы встаёт в центр круга и описывает изображение. Дети задают уточняющие вопросы. Игрок, у которого оказалась пара 74

выходит из круга, после чего выбывшие участники получают новые карточки. Игра продолжается.

«Нелепица»

Цель: учить детей задавать вопросы и отвечать на них.

Материал: набор картинок.

Ход игры: Игрокам раздаются картинки. Затем ведущий задаёт вопросы: «Чем ты ешь кашу?», «Чем рисуешь?», «Чем режешь бумагу?» и т.д. Ребёнок, которому был задан вопрос, открывает картинку и называет предмет, изображённый на карточке (В творительном падеже).

«Узнай что дальше»

Цель: развитие умения точно формулировать вопрос

Материал: художественное произведение Н.Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей».

Ход игры: воспитатель читает одну из глаз произведения, останавливаясь. Детей дают установку: «Что ты хочешь узнать? Спроси об этом.»

Участники задают вопросы, чтобы узнать о продолжении истории. В конце прочтения главы, воспитатель просит детей повторить вопросы. Вся группа старается ответить на поставленные вопросы.

Задания, направленные на развитие умения давать развёрнутые ответы.

«Беседа по телефону. Вызов врача»

Цель: развитие отражённой речи

Материал: детский телефон, мультфильм для просмотра «Про бегемота, который боялся прививок», снятый по сказке МилошаМацоурека.

Ход игры: После просмотра детям предлагается разыграть мультфильм. Воспитатель или логопед играет роль доктора, а ребёнок – роль Марабу.

«Магазин»

Цель: развитие умения отвечать на вопросы;

Материал: овощи и фрукты;

Ход игры: логопед в роли продавца, дети – покупатели. Детям объясняется, что только что открылся новый магазин под названием «Овощи и фрукты», но продавец не успел разобрать коробки, а в них есть и ненужные товары, которые магазин не закупал, например, игрушки.

ВЫВОДЫ

Целью методических разработок было диалогической речи у детей с задержкой психического развития посредством игр, занятий и упражнений.

На основании полученных данных нами была разработана программа по развитию диалогических умений. Система занятий была построена на основе программ обучения и воспитания дошкольников с задержкой психического развития, разработанной Л.Б.Баряевой и Е.А.Логиновой.

Коррекционно-логопедическая работа была направлена не только на развитие диалогической речи, но также и на развитие неречевых психических функций дошкольников. Дифференцированный подход должен осуществляться с учетом доминирующих нарушений и их соотношений с другими компонентами, лежащими в основе процесса речи, а также с учетом индивидуальных особенностей детей с ЗПР. Развитие навыка общения строилось с учетом общедидактических и специфических принципов обучения.

Предполагается, что при включении разработанных нами игр и заданий в процесс коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста, имеющими задержку психического развития, будет отмечаться улучшение в общении, активное использование диалогической речи, а также, наиболее приближенные к их сверстникам без отклонений в психическом развитии, показатели диалогической речи после завершения коррекционной работы лучше, чем у детей не подвергающиеся коррекции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных навыков у младших школьников через организацию проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС

 Коммуникативные навыки – одно из важнейших условий  достижения успеха в современной жизни. Ученику, сталкивающемуся  с проблемами в учёбе, это даёт возможность получ...

Модифицированная программа "Развитие коммуникативных навыков у младших школьников со сложными нарушениями речи".

Развитие коммуникативных навыков  у младших школьников со сложными нарушениями речи -  как условие адаптации в образовательном процессе....

Методические рекомендации по развитию коммуникативных способностей у младших школьников.

     Чем коммуникабелен ребенок , тем ему легче пройти период адаптации в школе. Поэтому одной из первый задач, которые стоят перед учителем первоклассников, это развитие умения ...

формирование коммуникативных навыков у младших школьников в ГПД

Выступление на ШМО. Отчет по теме вомообразования...

Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков у младших школьников

Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков у младших школьников...

Влияние семьи на формирование коммуникативных навыков у младших школьников

Влияние семьи на формирование коммуникативных навыков у младших школьников...

Статья на тему "Методики для определения уровня сформированности коммуникативных навыков у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости."

В статье приведены методики для определения уровня сформированности коммуникативных навыков у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости....