"Влияние развития мелкой моторики на формирование речи и письма"
материал по логопедии
Материал содержит анализ причин трудностей формирования письма.Материал может быть полезен учителям начальных классов, учителям-логопедам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_ruki_k_pismu.docx | 15.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на методическом объединении учителей начальной школы ЧУ ОО «СОШ «Виктория»
Тема: «Влияние развития мелкой моторики на формирование речи и письма»
Подготовила учитель-логопед Щекина И.В.
На разных этапах обучения педагогам и родителям необходимо знать характерные особенности формирования навыка письма, почерка, возможную скорость письма и темп.
В детских учреждениях при подготовке детей к школе стали акцентировать внимание на проблеме подготовки руки к письму. Обычным стали ситуации, когда ребенок уже учится в 1 классе, а рука его не подготовлена или недостаточно подготовлена к тому, чтобы в течение учебного дня успешно справляться с объемом письменных заданий учителя.
Дети много и долго пишут на уроках в школе. И даже в старших классах одни учащиеся ощущают дискомфорт в мышцах доминантной руки, другие - утомление и даже переутомление мышц, как результат их слабости или вялости, что выражается в затекании кисти или пальцев, удерживающих ручку, в легком онемении из, возникновения тремора, приводящего к вибрирующих линий букв и т.д.
Чтобы выдерживать общий темп, заданный педагогом классу при письме, моторно неловкие дети напряженно, порою из последних сил, удерживают ручку, стремясь увеличить скорость письма. Возникает противоречие между необходимостью выдерживать заданный учителем темп и недостаточными возможностями ребенка, потому что мышцы, участвующие в процессе письма, не натренированы, сила их быстро истощается от перегрузки. Истощается и нервная энергия ребенка.
Проблеме подготовки руки к письму уделяется особое внимание и предлагается комплекс мер, способствующих развитию движений пальцев рук. Развитием мелких мышц кистей рук у детей нужно начинать заниматься систематически с года до самой школы, и рекомендуют малышам упражнения, доступные их возрасту. Особое внимание уделяется пальчиковой гимнастике сопровождающейся стихотворной речью. Такие упражнения активизируют моторику рук, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, воспитывают координацию и развитие речи.
Путем экспериментов М.М.Кольцова установила, что формирование речевых областей в коре головного мозга совершается под влиянием импульсов от движения рук. Следовательно, уровень речевого развития детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития «тонких» движений пальцев рук. А при поступлении ребенка в школу важно, чтобы он имел не только хорошо развитую речь, но и подготовленную руку, владел зрительно-моторной координацией.
Тригер Р.Д. и Владимирова Е.В. в пособии «Я учусь писать» указывают на то, что подготовку ребенка к обучению каллиграфии необходимо вести в нескольких направлениях. Они предлагают заниматься упражнениями по ориентировке на листе бумаги, воспитанию графических навыков и т.д., таким образом обосновывая подход к развитию кисти руки как комплексному и заблаговременному.
Механизмы формирования навыка письма сложны, его структура многокомпонентна; на успешность формирования навыка могут влиять различные факторы, в том числе умение ребенка управлять мышцами кисти руки. Качественное управление мышцами достигается при наличии следующих условий:
1.умении ощущать движения мышц;
2.достаточной эластичности мышц;
3.достаточном уровне сформированности переключаемости движений, которая зависит от своевременного дифференцировочного торможения в коре головного мозга;
4.осознанном выполнении движений;
5.достаточном зрительно-моторном контроле.
Все эти условия взаимозависимы.
Процесс написания каждой буквы - это процесс приведения в действие сформированного мыслительно-моторного стереотипа с опорой на зрительное восприятие. Сигналы к запуску алгоритма цепочки последовательных моторных действий при написании одной буквы подается ровно столько, сколько у буквы элементов.
Зрительный анализатор контролирует правильность написания элементов буквы, следит, чтобы элементы не укорачивались, не пропускались, таким образом помогая осуществлять мелкими мышцами пальцев рук движения в полном объеме. Также зрительный анализатор осуществляет подтверждающий контроль за окончанием движения кистью руки, посылая сигнал об этом в центр, откуда подается центральный сигнал для написания следующего элемента буквы.
Написание только одной буквы требует частой переключаемости от одного стереотипа к другому, что обусловлено своевременной сменой процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Если торможение возникнет преждевременно, то элемент буквы при ее написании окажется укороченным (недописанным), а если торможение «запоздает», то элемент буквы будет длиннее, чем это нужно. Так как мышцы пальцев рук являются исполнителями сигналов из центра, то упражнять в переключаемости следует именно мышцы.
Причинами некачественного написания элементов букв (плохого почерка) при нормальной работе зрительного анализатора являются:
- недостаточно сформированная переключаемость движений, связанная со слабостью процессов дифференцированного торможения, а именно с несвоевременной подачей афферентных(обратных) сигналов с периферии в центр;
- Снижение кинестетических ощущений от мышечных движений пальцев кисти руки;
- недостаточно сформированный навык непрестанного сосредоточения мысли при выполнении движений;
- недостаточная эластичность мышц, ослабленный мышечный тонус (вялость мышц) – ограничивают объем движений;
- недостаточная сила мышц – снижает выносливость при нагрузке во время письма, которая увеличивается при необходимости удерживать ученическую ручку.
Происхождение трудностей, их причины, проявление и характер различны, и чтобы подготовить руку к процессу письма, необходим тренинг, с помощью которого создается функциональная база для работы соответствующих анализаторов.
В комплексе мер по развитию и совершенствованию «тонких» движений пальцев рук педагогам и родителям предлагается пальчиковая гимнастика с содружественным речевым сопровождением и без него, различные игры с мелкими предметами: подбор частей картинок, раскрашивание, перекладывание; пальчиковый театр, упражнения по подготовке руки к письму: работа с трафаретами, шаблонами, фигурными линейками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ- ВАЖНЫЙ ЭТАП ПОДГОТОВКИ РУКИ РЕБЕНКА К ПИСЬМУ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ.
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ- ВАЖНЫЙ ЭТАП ПОДГОТОВКИ РУКИ РЕБЕНКА К ПИСЬМУ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЛЯ УСПЕШНОГО ОВЛАДЕНИЯ НАВЫКОМ ПИСЬМА
Речь является важнейшей психической функцией человека. Хорошая речь – это важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Речь способствует социальному контакту между людьми. Благодаря ре...
Выступление перед родителями будущих первоклассников "Развитие мелкой моторики. Как подготовить руку к письму"
Писать первоклассники начинают практически с первого школьного дня. Но не всем это дается легко. У ребенка бывает слабо развита пишущая рука, пальцы кисти руки, слабая координация движений. Это затруд...
Развиваем мелкую моторику – развиваем речь и мышление. Игры и упражнения для развития мелкой моторики.
Статья о взаимосвязи развития моторики рук и речевого развития, о необходимости использования игровых приемов в работе с детьми младшего школьного возраста. Указываются основные методы и этапы проводи...
Развитие мелкой моторики на уроках "Графика и Письмо"
Развитие мелкой моторики у детей крайне важно для развития ребёнка в целом. Что такое мелкая моторика? Это действия, которые выполняют мелкие мышцы ладоней и пальцев рук и ног. Мелкая моторика начинае...
Статья на тему: "«Влияние игр и упражнений для пальчиков на развитие мелкой моторики и формирование речи»
В статье рассказывается о влиянии игр и упражнений на развитие мелкой моторики.Материал содержит примеры игр и упражнений на развитие мелкой моторики....
ВЛИЯНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЁНКА
Подражание движениям рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствуют не только опыт и знания многих поколений, но и исследования физ...