Презентация "Дисграфия"
презентация к уроку по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)
Знакомит с термином "дисграфия", с причинами её возникновения,с видами дисграфии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentats_3.pptx | 2.37 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Письменная речь – одна из форм существования языка, вторичная и более поздняя по времени её возникновения, чем устная речь. В понятие письменная речь входят письмо и чтение. Овладением письменной речью представляет собой установление новых связей между словом слышимым и произносимым, словом видимым и записываемым. Процесс письма обеспечивается согласованной работой четырех анализаторов: - речедвигательного - речеслухового - зрительного - двигательного
Основные проблемы: - несформированность образа буквы и образа слова, пропуск и путаница букв и слогов; - нечитаемый почерк; - незнание основных орфографических правил и обилие ошибок «на правило» - несоответствие между знаниями правил и письмом, то есть неумение применить правило в процессе письма; - неумение составлять связанные, логические тексты; - нелюбовь к чтению.
Аспекты грамотности. Грамотность складывается из трёх основных блоков. 1. Нейропсихологический – функциональная готовность ребенка к письму, то есть достаточное развитие психических функций, необходимых для письма. 2. Социально – педагогический – характер общения ребёнка со взрослыми, игровое развитие в дошкольном возрасте, отношение в семье к чтению. 3. Психологический – уровень мотивации ребёнка к занятиям письмом, чтением и к обучению вообще. Все три аспекта являются необходимыми составляющими грамотного письма, взаимодействуют друг с другом и зависят друг от друга.
«Акт письма ни в какой мере не является результатом деятельности какого – либо одного «центра», в его осуществлении принимает участие целая система взаимосвязанных, но высокодифференцированных зон коры головного мозга» (А.Р. Лурия , 1969).»
Отделы мозга отвечающие за грамотность. Первый блок – блок регуляции тонуса и бодрствования, отвечает за активность мозга. Недостаточность развития : ребёнок быстро утомляется, зевает, перестаёт воспринимать информацию, вертится, роняет ручки, карандаши, м ешает другим. Что делать : обеспечить кислородом мозг, усилить кровоток (дыхательная гимнастика, специальный массаж и двигательная коррекция). Второй блок – блок приема, п ереработки и хранения информации . Недостаточность сформированности приводит к проблемам с памятью, трудности пространственной ориентации(зеркальное написание букв), трудности фонематического и зрительного восприятия, необходимые для правильного различения букв. Третий блок – блок программирования, р егуляции и контроля. Недостаточность : правила знает, но не применяет; ребёнок не соблюдает общие правила нормы поведения.
Несформированность какой – либо из указанных функций может привести к дисграфии. Дисграфия – это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированность высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма. Механизмы дисграфии: 1.Неправильное произношение звуков; 2.Недостаточность слуховых дифференцировок; 3.Нарушение языкового анализа и синтеза; 4.Недоразвитие грамматического строя речи; 5.Несформированность зрительно – пространственных функций.
Специфические ошибки: - на уровне буквы и слога; - на уровне слова; - на уровне предложения (словосочетания)
Выделяют пять форм дисграфий: 1.Артикуляторно – акустическая дисграфия, связанная с неразличением ряда звуков не только на слух, но и в собственном произношении ребёнка (замена в устной речи одних речевых звуков другими). 2.Акустическая дисграфия, связанная с неразличением (или недостаточно устойчивым различением) некоторых акустически близких звуков на слух (звонкие – глухие, свистящие – шипящие, гласные звуки о-у, ё-ю...). 3.Дисграфия на почве несформированности анализа и синтеза (пропуск, перестановка, вставка букв и слогов). 4.Оптическая дисграфия, связанная с трудностью зрительного различения буквенных знаков (смешение букв по кинетическому сходству – о – а, и –у, т –п, б–д). 5. Аграмматическая дисграфия, связанная с несформированностью у ребёнка грамматических систем (рука – рукища , хвост медведя – медведин , медведий хвост)
Спасибо за внимание!
Литература: Т.В.Ахутина «Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции трудностей обучения письму» Сб. «Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств» из-во Санкт – Петербурского университета 2001г. Л.Г. Парамонова «Логопедия для всех» из-во Дельта 1997г. И.Н. Садовникова «Дисграфия, дислексия : технология преодоления». М. Парадигма 2011 А.Е. Соболева, Е.Н. Емельянова «Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом ». Из – во Питер 2009 г.