Понимание дислексии. Как помочь ребёнку?
статья по логопедии

Волкова Нина Валерьевна

Каждый ребенок учится и развивается в своем собственном темпе, и чтение ничем не отличается от других навыков. Обычно дети находят чтение сложным процессом, но, если обучение чтению становится постоянной борьбой, в результате которой ребенок отстает от своих сверстников, вполне возможно, что у него есть расстройство обучения, известное как дислексия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ponimanie_disleksii.docx22.96 КБ

Предварительный просмотр:

Понимание дислексии. Как помочь ребёнку?

Учитель – логопед: Волкова Нина Валерьевна

Каждый ребенок учится и развивается в своем собственном темпе, и чтение ничем не отличается от других навыков. Обычно дети находят чтение сложным процессом, но, если обучение чтению становится постоянной борьбой, в результате которой ребенок отстает от своих сверстников, вполне возможно, что у него есть расстройство обучения, известное как дислексия.

Что такое дислексия?

Дислексия чаще всего связана с трудностями в обучении чтению. Это влияет на способность ребенка распознавать звуки языка и манипулировать ими. Дети с дислексией испытывают трудности с делением слов на слоги и составлением новых слов. Соответственно, это вызывает трудности с чтением и письмом. Ученики могут компенсировать это запоминанием слов, но у них есть проблемы с распознаванием новых слов, и трудности с извлечением из памяти уже знакомых слов.

Дислексия не является отражением интеллекта ребенка — на самом деле она определяется как разрыв между способностями ученика и его достижениями. Некоторые дети с дислексией способны не отставать от своих сверстников с дополнительными усилиями, по крайней мере, в течение первых нескольких классов. Но к третьему классу или около того, когда им нужно уметь читать быстро и бегло, чтобы не отставать от своей работы, они сталкиваются с проблемами.

Благодаря помощи и стратегиям, компенсирующим их слабость в декодировании, ученики с дислексией могут научиться читать и в дальнейшем преуспеть в учебе.

Насколько распространена дислексия?

Многие учёные и практикующие логопеды, отмечают, что многие дети остаются недиагностированными, поскольку трудности в школе неправильно объясняются интеллектом, уровнем усилий или факторами окружающей среды.

Раньше эксперты говорили, что дислексия чаще встречается у мальчиков, чем у девочек, современные исследования показывают, что она одинаково влияет и на мальчиков, и на девочек.

Признаки дислексии:

  • Сложности с запоминанием простых рифм и фраз;
  • Отмечается задержка речевого развития;
  • Сложности с выполнением указаний;
  • Трудности различения направления ‘лево’ – ‘право’;

В школе дети с дислексией, скорее всего:

  • Будут испытывать трудности с произношением новых слов;
  • Будет отсутствовать беглая речь по сравнению с другими детьми их возраста;
  • Будут испытывать трудности при переписывании с доски;
  • Будут испытывать сложности с рифмовкой, с дифференциацией звуков и букв, с фонематическим анализом и синтезом;
  • Будут с трудом писать обычные слова, так как остаётся фонетический принцип письма;
  • Будут испытывать трудности публичного чтения или чтения на время.

Дети с дислексией будут испытывать трудности и вне школы. Например:

  • Трудно расшифровать логотипы и знаки;
  • Трудности при попытке выучить правила игры;
  • Есть трудности с отслеживанием многоступенчатых инструкций;
  • Трудности с изучением иностранных языков;
  • Страх перед публичным чтением влияет на психоэмоциональное состояние.

Дислексия оказывает отрицательное влияние не только на успеваемость в школе, но и на социальное поведение ребёнка. У дислексика, который испытывает трудности с подбором слов, могут возникнуть проблемы с экспрессивным высказыванием. Что в последствии может привести к негативному отношению к окружающему миру.

Дети с дислексией — особенно те, кому еще предстоит поставить диагноз, — часто страдают от низкой самооценки, потому что беспокоятся, что с ними что-то не так, и часто их обвиняют в том, что они недостаточно стараются научиться читать. Практикующие логопеды говорят о том, что большая часть работы с детьми, страдающими дислексией, заключается в том, чтобы помочь им заново поверить в себя, что они умны и способны.

Как диагностируется дислексия?

Если ваш ребенок не соответствует ожиданиям в отношении чтения, вы, как родители, можете обратиться за помощью к практикующему логопеду, чтобы он провёл диагностику и поделился с вами результатами. Диагностика будет проверять интеллектуальные способности вашего ребенка и навыки чтения. Специалист должен исключить другие потенциальные причины, такие как факторы окружающей среды или нарушение слуха. Затем школа должна дать рекомендации о том, как они могут помочь вашему ребенку в обучении.

Когда следует оценивать ребенка?

Дислексия может начать проявляться в раннем возрасте, и есть дошкольная диагностика, которая помогает оценить осознание ребенком звуков, из которых состоят слова, и способность к поиску слов. Практикующие логопеды советуют подождать, пока детям не исполнится по крайней мере шесть лет, и они не получат некоторые формальные инструкции по чтению, чтобы получить формальную оценку.

Для постановки более точного заключения можно подождать до третьего класса, чтобы увидеть, действительно ли их ребенок нуждается в коррекции. Однако ранние вмешательство важно не только для того, чтобы помочь детям наверстать упущенное, но и для того, чтобы укрепить их хрупкую самооценку, которая повреждена продолжающейся борьбой в школе и сравнениями со сверстниками.

Как помочь детям с дислексией?

Диагноз дислексии не означает, что ваш ребенок никогда не научится читать. Есть ряд программ, которые могут помочь и которые включают в себя следующие функции:

  1. Мультисенсорное обучение навыкам декодирования;
  2. Повторение и автоматизация навыков;
  3. Занятия со специалистом не менее двух раз в неделю;
  4. Занятия в небольших группа или индивидуальное обучение;
  5. Обучение навыкам декодирования;
  6. Обучение стратегиям понимания текста, чтобы помочь детям извлечь смысл из того, что они читают.

Многие специалисты отмечают, что традиционное обучение может быть контрпродуктивным для ребенка с дислексией, особенно если это был не положительный опыт. Один из самых важных способов помочь детям с дислексией — это сделать их более уверенным в своём чтении. Отчасти это можно сделать, празднуя даже небольшие победы и достижения, уделяя меньше внимания исправлению своих ошибок.

Советы для учителей, у которых в классе есть дети с дислексией:

  • Давать дополнительное время на тесты и различные задания;
  • Обеспечить тихим местом для работы;
  • Предоставлять возможность давать устные, а не письменные ответы при необходимости;
  • Исключение устного чтения в классе;

Один из лучших способов поддержать ребенка с дислексией — это поощрять те виды деятельности, которые ему нравятся и в которых он чувствует себя хорошо, будь то музыка, вступление в спортивную команду или что-то еще, что помогает укрепить его уверенность в себе.

Чтобы подчеркнуть, что дислексия не является признаком интеллекта, полезно также поговорить об успешных людях, таких как Вупи Голдберг, Генри Форд, Стив Джобс, Ганс Кристиан Андерсен и Стивен Спилберг, у которых также была диагностирована дислексия.

Что может помочь вашему ребёнку с дислексией:

  • Прослушивание аудиокниг как альтернатива чтению;
  • Печатать на компьютере или планшете вместо письма;
  • Приложения, которые могут сделать обучение увлекательным, превратив декодирование в игру;
  • Использование линейки, чтобы помочь детям читать по прямой линии, что может помочь им сосредоточиться;
  • Эмоциональная поддержка.

Советы родителям

Дислексия может привести к разочарованию, смущению, избеганию и низкой самооценке в результате трудностей при выполнении задач, которые кажутся естественными для других. Для этого обсудите конкретные проблемы с ребёнком, возникающие в результате дислексии. Признайте усилия ребёнка и отпразднуйте тяжелую работу, даже если все еще есть ошибки: “Я знаю, как трудно было это домашнее задание по чтению. Я так горжусь тем, как ты старался.” Помогите ему осознать свои сильные стороны: “Ты показал такое великолепное спортивное мастерство и командную работу в футбольном матче вчера вечером, и это был отличный гол, который ты забил!”. Если ваш ребенок начинает говорить такие вещи, как “Я тупой”, не игнорируйте его.

Список литературы:

  1. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. Учеб. пособие. – М.: «Академия», 2015. – 288с.
  2. Детская поведенческая неврология. В двух томах. Том 2 / Чарльз Ньокиктьен; пер. с англ. Д.В. Ермолаев, Н.Н. Заваденко, М.А. Островская; под ред. Н.Н. Заваденко. – 2-е изд. (эл.) – М.: Теревинф, 2012. – 336 с.
  3. Нарушения чтения и письма у детей / А.Н. Корнев. - СПб. : Речь, 2003 (ГПП Печ. Двор). - 330 с.
  4. Пегушина Е.А. Исследование перцептивного и речевого развития детей младшего школьного возраста // Вестник Дагестанского государственного университета. -2013. - Вып. № 4 (119). - С. 258-263.
  5. Рождественская Н. А. Девиантное поведение и основы его профилактики у подростков: учеб. пособие. - М.: Генезис, 2015. - 216 с.
  6. Хотылева Т.Ю., Галактионова О.Г., Ахутина Т.В. Профилактика и преодоление трудностей в обучении на раннем этапе. — М.: В. Секачев, 2014. 108 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шаг к пониманию...

Ангелочки с чёрными пёрышками...это наши дети...Откуда чёрный!?...

Как распознать дислексию (для педагогов).Как можно эффективно помочь детям с дислексией? Кто способен научить ребенка читать и писать?

Теперь о том, как среди тех, кто испытывает трудности в обучении, распознать нуждающихся в помощи специалистов. Это очень важно, так как учитель – первый человек, который может забить тревогу.Необходи...

Дислексия. Виды дислексии. Профилактика и коррекция дислексии.

Данный материал может быть полезным как для работы (коррекция дислексии) с школьниками так и дошкольниками (профилактика дислексии)....

Как можно эффективно помочь детям с дислексией?

Как распознать дислексию у младших школьников?...

Сообщение на ШМО «Дислексия» Практические упражнения по преодолению дислексии.

Сообщение на ШМО «Дислексия» Практические упражнения по преодолению дислексии....

Упражнения для оптической дисграфии и дислексии, для акустической дисграфии и дислексии

Дислексия – это избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения при сохранении общей способности к обучению. Ребёнок с данным расстройством испытывает сложности с распознаванием ...