Понимание дислексии. Как помочь ребёнку?
статья по логопедии
Каждый ребенок учится и развивается в своем собственном темпе, и чтение ничем не отличается от других навыков. Обычно дети находят чтение сложным процессом, но, если обучение чтению становится постоянной борьбой, в результате которой ребенок отстает от своих сверстников, вполне возможно, что у него есть расстройство обучения, известное как дислексия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ponimanie_disleksii.docx | 22.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Понимание дислексии. Как помочь ребёнку?
Учитель – логопед: Волкова Нина Валерьевна
Каждый ребенок учится и развивается в своем собственном темпе, и чтение ничем не отличается от других навыков. Обычно дети находят чтение сложным процессом, но, если обучение чтению становится постоянной борьбой, в результате которой ребенок отстает от своих сверстников, вполне возможно, что у него есть расстройство обучения, известное как дислексия.
Что такое дислексия?
Дислексия чаще всего связана с трудностями в обучении чтению. Это влияет на способность ребенка распознавать звуки языка и манипулировать ими. Дети с дислексией испытывают трудности с делением слов на слоги и составлением новых слов. Соответственно, это вызывает трудности с чтением и письмом. Ученики могут компенсировать это запоминанием слов, но у них есть проблемы с распознаванием новых слов, и трудности с извлечением из памяти уже знакомых слов.
Дислексия не является отражением интеллекта ребенка — на самом деле она определяется как разрыв между способностями ученика и его достижениями. Некоторые дети с дислексией способны не отставать от своих сверстников с дополнительными усилиями, по крайней мере, в течение первых нескольких классов. Но к третьему классу или около того, когда им нужно уметь читать быстро и бегло, чтобы не отставать от своей работы, они сталкиваются с проблемами.
Благодаря помощи и стратегиям, компенсирующим их слабость в декодировании, ученики с дислексией могут научиться читать и в дальнейшем преуспеть в учебе.
Насколько распространена дислексия?
Многие учёные и практикующие логопеды, отмечают, что многие дети остаются недиагностированными, поскольку трудности в школе неправильно объясняются интеллектом, уровнем усилий или факторами окружающей среды.
Раньше эксперты говорили, что дислексия чаще встречается у мальчиков, чем у девочек, современные исследования показывают, что она одинаково влияет и на мальчиков, и на девочек.
Признаки дислексии:
- Сложности с запоминанием простых рифм и фраз;
- Отмечается задержка речевого развития;
- Сложности с выполнением указаний;
- Трудности различения направления ‘лево’ – ‘право’;
В школе дети с дислексией, скорее всего:
- Будут испытывать трудности с произношением новых слов;
- Будет отсутствовать беглая речь по сравнению с другими детьми их возраста;
- Будут испытывать трудности при переписывании с доски;
- Будут испытывать сложности с рифмовкой, с дифференциацией звуков и букв, с фонематическим анализом и синтезом;
- Будут с трудом писать обычные слова, так как остаётся фонетический принцип письма;
- Будут испытывать трудности публичного чтения или чтения на время.
Дети с дислексией будут испытывать трудности и вне школы. Например:
- Трудно расшифровать логотипы и знаки;
- Трудности при попытке выучить правила игры;
- Есть трудности с отслеживанием многоступенчатых инструкций;
- Трудности с изучением иностранных языков;
- Страх перед публичным чтением влияет на психоэмоциональное состояние.
Дислексия оказывает отрицательное влияние не только на успеваемость в школе, но и на социальное поведение ребёнка. У дислексика, который испытывает трудности с подбором слов, могут возникнуть проблемы с экспрессивным высказыванием. Что в последствии может привести к негативному отношению к окружающему миру.
Дети с дислексией — особенно те, кому еще предстоит поставить диагноз, — часто страдают от низкой самооценки, потому что беспокоятся, что с ними что-то не так, и часто их обвиняют в том, что они недостаточно стараются научиться читать. Практикующие логопеды говорят о том, что большая часть работы с детьми, страдающими дислексией, заключается в том, чтобы помочь им заново поверить в себя, что они умны и способны.
Как диагностируется дислексия?
Если ваш ребенок не соответствует ожиданиям в отношении чтения, вы, как родители, можете обратиться за помощью к практикующему логопеду, чтобы он провёл диагностику и поделился с вами результатами. Диагностика будет проверять интеллектуальные способности вашего ребенка и навыки чтения. Специалист должен исключить другие потенциальные причины, такие как факторы окружающей среды или нарушение слуха. Затем школа должна дать рекомендации о том, как они могут помочь вашему ребенку в обучении.
Когда следует оценивать ребенка?
Дислексия может начать проявляться в раннем возрасте, и есть дошкольная диагностика, которая помогает оценить осознание ребенком звуков, из которых состоят слова, и способность к поиску слов. Практикующие логопеды советуют подождать, пока детям не исполнится по крайней мере шесть лет, и они не получат некоторые формальные инструкции по чтению, чтобы получить формальную оценку.
Для постановки более точного заключения можно подождать до третьего класса, чтобы увидеть, действительно ли их ребенок нуждается в коррекции. Однако ранние вмешательство важно не только для того, чтобы помочь детям наверстать упущенное, но и для того, чтобы укрепить их хрупкую самооценку, которая повреждена продолжающейся борьбой в школе и сравнениями со сверстниками.
Как помочь детям с дислексией?
Диагноз дислексии не означает, что ваш ребенок никогда не научится читать. Есть ряд программ, которые могут помочь и которые включают в себя следующие функции:
- Мультисенсорное обучение навыкам декодирования;
- Повторение и автоматизация навыков;
- Занятия со специалистом не менее двух раз в неделю;
- Занятия в небольших группа или индивидуальное обучение;
- Обучение навыкам декодирования;
- Обучение стратегиям понимания текста, чтобы помочь детям извлечь смысл из того, что они читают.
Многие специалисты отмечают, что традиционное обучение может быть контрпродуктивным для ребенка с дислексией, особенно если это был не положительный опыт. Один из самых важных способов помочь детям с дислексией — это сделать их более уверенным в своём чтении. Отчасти это можно сделать, празднуя даже небольшие победы и достижения, уделяя меньше внимания исправлению своих ошибок.
Советы для учителей, у которых в классе есть дети с дислексией:
- Давать дополнительное время на тесты и различные задания;
- Обеспечить тихим местом для работы;
- Предоставлять возможность давать устные, а не письменные ответы при необходимости;
- Исключение устного чтения в классе;
Один из лучших способов поддержать ребенка с дислексией — это поощрять те виды деятельности, которые ему нравятся и в которых он чувствует себя хорошо, будь то музыка, вступление в спортивную команду или что-то еще, что помогает укрепить его уверенность в себе.
Чтобы подчеркнуть, что дислексия не является признаком интеллекта, полезно также поговорить об успешных людях, таких как Вупи Голдберг, Генри Форд, Стив Джобс, Ганс Кристиан Андерсен и Стивен Спилберг, у которых также была диагностирована дислексия.
Что может помочь вашему ребёнку с дислексией:
- Прослушивание аудиокниг как альтернатива чтению;
- Печатать на компьютере или планшете вместо письма;
- Приложения, которые могут сделать обучение увлекательным, превратив декодирование в игру;
- Использование линейки, чтобы помочь детям читать по прямой линии, что может помочь им сосредоточиться;
- Эмоциональная поддержка.
Советы родителям
Дислексия может привести к разочарованию, смущению, избеганию и низкой самооценке в результате трудностей при выполнении задач, которые кажутся естественными для других. Для этого обсудите конкретные проблемы с ребёнком, возникающие в результате дислексии. Признайте усилия ребёнка и отпразднуйте тяжелую работу, даже если все еще есть ошибки: “Я знаю, как трудно было это домашнее задание по чтению. Я так горжусь тем, как ты старался.” Помогите ему осознать свои сильные стороны: “Ты показал такое великолепное спортивное мастерство и командную работу в футбольном матче вчера вечером, и это был отличный гол, который ты забил!”. Если ваш ребенок начинает говорить такие вещи, как “Я тупой”, не игнорируйте его.
Список литературы:
- Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. Учеб. пособие. – М.: «Академия», 2015. – 288с.
- Детская поведенческая неврология. В двух томах. Том 2 / Чарльз Ньокиктьен; пер. с англ. Д.В. Ермолаев, Н.Н. Заваденко, М.А. Островская; под ред. Н.Н. Заваденко. – 2-е изд. (эл.) – М.: Теревинф, 2012. – 336 с.
- Нарушения чтения и письма у детей / А.Н. Корнев. - СПб. : Речь, 2003 (ГПП Печ. Двор). - 330 с.
- Пегушина Е.А. Исследование перцептивного и речевого развития детей младшего школьного возраста // Вестник Дагестанского государственного университета. -2013. - Вып. № 4 (119). - С. 258-263.
- Рождественская Н. А. Девиантное поведение и основы его профилактики у подростков: учеб. пособие. - М.: Генезис, 2015. - 216 с.
- Хотылева Т.Ю., Галактионова О.Г., Ахутина Т.В. Профилактика и преодоление трудностей в обучении на раннем этапе. — М.: В. Секачев, 2014. 108 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Шаг к пониманию...
Ангелочки с чёрными пёрышками...это наши дети...Откуда чёрный!?...
Как помочь ребёнку с дислексией
для родителей...
Как распознать дислексию (для педагогов).Как можно эффективно помочь детям с дислексией? Кто способен научить ребенка читать и писать?
Теперь о том, как среди тех, кто испытывает трудности в обучении, распознать нуждающихся в помощи специалистов. Это очень важно, так как учитель – первый человек, который может забить тревогу.Необходи...
Дислексия. Виды дислексии. Профилактика и коррекция дислексии.
Данный материал может быть полезным как для работы (коррекция дислексии) с школьниками так и дошкольниками (профилактика дислексии)....
Как можно эффективно помочь детям с дислексией?
Как распознать дислексию у младших школьников?...
Сообщение на ШМО «Дислексия» Практические упражнения по преодолению дислексии.
Сообщение на ШМО «Дислексия» Практические упражнения по преодолению дислексии....
Упражнения для оптической дисграфии и дислексии, для акустической дисграфии и дислексии
Дислексия – это избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения при сохранении общей способности к обучению. Ребёнок с данным расстройством испытывает сложности с распознаванием ...