Коррекция дисграфии
методическая разработка по логопедии (2 класс)
предлагается конспект логопедического занятия по предупреждении и коррекции дисграфии. Конспект занятия на тему: "Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 20.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия во 2-ом классе
Тема занятия: звуки и буквы. Гласные и согласные звуки
Цель: профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи у школьников 2 – го класса, имеющих нарушения письма и чтения.
Задачи:
•развитие познавательных и психических процессов - восприятия, памяти, внимания, воображения;
•развитие языкового анализа и синтеза;
•развитие фонематического восприятия;
•развитие лексико-грамматического строя речи;
• формирование орфографической зоркости, навыков грамотного письма;
•формирование у детей умение внимательно слушать рассказ взрослого, соблюдать правила коллективной игры; вырабатывать учебные навыки (умение отвечать на вопросы взрослого, слушать ответы других детей, не перебивать говорящего);
•совершенствование общей моторики; расширение словарного запаса
• повышение мотивации и интереса к учению;
• развитие коммуникативных навыков;
Материально-техническое обеспечение: доска, маркеры для доски, раздаточный материал по теме, на каждого ребенка(распечатки заданий), игра «чтениум», музыка для физкульминутки «чашеска с крышечкой».
Ход занятия:
Упражнение 1. Помнишь ли ты, чему научился?
Логопед: «дети мы живем в мире слов. Каждое слово - маленькое чудо. У слова долгая и интересная жизнь. Подружившись со словом мы откроем удивительную страну родного языка.
Сколько звуков в слове «жизнь»? А сколько в нем букв? Почему букв больше, чем звуков?
Помните: звуки мы слышим и говорим, а буквы мы пишем.
Как обозначается мягкость согласных на письме?
Упражнение 2. Что мы знаем о звуках и буквах?
Звуки - это материал, из которого строятся слова. Сами по себе звуки ничего не значат. Зато они различают слова. Поменяешь звук - получится совсем другое слово или совсем слова не будет.
Звуки бывают гласными и согласными. Они помогают друг другу.
Дети выполняют задание из учебно-методического пособия «Рабочая тетрадь по коррекции дизорфографии у младших школьников»/ А.В. Китикова; под науч. ред. О.В. Елецкой. – ч. 1. – М. : Редкая птица, 2017. – 112 с.
Проведи волнистую линию так, чтобы гласные оказались с одной стороны, а согласные – с другой (стр.27)
Упражнение 3. Кто главнее?
Вот два слова без согласных :у_е_ «_; у_ и_ е_. Какие это слова?
А вот те же слова без гласных: __ч_н_к; _ч_т_ль. Догадались?
Значит, согласные звуки главнее гласных? Пожалуй. Но без гласных они не могут соединиться, гласные звуки соединяют согласные в слоги, поэтому и называются согласными. Значит, ни согласным, ни гласным друг без друга нельзя.
А из слогов, как из кирпичиков, составляются слова.
В каждом слове один кирпичик самый главный. Это ударный слог. Если неправильно поставлено ударение, можно совсем не понять слово.
Физкульминутка с музыкальным сопровождением
«Чашечка с крышечкой»
Упражнение 4. Как стать волшебником
Дети выполняют задание по распечатке из пособия «Тетрадь для коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников»/ Оглоблина И.Ю. – М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2015-64с.
Упр. «Добавим буквы»
Упражнение 5. Прочитайте слоги в таблице.
ПА | ЦА | ЛЫ | ША | ВУ | ХА |
БА | БЭ | РУ | ПО | КА | СО |
ТА | ФУ | КЭ | ГА | ВО | ЩА |
ДА | ЛЫ | ТА | МО | НА | РА |
ШИ | ША | МА | ТУ | ЗО | МЫ |
Упражнение 6.
Составь слова, соединяя слоги из первой строчки со второй. Запиши получившиеся слова. Подчеркни гласные звуки красным карандашом согласные – синим.
ЛУ СА ЛА РА НО ДЫ ПО
МА НА ЛО МА ЛЫ СЫ РЫ
Упражнение 7.
Игра «ЧТЕНИУМ» Автор: Мазина В.Д.
Итог занятия. Рефлексия
Занятие окончено.
Понравилось вам сегодняшнее занятие?
Какое из упражнений понравилось больше всего?
Спасибо!
Литература
- Аникина А.Е., Павлова Н.В. Обучение детей с двуязычием русскому языку // Школьный логопед. – 2014. – № 3.
- Ганькина М.В. Грамматическая аптечка. Неотложная помощь в правописании. Генезис; Москва; 2016
- Ефимeнкoвa Л. H. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов; кн. для логопедов.- М.: Просвещение l99l
- Ефимeнкoвa Л. H Корекция ошибок, обусловленная несформированностью фонематического слуха. Выпуск 2. Часть 1. Дифференциация гласных. М.: Книголюб, 2005
- Ефимeнкoвa Л. H Корекция ошибок, обусловленная несформированностью фонематического слуха. Выпуск 2. Дифференциация звонких и глухих согласных. Часть 2. М.: Книголюб, 2005
- Китикова А.В. Рабочая тетрадь по коррекции дизорфографии у младших школьников: учебно-метод. пособие / А.В. Китикова; под науч. ред. О.В. Елецкой. – ч. 1 – М. : Редкая птица, 2017. – 112 с.
- Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения у детей с ОНР/ Практическое пособие для логопедов. Воронеж: издательство «Учитель» 2003
- Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками / Е.В. Мазанова. — М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006. — 88 с.
- Румега Н.А. Диагностика и коррекция речевых нарушений у детей с билингвизмом // Логопедия в школе: практический опыт/ Под ред. В.С. Кукушина. – М.: МарТ, 2004.
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. Книга для логопеда М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС» 1997
- Яворская О.В. Занимательные занятия логопеда для школьников (2-3 класс) СПб,: «КАРО» 2014