Механизмы возникновения специфических ошибок на письме
статья по логопедии
Предварительный просмотр:
Механизмы возникновения специфических ошибок на письме.
Вид ошибки | Возможные механизмы возникновения |
Ошибки фонемного распознавания. Смешения букв, обозначающих парные звонкие и глухие согласные звуки в сильной позиции в слове [ш]-[ж], [с]-[з], [с’]-[з’], [ф]-[в], [ф’]-[в’], [п]-[б], [п’]-[б’], [т]-[д], [т’]-[д’], [к]-[г], [к’]-[г’]. Смешения букв, обозначающих аффрикаты и их компоненты: [ч]- ц], [ч]-[ш’], [ч]-[т’], [ц]-[с], [ц] - [т] - [т’]. Смешения букв, обозначающих свистящие и шипящие согласные звуки [c] - [ш], [з] - [ж], [с’] - [щ]. Смешения букв, обозначающих звуки [р]-[л]. Смешения букв, обозначающих некоторые гласные звуки в сильной позиции в слове: [а] - [о], [о] - [у]. | Нарушения фонематического восприятия (вследствие трудностей акустического или кинестетического восприятия). |
Пропуски букв, персеверации и антиципации букв. При дисграфии чаще наблюдаются пропуски согласных в их стечениях. дыню - «дыю», страна - «стана», прорубь — «порубь». При дисграфии наблюдаются пропуски как безударных гласных, которые подвергаются сильной редукции, так и ударных. огороде - «огорде», молодой - «малдой». Под персеверациями понимают такое написание, когда ребенок повторяет букву, слог или вместо нужной буквы (слога) воспроизводит уже написанную букву или слог. магазин - «магазим», за машиной - «за зашиной». Такое написание слова, когда буква или слог заменяется последующей буквой или слогом: на деревьях - «на девевьях». | Нарушения звукового анализа и синтеза. Нарушения динамических моторных функций (серийной организации движений). Нарушения внимания (произвольной регуляции). |
Перестановки букв. Иногда в письме ребёнка возникает обратный порядок букв: Москва - «маскав», ковром - «корвом» , все - «све», клубок - «кулбок». К другому типу могут быть отнесены перестановки, при которых точный обратный порядок букв не соблюдается: поклажей - «плакажей», тропа - «прота». | Нарушения звукового анализа и синтеза. Нарушения динамических моторных функций. |
Смешения графически сходных букв на письме. Смешения букв сходных по внешнему виду и написанию: рукописные варианты букв и-у, т-п, б-д, х-ж, л-м и т.д. Ранее эти смешения принято было называть оптическими по предполагаемому механизму возникновения. Однако, смешения графически сходных букв — более удачный термин, т.к. отражает одновременно сходство конфигурации и способа написания букв и позволяет уйти от однозначной трактовки данной ошибки. | Нарушение зрительных и зрительно-пространственных функций. Нарушения динамических моторных функций (серийной организации движений). |
Зеркальные ошибки. Тенденция к зеркальности наблюдается в основном при написании строчных букв э, с, г и прописных букв С, З, Е, Ё. | Нарушения зрительных и зрительно-пространственных функций. |
Ошибки обозначения границ предложения и слова. Слитное написание нескольких слов в предложении или раздельное написание частей слова. Наиболее часто встречаются ошибки, связанные с написанием предлогов и приставок. Отсутствие заглавной буквы в начале предложения и/или точки в конце предложения. К этой же группе следует относить неуместное написание заглавной буквы или точки в середине предложения (хотя такие ошибки встречаются гораздо реже). | Нарушения языкового анализа и синтеза. Нарушения внимания (произвольной регуляции). |