Коррекционная педагогика
план-конспект занятия по логопедии (4 класс)
Групповое коррекционно-логопедическое занятие с обучающимися четвёртого класса, имеющими нарушения письменной речи, обусловленное ОНР.
Тема. «Знаки препинания в конце предложения. Составление предложений из слов, данных в правильной грамматической форме»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskoe_zanyatie_.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Групповое коррекционно-логопедическое занятие
с обучающимися четвёртого класса,
имеющими нарушения письменной речи, обусловленное ОНР.
Тема. «Знаки препинания в конце предложения. Составление предложений из слов, данных в правильной грамматической форме»
Цель: создание условий для формирования умения анализировать интонацию предложений, соотносить с правилом обозначения границ предложения на письме, находить главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь слов, образовывать новые слова суффиксальным способом, для устранения нарушений в письменной и устной речи.
Задачи:
- формировать умения анализировать интонацию предложений, соотносить с правилом обозначения границ предложения на письме;
- дифференцировать понятия «слово», «предложение»;
- развивать умения составлять предложение, соблюдая правильный порядок слов;
- продолжить учить находить главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь слов;
- развивать выразительность устной речи, способность употреблять основные виды интонации: повествовательную, восклицательную, вопросительную;
- развивать скорость чтения посредством специального упражнения;
- продолжить расширять активный словарь за счёт образования однокоренных слов при помощи суффиксов; определять по суффиксам (знакомым) части речи: существительное, прилагательное.
- продолжить учить определять ударную и безударные гласные, находить безударную гласную в корне слова;
- вырабатывать навыки самоконтроля и самооценки.
Оборудование: мяч, тетрадь, ручка с синей и красной пастами, простой карандаш, линейка, ластик, опорные словосочетания и схемы к определениям, карточки со словами и знаками препинания, слоговые таблицы, план-таблица, карта знаний, компьютер, карточки - тарабарки, карточки с имена учащихся, смайлики.
План - конспект занятия
Этапы | Деятельность логопеда | Деятельность уч-ся |
I.Организационный момент. (мобилизация внимания учащихся) | -К нам сегодня на занятие пришли гости, давайте представимся гостям. Необходимо назвать своё имя и определить количество слогов в имени. Учитель-логопед кидает по очереди каждому ученику мяч. | Каждый ученик выполняет задание, затем крепит карточку со своим именем на вагончик паровозика в зависимости от количества слогов. |
II. Сообщение темы и цели занятия. | - Откройте тетрадь и запишите число. - У вас на парте лежит «Карта знаний», вы будете себя оценивать по критериям и ставить себе оценку за выполненные каждого задания. «Карта знаний» вам поможет оценить свою работу на занятии, чему научились, а над чем ещё нужно поработать. На строке поставлен знак – Обрати внимание, Наше занятие зовется так: Знаки препинания в конце предложения. Точки палочки крючки… Неприметные значки, А во время чтения Требуют почтения! - О каких знаках идёт речь в стихотворении? - Какую функцию выполняют знаки препинания в конце предложения. | - Знаки препинания отделяют одно предложение от другого. |
III. Работа с определениями. | -Что такое предложение? Учитель-логопед на доску крепит определение предложения. -Как называется предложение, если в конце предложения стоит точка? - Как называется предложение, если в конце предложения стоит вопрос? - Как называется предложение, если в конце предложения стоит восклицательный знак? -Оцените свою работу и поставьте оценку в «Карте знаний», как вы знаете определения. | Предложение – это слово или несколько слов, которые связаны по смыслу и выражают законченную мысль. Учащиеся составляют определения типов предложений из опорных словосочетаний и схем. Повествовательное предложение – это предложение, которое спокойно сообщает, повествует о чем – либо, голос в конце предложения понижается. Побудительное предложение – это предложение, которое спокойно побуждает нас к каким-либо действиям, а голос в конце предложения понижается. Вопросительное предложение – это предложение о чём-то спрашивает, в конце предложения голос повышается, и произносим с вопросительной интонацией. Восклицательное предложение – это предложение, которое произносится с сильными чувствами радости, удивления, гнева, в конце предложения голос повышается, и произносим с восклицательной интонацией. Обучающиеся в «Карте знаний» оценивают, как они знают определения. |
IV. Самостоятельная работа с последующей проверкой. | -Молодцы, мы вспомнили определения о знаках препинания в конце предложения. Проверим, как вы эти знания умеете применять на практике. Послушайте предложения и определите, какие знаки вы поставите в конце предложений. Запишите их в тетрадь. 1. Почему здесь темно? 2. Я вчера ходила в цирк. 3. Какой хороший мальчик! 4. Миша, закрой окно. 5. Лови мяч! 6.Кто нашёл ошибку? -Если побудительное предложение произнести с особым чувством, то в конце нужно поставить восклицательный знак и такое предложение будет восклицательным. - Оцените свою работу и поставьте оценку в «Карте знаний», как вы умеете применять на практике свои знания. | Обучающиеся записывают в тетрадь знаки препинания, затем объясняют. Обучающиеся оценивают свою работу и ставят соответствующие оценки. |
V.Составление предложений из слов, данных в правильной грамматической форме. | -Перед вами лежат карточки со словами, данные слова будут являться предложением? Почему? - А как вы думаете, что нужно сделать, чтобы эти слова стали предложениями? Учитель-логопед раздаёт каждому ученику карточки со словами 1 вариант: белки, орехи, грызли, проворные 2 вариант: читала, книгу, девочка, интересную - Разложите эти слова так, чтобы получилось предложение. - Прочитайте, что у вас получилось? Что вы составили? Докажите. Учитель-логопед даёт каждому обучающемуся карточку со знаком препинания. -Прочитайте своё предложение и передайте голосом нужную интонацию. Какой знак вы поставили в конце предложения? Почему? -Запишите своё предложение в тетрадь и обозначьте начало и конец предложения. 1 вариант. Проворные белки грызли орехи. 2 вариант. Девочка читала интересную книгу. - Подчеркните подлежащее и сказуемое, определите часть речи всех слов в предложении. -Назовите главные члены предложения, и чем они выражены. Назовите второстепенные члены предложения, и чем они выражены. - Оцените свою работу и поставьте оценку в «Карте знаний». | -Эти слова не будут являться предложением, так как они не связаны по смыслу. -Эти карточки со словами нужно разложить так, чтобы они были связаны по смыслу и выражали законченную мысль. Обучающиеся читают полученные предложения. Ученики читают свои предложения с интонацией в зависимости от полученной карточки. Остальные определяют по интонации, что за предложение получилось. Записывают предложения. Подчёркивают главные и второстепенные члены предложения и определяют части речи. Оценивают свою работу и ставят соответствующую оценку. |
VI. Нейропсихологическая физкультминутка. | «Скорая помощь» Верхнюю букву каждого столбика нужно проговорить вслух, а нижняя буква обозначает движение руки: Л - левую руку поднимаем; П - правую руку поднимаем; В - обе руки поднимаем вверх. | Учащиеся выполняют задание физкультминутки. |
VII. Работа со слоговыми таблицами. | - Представьте себе, что вы попали на космический корабль к инопланетянам и, вы разговариваете на «инопланетянском» языке. Учитель-логопед раздаёт слоговые таблицы и знаки на карточках. Один читает с вопросительной, другой с восклицательной, а третий - с повествовательной интонацией. - Оцените, как вы читали на «инопланетянском» языке, и поставьте оценку в «Карте знаний». | Обучающиеся читаю слоги по таблице с необходимой интонацией. Оценивают свою работу и ставят соответствующую оценку. |
VIII. Словообразование суффиксальным способом | -Что такое предложение? Из чего состоит предложения? - Чтобы составить предложения, написать рассказ или сообщить кому-нибудь кукую-то информацию, необходимо уметь образовывать новые слова при помощи суффиксов. Посмотрим, как вы справитесь с этим заданием. Учитель-логопед вывешивает план-таблицу. -Запишите в тетради слово ЛЕС. Пользуясь планом-таблицей, составляем однокоренные слова при помощи суффиксов. -Выделите корень, окончание и суффиксы. - Поставьте ударение и подчеркните красным цветом опасное место, то есть безударную гласную. - Назовите проверяемые слова, где есть опасное место, где можно сделать ошибку? - Назовите проверочные слова? | - Предложение – это слово или несколько слов, которые связаны по смыслу и выражают законченную мысль. Предложения состоит из слов. Учащиеся выполняют самостоятельно с последующей проверкой. ЛЕС ЛЕС-А ЛЕС-ОК, ЛЕС-ОЧ-ЕК ЛЕС-ИЩ-Е ЛЕС-Н-ОЙ Леса, лесок, лесочек, лесище, лесной. Лес |
IX. Игра «Тарабарки» определение частей речи при помощи суффиксов | Учитель-логопед раздаёт карточки с буквосочетаниями, - Прочитайте «тарабарку» выделите суффикс и определите часть речи, пользуясь планом-таблицей. Карточки-тарабарки: КОШНЫЙ, ЗАМЛИВОЕ, ХОДУКИ, СУХОЧКА, ЛИФИЩЕ, КРОСЧИКИ, ЖИБИВЫЙ. -Оцените, как вы справились с этим заданием, и поставьте оценку в «Карте знаний». | Учащиеся находят знакомые суффиксы и называют часть речи (существительное, прилагательное) Обучающиеся оценивают свою работу и ставят соответствующую оценку. |
X. Итог занятия, рефлексия. | -Вспомните и расскажите, какие задания вы выполняли на занятии. - Какое задание было для вас самым интересным? -Посмотрите на свои оценки в «Карте знаний» и скажите, с каким заданием вы справились и научились делать лучше, чем другие задания? -Подумайте и приготовьтесь продолжить одно из предложений, затем выберите смайлик и прикрепите к своему имени. Весёлый смайлик- если вы считаете, что было интересно и всё получилось. Спокойный смайлик - если вы считаете, что было интересно, но не всё получилось. Грустный смайлик – если вы считаете, что было скучно, неинтересно и было трудно выполнять задания. Учитель-логопед кидает по очереди каждому ученику мяч. У меня получилось……. Я научился…….. Я хочу научиться……. Теперь я могу…….. Я узнал ….. Я хочу узнать ….. - Спасибо, за работу. | Учащиеся отвечают на вопросы Ребёнок продолжает начатое предложение, затем выходят, выбирают смайлик и крепят его к своему имени. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на ГОРОДСКОЙ СЕМИНАР ДЛЯ ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ ДИРЕКТОРОВ ПО УВР, СЛУШАТЕЛЕЙ ГОДИЧНЫХ КУРСОВ АППО(КАФЕДРА КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ) по теме: ФГОС, РЕАЛИЗАЦИЯ
Образовательная программа начального общего образования, первый год реализации Выступление на ГОРОДСКОм СЕМИНАРе ДЛЯ ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ ДИРЕКТОРОВ ПО УВР, СЛУШАТЕЛЕЙ ГОДИЧНЫХ КУРСОВ АППО(КАФЕДРА КО...
Коррекционная педагогика
актуальные проблемы организации воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе- интернате....
Коррекционная педагогика
актуальные проблемы организации воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе- интернате....
Коррекционная педагогика
актуальные проблемы организации воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе- интернате....
Коррекционная педагогика
актуальные проблемы организации воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе- интернате....
Коррекционная педагогика
актуальные проблемы организации воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе- интернате....
Коррекционная педагогика
Здесь представлено выступление на семинаре по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья....