Коррекционная педагогика
план-конспект занятия по логопедии (4 класс)

Кондякова Татьяна Анатольевна

Групповое коррекционно-логопедическое занятие с обучающимися  четвёртого класса, имеющими нарушения письменной речи, обусловленное ОНР.

Тема. «Знаки препинания в конце предложения. Составление предложений из слов, данных в правильной грамматической форме»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logopedicheskoe_zanyatie_.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Групповое коррекционно-логопедическое занятие

с обучающимися  четвёртого класса,

имеющими нарушения письменной речи, обусловленное ОНР.

Тема. «Знаки препинания в конце предложения. Составление предложений из слов, данных в правильной грамматической форме»

Цель: создание условий для формирования умения анализировать интонацию предложений, соотносить с правилом обозначения границ предложения на письме, находить главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь слов, образовывать новые слова суффиксальным  способом, для устранения нарушений в письменной и устной речи.  

Задачи:

  • формировать умения анализировать интонацию предложений, соотносить с правилом обозначения границ предложения на письме;
  • дифференцировать понятия «слово», «предложение»;
  • развивать умения составлять предложение, соблюдая правильный порядок слов;
  • продолжить учить находить главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь слов;
  • развивать выразительность устной речи, способность употреблять основные виды интонации: повествовательную, восклицательную, вопросительную;  
  • развивать скорость чтения посредством  специального упражнения;
  • продолжить расширять активный словарь за счёт образования однокоренных слов при помощи суффиксов; определять по суффиксам (знакомым) части речи: существительное, прилагательное.
  • продолжить учить определять ударную и безударные гласные, находить безударную гласную в корне  слова;
  • вырабатывать навыки самоконтроля и самооценки.

Оборудование: мяч, тетрадь, ручка с синей и красной пастами, простой карандаш, линейка, ластик, опорные словосочетания и схемы к определениям, карточки со словами и знаками препинания, слоговые таблицы,  план-таблица, карта знаний, компьютер, карточки - тарабарки, карточки с имена учащихся, смайлики.

План - конспект занятия

Этапы

Деятельность логопеда

Деятельность уч-ся

I.Организационный момент. (мобилизация внимания учащихся)

-К нам сегодня на занятие пришли гости, давайте представимся гостям. Необходимо назвать своё имя и определить количество слогов в имени. Учитель-логопед кидает по очереди каждому ученику мяч.

Каждый ученик выполняет задание, затем  крепит карточку со своим именем  на вагончик паровозика в зависимости от количества слогов.

II.

Сообщение темы и цели занятия.

- Откройте тетрадь и запишите число.

- У вас на парте лежит «Карта знаний», вы будете себя оценивать по критериям и ставить себе оценку за выполненные каждого задания. «Карта знаний» вам поможет оценить свою работу на занятии, чему научились, а над чем ещё нужно поработать.

На строке поставлен знак –

Обрати внимание,

Наше занятие зовется так:

Знаки препинания в конце предложения.

Точки палочки крючки…

Неприметные значки,

А во время чтения

Требуют почтения!

- О каких знаках идёт речь в стихотворении?

- Какую функцию выполняют знаки препинания в конце предложения.

- Знаки препинания отделяют одно предложение от другого.

III. Работа с определениями.

-Что такое предложение?

Учитель-логопед на доску крепит определение предложения.

-Как называется предложение, если в конце предложения стоит точка? 

- Как называется предложение, если в конце предложения стоит вопрос?

- Как называется предложение, если в конце предложения стоит восклицательный знак?

-Оцените свою работу и поставьте оценку в «Карте знаний», как вы знаете определения.

Предложение – это слово или несколько слов, которые связаны по смыслу и выражают законченную мысль.

Учащиеся составляют определения типов предложений из опорных словосочетаний и схем.

Повествовательное предложение – это предложение, которое спокойно сообщает, повествует о чем – либо, голос в конце предложения понижается.

Побудительное предложение – это предложение, которое спокойно побуждает нас к каким-либо действиям, а голос в конце предложения понижается.

Вопросительное предложение – это предложение о чём-то спрашивает, в конце предложения голос повышается, и произносим с вопросительной интонацией.

Восклицательное предложение – это предложение, которое произносится с сильными чувствами радости, удивления, гнева, в конце предложения голос повышается, и произносим с восклицательной  интонацией.

Обучающиеся в «Карте знаний» оценивают, как они знают определения.

IV. Самостоятельная работа с последующей проверкой.

-Молодцы, мы вспомнили определения о знаках препинания в конце предложения. Проверим, как вы эти знания умеете применять на практике. Послушайте предложения и определите, какие знаки вы поставите в конце предложений. Запишите их в тетрадь.

1. Почему здесь темно?

2. Я вчера ходила в цирк.

3. Какой хороший мальчик!

4. Миша, закрой окно.

5. Лови мяч!

6.Кто нашёл ошибку?

-Если побудительное предложение произнести с особым чувством, то в конце нужно поставить восклицательный знак и такое предложение будет восклицательным.

- Оцените свою работу и поставьте оценку в «Карте знаний», как вы умеете применять на практике свои знания.

Обучающиеся записывают в тетрадь знаки препинания, затем объясняют.

Обучающиеся оценивают свою работу и ставят соответствующие оценки.

V.Составление предложений из слов, данных в правильной грамматической форме.

-Перед вами лежат карточки со словами, данные слова будут являться предложением? Почему?

- А как вы думаете, что нужно сделать, чтобы эти слова стали предложениями?

Учитель-логопед раздаёт каждому ученику карточки со словами

1 вариант:  белки, орехи, грызли, проворные

2 вариант: читала, книгу, девочка, интересную

- Разложите эти слова так, чтобы получилось предложение.

- Прочитайте, что у вас получилось? Что вы составили? Докажите.

Учитель-логопед даёт каждому обучающемуся карточку со знаком препинания.

-Прочитайте своё предложение и передайте голосом нужную интонацию. Какой знак вы поставили в конце предложения? Почему?

-Запишите своё предложение в тетрадь и обозначьте начало и конец предложения.

1 вариант. Проворные белки грызли орехи.

2 вариант. Девочка читала интересную книгу.

- Подчеркните подлежащее и сказуемое, определите часть речи всех слов в предложении.  

-Назовите главные члены предложения, и чем они выражены. Назовите второстепенные члены предложения, и чем они выражены.

- Оцените свою работу и поставьте оценку в «Карте знаний».

-Эти слова не будут являться предложением, так как они не связаны по смыслу.

-Эти карточки со словами нужно разложить так, чтобы они были связаны по смыслу и выражали законченную мысль.

Обучающиеся читают полученные предложения.

Ученики читают свои предложения с интонацией в зависимости от полученной карточки. Остальные определяют по интонации, что за предложение получилось.

Записывают предложения.

Подчёркивают главные и второстепенные члены предложения и определяют части речи.

Оценивают свою работу и ставят соответствующую оценку.

VI. Нейропсихологическая физкультминутка.

«Скорая помощь»

Верхнюю букву каждого столбика нужно проговорить вслух, а нижняя буква обозначает движение руки: Л - левую руку поднимаем; П - правую руку поднимаем; В - обе руки поднимаем вверх.

Учащиеся  выполняют задание физкультминутки.

VII. Работа со слоговыми таблицами.

- Представьте себе, что вы попали на космический корабль к инопланетянам и, вы разговариваете на «инопланетянском» языке. Учитель-логопед раздаёт слоговые таблицы и знаки на карточках. Один читает с вопросительной, другой с восклицательной, а третий - с повествовательной интонацией.

- Оцените, как вы читали на «инопланетянском» языке, и поставьте оценку в «Карте знаний».  

Обучающиеся читаю слоги по таблице с необходимой интонацией.

Оценивают свою работу и ставят соответствующую оценку.

VIII. Словообразование суффиксальным способом

-Что такое предложение?

Из чего состоит предложения?

- Чтобы составить предложения, написать рассказ или сообщить кому-нибудь кукую-то информацию, необходимо уметь образовывать новые слова при помощи суффиксов. Посмотрим, как вы справитесь с этим заданием.

Учитель-логопед вывешивает план-таблицу.

-Запишите в тетради слово ЛЕС. Пользуясь планом-таблицей, составляем однокоренные слова при помощи суффиксов.

-Выделите корень, окончание и суффиксы.

- Поставьте ударение и подчеркните красным цветом опасное место, то есть безударную гласную.

- Назовите проверяемые слова, где есть опасное место, где можно сделать ошибку?

 - Назовите проверочные слова?

- Предложение – это слово или несколько слов, которые связаны по смыслу и выражают законченную мысль.

Предложения состоит из слов.

Учащиеся выполняют самостоятельно с последующей проверкой. 

ЛЕС

ЛЕС-А

ЛЕС-ОК, ЛЕС-ОЧ-ЕК

ЛЕС-ИЩ-Е

ЛЕС-Н-ОЙ

Леса, лесок, лесочек, лесище, лесной.

Лес

IX. Игра «Тарабарки» определение частей речи

при помощи суффиксов

Учитель-логопед раздаёт карточки с буквосочетаниями,

- Прочитайте «тарабарку» выделите суффикс и определите часть речи, пользуясь планом-таблицей.

Карточки-тарабарки: КОШНЫЙ, ЗАМЛИВОЕ, ХОДУКИ, СУХОЧКА, ЛИФИЩЕ, КРОСЧИКИ, ЖИБИВЫЙ.

 -Оцените, как вы справились с этим заданием, и поставьте оценку в «Карте знаний».

Учащиеся находят знакомые суффиксы и называют часть речи (существительное, прилагательное)

Обучающиеся оценивают свою работу и ставят соответствующую оценку.

X. Итог занятия,

рефлексия.

-Вспомните и расскажите, какие задания вы выполняли на занятии.

- Какое задание было для вас самым интересным?

-Посмотрите на свои оценки  в «Карте знаний» и скажите, с каким заданием вы справились и научились делать лучше, чем другие задания?

-Подумайте и приготовьтесь продолжить одно из предложений, затем выберите смайлик и прикрепите к своему имени.

Весёлый смайлик- если вы считаете, что было интересно  и всё получилось.

Спокойный смайлик - если вы считаете, что было интересно, но не всё получилось.  

Грустный смайлик – если вы считаете, что было скучно, неинтересно и было трудно выполнять задания.

Учитель-логопед кидает по очереди каждому ученику мяч.

У меня получилось…….

Я научился……..

Я хочу научиться…….

Теперь я могу……..

Я узнал …..

Я хочу узнать …..

- Спасибо, за работу. 

Учащиеся отвечают на вопросы

Ребёнок продолжает начатое предложение, затем выходят, выбирают смайлик и крепят его к своему имени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на ГОРОДСКОЙ СЕМИНАР ДЛЯ ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ ДИРЕКТОРОВ ПО УВР, СЛУШАТЕЛЕЙ ГОДИЧНЫХ КУРСОВ АППО(КАФЕДРА КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ) по теме: ФГОС, РЕАЛИЗАЦИЯ

Образовательная программа начального общего образования, первый год реализации Выступление на ГОРОДСКОм СЕМИНАРе ДЛЯ ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ ДИРЕКТОРОВ ПО УВР, СЛУШАТЕЛЕЙ ГОДИЧНЫХ КУРСОВ АППО(КАФЕДРА КО...

Коррекционная педагогика

актуальные проблемы организации воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе- интернате....

Коррекционная педагогика

актуальные проблемы организации воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе- интернате....

Коррекционная педагогика

актуальные проблемы организации воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе- интернате....

Коррекционная педагогика

актуальные проблемы организации воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе- интернате....

Коррекционная педагогика

актуальные проблемы организации воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе- интернате....

Коррекционная педагогика

Здесь представлено выступление на семинаре по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья....