Логопедическая игра для младших школьников
методическая разработка по логопедии
Мероприятие для младших школьников (1-4 класс).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
meropriyatie_dlya_mladshih_shkolnikov._logopedicheskaya_igra_.docx | 46.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Таловая
Логопедическая игра.
Тема:Обобщение знаний, полученных за год.
Цель: обобщать знания о буквах, звуках; закрепить умения сравнивать звуки; подбирать слова на заданный звук; обобщить и закрепить умения определять звуки на слух; производить фонематический анализ и синтез снов; закрепить умения составлять предложения из слов; подбирать антонимы; исправлять деформированный текст;
развивать мышление, воображение, устную речь; зрительную память, зрительноевосприятие; развивать устную речь;
воспитывать уважение к своим товарищам; воспитывать навык
контроля и самоконтроля.
Оборудование: наборное полотно, карточки со слогами, плакат с кроссвордами, плакат с изображением водоемов, карточки с предложениями; картинки-рыбки, картинки-мячи,рисунки футбольныхворот, изображение человечков, эмблемы.
Ход мероприятия.
I. Организационный момент.
Учитель-логопед:
Мы начинаем игру. Вигре участвуют две команды: 1-например, вороны,2 – совы. В командах по 10 человек.
(Названия команд можно придумать учителю-логопеду, а можно предложить это сделать детям).
Позвольте представить вам жюри. Жюри будет подсчитывать очки. Победителя ждет приз.
II. Турнир.
Учитель-логопед:
Начнем с самого простого. Я буду каждой команде читать стихотворение, а вы будете угадывать, какой звук я задумала.
Звук и буква.
Цель: развивать фонематические представления, слух, внимание, память
Задание 1. "Задуманный звук”( для всех).
Ход игры:
1. Кот копеек накопил.
Кошке козочку купил. /к/
2.Укротительница львов
Укротит учеников….. /у/
3. Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для нас./ч/
4. Был у бабушки баран
Бойко бил он в барабан. /б/
2 команда:
1.Щеткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока./щ/
2. Мед медведь в лесу нашел,
Мало меду, много пчел./м/
3. Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как долотом. /д/
4. Легко лошадка цирковая
Летает, ленты развивая./л/
Четверостишия читаются по очереди каждой команде. Отвечают желающие из команд.
Задание 2. "Незадачливый поэт" ( для всех).
Цель: развивать слуховое внимание и фонематический анализ.
Ход игры.
Учитель-логопед читает стихотворение каждой команде по очереди. Необходимо определить, какое слово не подходит в каждом стихотворении по смыслу. Какое слово должно стоять вместо него? Какими звуками отличаются эти слова? Где находятся звуки, отличающие этислова?
1 команда:
- Доски нагору везем. Будем строить новый ком/дом/.
- Писем мы не написали –тучку/ручку/ целый день искали.
- Машка спряталась за горку, и грызет тихонько норку/ корку/.
4. Сшил себе котенок тапки, чтобзимойне мерзли шапки /лапки/.
2 команда:
- Из-за гор, издалека, течет бурная щека /река/
- Вылетел из леса лук/жук/ и залез под толстый сук.
- Утром кости /гости/ к нам пришли. Всем подарки принесли.
- Слезы льются у Оксанки: у нее сломались банки/санки/.
Задание 3 "Футбол". /1кл./
Цель: развивать мышление,зрительное внимание, фонематический анализ, проверить умения соотносить звук и букву.
Ход игры
Даны ворота /рисунок ворот, на которых написаны в середине буквы (С-Ц), (С-Щ)/. Нужно забить мячи в нужные ворота. На мячах слова с пропущенными буквами,
Из каждой команды выходят ученики и забивают мячи в нужные ворота. Выигрывает тот, кто быстрее и вернее выполнит задание.(Одной команде (С-Ц), второй- (С-Щ)).
Слова: палец, свеча, цапля, колос, крыльцо, весы.
Слова: щегол, сила, пещера, лось, борщ, беседка.
Слов учитель-логопед может подобрать любые с данными буквами, на своё усмотрение.
Слог и слово.
Задание 1 "Слоговая арифметика”. /2 кл/
Цель: Развивать слоговой анализ исинтез слов; зрительное внимание, зрительную память; обогащать словарный запас, развивать мыслительную деятельность.
На наборном полотне выставлены 1-е слагаемые. Дети должны подобрать к ним 2-е слагаемые, чтобы получились слова.
Из команд требуется по 1 человеку. Остальные помогают.Выигрывает тот, кто быстрее и без ошибок справится с заданием.
1 команда 2.команда
1.бой + ка = пас + на
2.сено + рис = вино + рад
3. воз + кость= вес + кон
4. кипа + вал= маска + ка
5. пол + вол= баран + град
6. буй + дух= бал + порт
Задание 2 "Рыбак” /1 кл/
Цель: Проверить умение детей делить слова на слоги, развивать мышление зрительное восприятие, фонематический анализ.
Ход игры.
На доске плакаты с изображениями водоемов. В водоёмах рыбки-слова (слова написаны на рыбках, слова на усмотрение учителя-логопеда).
Рыбок надо выловить в два ведра. В1-еведро - слова с одним слогом, во
2- е - с двумя слогами.
Дети по очереди выходят к водоемам и ловят рыбу. Выигрывает та команда, которая правильно и быстро выловит всех рыбок. (По одной рыбки должно остаться, так как рыбка-слово состоит их 3х слогов).
Задание 3. "Доскажи словечко" ( для всех участников).
Цель: развивать у детей понятие о рифме; обогащать словарный запас.
1 команда.
1. Летом в огороде - свежие, зеленые.
А зимою в бочке - желтые, соленые.
Отгадайте, молодцы, как зовут нас? /огурцы/
2.Уменя знакомых тьма.
Не могу нас счесть сама,
Потому что кто пройдет,
Тот и ручку мне пожмет.
Людям рада я, поверь.
Я приветливая ……. /дверь/
3. Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых
Меня увидишь за версту
Зовусь я…….. /подосиновик/
4. На ветке не птичка -
Зверёк - невеличка
Мехтеплый, как грелка.
Кто же это? /белка/
2 команда:
1. Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я.../капуста/
2. Стройный, быстрый,
Рога ветвисты.
Пасется весь день.
Кто эхо?/олень/
3. Кругла, рассыпчата, бела.
На стол она с полей пришла.
Ты посоли ее немножко.
Ведь, правда, вкусная ... /картошка/
4. Он круглый и красный,
Как глаз светофора.
Среди овощей
Нет сочней ………… /помидора/
Задание 4."Бокс" /для всех участников/
Цель: развивать фонематический синтез слов, мышление, воображение, речь.
Ход игры
На доске кроссворды /на боксерских перчатках/. Нужно вписать буквывклеточки, чтобы получились слова. Дети думают,затем поднимают рукии говорятслова. Учитель-логопед вставляет буквы в клеточки. Выигрывает такоманда, которая быстрее выполнит задание, т. е. разгадает кроссворд.
Учитель-логопед:Займемся боксом! Вот перчатки. Надеть их сможет только тот, ктобуквы в правильном порядке в пустые клеточки внесет. (На доске две нарисованные боксёрские перчатки, на них кроссворды)
б | у | с | ы |
о | |||
к | |||
с | |||
б | а | н | т |
о | |||
к | |||
с |
Л Н У С С Т
У Н О А Л Т
Ы Т С У Ё Н
Н К О О Л Ь
Ответы: окно, косы, слон осёл, куст, стол
Задание 5 "Обобщение». /Для всех/
Цель: уточнять, расширять, систематизировать словарный запас, учить обобщать.
Ход игры
Учитель-логопед читает командам по очереди по 3 слова, а они должны назвать слова одним словом.
1 команда
1.Воробей, ворона, грач.
2.Кабачок, капуста, картофель.
3. Масленок, моховик, мухомор.
4.Шахтер, швея, шофер.
5. Понедельник, среда, воскресенье.
2 команда
1.Телефонист, токарь, врач.
2. Кофта, костюм, куртка.
3.Окунь, карась, лещ.
4. Ландыш, лилия, астра.
5. Август, апрель, май.
Задание 6 "Плохо или хорошо". /Конкурс капитанов/ Для 3 кли 4 кл/.
Цель: обобщить, систематизировать словарный запас, развивать мышление воображение, память, речь.
Ход игры
На наборном полотне отображение человечков. Капитанам даются карточки со словами.
Нужно их записать их под той мордашкой, которой соответствует выражение лица человечков. Выигрывает тот, кто быстрее и без ошибок выполнит задание.
1 команда 2 команда
. . .
. . .
. . .
. . .
Друг-врагсила - слабость
ругать - хвалить горе - радость
грязь - чистота добрый -злой
умный - глупый терять -находить
тепло - холодно весело -скучно
сытый - голодный щедрый - жадный
Предложение. Текс.
Задание 1. "Закончи предложение"(для всех)
Цель: учить слушать, понимать собеседника, опираясь на догадку, понимать сложные конструкции и употреблять их в речи.
Ход игры
Учитель-логопед начинает, а участники команд по очереди продолжают.
1 команда.
1. Летом мы решили.........
2.У мальчиков был любимый..........
3. В зимнюю пору птицам приходится..........
4. Дети встретили старушку, которая..........
2 команда.
- С детства мы любим…….
- Всем нужны…....
- Они любили пса, потому что……….
- Хорошо жить на свете, когда.........
Задание 2. "Верно или нет” (для всех)
Цель: учить внимательно слушать и читать текст, сознательно осваивать прочитанное, учить точно строить высказывания, осмысленно употреблять то или иное слово.
Ход игры.
Учитель - логопед читает предложения командам. Дети слушают и говорят всели верно.
- команда.
- Маленький Саша весело заплакал.
- По дороге полз колючий гладенький ежик.
- Выпал снег, Алеша вышел загорать.
- Сегодня ночью я слышал, как стрекотали кузнечики, куковала кукушка, квакали рыбы, тявкали лисицы.
- Команда.
- Зайчик перепрыгивал через пеньки, кустики черники, сосны.
- Мальчики поехали в лес на лыжах собирать землянику.
- Мужики взяли пилу и пошли в лес рубить деревья.
- У мальчика была температура 36,5, поэтому он лежал в бреду.
Задание 3. "Ералаш»./для 2кл/
Цель: формирование наблюдательности, развитие интереса к рифмованию текста.
Ход игры.
На наборном полотне выставлены карточки, на которых записан текст. С записан неверно. Командам нужно прочитать и исправить текст. Можно вызвать по 1 человеку из команды. Можно выходить по очереди участникам из каждой команды и исправить по одному предложению.
1 команда
Злой кабан сидел на ветке
Паровоз томился в клетке
Соловей точил клыки
Дикобраз давал гудки
Кошка физику учила
Маша хвостик свой ловила
2 команда.
Огурцы играют в прятки
Малыши растут на грядке
Мушкетёры спят во враге
Поросята точат шпаги
Волки плавают по дну
Щуки воют на луну
Выигрывает та команда, которая быстрее и без ошибок исправит текст.
III. Итоги
Учитель-логопед: Молодцы, ребята.Вы сегодня очень хорошо показали, чему вы научились за год. Наша игра окончена.
Самых активных участников мы наградим призами. Жюри нам поможет в этом /жюри выделяет по 2 человека самых активных из каждой команды/
Затем жюри объявляет, сколько очков набрала каждая команда. Победителей ждет особый приз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-логопедическая работа с младшими школьниками с ДЦП по преодолению акустико-артикуляционной дисграфии
Нарушение письма у младших школьников изучается давно, но и до настоящего времени этот вопрос остается одной из актуальных проблем логопедии. Своевременное выявление нарушений письма, точн...
Физкультминутки в логопедической работе с младшими школьниками
Многолетняя практика показывает, что у детей, с общим недоразвитием речи, отмечается более быстрое наступление утомления, снижение работоспособности, чем у сверстников без речевой патологии. Физ...
Обогащение словаря на логопедических занятиях у младших школьников с задержкой психического развития.
Речь человека - это показатель его интеллекта и культуры. Чем речь точнее , образнее выражает мысль, тем значительнее человек как личность и тем ценнее он для общества. Речь детей с З...
Обогащение словаря на логопедических занятиях у младших школьников с задержкой психического развития.
Речь человека - это показатель его интеллекта и культуры. Чем речь точнее , образнее выражает мысль, тем значительнее человек как личность и тем ценнее он для общества. Речь детей с З...
Использование ИКТ, как средства повышения мотивации к логопедическим занятиям у младших школьников
рекомендации для логопеда при использовании ИКТ...
«Материал для логопедической диагностики у младших школьников»
Данный материал служит для логопедической диагности младших школьников. На основе уже имеющихся материалов созданы таблицы, которые облегчают отчет логопеда в конце года.С помощью данных таблиц ...
"Играем и учимся". Игры в логопедической работе с младшими школьниками с ОВЗ
Использование речевых игр и игровых приемов на занятиях позволяет успешно решать задачи коррекционной работы, способствует развитию внимания, памяти, повышает интерес детей к логопедическим занятиям....