Дизорфография у младших школьников с ОНР
статья по логопедии

Головина Нина Анатольевна

Информирование родителей и педагогов по вопросам обучения детей с общим недоразвитием речи. Освещение проблемы дизорфографии у этой категории учащихся. Необходимость профилактики и коррекции дизорфографии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dizorfografiya_u_mladshih_shkolnikov.x.docx114.64 КБ

Предварительный просмотр:

http://www.playcast.ru/uploads/2013/09/02/6000033.png                Для вас, родители! 

Дизорфография у младших школьников с ОНР

Что такое дизорфография? В логопедической  литературе дизорфография квалифицируется как стойкое и специфическое нарушение усвоения орфографических знаний, умений и навыков, обусловленное недоразвитием ряда неречевых и речевых психических функций.     Дизорфография может проявляться как самостоятельно, так и в структуре общего недоразвития речи, когда нарушены фонетико-фонематическая и лексико-грамматическая стороны речи. Поэтому нарушение усвоения правописания  у младших школьников чаще всего сочетается как с нарушениями устной, так и письменной речи (дисграфией и дислексией). По экспериментальным данным  И.В.Прищеповой, среди школьников с ОНР дизорфография отмечается у 80% второклассников, у 90% третьеклассников, у 90% четвероклассников. Причём 33% этих детей страдают тяжёлой формой дизорфографии, 40% - средней и 27% - лёгкой.    Симптоматика дизорфографии  имеет полиморфный характер. В первом классе у этих  детей с трудом формируются способы учебно - практической деятельности и адекватное отношение к результатам своей работы. Что в дальнейшем ведёт к неправильному отношению к учёбе в целом. Кроме того, у детей данной категории отмечаются определённые недостатки внимания, памяти и словесно-логического мышления. А также резкое снижение познавательной активности и интереса к учёбе.   Встречаясь с орфографическими задачами, школьники с дизорфографией  действуют наугад. Так вместо проверочного слова дети могут назвать любое созвучное, либо чем-нибудь похожее на то слово, которое проверяется. Тем более что наши логопаты не отличаются большим словарным запасом и кругозором, мало читают, не имеют интереса к чтению. А вследствие дислексии страдает ещё и качество их чтения, обусловленное нарушением техники и пониманием прочитанного. Эти дети   плохо усваивают и владеют учебной терминологией. Смешивают такие понятия как: «звук» - «слог», «звук – буква»,  «гласные» - «согласные», «часть речи» - «часть слова», «предлог» - «приставка» и тому подобные.  Не умеют своими словами формулировать правила и применять их на практике. Учащиеся не видят «ошибкоопасных мест» в словах, не узнают встретившиеся при письме орфограммы. Даже, чётко зная правила написания «жи», «ши», «ча», «ща», «чу», «щу»,  дети допускают много ошибок при написании этих сочетаний даже в четвертом классе.     Недостатки самоконтроля и  навыков самокоррекции (не замечают и не исправляют ошибки) отрицательно сказываются на формировании у них так называемого «орфографического чутья». А без него дети допускают гораздо больше ошибок, даже при  условии, что хорошо знают правила. Это всегда удивляет и беспокоит родителей и учителей. Ведь ребёнок назубок выучил правило, а ошибок меньше не стало.      По степени трудности овладения школьниками с дизорфографией орфограммами специалисты выделяют следующие группы.

Первая – орфограммы на основе морфологического принципа письма: написание безударной гласной в корне, непроизносимые согласные, написание удвоенных согласных, парные звонкие и глухие согласные. В них бывает наибольшее количество ошибок.

Вторая – орфограммы на основе традиционного принципа письма и правил графики: написание  жи-ши, ча-ща, чу-щу, -чн-, -чк-, -стн-, -оло-, -оро-, разделительный мягкий знак, слова с непроверяемыми безударными гласными,  прописная буква в именах собственных. Это орфограммы средней степени трудности.

Третья – орфограммы на основе фонематического принципа письма: обозначение мягкости согласных на письме. Это самые лёгкие для усвоения орфограммы. Поэтому ошибок бывает гораздо меньше.

По мере усложнения текстов, увеличения объёмов и темпа работ количество ошибок неуклонно возрастает. Дизорфография приводит к хронической неуспеваемости.     Надо отметить, что становление умений и навыков правописания у детей с дизорфографией отличается не только увеличением сроков усвоения орфограмм, но и нарушением всего его хода.  Дети затрудняются и в использовании уже имеющихся орфографических знаний, способов проверки орфограмм, так как неавтоматизированные орфографические действия длительное время не становятся орфографическими навыками. Низкий уровень морфологических обобщений вызывает затруднения в подборе родственных слов, необходимых для реализации ряда орфографических правил, а также трудности осознания закономерностей морфологической системы в целом.      Уровень сформированности предпосылок  овладения орфографией у школьников с дизорфографией значительно ниже, чем у сверстников со средним уровнем успеваемости, но без речевой патологии.

Выявленные особенности свидетельствуют о необходимости специальной логопедической  работы, направленной на формирование речевых и неречевых предпосылок успешного овладения детьми с речевой патологией орфографическими знаниями, умениями и навыками.  И чем раньше и качественнее мы будем проводить коррекцию ОНР, работать вместе с родителями и учителями над профилактикой дизорфографии, тем меньше проблем с письмом будет у наших детей.


                                                        
Головина Нина Анатольевна,http://img3.proshkolu.ru/content/media/pic/std/2000000/1866000/1865717-3f01fde811ad730b.png

учитель-логопед высшей квалификационной категории

ГБУ ДО ЦППМСП Петродворцового района

Санкт- Петербурга «Доверие»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дизорфография у младших школьников"

В последнее десятилетие учителя отмечают увеличение числа школьников, письмо которых характеризуется наличием разнообразных орфографических ошибок, имеющих тенденцию приобретать стойкий характер.Что т...

Анализ современных подходов к изучению дизорфографии у младших школьников

В статье описаны современные тенденции в изучении и предупреждении дизорфографии у младших школьников с ОНР. Статья предназначена для учителей-логопедов начальной школы, а также для студентов ВУЗов....

коррекция дизорфографии у младших школьников

Учебно-методическое пособие, О.И. Азова...

Коррекция дизорфографии у младших школьников

Обобщенный дидактический материал по теме "Существительное" для учащихся 3-4 классов....

Предупреждение дизорфографии у младших школьников

Исследователями отмечается, что в общеобразовательные организации среди учащихся, поступающих в первый класс, увеличивается число детей с различными нарушениями в развитии (Н. Ю. Григоренко, Ж. И. Жур...

Коррекция дизорфографии у младших школьников

Содержит материал по коррекции письма у младших школьников....