Мир общения
календарно-тематическое планирование по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная – дополнительная общеразвивающая программа «Мир общения» реализуется в соответствии с социально-педагогической направленностью. По уровню освоения материала данная программа – стартовая.
Актуальность программы.
В настоящее время проблема обучения и воспитания детей младшего школьного возраста становится особенно значимой. За последние годы наблюдается увеличение количества детей имеющих нарушения речевого развития. У детей с нарушениями речи затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность быстрого реагирования на происходящие изменения. Исправляя речевые нарушения, логопед положительно влияет на сенсорную, интеллектуальную и эмоционально-волевую сферу ребенка.
Недостатки устной речи могут являться причиной ошибок в письменной речи. У 16,7% первоклассников имеются предпосылки к артикуляторно-акустической дисграфии. У детей с нечёткой артикуляцией необходимо проводить дифференциацию звуков родного языка.
Также в рабочей программе реализуются принципы развивающего обучения, учета зоны ближайшего развития, системности, обходного пути, обще дидактические (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности), интеграции образовательных областей в организации коррекционно-педагогического процесса.
Программа составлена с учетом методических рекомендаций по разработке дополнительных общеразвивающих программ в Московской области (Приложение к письму Министерства образования Московской области № Исх-3597/21в от 24.03.2016), а также в соответствии с обновлением нормативно-правовой базы и тенденций развития дополнительного образования согласно Приказу Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что дети, занимающиеся на занятиях по коррекции речи, приобретают: знания, уменияи навыки речевого развития; навыки социальной адаптации; уверенность в своих силах, желание достичь лучшего результата.
Новизна программы заключается введение в содержание программы новых лексических тем, инновационных технологий; нетрадиционных форм обучения (занятие-игра, занятие –беседа), направленных на создание условий для развития познавательной деятельности детей на занятиях; внедрение здоровьесберегающих технологий: артикуляционная, пальчиковая, дыхательная, мимическая гимнастика; арт-терапия (работа с бумагой, лепка, рисование и т.д.
Цель программы: обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей младшего дошкольного возраста и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях, развивать связную речь путем преодоление общего недоразвития речи у ребенка.
Задачи программы.
Личностные:
умение внимательно слушать педагога и отвечать на вопросы, умение вести себя правильно в общественных местах;
умение решать проблемную ситуацию, позитивного общения, продуктивного взаимодействия;
умение терпеливо и аккуратно выполнять упражнения для развития ручной моторики.
Метапредметные результаты: умение формулировать и удерживать учебную задачу;
умение следовать при выполнении заданий инструкциям педагога, описывающим стандартные действия.
Отличительные особенности программы:
При разработке данной программы использовались рекомендации по организации логопедической работы в школе Елецкой О.В., Н.Ю Горбачевская « Организация логопедической работы в школе».
Отличительной особенностью программы «Мир общения» является использование арт-терапии на практических занятиях.
Арт-терапия — терапия искусством — возникла на основе идей Фрейда и Юнга. Метод основывался на том, что ребенок через художественное искусство выражал свои чувства и переживания и тем самым освобождался от них.
В ходе занятий используются: рисунок, живопись, лепка, мозаика. В качестве материала могут быть применены как природные материалы (мел, песок, листья, овощи, фрукты и т. п., так и искусственные (краска, гуашь, бумага, пластилин, и т. п.).
Адресат программы.
Данная программа рассчитана на группы учащихся в возрасте 6-10 лет.
Этот период характеризуется интенсивным речевым развитием детей. Наблюдается качественный скачок в расширении словарного запаса. Ребенок активно пользуется всеми частями речи, постепенно формируются навыки словообразования, дифференцированное употребление слов в соответствии с их значениями, совершенствуются процессы словоизменения. В связи с этим в содержание программы включены упражнения на развитие грамматического и лексического строя речи.
Наблюдается достаточно активное становление фонетической стороны речи, умение воспроизводить слова различной слоговой структуры и звуконаполняемости. Если у кого-то из детей и возникают при этом ошибки, то на занятиях используются упражнения на развитие звуко-слоговой структуры слов.
Развивающийся навык слухового восприятия помогает контролировать собственное произношение и слышать ошибки в речи окружающих. В этот период формируется языковое чутье, что обеспечивает уверенное употребление в самостоятельных высказываниях всех грамматических категорий.
К концу данного периода дети должны владеть развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной.
Уровень развития фонематического слуха позволяет им овладеть навыками звукового анализа и синтеза, что является необходимым условием усвоения грамоты в школьный период. К семи годам учащийся овладевает речью как полноценным средством общения.
Рисование очень тесно связано с работой по развитию речи детей. В процессе рисования, как и в процессе работы по развитию речи развиваются художественно-образные представления, мышление и речь, совершенствуется внимание и память. Во время рисования и лепки,дети задают вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас.
Развитие мелкой моторики пальцев рук положительно влияет на становление детской речи.
Арт-терапия выполняет несколько функций: самовыражения, развития личности и отношений в социуме, снятие напряжения, помогает осознать некоторые психологические проблемы. В последнее время функции арт-терапии широко используются для оказания психологической помощи детям с различными эмоциональными и поведенческими расстройствами; имеющим замедленное развитие речи.
Дети разбирают картинки и составляют описательные рассказы, проводят беседы по содержанию, а затем начинают рисовать эти картины.
Объем и срок освоения программы:
Срок реализации программы 1 год, объѐм учебных часов –72
часов. Стартовый уровень - первый год обучения.
Форма обучения-очная.
Особенности организации образовательного процесса.
Основной формой организации образовательного процесса является микрогрупповые и индивидуальные занятия, которые проводятся 2 раза в неделю по 30 минут. Для микрогрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру степени выраженности речевые нарушения. Состав микрогрупп является открытой системой и меняется по усмотрению педагога в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции произношения.
Режим занятий.
Занятия проводятся во второй половине дня после занятий в школе. Режим
занятий - 2 раза в неделю по 45 минут.
Планируемые результаты.
Личностные:
К концу обучения у учащихся должны быть сформированы:
• навыки совершенствования собственной речи;
• осознание роли речи в общении людей;
• понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;
• внимание к мелодичности народной звучащей речи.
Метапредметные:
• отличать буквы от звуков;
• правильно произносить отработанные на логопедических занятиях звуки
• правильно произносить различные сочетания звуков и слогов: рядов гласных звуков, слоговых сочетаний (с мягкими согласными звуками, с мягкими и твёрдыми согласными звуками)
• понимать и принимать коррекционную задачу, осуществлять ее решение под руководством учителя – логопеда
• адекватно воспринимать оценку учителя
• обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей
Предметные:
•делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность действий;
• делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах, находить однокоренные слова, отгадывать и составлять ребусы;
• слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
• пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку.
Познавательные:
• умение находить желаемую информацию об окружающем мире в различных источниках (методом наблюдения, опросом родителей, старших товарищей);
• умение обращаться к собственному жизненному опыту, устанавливать взаимосвязи между событиями окружающей действительности;
• укрепление мышц языка и губ, развитие их подвижности;
• точность выполнения пальчиковых упражнений;
• улучшение координации речи с движением;
• умение произносить звуки с продолжительным плавным выдохом;
• способность выполнять повторяющиеся действия согласно алгоритму;
• умение концентрировать внимание на предмете и его свойствах;
• умение строить простые рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях.
К концу обучения дети должны знать:
• буквы и звуки родного языка;
• первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;
• положение артикуляционных органов при произнесении того или иного звука;
• точность выполнения артикуляционных упражнений;
• дыхательные упражнения;
• правила поведения на занятиях;
• этапы звуко-слогового анализа и синтеза слова.
Уметь:
• различать гласные и согласные, твердые и мягкие звуки, самостоятельно производить анализ односложных трехзвучных слов, составлять предложения по живой модели;
• согласовывать числительное с существительным;
• согласовывать прилагательное с существительным;
• пользоваться распространенными предложениями, отвечать на вопросы в краткой, распространенной форме, громко, не торопясь, точно употребляя слова;
• правильно выговаривать звуки всех фонетических групп;
• определять начальный звук в слове;
• определять место нахождения заданного звука в слове;
• делить слова на слоги;
• рассказывать друг другу сказки, рассказы, загадывать и отгадывать загадки, рассматривать и обсуждать содержание картин, выразительно читать стихи;
Обладать навыками:
• фонематического представления;
• фонематического восприятия;
• фонематического анализа и синтеза;
• диалогической речи (начинать и поддерживать ее);
• сознательного пользования языковым материалом в зависимости от социальной ситуации.
Формы аттестации: викторина, зачет, анкетирование, тестирование.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
С целью отслеживания результатов по программе, педагогом проводятся диагностические исследования по системе Симонова В.П.:
начальная диагностика, на которой выявляется нарушения звукопроизношения, звукослоговой структуры слова, уровень развития фонематических процессов, грамматического строя речи. На основании результатов логопедического обследования составляется индивидуальный маршрутный лист каждого учащегося;
текущая диагностика - это изучение динамики учебных достижений учеников, личностного развития, взаимоотношений в коллективе. Основными формами текущей диагностики являются диагностическое исследование, наблюдение, беседа;
итоговая диагностика - оценка успешности усвоения учащимися программы: грамотность речевого развития, учет изменений качеств личности каждого ребенка и динамика неречевых психических функций.
Формы проведения диагностики: беседа, наблюдение, репродуктивные и частично-поисковые упражнения, прослушивание.
В процессе работы по данной программе проводится обследование всех сторон речи учащегося строго индивидуально, уровень развития оценивается по 3-бальной системе.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
Материально-техническое обеспечение
-кабинет для занятий;
-школьные столы и стулья для детей;
-стол для логопеда;
-рабочий ноутбук;
-принтер;
-пособия для индивидуальной работы;
-текстовый материал для автоматизации и дифференциации звуков;
-текстовый материал “Артикуляционная гимнастика”;
-текстовый материал “Пальчиковая гимнастика”;
-текстовый материал “Дыхательная гимнастика”;
-материалы для обследования устной речи;
-сюжетные картинки.
Дидактические игры и пособия в логопедическом кабинете.
- Артикуляционная гимнастика в картинках;
- Текстовый материал по автоматизации и дифференциации звуков;
- Предметные картинки на звуки;
- Набор предметных картинок для формирования слоговой структуры слова;
- Карточки для составления схем слов;
- Предметные картинки по лексическим темам;
- Сюжетные картинки;
- Наборы картинок для составления рассказов;
- Счетные палочки;
- Ребусы;
- Прописи;
- Карандаши;
- Краски;
- Пластилин;
- Бумага А4.
Информационное обеспечение.
Инструктивно-методическоеписьмо«О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе»Ястребова А.В., Бессонова Т.П., М., Когито - Центр, 1996 ( По заказу Министерства образования РФ).
Конституция Российской Федерации.
Дидактический материал: при работе по программе используются книги, брошюры.
Кадровое обеспечение настоящей программы осуществляется педагогом дополнительного образования, учителем логопедом МОУ СОШ 25
Учебный план
(1 год обучения)
№ | Название раздела,темы | теория | практика | всего | Формы аттестации/ контроля |
1. | Вводное занятие. | - | 1 | 1 | Тестирование |
2. | Знакомство с органами речи. | 1 | 1 | 2 | опрос, практическая работа |
3. | Неречевые звуки. Понятие звук. | 5 | 2 | 7 | опрос, практическая работа |
4. | Гласные звуки и буквы | 10 | 4 | 14 | опрос, практическая работа |
5. | Дифференциация звуков | 5 | 5 | 10 | зачет, практическая работа |
6. | Звукобуквенный анализ | 3 | 5 | 8 | опрос, практическая работа |
7. | Понятие о слоге | 1 | 1 | 2 | опрос, практическая работа |
8. | Дифференциация согласных звуков | 2 | 5 | 7 | опрос |
9. | Фонематический синтез | 4 | 10 | 14 | практическая работа |
10. | Дикция, чтение чистоговорок | 2 | 5 | 7 | зачет, творческая работа |
Итого: | 33 | 39 | 72 |
Содержание учебного плана.
Тема 1. Вводное занятие (1ч)
Практика: Игра: «Познакомимся», «Делай как я». Диагностическое обследование: развитие звукопроизношения, грамматического строя речи, лексической стороны речи, связной речи.
Тема 2. Знакомство с органами речи( 2ч)
Теория(1ч): Строением артикуляционного аппарата, строение языка. Правила использования зеркала. Показ органов артикуляции и уточнение их названия.
Практика(1ч): Выполнение артикуляционных упражнений. Демонстрация и выполнение динамических и статических артикуляционных упражнений. Работа по индивидуальному плану.
Тема 3. Неречевые звуки. Понятие звук(7ч)
Теория(5ч): Развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале неречевых звуков.
Дать понятие «звук», «звук речи», «гласный звук», «согласный звук», «слово», «предложение», «речь». Составление рассказа по картинкам.
Практика(2ч): Игры «Слушай и отгадывай». Пальчиковая гимнастика. Знакомство с понятием «звук»: «Путешествие в древние времена». Выполнение упражнений, направленных на развитие слуховой памяти и внимания. Рисование пейзажа по картине.
Тема 4. Гласные звуки и буквы( 14 ч)
Теория(10ч): понятие о гласном звуке и букве. Уточнение артикуляции. Выделение звука из ряда гласных звуков. Дифференциация понятий звук – буква.
Практика(4ч): пропевание гласного звука с правильнымартикулированием. Соотнесение звука с символом. Артикуляционная гимнастика для губ. Развитие фонематического слуха. Лепка из пластилина.
Тема 5. Дифференциация звуков( 10 ч)
Теория(5ч): сравнение звуков по артикуляции, их характеристика. Дифференциация звуков (Ы) – (И). Лексическая тема.
Практика(5ч): артикуляционная гимнастика: «окошечко» - «трубочка» - «улыбка». Повторение слоговых рядов со звуками «И» «Ы». Упражнения, направленные на развитие произвольного внимания и памяти. Образование множественного числа существительных. Выполнение
графических упражнений в тетради. Работа по индивидуальному плану.
Тема 6. Звукобуквенный анализ( 8 ч)
Теория(3ч): уточнение произношения звука «О», артикуляция, характеристика. Знакомство с буквой «О».
Практика(5ч): упражнение на развитие фонематического анализа, развитие силы голоса, образование множественного числа. Анализ звукобуквенных рядов: ОИ, ИО. Рисование буквы «О» в волшебной стране.Работа по индивидуальному плану.
Тема 7.Понятие о слоге(2ч)
Теория(1ч): понятие о слоговом составе слова. Формирование умения выполнять слоговой анализ, учить составлять слоговые схемы. Лексическая тема.
Практика(1ч): упражнения, направленные на формирования умения деления слов на слоги. Упражнение в составление слоговых схем. Выполнение графических упражнений в тетради. Работа по индивидуальному плану.
Тема 8.Дифференциация согласных звуков( 7 ч)
Теория(2ч): уточнение артикуляции и характеристика звуков (П) - (Б), (ПЬ) – (БЬ). Символы и обозначение звуков. Лексическая тема.
Практика(5ч): фонетические упражнения, анализ артикуляции звука. Дифференциация звуков (П) – (Б), (ПЬ) – (БЬ), по звонкости, глухости. Упражнения, направленные на развитие логического мышления и внимания, фонематического анализа и синтеза. Звуковой анализ слов: баба, папа. Артикуляционные, пальчиковые упражнения. Лепка из пластилина. Работа по индивидуальному плану.
Тема 9.Фонематический синтез(14 ч)
Теория(4ч): уточнение артикуляции и характеристика звуков (Ф) и (ФЬ), символы и обозначение звуков. Знакомство с буквой «Ф». Лексическая тема.
Практика(10ч): фонетические упражнения, анализ артикуляции звука. Дифференциация звуков (Ф) – (ФЬ). Повторение слогового ряда. Упражнения, направленные на развитие логического мышления и внимания, фонематического анализа и синтеза. Звуковой анализ слов: Фокусник, Фима. Работа над дикцией: чтение чистоговорки. Работа с картинками,составление связного текста. Работа по индивидуальному плану.
Тема 10.Дикция, чтение чистоговорок(7ч)
Теория(2ч): уточнение артикуляции и характеристика звуков (Г) и (ГЬ), символы и обозначение звуков. Знакомство с буквой «Г».
Практика(5ч): фонетические упражнения, анализ артикуляции звука. Дифференциация звуков (Г) – (ГЬ) по мягкости твёрдости. Повторение слогового ряда. Упражнения, направленные на развитие фонематического синтеза, образование уменьшительно-ласкательных форм существительных. Звукослоговой анализ слов: Гоша, Гена. Преобразование слов, с помощью букв разрезной азбуки. Работа над дикцией: чтение чистоговорки. Работа с прописью. Работа по индивидуальному плану.
Освоив стартовый уровень программы, учащиеся должны знать:
• буквы и звуки родного языка;
• первичные представления о себе, семье, обществе, мире и природе;
• положение артикуляционных органов при произнесении того или иного звука;
• точность выполнения артикуляционных упражнений;
• дыхательные упражнения;
• правила поведения на занятиях;
• этапы звуко-слогового анализа и синтеза слова.
Освоив стартовый уровень программы, учащиеся должны уметь:
• различать гласные и согласные, твердые и мягкие звуки, самостоятельно производить анализ односложных трехзвучных слов, составлять предложения по живой модели;
• согласовывать числительное с существительным;
• согласовывать прилагательное с существительным;
• пользоваться распространенными предложениями, отвечать на вопросы в краткой, распространенной форме, громко, не торопясь, точно употребляя слова;
• правильно выговаривать звуки всех фонетических групп;
• определять начальный звук в слове;
• определять место нахождения заданного звука в слове;
• делить слова на слоги;
• рассказывать друг другу сказки, рассказы, загадывать и отгадывать загадки, рассматривать и обсуждать содержание картин, выразительно читать стихи;
Методическое обеспечение программы.
Методы обучения.
Коррекционно-развивающая работа направлена на воспитание звуковой культуры речи, словарную работу, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи; развитие психических функций ребенка: зрительную и слуховую память, логическое мышление, воображение.
Воспитание звуковой культуры речи: совершенствуется произношение звуков; особое внимание уделяется дифференциации определенных групп звуков (свистящих и шипящих, звонких и глухих, твердых и мягких); развитие звукового анализа слова, т.е. умение вычленять в словах или фразах определенные звуки, слоги, делать ударение.
Словарная работа: обогащение, закрепление и активизация словаря; работа над уточнением значений известных, близких или противоположных по смыслу слов (синонимов и антонимов), а также многозначных слов с прямым и переносным смыслом.
Формирование грамматического строя речи: работа по формированию грамматического строя направлена на обогащение речи детей разнообразными грамматическими формами и конструкциями; работа по согласованию существительных и прилагательных в роде, числе и падеже.
Развитие связной речи: формирование умения строить разные типы высказываний (описание, повествование, рассуждение), соблюдая их структуру и используя разнообразные способы связи между предложениями. Занятия по развитию связной речи включают пересказ литературных произведений, рассказывание об игрушке или предмете, по картине или самостоятельно выбранной теме.
Развитие психических функций: развивать слуховое внимание и память при восприятии неречевых звуков. Учить различать звучание нескольких игрушек или детских музыкальных инструментов, громкие и тихие звуки, высокие и низкие; развивать зрительное внимание и память в работе с разрезными картинками; развивать мышление в упражнениях на группировку и классификацию предметов по одному или нескольким признакам (цвету, форме, размеру, материалу).
2.Методические особенности индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения
Основной формой коррекции звукопроизношения является индивидуальное занятие, на котором учитываются возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Способ постановки и коррекции звука выбирается индивидуально и в следующей последовательности:
-свистящие (С), (З), (Ц), (СЬ), (ЗЬ);
-шипящий (Ш);
-шипящий (Ж);
-соноры (Л), (ЛЬ);
-соноры (Р), (РЬ);
-шипящие (Ч), (Щ).
Вся индивидуальная работа делится на несколько этапов. На каждом этапе решается определенная педагогическая задача, цель которой – формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи.
1 этап - Подготовительный – на котором устанавливается контакт с ребенком; развиваются неречевые специфические функции (слуховое внимание, зрительная память, развитие всех видов психомоторики – общей, ручной, пальчиковой, мимической, моторной и артикуляционной); развитие оптико-пространственных представлений. На данном этапе разрабатывается индивидуальный маршрут каждого учащегося с учётом его речевых нарушений и особенностей грамматических и фонетических процессов.
2 этап - Формирование первичных произносительных умений и навыков: включает в себя постановку звука, автоматизацию и дифференциацию.
3 этап - Формирование коммуникативных умений и навыков: закрепление звуков в разных ситуациях речевого общения.
Использование современных образовательных технологий.
На занятиях на ряду с традиционной технологией обучения, суть которой состоит в обучении по схеме: изучение нового-закрепление-контроль-оценка, используется педагогическая технология игрового обучения, которая включает в себя обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Игровые технологии направлены на включение детей в образовательную деятельность, коллективную деятельность и общение, организацию заинтересованной познавательной деятельности школьников. Технология развивающего обучения направлена на развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка. Технология развивающего обучения предполагает взаимодействие педагога и детей на основе коллективно-распределительной деятельности.
Методы логопедического воздействияосуществляются различными методами. Метод обучения в педагогике рассматривается как способ совместной деятельности педагога и детей, направленный на освоение детьми знаний, навыков и умений, на формирование умственных способностей,воспитание чувств, поведения и личностных качеств. В логопедической работеиспользуются различные методы: практические, наглядные и словесные.
Практические методы ( упражнения, игры, моделирование).
На каждом из этапов логопедической работы эффективность овладения правильными речевыми навыками обеспечивается соответствующей группой методов. Так, для этапа постановки звука характерно преимущественное использование практических и наглядных методов, при автоматизации, особенно в связной речи, широко используются беседа, пересказ, рассказ, т. е. словесные методы.
При устранении алалии для развития сенсорной сферы, моторики, познавательной деятельности ребенка также используются практические и наглядные методы. В то же время при закреплении правильных навыков грамматических форм словоизменения и словообразования наряду с наглядными методами применяются и словесные.
К практическим методам логопедического воздействия относятся упражнения, игры и моделирование.
Упражнение — это многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий. В логопедической работе они эффективны при устранении артику-ляторных и голосовых расстройств, так как у детей формируются практические речевые умения и навыки либо предпосылки к их развитию, происходит овладение различными способами практической и умственной деятельности. В результате систематического выполнения артикуляторных упражнений создаются предпосылки для постановки звука, для правильного его произношения. На этапе постановки звука формируется навык его изолированного произношения, а на этапе автоматизации добиваются правильного произношения звука в словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи.
Освоение правильных речевых навыков представляет собой длительный процесс, который требует разнообразных, систематически используемых видов деятельности.
Упражнения подразделяются на подражательно-исполнительские, конструктивные и творческие.
Подражательно-исполнительские выполняются детьми в соответствии с образцом.
В логопедической работе большое место занимают упражнения практического характера (дыхательные, голосовые, артикуляторные, развивающие общую, ручную моторику). На начальных этапах усвоения используется показ действий, а при повторениях, по мере усвоения способа действия, наглядный показ все более «свертывается», заменяется словесным обозначением. Так, выполнение артикуляторных упражнений вначале осуществляется по наглядному показу, на основе зрительного восприятия выполнения заданий логопедом, в дальнейшем они только называются.
В логопедической работе используются различные виды конструирования.
В упражнениях творческого характера предполагается использование усвоенных способов в новых условиях, на новом речевом материале.
Так, при формировании звукового анализа и синтеза определение последовательности звуков сначала дается с опорой на вспомогательные средства, а в дальнейшем только в речевом плане, так как усвоение действия звукового анализа переносится в новые условия. И наконец, действие звукового анализа считается сформированным, если оно может выполняться во внутреннем плане (ребенок самостоятельно придумывает слова с определенным звуком, количеством звуков, отбирает картинки, в названии которых имеются звуки, и т. д.).
В логопедической работе также используются речевые упражнения. Примером их могут служить повторения слов с поставленным звуком при коррекции нарушений звуко-произношения.
Использование игровых упражнений (например, имитация действия: рубят дрова, деревья качаются от ветра, имитация походки медведя, лисы) вызывает эмоционально-положительный настрой детей, снимает у них напряжение.
Выполнение любых упражнений способствует формированию практических умений и навыков лишь в том случае, когда соблюдается ряд условий.
• Осознание ребенком цели. Это зависит от четкости постановки задачи, правильного показа способов выполнения: поэтапного выполнения сложных упражнений с учетом возрастных и психологических особенностей детей.
Систематичность, которая реализуется в многократном повторении (на логопедических занятиях, вне их, на уроке, во внеклассное время с использованием разно образного речевого и дидактического материала и различных ситуаций речевого общения).
Постепенное усложнение условий с учетом этапа коррекции возрастных и индивидуально-психологических особенностей ребенка.
Осознанное выполнение практических и речевых действий.
Самостоятельное выполнение на заключительном этапе коррекции (хотя на начальных этапах упражнения могут выполняться с помощью логопеда, с механической помощью и т. д.).
• Дифференцированный анализ и оценка выполнения.
Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, пояснением, указаниями, вопросами. Одним из основных компонентов метода является воображаемая ситуация в развернутом виде (сюжет, роль, игровые действия). Например, в играх «Магазин», «Вызов врача», «На лесной опушке» дети распределяют роли, а затем с помощью масок, деталей одежды, речевых и неречевых действий создают образы людей или животных, в соответствии с ролью вступают в определенные взаимоотношения в процессе игры.
В игровом методе ведущая роль принадлежит педагогу, который подбирает игру в соответствии с намеченными целями и задачами коррекции, распределяет роли, организует и активизирует деятельность детей.
С детьми младшего школьного возраста используются различные игры: с пением, дидактические, подвижные, творческие, драматизации. Их использование определяется задачами и этапами коррекционно-логопедической работы, характером и структурой дефекта, возрастными и индивидуально-психологическими особенностями детей.
Моделирование — это процесс создания моделей и их использование в целях формирования представлений о структуре объектов, об отношениях и связях между элементами этих объектов.
Эффективность их использования зависит от следующих условий:
- модель должна отражать основные свойства объекта и быть по структуре алогичной ему;
-должна быть доступной для восприятия ребенком данного возраста;
-ее назначение — облегчать процесс овладения навыками, умениями и знаниями.
Широкое применение получило знаково-символическое моделирование. Например, при формировании звукового анализа и синтеза используются графические схемы структуры предложения, слогового и звукового состава слова.
Использование модели предполагает определенный уровень сформированности умственных операций (анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения).
Наглядные методы представляют собой те формы усвоения знаний, умений и навыков, которые находятся в существенной зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и технических средств обучения.
Использование пособий облегчает усвоение материалов, способствует формированию сенсорных предпосылок для развития речевых умений и навыков. Опора на чувственные образы делает усвоение речевых умений и навыков более конкретным, доступным, осознанным, повышает эффективность логопедической работы.
К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание рисунков, картин, макетов, просмотр профилей артикуляций, диафильмов, кинофильмов, магнитофонных записей, а также показ образца задания, способа действия, которые в ряде случаев выступают в качестве самостоятельных методов.
Использование различных пособий способствует уточнению и расширению представлений детей, развитию познавательной деятельности, создает благоприятный эмоциональный фон для проведения логопедической работы.
Наглядные средства должны отвечать следующим требованиям:
- быть хорошо видны всем;
- при их подборе следует учитывать возрастные и индивидуально-психологические особенности ребенка;
- соответствовать задачам логопедической работы на данном этапе коррекции;
- сопровождаться точной и конкретной речью;
- словесное описание объекта призвано способствовать развитию аналитико-синтетической деятельности, наблюдательности, речи.
Использование пособий может преследовать различные цели: коррекцию нарушений сенсорной сферы (представлений о цвете, форме, величине и т. д.), развитие фонематического восприятия (на картине найти предметы, в названиях которых имеется отрабатываемый звук), развитие звукового анализа и синтеза (найти предметы на сюжетной картине, в названии которых 5 звуков), закрепление правильного произношения звука, развитие лексического запаса слов, грамматического строя, связной речи (составление рассказа по сюжетной картине, по серии сюжетных картин).
Воспроизведение мультимедийных записей, записей на диске, сопровождается беседой логопеда, пересказом. Записи речи самих детей используются для анализа, для выявления характера нарушения, для сравнения речи на различных этапах коррекции, для воспитания уверенности в успехе работы.
Диафильмы, кинофильмы используются при автоматизации звуков речи во время беседы при пересказе содержания, для развития навыков слитной плавной речи при устранении заикания, для развития связной речи.
Особенности использования словесных методов в логопедической работе определяются возрастными особенностями детей, структурой и характером речевого дефекта, целями, задачами, этапом коррекционного воздействия.
Программа реализуется в условиях соблюдения следующих педагогических подходов:
• Индивидуальный подход: педагогический процесс проходит с учетом индивидуальных способностей воспитанников (темперамента, характера, склонностей, интересов и т.д.).
• Дифференцированный подход: определение конкретным детям задач в соответствии с их личностными характеристиками, постоянный анализ итогов работы, своевременное внесение корректив в методику работы с учетом особенностей каждого ребенка.
• Опора на положительное в личности и группе: изучение и знание индивидуальных положительных и социально-психологических качеств детей, подход к ним с оптимизмом и глубокой верой в силу воспитания, умелое использование положительного примера, побуждение детей к настойчивому и целенаправленному самоизучению и самовоспитанию, терпеливое их вовлечение в такие виды деятельности, которые позволяют им проявить себя с лучшей стороны и вызовут уверенность в себе.
Формы организации логопедической деятельности – занятия, викторины, конкурсы, работу с родителями и классными руководителями, самостоятельная работа, деятельность арт-терапии.
Формы организации образовательного процесса: фронтальная (со всей группой детей), групповая (от 2 до 6 человек), индивидуальная (с 1 ребенком).
Формы организации учебного занятия зависят от поставленных задач. Программой предусматриваются следующие виды занятий:
• вводное занятие – занятие, которое проводится в начале образовательного периода с целью ознакомления с предстоящими видами работы и тематикой обучения;
• практико-теоретическое занятие, на котором излагаются теоретические сведения.
• итоговое занятие – занятие, которое проводится в конце образовательного периода (раздела) с целью проверки знаний учащихся и демонстрации образовательных результатов.
Алгоритм учебного занятия.
• Организационный этап – подготовка к работе на занятии.
• Выявление готовности к восприятию нового материала - проверка усвоения пройденного материала, сообщение темы и цели занятия, эмоциональный настрой.
• Основной этап – сообщение новых теоретических знаний; практическая работа над звуковым материалом; закрепление пройденного материала.
• Заключительный этап – подведение итогов занятия; оценка и самооценкарезультатов работы.
Механизм оценки результативности освоения программы.
Для определения результативности освоения программы используются следующие формы аттестации и контроля: конкурс, зачет, творческая работа, практическая работа, контрольная работа, самостоятельная работа, тестирование, опрос. Все эти формы предполагают оценку теоретического или практического задания.
Критерии оценки теоретического задания
Баллы | Критерии оценки |
«Отлично» | Учащийся выполняет задание самостоятельно, без ошибок. |
«Хорошо» | Учащийся выполняет задание самостоятельно, с незначительными ошибками. |
«Удовлетворительно» | Учащийся выполняет задание с помощью педагога, допускает ошибки. |
«Плохо» | Учащийся выполняет задание с многочисленными ошибками. |
Критерии оценки практического задания
Оценка | Критерии оценки |
«Отлично» | Учащийся выполняет задание самостоятельно, без ошибок. |
«Хорошо» | Учащийся выполняет задание самостоятельно, с незначительными ошибками.. |
«Удовлетворительно» | Учащийся выполняет задание с незначительной помощью педагога, допускает ошибки. |
«Плохо» | Учащийся выполняет задание со значительной помощью педагога, допускает серьезные ошибки. |
Тесты, контрольные теоретические и практические задания используются при осуществлении входного, текущего и итогового контроля, которые оформляются с помощью диагностических таблиц. При проведении диагностики 1 балл ставится, если ребенок не справляется с заданием. 2 балла ставится, если ребенок выполняет задание с ошибками. 3 балла ставится, если ребенок справляется с заданием без ошибок. Диагностика проводится в начале, середине и конце учебного года (сентябрь, декабрь, май). В конце каждого года обучения (май) проводится промежуточная или итоговая аттестация.
Примерные диагностические таблицы итоговой аттестации стартового уровня:
Таблица №1
Показатели уровня звуковой стороны речи
Фамилия, имя | Теоретические понятия | Практический тест | Опрос | Сумма баллов |
Низкий уровень – 3 – 4 балла (… человека, …%).
Средний уровень – 5 – 7 баллов (… человека, …%).
Высокий уровень – 8 – 9 баллов (… человека, …%).
Таблица №2
Показатели уровня усвоения умений и навыков в логопедии.
Фамилия, имя | Артикуляционная гимнастика | Пальчиковая гимнастика | Развитие мелкой моторики | Правильность звукопроизношения | Правильность различия звуков на слух | Темп речи | Сумма баллов |
Низкий уровень – 6 – 9 баллов (… человека, …%).
Средний уровень – 10 – 14 баллов (… человека, …%).
Высокий уровень – 15 – 18 баллов (… человека, …%).
Нормативно-правовая база.
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ,
2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р),
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”,
4. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41),
5. Общие требования к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением (утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 22.09.2015 № 1040),
6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242),
7. О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564),
8. Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12. 2006 №06-1844),
9. Об учете результатов внеучебных достижений обучающихся (Приказ Министерства образования Московской области от 27.11.2009 № 2499),
10. Об изучении правил дорожного движения в образовательных учреждениях Московской области (Инструктивное письмо Министерства образования Московской области от 26.08.2013 № 10825 – 13 в/07).
Список литературы для педагога
1. Агронович, З. Е. В помощь логопедам и родителям.. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2005.
2. Агронович, З. Е. Преодоление лексико-грамматического недоразвития у дошкольников/ З. Е. Агронович. – СПб.:ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2010.
3.Алябьева, Е. В. Развитие воображения и речи детей 5 – 7 лет: Игровые технологии./ Е.В. Алябьева. –М.: ТЦ Сфера, 2014.
4.Апшева, А.М. Психолого-педагогическое сопровождение дополнительного образования детей. Опыт и практические рекомендации/А.М.Апшева. – М.: МД ЭБЦ, 2011.
5. Артюшина, А. Н. Развитие речи. Проверяем готовность к школе/ А. Н. Артюшина. – М.: РОСМЭН, 2014.
6.Бардышева, Т. Ю. Тетрадь логопедических заданий/ Т. Ю. Бардышева. – М.: Эко Пресс, 2013.
7.Батяева, С. В. Большой альбом по развитию речи./ С. В. Батяева. – М.: РОСМЭН, 2014.
8.Белов, Н.В. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство /Н.В. Белов. – Минск: Харвест, 2011.
9.Волкова, Л.С. и др. Логопедия.: 5-е изд., перераб. И доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009.
10.Герасимова, А. С. Популярная логопедия. Занятия с дошкольниками/ А. С. Герасимова. – М.: Айрис – пресс, 2009.
11.Воробьева, Т.А., Крупенчук, О.И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика / Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2012. – ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
12.Гризик, Т. И. Развитие речи детей 5-6 лет: метод.пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений/Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2005.
13.Дополнительное образование детей. / Под ред. Лебедева, О.Е./О.Е. Лебедев/ - М.: ВЛАДОС, 2009.
14.Жукова, Н. С. Букварь: учебное пособие/Н. С. Жукова. – М.: Эксмо, 2015.
15. Метельская Н. Г. 100 физкультурных минуток на логопедических занятиях./Н. Г. Метельская – М.: ТЦ Сфера, 2008.
16. Харченко Т. Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников./ Т. Е. Харченко – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРОГРЕСС», 2011.
17. Алябьева Е. А. Игры для детей 4-7 лет: развитие речи и воображения./ Е. А. Алябьева – М.: ТЦ Сфера, 2009.
18. Под ред. Ладыженской Т. А. Речь. Речь. Речь: книга для учителя./ Т. А. Ладыженская– М.: Педагогика, 1990.
19. Выгодская И. Г., Пеллингер Е. Л., Успенская Л. П. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях: Кн. для логопеда./ И. Г. Выгодская, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенская – М.: Просвещение, 1993.
20. Максимова Е. А. (и др.). Готовим пальчики к письму: развивающая программа по подгот.
21. Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: Пособие для логопедов и родителей./ И. С. Лопухина – М.: Аквариум, 1995
22. Анищепкова Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов./ Е. С. Анищепкова – М.: АСТ: Астрель, 2007 .
23. Смирнова Л. Н. Логопедия. Играем со звуками. Речевой дидактический материал: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей./ Л. Н. Смирнова – М.: «Мозаика – Синтез», 2006 .
24. Психолого – педагогическое сопровождение образовательного процесса: проблемы и пути решения. – Петропавловск –Камч.: КамГУ им. Вигуса Беринга, 2013.
25.Руденко, В.И. Логопедия: практическое пособие / В.И. Руденко. – Изд. 10-е – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 287 с. – (Библиотека логопеда).
26. Парамонова, Л.Г. Легкий способ научиться правильно говорить и писать. Дефекты произношения. Дислексия. Дисграфия / Л.Г. Парамонова. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2009. ил. – (Домашний логопед).
27. Журавлева, А.Е. Домашняя логопедия / А.Е. Журавлева, В.В. Федиенко. – М.: Эксмо, 2012.
28. Жукова, Н.С. Уроки логопеда: Исправление нарушений речи / Н.С. Жукова. – М.: Эксмо, 2012.
Список литературы для родителей и детей
1.Агранович, З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям./ - СПб.: ДНТСТВО-ПРЕСС, 2003.
2.Бортникова, Е. А. Школа раннего развития. «Чудо - обучай-ка». / Е. А. Бортникова. – М.: Литур, 2013
3.Васильева, С.А. Рабочая тетрадь по развитию речи дошкольников./ С. А. Васильева.- М.: 2004.
4.Скворцова, И.В. 100 логопедических игр./ И. В. Скворцова.- Спб.: Нева, 2003.
5.Теремкова, Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР./ Н. Э Теремкова – М.:Изд. Гном и Д, 2005.
6.Ткаченко, Т.А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи./ Т. А. Ткаченко. - М.: Изд. Гном и Д, 2001.
№ п/п | Месяц | Число | Форма организации занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
2 | фронтальное | 2 | Знакомство с органами речи. Строением артикуляционного аппарата, строение языка. Правила использования зеркала. Показ органов артикуляции и уточнение их названия. Выполнение артикуляционных упражнений. Демонстрация и выполнение динамических и статических артикуляционных упражнений. Работа по индивидуальному плану. | опрос, практическая работа | |||
3 | Октябрь | фронтальное | 7 | Неречевые звуки. Понятие звук. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале неречевых звуков. Дать понятие «звук», «звук речи», «гласный звук», «согласный звук», «слово», «предложение», «речь». Игры «Слушай и отгадывай». Пальчиковая гимнастика. Знакомство с понятием «звук»: «Путешествие в древние времена». Выполнение упражнений, направленных на развитие слуховой памяти и внимания.. | опрос, практическая работа | ||
4 | Ноябрь | фронтальное | 14 | Гласные звуки и буквы. Понятие о гласном звуке и букве. Уточнение артикуляции. Выделение звука из ряда гласных звуков. Дифференциация понятий звук – буква. Пропевание гласного звука с правильнымартикулированием. Соотнесение звука с символом. Артикуляционная гимнастика для губ. Развитие фонематического слуха. | опрос, практическая работа | ||
5 | Декабрь | фронтальное | 10 | Дифференциация звуков. Сравнение звуков по артикуляции, их характеристика. Дифференциация звуков (Ы) – (И). Лексическая тема. Артикуляционная гимнастика: «окошечко» - «трубочка» - «улыбка». Повторение слоговых рядов со звуками «И» «Ы». Упражнения, направленные на развитие произвольного внимания и памяти. Образование множественного числа существительных. | зачет, практическая работа | ||
6 | Январь | фронтальное | 8 | Звукобуквенный анализ. Уточнение произношения звука «О», артикуляция, характеристика. Знакомство с буквой «О». Упражнение на развитие фонематического анализа, развитие силы голоса, образование множественного числа. Анализ звукобуквенных рядов | практическая работа | ||
7 | Февраль | фронтальное | 2 | Понятие о слоге. Понятие о слоговом составе слова. Формирование умения выполнять слоговой анализ, учить составлять слоговые схемы. Лексическая тема. упражнения, направленные на формирования умения деления слов на слоги. Упражнение в составление слоговых схем | опрос | ||
8 | Март | фронтальное | 7 | Дифференциация согласных звуков. Уточнение артикуляции и характеристика звуков (П) - (Б), (ПЬ) – (БЬ). Символы и обозначение звуков. Лексическая тема. Фонетические упражнения, анализ артикуляции звука. Дифференциация звуков (П) – (Б), (ПЬ) – (БЬ), по звонкости, глухости. Упражнения, направленные на развитие логического мышления и внимания, фонематического анализа и синтеза. Звуковой анализ слов. Артикуляционные, пальчиковые упражнения. | опрос | ||
9 | Апрель | фронтальное | 14 | Фонематический синтез. Уточнение артикуляции и характеристика звуков (Ф) и (ФЬ), символы и обозначение звуков. Знакомство с буквой «Ф». Лексическая тема. Фонетические упражнения, анализ артикуляции звука. Дифференциация звуков (Ф) – (ФЬ). Повторение слогового ряда. Упражнения, направленные на развитие логического мышления и внимания, фонематического анализа и синтеза. Звуковой анализ слов: Фокусник, Фима. Работа над дикцией: чтение чистоговорки. | опрос | ||
10 | Май | фронтальное | 7 | Дикция, чтение чистоговорок. Уточнение артикуляции и характеристика звуков (Г) и (ГЬ), символы и обозначение звуков. Знакомство с буквой «Г». Фонетические упражнения, анализ артикуляции звука. Дифференциация звуков (Г) – (ГЬ) по мягкости твёрдости. Повторение слогового ряда. Упражнения, направленные на развитие фонематического синтеза, образование уменьшительно-ласкательных форм существительных. | зачет |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Круглый стол На тему: «Особенности общения воспитателя с родителями воспитанников». «Как стать компетентным в общении с родителями».
У педагогов и родителей единые задачи: сделать всё, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошк...
Урок обучения грамоте по теме "Роль слова в устном общении. Слова речевого этикета и их роль в общении".
Урок обучения грамоте в 1 классе по теме: "Роль слова в устном общении. Слова речевого этикета и их роль в общении" ставит следующие задачи: практическое знакомство с целями и ср...
Презентация по психологии общения на тему "Барьеры общения".
Барьеры общения....
программа внеклассных мероприятий по формированию культуры общения и профилактике конфликтов "Общение"
По мнению В.В. Давыдова: «Общение – взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или эффективно-оценочного характера. Общение удовлетворяет особую потре...
час общения. Игровая программа "Наше общение"
игра путешествие по станциям помогает ученикам 1 класса учиться лучше понимать других людей...
Презентация по психологии общения на тему "Барьеры общения"
Классификация барьеров общения...
Конспект урока по русскому языку на тему: "В мире общения. Цели и формы общения" 1 класс
Конспект урока по русскому языку на тему: "В мире общения. Цели и формы общения" 1 класс...