«Формирование мотивации у детей с ТНР в учебной и внеурочной деятельности»
статья по логопедии

Иванова Марина Юрьевна

В статье рассматривается вопрос об особенностях формирования мотивации учебной деятельности детей с тяжелыми нарушениями речи, о результативности опыта использования педагогических технологий: уровневой дифференциации, групповой и парной работы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи

Г.о. Подольск Московской области»

142104, МО, г. Подольск, ул. Народная, д.6/18; 54-98-76, 69-97-18

Доклад на педсовете

«Формирование  мотивации  у детей с ТНР в учебной и внеурочной деятельности»

Подготовила: Иванова М.Ю.

2018г

       Мотивация учебной деятельности – это все факторы, обуславливающие проявление учебной активности.

       Большинство педагогов и психологов рассматривают мотивацию как одну из основных движущих сил учения ребенка с ТНР. Зная об особенностях формирования мотивации учебной деятельности детей с тяжелыми нарушениями речи, мы- педагоги считаем, что для более продуктивного обучения в школе таких детей важно не то, что знает и умеет ребенок, а то, насколько он хочет овладеть этими знаниями и умениями.

        Надеяться на то, что учебная мотивация возникнет сама по себе, стихийно, не приходится. Это требует от нас как педагогов большой подготовительной работы к урокам и занятиям, напряженного труда во время его проведения, глубокого понимания особенностей развития каждого ученика. Одним из путей успешного решения этой проблемы, является сочетание стимулирующей доброжелательной атмосферы общения на уроке с широким применением методов и приемов.

       С введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) изменились требования к организации образовательной деятельности младших школьников. Отличительной особенностью Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является его деятельностный характер, который требует от нас получение ожидаемого результата: способность младших школьников самостоятельно добывать новые знания, становление их коммуникативной и информационной компетентности.

       Благодаря внедрению ФГОС у учителя появилась возможность повышать уровень познавательной активности у детей с тяжёлыми нарушениями речи, используя педагогические технологии.

       Три года я  внедряла в свою педагогическую практику технологию уровневой дифференциации.

       Для организации дифференцированного обучения я в своих классах использую групповую форму. В группы  формирую детей по степени обученности, а также на основании индивидуальных особенностей, способностей и интересов.

       Первую группу составляют учащиеся с низкими познавательными способностями, низким уровнем сформированности познавательного интереса, низкими показателями успеваемости по предметам.

       Вторую группу комплектую из учащихся со средними показателями успеваемости по предметам. Для этой группы наиболее важным для меня является работа по формированию произвольной внутренней мотивации учащихся, стабилизация школьных интересов и личностной направленности на интеллектуальный труд.

       Третью группу составляют учащиеся со средними учебными возможностями и высоким уровнем развития познавательного интереса. Для этой группы главным является организация обучения в соответствующем темпе. Существенным моментом является ориентация на самостоятельность учащихся.

       Осуществляя групповую дифференциацию, я руководствуюсь следующим требованием: создаю атмосферу, благоприятную для учащихся, так как, для того, чтобы учебный процесс был мотивирован и ребёнок учился согласно своим индивидуальным возможностям и особенностям, он должен чётко представлять себе и понимать, чего от него ждут.

       Считаю, что дифференцированный подход в обучении можно осуществлять на разных этапах урока.

       Разноуровневые группы подвижны. Если ученик второй или первой группы приобретает навык-компетенцию по данной теме, он переходит из одной группы в другую.

        На этапе актуализации знаний учащихся я готовлю 3 вида заданий на индивидуальных карточках.

       При выполнении разноуровневых заданий к 1-ой и ко 2-ой группам учащихся выходят помощники-ученики из другой группы, роль которых -актуализировать знания отвечающего ученика (напоминают или помогают выполнить алгоритм действий). При этом сам помощник автоматизирует и обобщает свои знания, приобретая навык- компетенцию. Учащиеся 3-ей группы выполняют задание самостоятельно.  Выполняется взаимопроверка.

       Технология организации парной и групповой работы школьников – одна из интерактивных форм современного обучения, которая входит в жизнь как требование времени. Она является составной частью учебной деятельности. С первого класса необходимо приучать ребенка к самостоятельной поисково-творческой деятельности, учить его мыслить, организовывать свою работу и принимать решения в конкретных ситуациях.

       При организации работы в парах и группах, где каждый ученик мыслит, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в ходе учебной дискуссии, учебного диалога. Также необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников. Технология организации парной и групповой работы учащихся позволяет расширить цели и задачи уроков и внеурочных занятий, их занимательность, учесть индивидуальные особенности группы, активизировать познавательную деятельность.

        Первые шаги носили больше информационный характер, основной целью которых было научиться вычленять и находить необходимую информацию. Универсальный источник информации, который есть всегда у каждого ребенка, – это возможность общения с одноклассниками, друзьями. В ходе выполнения заданий поощрялось совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу. При оценке работы пары или группы подчёркивались не только ученические, но и человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость, честность, справедливость.

        В своей работе я использую групповую работу двух видов: единую и дифференцированную. При единой групповой работе все группы выполняют задания в рамках общей темы. Дифференцированная групповая работа предполагает выполнение группами различных заданий.

       При закреплении изученного материала дети делятся на 2 команды и получают задание. Сначала каждый ученик в группе думает о  решении самостоятельно. Затем при обсуждении выслушивается мнение каждого. Вместе находят общее решение, обсуждают алгоритм выполнения действий и выбирают выступающего. Капитан команды оценивает работу каждого учащегося своей группы, а учитель оценивает результат работы по группам.

       При выполнении словарной работы используется взаимный опрос-работа в парах.

       Начиная со второго класса, работа была продолжена и на внеурочных занятиях. Темы уроков математики,  русского языка, литературного чтения и окружающего мира были тесно связаны с темами классных часов и  квестов. Итоговой работой стал групповой проект «Красная книга» и участие в новогоднем квесте «Волшебный мир Г.Х.Андерсена». При проведении классных часов  дети принимают самое активное участие.

        В результате применения технологии уровневой дифференциации, организации парной и групповой работы повысилось качество знаний по всем предметам. Дети стали проявлять интерес к объектам окружающей среды,  представлять проекты, презентации, создавать альбомы и памятки.

       Результативность опыта: положительная динамика в развитии познавательной активности учащихся на уроке и во внеурочной деятельности;  рост интереса и мотивации учащихся к предметам, развитие творческих способностей;  повышение самостоятельности выполнения работ; способность обучающихся к самоанализу; сформированность практических навыков сотрудничества; активное включение детей в исследовательскую деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» для 1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год

Цель курса: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология.О...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса внеурочной деятельности «Математика вокруг нас» для 1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа курса внеурочной деятельности  «Математика вокруг нас» составлена на основе следующих источников:Закон РФ№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса внеурочной деятельности «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ» для 1дополнительного Б класса на 2023 – 2024 учебный год

        РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного курса внеурочной деятельности«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ»для 1дополнительного Б класса на 2023 – 2024 учебный год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса внеурочной деятельности «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ» для 4В класса на 2022 – 2023 учебный год

Актуальность и назначение программы         Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:...

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «учебная лаборатория «Грамотный читатель» 1 класс

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «учебная лаборатория «Грамотный читатель» разработана в соответствии с пунктом 31.1 ФГОС НОО и реализуется 3 года с 1 по 3 кл...