Что такое логопедическая диагностика на готовность к школе?
консультация по логопедии
Что такое лолгопедическая диагностика на готовность к школе?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_logopedicheskaya_diagnostika_na_gotovnost_rebenka_k_shkole.docx | 17.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Что такое логопедическая диагностика на готовность ребенка к школе?
Логопед:Лемешко.Е.В.
Очень часто перед поступлением в школу, ребенку необходимо пройти логопедическую диагностику на готовность ребенка к школе. Зачастую родители не знают что это такое, как проходит и для чего она нужна. В статье попробуем подробно и доступно разобраться, что же это такое логопедическая диагностика? В логопедический кабинет приглашается ребенок с одним из родителей (мамы или папы). Родитель садится в стороне, а ребенок с логопедом за стол. Приятным доброжелательным тоном логопед знакомится с ребенком, располагает его к себе. На столе перед ребенком расположены дидактические материалы, методики.
Ребенок, который поступает в школу, должен знать:
- правильно произносить все звуки родного языка;
- различать и называть слова с определенным звуком;
- уметь определять место звука в слове (начало, середина, конец);
- делить слова на слоги;
- составлять слова из слогов;
- иметь представление о предложении;
- уметь согласовывать слова в роде, числе и падеже;
- подбирать синонимы и антонимы;
- использовать разные способы образования слов;
- пересказывать знакомые сказки и рассказы;
- составлять рассказы и сказки по картинке (серии картинок).
Диагностика речевой готовности к школе предполагает обследование всех компонентов речи:
- Состояние словарного запаса.
- Сформированность грамматического строя речи.
- Правильность произношения звуков.
- Умение различать звуки речи на слух.
- Сформированность звукового и звукобуквенного анализа и синтеза.
- Владение связной речью.
Методы, которые применяет логопед на диагностики (наблюдение, беседа).
При выявлении состояния речевого развития детей особое место отводится специальным наблюдениям, которое проводятся в процессе ситуаций общения между сверстниками и взрослыми, речевого сопровождения игровой и продуктивной деятельности, режимных моментов (прогулка).
Наблюдение дает возможность составить предварительное представление о возможностях каждого ребенка в сфере связного высказывания, об инициативности и способности вступать в беседу и поддерживать диалог, о составе фраз, правильности составления простых и сложных предложений, о правильно исполняемой слоговой структуре, о лексическом запасе, о грамматическом оформлении фраз, о фонетическом наполнении слов, об особенностях выразительных средств и темпо-ритмической окраске.
Следующий метод, на который следует обратить внимание – беседа. Нужно помнить: в процессе беседы ребенок без отклонений в речевом развитии умеет поддерживать общение репликами, модуляцией голоса, интонацией, мимикой, жестами и другими невербальными средствами.
Для выявления понимания старшими дошкольниками смысла (значения) слов им предлагают специально подобранные задания, дидактические упражнения и игры.
Проверка экспрессивной и импрессивной речи.
Проверка экспрессивной речи:
1) оценить уровень моторной реализации;
2) осуществить проверку сформированности словообразовательных навыков:
2.1.) образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами,
2.2.) образование от существительных относительных прилагательных,
2.3.) образование от существительных качественных прилагательных,
2.4.) образование от существительных притяжательных прилагательных;
3) проверить синтаксис или возможности грамматического структурирования:
3.1.) составление фраз по картинкам,
3.2.) повторение предложений разного словонаполнения и грамматической сложности,
3.3.) составление предложений из слов,
3.4.) верификация предложений,
3.5.) дополнение предложений с пропущенными предлогами,
3.6.) предложить закончить предложения,
3.7.) образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах;
4) обследовать состояние связной речи:
4.1.) составление рассказа по серии сюжетных картинок,
4.2.) пересказ текста;
5) проверить номинативную функцию речи:
5.1.) называние предметов, изображённых на картинках,
5.2.) называние изображённых на картинках действий,
Проверка импрессивной речи:
6) Проверка акустического анализа, слухо-речевой памяти, семантической дифференцияции слов:
6.1.) понимание далёких по звучанию и значению слов, обозначающих предметы,
6.2.) понимание близких по звучанию слов, обозначающих названия предметов,
6.3.) понимание далёких по звучанию и значению слов, обозначающих действия
6.4.) понимание близких по значению слов, обозначающих действия;
7) проверить понимание сложных логико-грамматических конструкций:
7.1.) понимание обратимых конструкций, а именно активных с обратным порядком слов и пассивных с прямым и обратным порядком,
7.2.) понимание обратимых предложных конструкций с обозначением места;
8) обследование фонематического восприятия (повторение слогов с фонетически близкими звуками.
Из всего перечисленного можно сделать вывод, что логопедическая диагностика нужна, в ней нет ничего страшного. Если в процессе диагностики логопед выявил речевые нарушения, то обязательно в заключении логопед прописывает рекомендации родителям о необходимости занятия с логопедом, чтобы в дальнейшем не было проблем с речью у ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика речевой готовности детей к школе.
Каждый поступающий в школу ребенок, прежде всего за годы обучения в начальной школе, должен хорошо овладеть грамотой, то есть научиться читать и писать. Правильное...
Рекомендации по проведению диагностики изучения готовности первоклассников к обучению в школе
В подготовленный материал входит:1. Анкеты для родителей2. Изучение готовности ребенка к школе3. Как подготовить ребенка к школе4. Примерные варианты заданий для тестирования5. Самодиагностика развити...
«Диагностика психологической готовности ребенка к школе (сравнительный анализ эффективности диагностических подходов)» Обобщение опытом
Тема данной работы «Диагностика психологической готовности ребенка к школе (сравнительный анализ эффективности диагностических подходов)». Проблема поиска эффективного и надежного психологическо...
«Логопедическая диагностика готовности первоклассников к обучению в школе. Определение успешности будущего школьника»
Диагностическая работа составлена на основе использования материалов для проведения стартовой диагностики первоклассников известных авторов используемых методик. Методики адаптированы и применяемы в р...
Стартовая диагностика уровня готовности первоклассников к школе
Методика позволяет учителю правильно выстраивать образовательную программу класса, а также индивидуальную образовательную программу каждого ребенка....
Логопедическая диагностика готовности первоклассников к обучению в школе. Определение успешности будущего школьника
Уважаемые родители! Данные диагностики будут применяться на практике, для выявления уровня будущей успешности обучения в школе. Диагностическая работа составлена на основе использования материалов для...