статья "Заикание"
статья по логопедии
В статье указаны направления комплексной коррекционной работы с заикающимися детьми.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Заикание - это психо-речевая болезнь, выраженная в основном в коммуникативной среде, т.е. при общении с людьми, которая характеризуется судорожным нарушением темпо-ритмической организации речи.
Ученые выделяют две формы заикания: неврозоподобную (органическое заикание)невротическую (логоневроз). Каждая из указанных форм всегда обладает признаками другой. Трудно найти заикающегося с абсолютно невротической формой и нестрадающего какими-либо параллельными соматическими заболеваниями, как нельзя найти с «чистой» неврозоподобной формой заикания. Поэтому так важно, чтобы методика коррекции заикания была универсальной Заикание бывает легкой, средней и тяжелой степени выраженности. Мы имеем дело со второй степенью клонического заикания, которая фиксирует симптомокомплекс заикания, затрудняющий общение. Когда у ученика наблюдаются клонические судороги: повторы первого звука или слога в слове (к-к-каша, ма-ма-мама). По месту локализации наблюдаются дыхательные судороги. Придыхательных судорогах создается впечатление, что ученику не хватает воздуха, ему трудно дышать, в горле застревает комокнаблюдается грубое нарушение фонематического слуха, нарушена интонация. Речь монотонна, лишена эмоций, интонационно, бедна характерно нарушение быстрой (оперативной) памяти.У заикающихся наблюдается расстройство приема пищи недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Итак, нарушенные при заикании дыхание, голос, речевой ритм, фонематические слух восприятие, интонация точно так же, как и диафрагма, не работают в полном объем Заикание - это диагноз, а не пикантный недостаток, как думают многие мамы, объясняя, что у ребенка все хорошо, ему всего лишь трудно начать говорить. Данный недуг находится в комплексной взаимосвязи со многими другими расстройствами, входящими в этот блок и класс болезней. Более того, сложность и многогранность дефекта ставит его на совершенно особенное место, подобных заболеваний больше нет. Специалистам и родителям необходимо отчетливо понимать: при заикании, кроме речи, лечить необходимо все многочисленные проявления, предпосылки и последствия этой болезни. Именно поэтому лечение заикания - всегда индивидуальный, очень сложный и трудоемкий процесс. Основой для правильной речи является правильное речевое дыхание. Установлено, что наиболее правильным и удобным для речи является диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Активна нижняя, самая ёмкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными. У заикающихся детей в момент эмоционального возбуждения обычно нарушается четкость речи, и дыхание становится поверхностным и аритмичным. Часто дети вообще говорят на вдохе или на задержанном дыхании. Поэтому важнейшей целью логопедического воздействия при устранении заикании становится воспитание правильного речевого дыхания. Для воспитания навыков речевого дыхания чаще всего применяется: дыхательная гимнастика; упражнения для воспитания навыков правильного полного вдоха; упражнения для воспитания правильного выдоха; дыхательные упражнения с движениями. В логопедической работе над речевым дыханием заикающихся, широко используется дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой.
Анализ существующих в специальной педагогической литературе методик преодоления заикания позволяет определить модель проведения комплексной коррекционной логопедической работы по следующим направлениям:
Модель комплексно-коррекционной логопедической работы:
- Соблюдение «Режима молчания».
1.Игры «молчанки».
2.Кивание
- Формирование фонационного дыхания.
Общие дыхательные упражнения;
2.Постановка диафрагмального дыхания;
3.Дифференциация ротового и носового дыхания, формирование длительного выдоха через рот;
4.Формирование длительного фонационного, а затем речевого дыхания.
- Развитие интонационных характеристик речи.
1.На произнесении отдельных гласных звуков;
2.На сочетаниях гласных звуков (двух, трех, четырех, пяти);
3.На словосочетаниях согласных звуков с гласными; на произнесении фраз из одного слова на произнесении коротких фраз; на произнесении длинных фраз с логической паузой.
- Артикуляционно-мимическая гимнастика и артикуляционный массаж, упражнения на мелкую моторику.
.Комплексная релаксационная гимнастика.
1.Упражнения для мышц лба:
2.Упражнения для мышц глаз
3.Упражнения для щек
4.Упражнения для губ
5.Упражнения для языка
6.Массаж пальцев, кистей.
7.Массаж всей руки.
8.Рисование.
9.Конструирование.
Рекомендации родителям по соблюдению правил помогающих самостоятельно приостановить заикание.
1.Деликатно относитесь к речевому дефекту ребенка, не ведите семейные разговоры на тему заикания и любых других болезней, которые может слышать ребенок.
2. Научитесь слушать ребенка. Избегайте создания видимости того, что слушаете, когда онпытается что-то сказать. В разговоре необходимо прямо и доброжелательно смотреть ребенку вглаза, одобряя или порицая его (его, а не речь!) только после всего сказанного.
3. Общаясь с ребенком, исключите переспрос
4. Не делайте заикающемуся поведенческих послабок, чтобы ребенок не стал чувствовать, что он «не как все».
5. Речь в семье должна быть четкой, повествовательной и, по возможности, негромкой. Ваши слова-паразиты также неблагоприятно влияют на речь ребенка.
6. Здоровая атмосфера в семье - залог успешного преодоления болезни. Но даже если заикание сохраняется, ребенок, став взрослым, будет чувствовать себя полноценным человеком.
7. Резко ограничьте ребенка в играх на компьютерных игровых приставках, время просмотра телепередач подбирается индивидуально для каждого ребенка-невротика в зависимости от его возраста и состояния здоровья.
8.Вовлеките ребенка в любой вид деятельности (музыка, спорт и т.п.). Игра на духовоминструменте (особенно на саксофоне) сильно развивает дыхание, воспользуйтесь такой возможностью, если выбираете музыкальный профиль. Также дыхание нормализует бассейн, кроме того, вода на невротиков действует расслабляюще.
9. В обязательном порядке наделите ребенка индивидуальными домашними
обязанностями и строго спрашивайте качество труда. Причем объем домашних обязанностей, взависимости от возраста, должен увеличиваться. Уделяйте особенное внимание развитию любых бытовых навыков заикающегося.
10. С самого младшего возраста всячески развивайте коммуникацию ребенка со своимисверстниками; избегайте изоляционизма, практикуемого некоторыми специалистами.
11. Лечение заикания «за один день» и даже за неделю невозможно
Помните: минимальная продолжительность коррекционного процесса с ребенком по любой методике не может быть менее 80 часов.
12. Специалист, который взялся лечить вашего ребенка - конечно, он должен не просто устранить заикание на день, а довести новую речь до автоматизма на уровне подсознания. Звук должен быть автоматизирован. Новая речь после лечения заикания также автоматизируется и обязательно под контролем специалиста.
Л И Т Е Р А Т У Р А
Н.В. Витт. Речь и эмоции: учебное пособие.– М.,1984.
Комплексный анализ патогенетических механизмов и этиологии синдрома заикания. И.П. Лукашевич, Р.И. Мачинская, Т.В. Фридман, В.М. Шкловский / Дефектология №5,2000
В. Витт. Эмоциональная регуляция речевого поведения. – М., 1983
Н.А. Власова. Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками. – М.,1959. М.М. Кольцова. Ребенок учится говорить.— М.,1973.