Игры и упражнения на развитие пространственно-аналитической деятельности
картотека по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)

Прокофьева Елена Витальевна

В методическом пособии представлены игры и упражнения на развитие пространственно-аналитической деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prostranstvenye_predstavleniya.docx19.75 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения на развитие пространственно-аналитической

деятельности.

(раздаточный материал).

Ц е л и  и  з а д а ч и:

  • формирование (развитие, совершенствование) зрительного восприятия и узнавания;
  • развитие пространственной ориентировки, зрительно-моторных координаций;
  • развитие умения фиксировать свой взор на предметно-манипулятивной деятельности взрослого;
  • развитие пространственных представлений и понятий, воображения и мышления;
  • развитие пространственно-величинных и количественных представлений;
  • совершенствование пространственно-временных ориентировок;
  • расширение «поля зрения» ученика;
  • формирование целостности зрительного восприятия;
  • развитие избирательности зрительного внимания;
  • развитие способности концентрировать и распределять внимание;
  • развитие зрительного внимания, памяти, оптико-пространственных представлений и навыков.

У п р а ж н е н и я   и  з а д а н и я:

  • работа по зрительно-двигательным траекториям;
  • графические, зрительные диктанты, корректурные пробы, лабиринты;
  • упражнения в нахождении предметов указанного типа (по цвету, по форме, по величине) по наглядному образцу или словесному указанию;
  • упражнения в умении располагать на ограниченной плоскости (на парте, на доске, на листе бумаги) различные предметы так, как они расположены на образце или помещать их на определенное место по словесной инструкции;
  • упражнять в самостоятельном узнавании и словесном обозначении цвета, формы, величины, расположение предмета;
  • упражнять на группировку предметов и их классификацию по цвету, форме, величине;
  • нахождение заданного изображения (буквы, цифры, слоги, слова…) среди ряда аналогичных;
  • выбор заданного изображения (фигуры, буквы, цифры…) разных по цвету, форме, величине, шрифту;
  • узнавание хорошо знакомых предметов, изображений, букв, цифр, находящихся в непривычном ракурсе;
  • работа с силуэтными, контурными, зашумленными, наложенными изображениями (предметы, буквы, цифры);
  • точное воспроизведение образца (по памяти);
  • разложение целого на составные части (восстановление);
  • восстановление по неполным изображениям целого, дорисовывание и раскрашивание по образцу и инструкции;
  • доска Сегена, матрицы равенна;
  • конструирование фигур, букв, цифр из палочек, полосок и отдельных элементов.

                                 Дидактические   и г р ы.

«Прятки  с  указанием  пути»

Ц е л ь:  упражнять в действенном различении и обозначении основных пространственных направлений: вперед – назад, направо – налево, местоположения предмета в пространстве с помощью предлогов (в, над, на, под).

О б о р у д о в а н и е:  игрушки.

                Воспитатель прячет игрушки в разных местах комнаты (в отсутствии детей) с учетом предполагаемого местоположения ребенка (впереди, сзади, слева, справа). Затем объясняет ребенку задание: «Сегодня  ты научишься отыскивать спрятанные игрушки. Вперед пойдешь – зайку найдешь. Назад пойдешь – куклу найдешь. Куда ты хочешь пойти и что ты там найдешь?».

                Ребенок должен выбрать направление в поиске игрушки, назвать его и следовать по нему. Отыскав игрушку, он говорит, что и где нашел. Например: «Я пошел назад и нашел там куклу на тумбочке».

                Сначала детям предлагается выбор из двух направлений, позднее- из четырех. Также постепенно увеличивается количество игрушек, расположенных с каждой стороны.

«Геометрический  магазин».

Ц е л ь:  учить отражать в речи пространственные отношения между предметами, используя слова: левее, правее, сверху, снизу; называть местоположение предмета; закреплять геометрические формы.

О б о р у д о в а н и е: два «магазина» с нарисованными игрушками, по форме напоминающими разные геометрические фигуры, геометрические «деньги»; отдельные карточки с изображением тех же предметов, что и на полках.

                   Воспитатель знакомит детей с правилами игры. Ребенок получает покупку, если называет точное местоположение товара; вещи «продаются» только за геометрические «деньги»  соответствующей формы. Например: «Я хочу купить ракетку, которая лежит на нижней полке слева от лесенки». Ребенок предлагает деньги в виде круга, так как форма ракетки напоминает круг. Можно усложнить задание, предложив распродажу «товара»  (две вещи за одну монету).

«Н о в о с е л ь е».

Ц е л и:  учить различать предлоги над  и  под, правильно употреблять их с существительными в творительном падеже; отражать пространственные отношения между предметами, используя слова: слева, справа, сверху, снизу.

О б о р у д о в а н и е:  картинка с домиком, в окошках домика – жильцы.

                   Воспитатель предлагает рассмотреть новый дом, в котором поселились жильцы. Выясняя местоположение жильцов, дети определяют: кто над кем или под кем поселился в новом доме, называют «соседа» слева или справа. Например: «Кто живет под белочкой (слева, справа от нее)?».

«Заселите  домик».

Ц е л ь:  уточнить и дифференцировать значения предлогов на, в, над, под, из.

О б о р у д о в а н и е:  домики с окошечками для карточек с сюжетными картинками (с использованием в сюжете данного предлога); карточка с условным обозначением предлога на крыше домика.

                   Воспитатель предлагает заселить квартиры в новых домиках жильцами, выполнив одно условие: подобрать и разложить карточки в окошечки домиков, определив значение предлога. Карточка с условным обозначением предлога находится на крыше домика.

«П р я т к и».

Ц е л и:  учить читать графические схемы с предлогами, использовать предлоги в речи при составлении предложений; развивать умение словесно обозначать пространственные отношения между предметами, используя предлоги: за, на, из-за; закреплять и расширять пространственные наречия: слева, справа, сверху, снизу, выше, ниже.

О б о р у д о в а н и е:  картинка с изображением животных, которые спрятались на снежной  полянке; схемы предлогов.

                 Воспитатель вывешивает картинку, на которой дикие звери приглашают детей поиграть с ними в прятки. Дети оттискивают местоположение животных с помощью «маленьких слов», которые также спрятались на картинке.

                Перечисляют предлоги, которые помогут узнать, , кто, где спрятался. Составляют предложения с этими предлогами.

В о п р о с ы .  Кто спрятался выше всех?

                         Кто ближе к нам?

«Зашифрованные  послания».

Ц е л ь 6  учить читать графические схемы с предлогами в речи при составлении предложений.

О б о р у д о в а н и е 6  карточки, на которых изображены два предмета и схема предлога между ними.

                Воспитатель предлагает детям «прочитать» послание. Например, карточка  (мышка – схема предлога ИЗ-ЗА – шкаф). Можно предложить ребенку самому придумать и «написать» аналогичные послания с известными ему предлогами.

«Муха-цокотуха».

Ц е л и 6  учить отражать в речи пространственные отношения между предметами, используя слова: направо, налево, вверх, вниз, сверху, снизу; учить ориентироваться по плану карточки.

О б о р у д о в а н и е :  схемы на листе бумаги и индивидуальных карточках, где дети называют маршрут пути мухи по схемам.

                Воспитатель   Хочет муха погостить

                                             И соседей навестить.

                                             Везде, куда летает,

                                             Свой след оставляет.

                                              Посмотри на этот след

                                              И скорее дай ответ:

                                              Куда она летала?

                                              У кого побывала?

Дети называют по схеме, как муха летела: сверху вниз, направо, налево. Кого навестила? Кто живет справа от утки? Слева от божьей коровки?

«Бабочки  на  лугу».

Ц е л и 6  учить ориентироваться на листе бумаги; различать верх и низ листа бумаги.

О б о р у д о в а н и е :  лист бумаги (полянка), две бумажные бабочки.

                На луг прилетели разноцветные бабочки, они очень любят перелетать с цветочка на цветочек. Воспитатель показывает и объясняет перемещения бабочек. Ориентируясь на показ взрослого и его словесные указания, а затем лишь на его словесные инструкции, дети перемещают бабочек по листу бумаги, комментируя свои движения: бабочка с синими крылышками – вверх-вниз, бабочка с зелеными крылышками – снизу вверх.

«Помоги  мышонку».

Ц е л ь:  учить ориентироваться на листе бумаги – называть , какой предмет в какой угол положил, находить верхнюю и нижнюю, правую и левую части, а также середину и углы листа.

О б о р у д о в а н и е :  три листа бумаги с тремя нарисованными кошками в разных углах; цветные силуэты домиков; фигурка мышонка.

                Воспитатель предлагает детям спрятать мышонка от кошки, выбрав свободный домик; различные расположения кошек на листе бумаги, спрятанных за накладными домиками, лишь за одним из домиков нет кошки. Дети, пытаясь помочь мышонку. Называют свои варианты  местонахождения домиков, пытаясь оттискать свободный. Например: «Я поселяю мышонка в домик в правом верхнем углу». Открывают домик, а там кошка. Снова ставят мышонка в центр и ищут новый домик. Каждый раз называют новое местоположение домика.

«Котята  расшалились».

Ц е л и :  учить ориентироваться на листе бумаги – называть предмет и в каком углу он находится; развивать внимание и память; использовать в речи слова, выражающие пространственные отношения.

О б о р у д о в а н и е  :  лист бумаги; фигурки (или картинки) четырех котят с шерсткой разного цвета, которых можно легко перемещать по плоскости.

                Воспитатель знакомит детей с разноцветными котятами, которые собрались в центре «полянки». Затем говорит: «Котята расшалились и разбежались». (передвигает фигуры в разных направлениях). Дети поочередно должны показать и сказать, где какой котенок находится. Например: «Серый котенок сидит в правом верхнем углу, а рыжий – внизу слева». Эта игра имеет несколько вариантов. Например: «Что изменится, если расположить фигурки котят на листе бумаги?. Дети рассказывают, где находится каждый котенок, и запоминают. Затем выбирают «водящего», который выходит из комнаты, а оставшиеся дети меняют котят местами. Вернувшись, ребенок должен определить, что изменилось или кто пропал.

«Собери  с о с т а в»  (ориентация в линейной последовательности числового ряда).

Ц е л ь :  закреплять умение ориентироваться в правом и левом направлении пространства.

О б о р у д о в а н и е :  карточки с «вагончиками» (с цифрами от одного до десяти).

                Воспитатель объявляет детям, что на станции перепутали местоположение «вагонов». Дети расставляют  их последовательно, согласно числовому ряду. Определяют: если считать слева направо – номера «вагонов» возрастают, а справа налево – уменьшаются. Выясняют, какие вагоны стоят до и после называемого номера; показывают «соседа» слева и справа от него.

Л и т е р а т у р а.

  1. В.Г. Петрова. Развитие речи учащихся вспомогательной школы.

                             М., Педагогика, 1977.

2.  Р.И. Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах.

                             М., Владос, 1999.

3. Р.И. Лалаева.  Устранение нарушений чтения у учащихся  

                             вспомогательной школы.

                              М., Просвещение, 1978.

4.  В.В. Воронкова.  Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах.

                              М., Просвещение, 1988.

5.  Л.Г. Милостивенко.  Методические рекомендации по предупреждению

                                          ошибок чтения и письма у детей.

                                С. Петербург. Стройлеспечать, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для развития внимательности

Предлагаемые игры и упражнения помогут родителям развить внимательность у детей младшего школьного возраста....

Консультация для учителей, родителей Игры и упражнения для развития слогового анализа

Консультация для учителей, родителейИгры и упражнения для развития слогового анализа...

Игры и упражнения для развития фонематического слуха и восприятия

Предлагаю вниманию родителей игры, позволяющие в интересной форме научить ребенка прислушиваться к звукам речи...

Игры и упражнения для развития плавного ротового выдоха

В помещаемых материалах представлен комплекс упражнений, направленный на формирование длительного, сильного, ротового выдоха. Перечисленные ниже игры и упражнения помогут научить ребенка плавно в...

Развития воображения младших школьников.Игры и упражнения по развитию воображения младших школьников.

Развития воображения младших школьников.  Воображение и фантазия – важнейшие стороны нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией или воображением. Мы лишили...

«Вместе играем - речь развиваем».Игры и упражнения на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой...