Игры и упражнения на развитие пространственно-аналитической деятельности
картотека по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)
В методическом пособии представлены игры и упражнения на развитие пространственно-аналитической деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prostranstvenye_predstavleniya.docx | 19.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры и упражнения на развитие пространственно-аналитической
деятельности.
(раздаточный материал).
Ц е л и и з а д а ч и:
- формирование (развитие, совершенствование) зрительного восприятия и узнавания;
- развитие пространственной ориентировки, зрительно-моторных координаций;
- развитие умения фиксировать свой взор на предметно-манипулятивной деятельности взрослого;
- развитие пространственных представлений и понятий, воображения и мышления;
- развитие пространственно-величинных и количественных представлений;
- совершенствование пространственно-временных ориентировок;
- расширение «поля зрения» ученика;
- формирование целостности зрительного восприятия;
- развитие избирательности зрительного внимания;
- развитие способности концентрировать и распределять внимание;
- развитие зрительного внимания, памяти, оптико-пространственных представлений и навыков.
У п р а ж н е н и я и з а д а н и я:
- работа по зрительно-двигательным траекториям;
- графические, зрительные диктанты, корректурные пробы, лабиринты;
- упражнения в нахождении предметов указанного типа (по цвету, по форме, по величине) по наглядному образцу или словесному указанию;
- упражнения в умении располагать на ограниченной плоскости (на парте, на доске, на листе бумаги) различные предметы так, как они расположены на образце или помещать их на определенное место по словесной инструкции;
- упражнять в самостоятельном узнавании и словесном обозначении цвета, формы, величины, расположение предмета;
- упражнять на группировку предметов и их классификацию по цвету, форме, величине;
- нахождение заданного изображения (буквы, цифры, слоги, слова…) среди ряда аналогичных;
- выбор заданного изображения (фигуры, буквы, цифры…) разных по цвету, форме, величине, шрифту;
- узнавание хорошо знакомых предметов, изображений, букв, цифр, находящихся в непривычном ракурсе;
- работа с силуэтными, контурными, зашумленными, наложенными изображениями (предметы, буквы, цифры);
- точное воспроизведение образца (по памяти);
- разложение целого на составные части (восстановление);
- восстановление по неполным изображениям целого, дорисовывание и раскрашивание по образцу и инструкции;
- доска Сегена, матрицы равенна;
- конструирование фигур, букв, цифр из палочек, полосок и отдельных элементов.
Дидактические и г р ы.
«Прятки с указанием пути»
Ц е л ь: упражнять в действенном различении и обозначении основных пространственных направлений: вперед – назад, направо – налево, местоположения предмета в пространстве с помощью предлогов (в, над, на, под).
О б о р у д о в а н и е: игрушки.
Воспитатель прячет игрушки в разных местах комнаты (в отсутствии детей) с учетом предполагаемого местоположения ребенка (впереди, сзади, слева, справа). Затем объясняет ребенку задание: «Сегодня ты научишься отыскивать спрятанные игрушки. Вперед пойдешь – зайку найдешь. Назад пойдешь – куклу найдешь. Куда ты хочешь пойти и что ты там найдешь?».
Ребенок должен выбрать направление в поиске игрушки, назвать его и следовать по нему. Отыскав игрушку, он говорит, что и где нашел. Например: «Я пошел назад и нашел там куклу на тумбочке».
Сначала детям предлагается выбор из двух направлений, позднее- из четырех. Также постепенно увеличивается количество игрушек, расположенных с каждой стороны.
«Геометрический магазин».
Ц е л ь: учить отражать в речи пространственные отношения между предметами, используя слова: левее, правее, сверху, снизу; называть местоположение предмета; закреплять геометрические формы.
О б о р у д о в а н и е: два «магазина» с нарисованными игрушками, по форме напоминающими разные геометрические фигуры, геометрические «деньги»; отдельные карточки с изображением тех же предметов, что и на полках.
Воспитатель знакомит детей с правилами игры. Ребенок получает покупку, если называет точное местоположение товара; вещи «продаются» только за геометрические «деньги» соответствующей формы. Например: «Я хочу купить ракетку, которая лежит на нижней полке слева от лесенки». Ребенок предлагает деньги в виде круга, так как форма ракетки напоминает круг. Можно усложнить задание, предложив распродажу «товара» (две вещи за одну монету).
«Н о в о с е л ь е».
Ц е л и: учить различать предлоги над и под, правильно употреблять их с существительными в творительном падеже; отражать пространственные отношения между предметами, используя слова: слева, справа, сверху, снизу.
О б о р у д о в а н и е: картинка с домиком, в окошках домика – жильцы.
Воспитатель предлагает рассмотреть новый дом, в котором поселились жильцы. Выясняя местоположение жильцов, дети определяют: кто над кем или под кем поселился в новом доме, называют «соседа» слева или справа. Например: «Кто живет под белочкой (слева, справа от нее)?».
«Заселите домик».
Ц е л ь: уточнить и дифференцировать значения предлогов на, в, над, под, из.
О б о р у д о в а н и е: домики с окошечками для карточек с сюжетными картинками (с использованием в сюжете данного предлога); карточка с условным обозначением предлога на крыше домика.
Воспитатель предлагает заселить квартиры в новых домиках жильцами, выполнив одно условие: подобрать и разложить карточки в окошечки домиков, определив значение предлога. Карточка с условным обозначением предлога находится на крыше домика.
«П р я т к и».
Ц е л и: учить читать графические схемы с предлогами, использовать предлоги в речи при составлении предложений; развивать умение словесно обозначать пространственные отношения между предметами, используя предлоги: за, на, из-за; закреплять и расширять пространственные наречия: слева, справа, сверху, снизу, выше, ниже.
О б о р у д о в а н и е: картинка с изображением животных, которые спрятались на снежной полянке; схемы предлогов.
Воспитатель вывешивает картинку, на которой дикие звери приглашают детей поиграть с ними в прятки. Дети оттискивают местоположение животных с помощью «маленьких слов», которые также спрятались на картинке.
Перечисляют предлоги, которые помогут узнать, , кто, где спрятался. Составляют предложения с этими предлогами.
В о п р о с ы . Кто спрятался выше всех?
Кто ближе к нам?
«Зашифрованные послания».
Ц е л ь 6 учить читать графические схемы с предлогами в речи при составлении предложений.
О б о р у д о в а н и е 6 карточки, на которых изображены два предмета и схема предлога между ними.
Воспитатель предлагает детям «прочитать» послание. Например, карточка (мышка – схема предлога ИЗ-ЗА – шкаф). Можно предложить ребенку самому придумать и «написать» аналогичные послания с известными ему предлогами.
«Муха-цокотуха».
Ц е л и 6 учить отражать в речи пространственные отношения между предметами, используя слова: направо, налево, вверх, вниз, сверху, снизу; учить ориентироваться по плану карточки.
О б о р у д о в а н и е : схемы на листе бумаги и индивидуальных карточках, где дети называют маршрут пути мухи по схемам.
Воспитатель Хочет муха погостить
И соседей навестить.
Везде, куда летает,
Свой след оставляет.
Посмотри на этот след
И скорее дай ответ:
Куда она летала?
У кого побывала?
Дети называют по схеме, как муха летела: сверху вниз, направо, налево. Кого навестила? Кто живет справа от утки? Слева от божьей коровки?
«Бабочки на лугу».
Ц е л и 6 учить ориентироваться на листе бумаги; различать верх и низ листа бумаги.
О б о р у д о в а н и е : лист бумаги (полянка), две бумажные бабочки.
На луг прилетели разноцветные бабочки, они очень любят перелетать с цветочка на цветочек. Воспитатель показывает и объясняет перемещения бабочек. Ориентируясь на показ взрослого и его словесные указания, а затем лишь на его словесные инструкции, дети перемещают бабочек по листу бумаги, комментируя свои движения: бабочка с синими крылышками – вверх-вниз, бабочка с зелеными крылышками – снизу вверх.
«Помоги мышонку».
Ц е л ь: учить ориентироваться на листе бумаги – называть , какой предмет в какой угол положил, находить верхнюю и нижнюю, правую и левую части, а также середину и углы листа.
О б о р у д о в а н и е : три листа бумаги с тремя нарисованными кошками в разных углах; цветные силуэты домиков; фигурка мышонка.
Воспитатель предлагает детям спрятать мышонка от кошки, выбрав свободный домик; различные расположения кошек на листе бумаги, спрятанных за накладными домиками, лишь за одним из домиков нет кошки. Дети, пытаясь помочь мышонку. Называют свои варианты местонахождения домиков, пытаясь оттискать свободный. Например: «Я поселяю мышонка в домик в правом верхнем углу». Открывают домик, а там кошка. Снова ставят мышонка в центр и ищут новый домик. Каждый раз называют новое местоположение домика.
«Котята расшалились».
Ц е л и : учить ориентироваться на листе бумаги – называть предмет и в каком углу он находится; развивать внимание и память; использовать в речи слова, выражающие пространственные отношения.
О б о р у д о в а н и е : лист бумаги; фигурки (или картинки) четырех котят с шерсткой разного цвета, которых можно легко перемещать по плоскости.
Воспитатель знакомит детей с разноцветными котятами, которые собрались в центре «полянки». Затем говорит: «Котята расшалились и разбежались». (передвигает фигуры в разных направлениях). Дети поочередно должны показать и сказать, где какой котенок находится. Например: «Серый котенок сидит в правом верхнем углу, а рыжий – внизу слева». Эта игра имеет несколько вариантов. Например: «Что изменится, если расположить фигурки котят на листе бумаги?. Дети рассказывают, где находится каждый котенок, и запоминают. Затем выбирают «водящего», который выходит из комнаты, а оставшиеся дети меняют котят местами. Вернувшись, ребенок должен определить, что изменилось или кто пропал.
«Собери с о с т а в» (ориентация в линейной последовательности числового ряда).
Ц е л ь : закреплять умение ориентироваться в правом и левом направлении пространства.
О б о р у д о в а н и е : карточки с «вагончиками» (с цифрами от одного до десяти).
Воспитатель объявляет детям, что на станции перепутали местоположение «вагонов». Дети расставляют их последовательно, согласно числовому ряду. Определяют: если считать слева направо – номера «вагонов» возрастают, а справа налево – уменьшаются. Выясняют, какие вагоны стоят до и после называемого номера; показывают «соседа» слева и справа от него.
Л и т е р а т у р а.
- В.Г. Петрова. Развитие речи учащихся вспомогательной школы.
М., Педагогика, 1977.
2. Р.И. Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах.
М., Владос, 1999.
3. Р.И. Лалаева. Устранение нарушений чтения у учащихся
вспомогательной школы.
М., Просвещение, 1978.
4. В.В. Воронкова. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах.
М., Просвещение, 1988.
5. Л.Г. Милостивенко. Методические рекомендации по предупреждению
ошибок чтения и письма у детей.
С. Петербург. Стройлеспечать, 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения для развития внимательности
Предлагаемые игры и упражнения помогут родителям развить внимательность у детей младшего школьного возраста....
Консультация для учителей, родителей Игры и упражнения для развития слогового анализа
Консультация для учителей, родителейИгры и упражнения для развития слогового анализа...
Игры и упражнения для развития фонематического слуха и восприятия
Предлагаю вниманию родителей игры, позволяющие в интересной форме научить ребенка прислушиваться к звукам речи...
Игры и упражнения для развития плавного ротового выдоха
В помещаемых материалах представлен комплекс упражнений, направленный на формирование длительного, сильного, ротового выдоха. Перечисленные ниже игры и упражнения помогут научить ребенка плавно в...
Игры и упражнения для развития фонематического слуха у детей младшего школьного возраста
Данный файл содержит набор игр и упражнений с фонемами....
Развития воображения младших школьников.Игры и упражнения по развитию воображения младших школьников.
Развития воображения младших школьников. Воображение и фантазия – важнейшие стороны нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией или воображением. Мы лишили...
«Вместе играем - речь развиваем».Игры и упражнения на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой...