Статья на тему:"Работа в паре на уроках и логопедических занятиях (из опыта работы)".
статья

Денисова Ирина Валерьевна

"О том, что работа в парах – эффективный метод обучения, известно с давних пор. А возник он, в связи с отсутствием учебников и бумаги, а также учителей. 

 При парном обучении практически реализуются известные принципы педагогики «обучая – учусь».

Учитель,  обучая  ребенка,  писал задания на клочке бумаги, а тот,  в свою очередь, передавал полученные знания второму ученику, второй третьему и т.д., так появилось обучение в парах.Не всякое взаимодействие в паре является технологией. В технологии нужно соблюдать определённые правила, которые обеспечивают получение запланированного результата всегда, не зависимо от людей, при условии, что они эти правила соблюдают".

 

"Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения.

Так считал Антуан Сент-Экзюпери.  Эта тема остаётся актуальной и в наши дни.

В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего начального образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий, как психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Важнейшей целью современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. В образовательном процессе ребенок должен учиться самостоятельно, ставить учебные цели, проектировать направления их реализации, оценивать и контролировать собственные достижения. Другими словами, основная цель современного образования направлена на формирование умения учиться самостоятельно!.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_no_2_gotova.docx24.62 КБ
Файл statya_no_3_gotova_1.docx24.04 КБ

Предварительный просмотр:

Денисова И.В., учитель начальных классов, учитель – логопед

ГБОУ СОШ № 382 Красносельского района

Санкт - Петербурга

Работа в паре на уроках и логопедических занятиях (из опыта работы).

Мир написан на два голоса. Два голоса – минимум жизни, минимум бытия. Жизнь по природе своей диалогична. Жить – значит участвовать в диалоге.

                                                 М. М. Бахтин

О том, что работа в парах – эффективный метод обучения, известно с давних пор. А возник он, в связи с отсутствием учебников и бумаги, а также учителей.  

 При парном обучении практически реализуются известные принципы педагогики «обучая – учусь».

Учитель,  обучая  ребенка,  писал задания на клочке бумаги, а тот,  в свою очередь, передавал полученные знания второму ученику, второй третьему и т.д., так появилось обучение в парах.Не всякое взаимодействие в паре является технологией. В технологии нужно соблюдать определённые правила, которые обеспечивают получение запланированного результата всегда, не зависимо от людей, при условии, что они эти правила соблюдают.

Вызвать и поддержать у ребёнка желание учиться – главная цель моего педагогического труда. Помогают мне в этом различные педагогические технологии и методы. К хорошим результатам приводит использование различных инновационных технологий и интерактивных методов: работа в группах, «Мозговой штурм», «Микрофон», работа в парах.

Опробовав эти методы на уроках, я сделала вывод, что работа в парах даёт хорошие результаты. Поэтому этот метод я использую на уроках по всем предметам, которые веду.

На уроке чтения дети учатся в парах работать над выразительным чтением стихотворения. Например: в 3 кл. в теме «Стихи русских поэтов о зиме» предлагаю стихотворение А.С. Пушкина «Опрятней модного паркета» подготовиться читать в парах. Дети выбирают способ чтения: по строчке или по предложению. После прослушивания нескольких пар, делаем вывод, что это стихотворение лучше читать по предложениям, так как слушателям легче мысленно представить картинки, описываемые поэтом.

Я считаю, что такая работа способствует выработке и осмысленного, и выразительного чтения.

На уроке русского языка в 3 кл. при изучении темы «Правописание окончаний имёни существительного 3-го склонения», учащиеся получают задание в парах по одной карточке с последующей взаимопроверкой. Например:

Составить словосочетание из слов, определить падеж имён существительных

букет,     сирень; пасти,       степь, в;

Такой вид работы способствует выработке орфографической зоркости учащихся, повышает скорость выполнения задания.

На уроках математики провожу дидактическую игру в парах при изучении таблицы умножения. Так, на уроке по теме «Закрепление случаев табличного умножения и деления» раздаю карточки с примерами на табличное умножение и деление и прошу выбрать из них примеры с одинаковыми ответами. Такая игра способствует выработке внимания и запоминанию табличных случаев умножения и деления. Количество ошибок в примерах, содержащих табличное умножение и деление, заметно убавилось.

Основными компонентами технологии парного обучения являются:

  • диалог, регулируемый специальными алгоритмами работы в парах;
  • работа именно вдвоём, а не втроём или в большем количестве участников;
  • наличие порций информации, которая используется в парном взаимодействии;
  • возможность сменять партнёров в парах;
  • набор организационных документов для учёта проделанной работы.

На логопедических занятиях в ОУ работа в парах –эффективна и полезна. С точки зрения педагога: она экономит драгоценное время. С точки зрения детей: коррекционная работа превращается в игру, играть в которую нужно строго по правилам.

Дети делятся на пары на всех этапах коррекционно-логопедической работы:

  • Вызывание (постановка) звуков;
  • Работа в слогах (прямых, обратных, со стечением);
  • Работа в словах;
  • Автоматизация в словосочетаниях и предложениях;
  • Закрепление звука в связной и самостоятельной речи;
  • Дифференциация смешиваемых звуков и т.д.

Дети, работающие в парах, «обучают сами себя», я, как учитель-логопед лишь контролирую и направляю. Конечно, этого можно достичь лишь после того, как один из детей в паре уже обучен самим учителем-логопедом и имеет необходимые знания, умения и навыки. Естественно, что данная работа ведется с детьми подготовительных групп, имеющих незначительные  логопедические нарушения  (ФНФ и ФФНР при сохранном интеллекте).

Учитель-логопед, разделив детей на пары, фиксирует результаты работы каждой из пар. Результативность каждой пары (при одинаковых нарушениях) может быть различной. Это зависит от индивидуальных  возможностей детей, регулярности коррекционно-логопедической работы (пропусках занятий по болезни), мотивации ребенка-логопата и т.д.

Логопед имеет возможность сменить партнеров в  паре, при отсутствии одного из детей или при достижении одного из партнеров положительного результата на данном этапе работы.

Установление  контакта и настрой на совместную работу

Для формирования готовности детей к совместной работе хорошо использовать следующие упражнения:

«Зеркало» – один участник делает какие-то движения, второй старается одновременно и точно их повторить, затем участники меняются ролями;

«Попугай» – один говорит (например, дни недели в случайном порядке), второй как можно быстрее повторяет, затем участники меняются ролями;

«Мостик» – пара строит мостик, соединяясь поднятыми руками;

«Равновесие» – участники удерживают равновесие, стоя или сидя, взявшись за руки и отклоняясь на длину рук.

«Разминка пальчиков» – соприкасаемся пальчиком с соседом по парте и говорим:желаю (большой) успеха (указательный) большого (средний) во всем (безымянный)и везде (мизинец). Здравствуй (вся ладонь).

Данный вид работы регулирует психологический настрой и формирует мелкую моторику рук.

Этикет, или правила работы в паре

Еще одна трудность связана с неразвитостью у части детей, особенно школьников, способности к децентрации. Они не могут воспринять мнение, отличное от собственного,  и путают совпадение мнений и личную приязнь. Согласованность может быть достигнута на первых порах за счет введения соответствующего «этикета», правил вежливого спора:

  • высказав свое мнение, спроси партнера: «Ты согласен?»
  • послушав партнера, уточни, правильно ли ты его понял. Скажи своими словами его мысль и спроси: «Я правильно понял?»
  • если ты не согласен, спроси у партнера: «Почему ты так считаешь?»

Для формирования уважительного отношения к собеседнику, выращивания стремления понимать и поддерживать  друг друга, с самого начала необходимо ввести  и неуклонно использовать ритуалы работы в паре. Для начала достаточно трех:

  • обозначение готовности пары к работе (это может быть знак из двух соединенных поднятых рук);
  • применение детьми речевой формулы уточнения понимания собеседника (парафраз, или  уточнение «Я правильно понял, ты… имел в виду»);
  • обязательное высказывание взаимной удовлетворенности/неудовлетворенности участников по окончании работы.

По мере развития форм парной работы  могут быть введены правила, касающиеся способов работы, приемов достижения согласия, правил аргументации и т.д.

Главное преимущество парной работы в том, что она дает возможность мыслить, говорить и действовать каждому ребенку. Наличие рядом другого человека, который может задать простой вопрос (например, как ты понял, какой можно привести пример и пр.) уже является мощным стимулом для запуска процессов осознания и понимания материала.

Проанализировав результаты учебных достижений учащихся, можно сделать вывод, что использование такого интерактивного метода, как работа в парах нравится детям, вызывает интерес к учению, помогает расширить и закрепить знания по различным темам, развивает творческие способности учащихся.

В будущем планирую применять различные новые интерактивные методы в обучении учащихся начальных классов.

Список используемых источников информации:

  1. Зебзеева И.С. Организация урока по методике коллективного взаимного обучения http://pervoklassnik.resobr.ru/archive/year/articles/3179/
  2. Лебединцев В.Б. Виды учебной деятельности в парах.http://kco-kras.ru/mit/para/
  3. Парная технология обучения / Парная технология обучения. Начальная школа. http://pedsovet.org/forum/index.php?showtopic=5375
  4. Цукерман Г.А. и др. Обучение учебному сотрудничеству.

http://www.voppsy.ru/issues/1993/932/932035.htm

  1. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. – Томск: изд-во Пеленг. 1996. – 125 с.



Предварительный просмотр:

Денисова И.В., учитель начальных классов, учитель – логопед

ГБОУ СОШ № 382 Красносельского района

Санкт - Петербурга

Развитие коммуникативной культуры младших школьников: аспекты требований ФГОС.

Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения.

Так считал Антуан Сент-Экзюпери.  Эта тема остаётся актуальной и в наши дни.

В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего начального образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий, как психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Важнейшей целью современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. В образовательном процессе ребенок должен учиться самостоятельно, ставить учебные цели, проектировать направления их реализации, оценивать и контролировать собственные достижения. Другими словами, основная цель современного образования направлена на формирование умения учиться самостоятельно. А ввиду того, что одним из фундаментальных предметов начальной школы является русский язык, то успехи в изучении этого предмета в значительной степени определяют результат обучения младшего школьника и по другим предметам. Ведь язык – это основное средство самовыражения, самопознания и развития творческих способностей ребенка. Освоение навыков творческой деятельности и системы языка помогают младшим школьникам лучше понять себя и окружающих, овладеть системой нравственных и этических ценностей. Собственно это основной путь к успешному социальному и межличностному взаимодействию. Ребенок начинает общаться и говорить с самого раннего возраста. К моменту поступления в школу он, как правило, уже обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций, имеет определенный опыт общения со взрослыми.  В возрасте 6—7 лет у детей возникает интерес к сверстникам. Происходит интенсивное установление дружеских контактов, появляется настоящее сотрудничество школьников: дети помогают друг другу, осуществляют взаимоконтроль и т. д., что является одной из важнейших задач развития на школьном этапе.

У младших школьников коммуникации формируются, как правило, между детьми одного и того же пола. По мере ослабления связи с родителями ребёнок всё более начинает ощущать потребность в общении со сверстниками. Кроме того, ему необходимо обеспечить собственную эмоциональную безопасность. В школьные годы группы сверстников формируются по различным принципам: пол, возраст, социально-экономического статус семьи. В основном коммуникации у детей младшего школьного возраста формируются в игровой деятельности, реже – в учебной.Коммуникативная культура младших школьников сосверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих от общения со взрослыми:

  • наиболее важная отличительная черта состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. В общении со сверстниками у младших школьников можно наблюдать множество разнообразных действий и обращений, которые практически не встречаются в общении со взрослыми;
  • следующая черта общения сверстников заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. Повышенная эмоциональность и раскованность контактов младших школьников отличает их от взаимодействия со взрослыми.

В младшем возрасте школьники чаще одобряют ровесника и вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии со взрослым. При этом преобладающими являются:

  • действенные умения;
  • риторические умения;
  • умение вести диалог;
  • умение слышать и слушать, вести спор;
  • умение принимать точку зрения другого;
  • умение работать сообща для достижения общей цели.

На протяжении младшего школьного возраста коммуникативная культура детей существенно изменяется по всем параметрам: меняются содержание потребностей, меняются мотивы и средства общения. Эти изменения могут протекать плавно, постепенно, но в то же время в них наблюдаются качественные сдвиги, как бы переломы:

  • первый перелом внешне проявляется в резком возрастании значимости сверстников в жизни младшего школьника;
  • второй перелом внешне выражен менее чётко, он связан с проявлением избирательных привязанностей, дружбы с возникновением более устойчивых и глубоких отношений между детьми.

Вопрос формирования коммуникативной культуры младших школьников изучали многие учёные и исследователи. Исследования О.Н. Мостовой и И.Н. Агафонова показывают, что в настоящее время у детей младшего школьного возраста недостаточно развита коммуникативная культура. Что в свою очередь, говорит о недостаточной степени коммуникативной готовности детей к школьному обучению. Это, по мнению учёных, иметь серьезные последствия.

Поэтому школа в целом и учитель в частности, тщательно организуя коммуникативное общение учащихся в учебной деятельности, решают вопрос снижения дефицита общения учащихся в социальной среде.

Коммуникативную культуруможно рассматривать и как систему качеств личности, включающую:

1) творческое мышление (нестандартность, гибкость мышления, в результате чего общение предстаёт как вид социального творчества);

2) культуру речевого действия (грамотность построения фраз, простота и ясность изложения мыслей, образная выразительность и чёткая аргументация, адекватный ситуации общения тон, динамика звучания голоса, темп, интонация и, конечно, хорошая дикция);

3) культуру самонастройки на общение и психоэмоциональной регуляции своего состояния;

4) культуру жестов и пластики движений (самоуправление психофизическим напряжением и расслаблением, деятельнаясамоактивация);

5) культуру восприятия коммуникативных действий партнёра по общению;

6) культуру эмоций (как выражение эмоционально-оценочных суждений в общении).

Коммуникативная культура для младшего школьника имеет огромное значение. Во-первых, она влияет на учебную успешность. Например, если ученик стесняется отвечать у доски или проявляет при этом тревожность, его реальный ответ будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт может отрицательно повлиять на последующую учебную деятельность.

Во-вторых, от коммуникативной культуры во многом зависит процесс адаптации ребёнка в школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Если младший школьник легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает психологический комфорт. И наоборот, неумение контактировать с окружающими сужает круг его друзей, вызывает ощущение непринятости, а в дальнейшем может провоцировать асоциальные формы поведения.

В-третьих, коммуникативная культура может рассматриваться как проявление коммуникативной компетентности в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия его будущей жизни.

На протяжении младшего школьного возраста дети активно включаются в общие занятия. Возникает настоящее сотрудничество младших школьников: дети помогают друг другу, осуществляют взаимоконтроль. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом школьном этапе. Как известно, от навыков конструктивного общения, приобретенных в младшем школьном возрасте, во многом зависит благополучие личностного развития подростка.

В ходе обучения учащиеся приобретают следующие коммуникативные умения:

  • простота и чёткость речевого высказывания;
  • отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому;
  • умение подбирать примеры, подтверждающие высказывание;
  • вступать в контакт с другими.

В ходе учебных занятий также отрабатываются умения коммуникативного сотрудничества:

  • умение вести беседу в паре, группе;
  • умение вести конструктивный диалог, дебаты;
  • умение участвовать в дискуссии;
  • участвовать в конференциях, играх.

Актуальной проблемой является выбор средств формирования коммуникативного компонента универсальных учебных действий в образовательном процессе. Поскольку нет предметов, где дискуссии были бы неуместны, а работа учеников в малых группах не требовала бы координации разных точек зрения в ходе достижения общего результата, учителю необходимо подобрать содержание и разработать конкретный набор наиболее эффективных учебных заданий (в рамках каждой предметной области), а главное, педагог должен сам владеть методиками организации в классе учебного сотрудничества («учитель-ученик», «ученик-ученик).

Таким образом, именно начальная ступень школьного обучения должна развить коммуникативные учебные действия, обеспечивая готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками.

Изучив теоретические основы формирования коммуникативной культуры младших школьников в урочной деятельности, можно сделать  следующие выводы:

  1. Коммуникативная культура реализуется в специфических формах общения.
  2. При использовании специфических форм общения для младших школьников у них отрабатываются умения и навыки коммуникативного сотрудничества при взаимодействии со взрослыми и сверстниками.

Список используемых источников информации:

  1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: развитие диалогического общения. Методическое пособие для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез. 2004. – 234 с.
  2. Архипова Е.В. Проблемы речевого развития младших школьников: Автореф. дисс... доктора пед.наук. М. 1998.- 44 с.
  3. Боденко Л.А Педагогические условия общекультурного становления младшего школьника в образовательной среде: Дисс. .канд.пед.наук.- М. 1999. -254 с.
  4. Епишина Л.В. Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности // «Начальная школа» №11. 2008.-С.32-33
  5. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос.акад. образования под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение. 2008. – 123 с.
  6. Кравчук О.П. Формирование коммуникативной культуры младших школьников: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08. — Белгород. 2007. — 285 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление по теме "Работа в парах на уроках в начальной школе"

В своей работе я отразила основные принципы организации групповой работы на уроках. рассказала о том, почему необходимо организовывать детей  именно для работы в группах и парах.В сообщении по те...

выступление по теме "Работа в парах на уроках в начальной школе"

В своей работе я отразила основные принципы организации групповой работы на уроках. рассказала о том, почему необходимо организовывать детей  именно для работы в группах и парах.В сообщении по те...

Реферат на тему "Формирование умения работать в паре на уроках в начальной школе" и конспект урока по математике (УМК "Школа 2100", УОНЗ "Форма предмета").

Реферат по теме "Формирование умения работать в паре на уроках в начальной школе" - теоретическая часть работы. Конспект урока по математике "Форма предмета" (тип урока - УОНЗ, УМК - "Школа 2100"...

Доклад к педсовету по теме "Работа в парах на уроках в начальной школе как форма активной работы по внедрению ФГОС второго поколения"

Изменения, которые произошли в нашем образовании с введением ФГОС 2 поколения, повлекли за собой изменение целей современного образования, изменение всех составляющих методической системы учител...

Статья "Работа в парах на уроках русского языка"

Организация работы в парах на уроках русского языка в начальной школе (из опыта работа работы)...

Статья "Работа в паре на уроке в начальной школе"

Работа в парах - идеальная форма для сотрудничества и взаимопомощи, формирования межличностных отношений....

Статья на тему: «Системно–деятельностный метод как средство формирования универсальных учебных действий на уроках в начальной школе». (Из опыта работы)

Статья на тему: «Системно–деятельностный метод как средство формирования универсальных учебных действий на уроках в начальной школе» (Из опыта работы)...