Все профессии нужны, все профессии важны!
план-конспект урока по логопедии (3 класс)
Конспект урока "Все профессии нужны, все професси важны!"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vse_professi_nuzhny_vse_professii_vazhny.docx | 25.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Все профессии нужны, все профессии важны!»
Цель:
1.формировать у детей представление о профессиях;
2. закрепить представления детей о труде людей, работающих на хлебозаводе, стройплощадке, о значении их труда для жителей города.
Задачи:
- продолжить знакомить детей с профессиями хлебобулочного производства, строительными профессиями;
- обогащать словарный запас посредством ознакомления детей с предметами, необходимыми в работе разных специальностей;
- развивать умение составлять предложения по сюжетной картинке с использованием опорных слов, давать полные и краткие ответы на вопросы;
- развивать наблюдательность, зрительное внимание, логическое мышление
- воспитывать уважение и положительное отношение к людям труда, бережное отношение к хлебу как к результату трудовой деятельности человека;
- формировать положительную учебную мотивацию;
Обогащение и активизация словаря: хлебозавод, технолог, дежа, тестомес, пруфер, машинист пруфера, пекарь, укладчик, архитектор, прораб, бетонщик, каменщик, кровельщик, монтажник, электросварщик, сантехник, электрик, отделочники, штукатур, маляр, плиточник.
Оборудование: экран, проектор, компьютер,презентация мультимедио, набор карточек «Профессии», картины «Хлебозавод», «В пекарне», «Стройплощадка», «На стройке», карточки с заданиями; фартуки, колпаки, тесто, доска, скалка, мука.
Ход занятия:
Ⅰ. Организационный момент
Учитель –логопед: Для того чтобы узнать тему занятия, необходимо прочитать «заколдованную запись». (слайд)
«ВСЕПРОФЕССИИНУЖНЫ,ВСЕПРОФЕССИИВАЖНЫ!»
- Что здесь написано? Почему трудно понять? (слова написаны слитно)
- Сколько слов в предложении? (в предложении 6 слов)
- Назовите 1, 2, 3, 4, 5, 6 слово предложения (все, профессии, нужны, все, профессии, важны)
- Какой знак препинания обозначает конец предложения? (восклицательный знак)
- Как называется это предложение? (восклицательное)
- Произнесите предложение с правильной интонацией
- Тема нашего занятия: «Все профессии нужны, все профессии важны!». (слайд)
Ⅱ. Основная часть занятия
Введение в тему занятия
Учитель- логопед: Сегодня на занятии мы будем говорить о труде взрослых людей. Есть такая поговорка: «Наши руки не знают скуки» Как вы понимаете эту поговорку?
(Это пословица означает если человек, что- то умеет делать сам, своими руками, постоянно придумывает что- то новое, не сидит без дела, то ему никогда не будет скучно, он всегда найдет себе занятие по душе, такой человек очень трудолюбивый)
А что умеют делать ваши руки?
(Рисовать, лепить, конструировать, ремонтировать книги, писать, шить, готовить еду и т. д.)
Ваши руки еще маленькие – и дела у них маленькие. Когда вы вырастите то своими руками сможете сделать много больших и важных дел, будете этими руками приносить пользу людям. Замечательный итальянский писатель ДжанниРодари написал такие слова:
Много сделал для людей
Человек бесспорно,
Еще больше надо сделать –
Знай трудись упорно!
- Вы уже сказали, что руками люди могут строить, шить, лечить, готовить еду…
Но дел так много, а рук у человека только две. Всех дел двумя руками не переделаешь.
Тогда люди стали договариваться между собой: «Я буду тебе готовить, а ты построй для меня дом. Я починю твою обувь, а ты испеки мне хлеб»
Так и повелось: каждый взрослый человек обязательно делает что – нибудь для других людей. Причем занимается этим каждый день, кроме праздников и выходных
Чтобы выполнять свою работу хорошо, необходимо учиться. Всех людей, занимающихся одним делом, называют специальным словом, обозначающим название профессии.
1. Интеллектуальная игра.
Учитель логопед:
- Предлагаю вам игру: Я буду называть действия, а вы профессии.
- Кто готовит для людей еду? (повар)
- Кто водит автобусы? (шофер)
- Кто лечит людей? (врач)
- Кто строит дома? (строитель)
- Кто играет на музыкальных инструментах? (музыкант)
- Кто укладывает кирпичи? (каменщик)
- Кто чинит часы? (часовщик)
- Кто красит стены? (маляр)
- Кто ухаживает за птицами? (птичница)
- Кто играет на рояле? (пианист)
- Кто лес рубит? (лесоруб)
- Кто управляет оркестром? (дирижер)
- Кто рисует картины? (художник)
- Кто летает в космос? (космонавт)
- Кто ремонтирует туфли, сапоги? (сапожник)
- Кто управляет самолетом? (пилот)
- Кто обслуживает пассажиров в самолете? (стюардесса)
- Кто варит сталь? (сталевар)
Учитель- логопед: Молодцы вы знаете названия разных профессий
2. Учитель- логопед:
- А сейчас мы выполним следующее задание.
- Прочитайте слова, вставляя вместо точек пропущенный слог. (слайд)
- ник - тель
двор - строи -
молоч - воспита -
пожар - учи -
фокус - води -
- чик - щик
лет - экскаватор -
развед - красиль -
перепис - буриль –
автомат - дрессиров –
Учитель- логопед:
- Что обозначают слова?
(Слова обозначают профессии людей)
3. Строительная площадка (Просмотр презентации: «Строительные профессии»)
В предыдущих занятиях мы познакомились с трудом людей, работающих на стройплощадке, сейчас мы с вами вспомним и расскажем, какую работу выполняет каждый специалист на стройплощадке, на каждом этапе строительства здания. Вспомнить нам помогут фотографии (презентация).
- Кто работает на стройплощадке? (строители)
На стройке работают люди, профессия которых называется строители. Но под этим общим названием скрывается много специальностей:
- Назовите эти специальности:
(каменщики, штукатуры, монтажники, плиточники, бетонщики и др.)
- Давайте подумаем, с чего начинается строительство любого здания?
- Кто придумывает дом? (К архитектору приходит заказчик с просьбой построить новый дом. Архитектор придумывает и рисует дома на бумаге, а строители воплощают его чертежи в жизнь).
- Какую работу выполняет прораб на стройплощадке? (Прораб раздает задания рабочим, следит за тем, чтобы они в срок исполняли все, что им поручено, контролирует качество выполненных работ.
Прораб раздает задания рабочим, и следит за выполнением работ.
Прораб раздает задания рабочим, контролирует качество выполненных работ).
- С чего начинается строительство дома? (Строительство любого здания начинается с фундамента)
- Фундамент – это основа дома, его «ноги», он должен быть очень крепким и прочным.
- Что делают рабочие- бетонщики? (Рабочие – бетонщики – заливают фундамент бетоном).
Их работа очень важна, потому что на крепком фундаменте дом будет стоять долго.
- Какие машины копают котлован под фундамент? (Котлован под фундамент копают экскаваторы)
- Итак, фундамент готов. Следующий этап строительство стен.
Кто же будет их возводить? (Каменщики с помощью с помощью специальных инструментов кладут кирпичи, сооружают стены).
- Назовите инструменты каменщика? (кельма – небольшая стальная лопатка с деревянной ручкой; уровень – специальная линейка, которой проверяют, ровно ли положен кирпич; молоток – кирка для рубки кирпичей на половинки; лопата для перемешивания бетона и др.).
- Какие машины помогают в установке стен и перекрытий? (В установке стен и перекрытий помогают подъемные краны)
- Как вы думаете, какой после возведения стен следующий этап стройки? (Дому необходима крыша) Крышу покрывают разными материалами: это может быть шифер, толь, а более современный материал – кровельные листы которыми покрыта крыша нашей школы.
- Кто покрывает крышу? (Кровельщик покрывает кровельные листы на крыше). Кровельщик должен разметить кровельные листы, а затем в строгой последовательности и очень тщательно уложить их на крыше. Для этого необходимы отличный глазомер, постоянное внимание и сосредоточенность. Работа на высоте в неудобном положении немыслима без хорошего здоровья и выносливости.
-После того как возведены стены и крыша специалисты говорят, что «коробка здания » закончена. Почему так говорят? (Дом смотрит на нас пустыми проемами окон. Давайте подумаем, что теперь нужно сделать? (Конечно, теперь необходимо смонтировать окна и наружные двери. Какие специалисты этим займутся? (Монтажники монтируют окна и наружные двери)
- А теперь необходимо обеспечить здание водой, электричеством, газом, канализацией.
Еще когда строили фундамент, экскаваторы вырыли траншеи. В них укладывают различные трубы: по одним будет поступать вода, чтобы люди могли мыть посуду и купаться в ванной, по другим – газ, чтобы можно было готовить еду, третьи трубы нужны для канализации. Для того чтобы в новом доме было светло и работали все электроприборы, протягивают электрические сети.
- Кто же всем этим займется? (Теперь вступают в работу электросварщики, сантехники, электрики. (Электросварщики, сантехники, электрики обеспечивают здание водой, электричеством, газом, канализацией).
Самый последний этап строительства дома внутренняя отделка помещений.
- Как называют рабочих, которые выполняют отделку помещений? (Отделочники)
- Какие у них бывают специальности? (Штукатуры, маляры, плиточники)
- Что делает штукатур? (Штукатур покрывает стены и потолок штукатуркой и выравнивает их).
- А затем что делает маляр? (Маляр окрашивает их вручную – кистью или при помощи валиков, наклеивает обои).
- Инструменты маляра? (кисть и валик)
- А что делает плиточник? (Плиточник укладывает плиткой стены домов и внутренние помещения).
Вопросы для закрепления.
- Как вы думаете почему посторонним людям нельзя ходить на стройку? (Там опасно: можно упасть в глубокий котлован, который выкопан для фундамента, может что – нибудь сорваться с крыши и т. д.)
- Какие строительные машины вы знаете? (Экскаватор, подъемный кран, бетономешалка, грузовые машины)
Хлебозавод (Просмотр презентации: «Профессии в хлебобулочном производстве»)
-Отгадайте загадку:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый,
Без него плохой обед,
Его вкусней, полезней нет. (Верно это хлеб черный и белый)
- В каком отделе магазина можно купить хлеб? (В хлебном отделе)
- А что еще вы с мамой покупали в хлебном отделе? (Булочки, печенье, батон, рулеты, пряники, пирожки)
- Как называются все эти изделия? (Хлебными или хлебобулочными)
- А как называют человека, который печет хлеб? (Пекарь)
- Но пекарь не один в своем деле, у него есть много помощников – специалистов хлебопекарного производства.
На прошлом занятии мы с вами познакомились с трудом людей разных профессий, участвующих в производстве хлеба и хлебобулочных изделий. Давайте вспомним какую работу выполняет при выпечке хлеба каждый специалист. В этом нам помогут фотографии (презентация – последовательность трудового процесса по выпечке хлеба с изображением специалистов хлебобулочного производства)
- Где можно увидеть работу пекаря в нашем городе? (На хлебозаводе)
- В чем заключается работа технолога? (Технолог– это специалист, который все знает о процессе изготовления хлеба. Специалист, который отвечает за качество производимых продуктов на всех этапах: от поступления сырья до упаковки готовой продукции.
Технолог – это специалист, который отвечает за качество хлеба).
В чем заключается работа тестомеса? (Тестомес – это специалист который, контролирует работу тестомесильной машины. Он должен знать назубок дозировку и рецептуру приготовления).
- Что такое дежа? (Это большая чаша для изготовления теста). В специальную чашу - дежу по конвейеру поступают все необходимые для теста компоненты и замешивается тесто.
- Вы знаете, какие продукты необходимы для приготовления теста? (мука, вода, молоко, дрожжи, яйца, соль, сахар)
- Верно, чтобы получилось тесто, нужны мука, вода, молоко, дрожжи, яйца, соль, сахар)
- Готовое, хорошо замешанное тесто с помощью опрокидывателя попадает человеку другой профессии машинисту – пруфера.
- Что такое пруфер? (Это специальный шкаф)
- В чем заключается работа машиниста – пруфера? (Машинист – пруфера взвешивает тесто, раскладывает в формы для хлеба. В формах тесто по ленте движется в специальное место – пруфер. Там оно стоит и поднимается, а затем по конвейеру формы едут к пекарю.
- В чем заключается работа пекаря? (Пекарь – следит за процессом выпечки хлеба, за температурой печи).
- В чем заключается работа укладчика? (Укладчик – принимает готовую продукцию из печи и укладывает в лотки).
На этом производство хлеба заканчивается. Дальше лотки поедут в магазины.
Вы заметили, что почти все работы на хлебозаводе автоматизированы – их выполняют машины. Для их обслуживания нужны механики, которые смогут их ремонтировать при необходимости.
- В народе говорят: «Хлеб всему голова». Как вы понимаете эту поговорку?
(Означает, что хлеб главный продукт в жизни людей. Нужно бережно относиться к хлебу)
(«Хлеб — всему голова.» Пожалуй, это самая популярная пословица о хлебе, однако, толкование ее знакомо не всем. Значение хлеба в жизни людей сложно оценить. Без него не обходился ни один прием пищи, ни одно застолье, потому что хлеб — это сытно и полезно. Какие бы блюда сложные или простые ни подавались на стол, а хлеб должен был быть обязательно. Даже если случался голод, пока есть из чего испечь хлеб, можно прожить до следующего урожая. Кроме того, стоит не забывать, что многие сражения и войны начинались из-за плодородных земель, на которых выращивали пшеницу и рожь. Если враг поджигал поле, в котором росла рожь, он обрекал поселение на голод. И потому, во многих политических и военных конфликтах причиной было желание улучшить благосостояние, а значит хлеб как символ этого благосостояния).
- Какие еще пословицы и поговорки о хлебе знаете вы? (Будет хлеб, будет и песня. Плох обед, коли хлеба нет. Без хлеба и медом сыт не будешь. Без труда хлеб не родится. Без соли, без хлеба худая беседа. Хлеба ни куска, так и в доме тоска. Хлеб батюшка, вода матушка).
- Все эти поговорки говорят о значении хлеба в жизни человека.
-На хлебозаводе (пекарне) кроме хлеба выпускают и другую вкусную продукцию. Назовите ее. (батоны, булочки, пирожки, рулеты, пряники, печенье…)
- Для чего нужно так много разнообразной продукции?
Добрые и умелые руки людей, работающих на хлебозаводе, приносят радость в наши дома и будни, и в праздники. Их продукция всегда на столе каждой семье. Она радует нас своим аппетитным видом и отличным вкусом.
С помощью фотографий мы вспомнили как пекут хлеб, но еще узнали, что в его производстве участвуют люди многих профессий. Что же является главным результатом труда? (Хлеб для жителей города).
4. Игра «Какая профессия?»
- А теперь поиграем игру «Какая профессия?»
- Положите карточки с изображением профессий вниз. Берите одну карточку, рассмотрите предметы и назовите их. Скажите, к какой профессии относятся эти предметы? Проверить ответ, перевернув карточку. Ответьте для чего нужны изображенные предметы человеку такой профессии, какие еще предметы ему необходимы, что делает человек этой профессии?
Дети угадывают профессии по очереди. Цель собрать как можно больше карточек.
5. Работа с текстом : Учитель – логопед раздает карточки с текстом. (Текст – это группа предложений, связанных по смыслу, записанных в строгом порядке). «Хлебозавод»
- Прочитайте (спишите) текст выбирая (вставляя ) подходящие по смыслу слова. Учащиеся по очереди читают текст.
6. Чтение стихотворения итальянского писателя ДжанниРодари «Чем пахнут ремесла?» С. Я. Маршака
ДжанниРодари, итальянский писатель, утверждает, что каждая профессия имеет свой запах. Прочитаем стихотворение «Чем пахнут ремесла?»
В переводе С. Я. Маршака
Дети поочередно читают стихотворение «Чем пахнут ремесла?»
У каждого дела Пахнет кондитер
Запах особый Орехом мускатным,
В булочной пахнет Доктор в халате -
Тестом и сдобой. Лекарством приятным.
Мимо столярной Рыхлой землею,
Идешь мастерской Полем и плугом
Стружкою пахнет Пахнет крестьянин,
И свежей доской. Идущий за плугом.
Пахнет маляр Рыбой и морем
Скипидаром и краской. Пахнет рыбак.
Пахнет стекольщик Только бездельник
Оконной замазкой. Не пахнет никак.
Куртка шофера Сколько не душится
Пахнет бензином. Лодырь богатый
Блуза рабочего Очень неважно
Маслом машинным. Он пахнет, ребята!
- О каких профессиях напомнил нам Д. Родари? (столяр, шофер, кондитер, рыбак)
- Чем плох бездельник?
Ⅲ. Подведение итогов занятия
- Послушайте рассказ и закончите предложения. Объясните, почему все профессии одинаково важны?
Однажды Ваня и Таня мечтали о том, кем они станут, когда вырастут.
- Я буду врачом, - сказала Таня, - Ведь врач – самая главная профессия, потому что … (он лечит людей).
- А я буду строителем. Ведь строитель главнее врача, потому что он… (строит больницы) – ответил сестре Ваня.
- Нет, наверное, повар главнее строителя. Ведь если… (повар не приготовит обед, то строитель не сможет работать), сказала Таня.
- Значит, главнее повара продавец. Если он … (не продаст продукты, то повар не приготовит обед), - подумав, заметил Ваня.
- А что будет, если продавец заболеет и не сможет продавать продукты?
- Его вылечит… (врач) – уверенно ответил Ваня.
- Так кто же тогда главнее? - растерянно спросила Таня?
Загадку разрешила мама, вернувшись с работы.
- Нет такой профессии, которую можно назвать самой главной. Все профессии одинаково важны, потому что… (приносят пользу людям) – сказала мама.
- Что нового вы сегодня узнали? (Все профессии нужны, все профессии важны).
Практическая часть № 1
На прошлом занятии мы вами учились строить дом, а сегодня будем готовить капкейку. Нам понадобятся кексы Тортини и ваша фантазия. Разрежьте кекс на 2 половинки: верхнюю и нижнюю. Смажьте кремом нижнюю половинку и соедините с верхней частью кекса. Сверху украсьте кексы топленым шоколадом и кондитерской посыпкой; джемом и кусочками мармелада, взбитыми сливками и тертым шоколадом; кремом и миндальной крошкой.
Творите ! Фантазируйте!
Приятного аппетита!
- К работе надо подготовиться. Что нужно сделать перед началом работы? (Вымыть руки, надеть фартук и колпак)
Дети моют руки, надевают спецодежду, подходят к столам с заранее подготовленным оборудованием.
Практическая часть № 2
Учитель- логопед:
- На прошлом занятии мы с вами учились строить дом, а сегодня будем работать с тестом.
- К работе с тестом надо подготовиться. Что нужно сделать перед началом работы? (Вымыть руки, надеть фартук и колпак)
Дети моют руки, надевают спецодежду, подходят к столам с заранее подготовленным оборудованием.
- Повара на кухне приготовили нам тесто. Потрогайте его пальчиками. Какое оно? (Мягкое, пушистое, нежное, живое…) Что можно сделать из теста? (Ответы детей).
-Я разделю тесто на кусочки и раздам каждому из вас. Вы на доске скалкой раскатайте тесто и сделайте то что задумали.
Походу самостоятельной работы учитель- логопед помогает, напоминает правила работы с тестом: сильно не мять, работать нежно с любовью. После окончания работы учитель – логопед хвалит детей, отмечает, что получилось много разных по форме булочек.
- Кого вы хотели бы угостить своей булочкой? (Ответы детей)
-Прежде чем угощать надо булочки испечь. Где в нашей школе можно это сделать (На кухне) Я пригласила сегодня на наше занятие нашего пекаря (повара).
Входит повар, дети здороваются.
Повар:
- Я вижу. Что вы постарались и сделали из теста булочки разной формы. Я отнесу их на кухню и поставлю в печь. Готовые румяные и аппетитные булочки я принесу к вам в класс, и вы сможете их попробовать сами и угостить своих близких.
Повар уходит, уносит булочки на кухню.
Учитель- логопед:
- Ребята, в начале занятия вы рассказывали о том, что умеют делать ваши руки. А чему они научились сегодня? (Работать с тестом, делать булочки из теста).
- Вы можете гордиться своими руками – сегодня они усвоили важное и нужное дело. Если вы дома чаще будете помогать маме в работе с тестом, то ваши булочки будут получаться ровными и красивыми, как у настоящих мастеров, с которыми мы познакомились.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Все профессии нужны, все профессии важны!"
Цель: знакомить учащихся с различными профессиями, расширять знания о них; побуждать учащихся к активной познавательной творческой деятельности; развивать умение работать в группах; воспитывать ...
Все профессии нужны, все профессии важны!
Этот материал могут использовать учителя начальных классов, как во внеклассной работе, так и на уроках. Интересен он будет и воспмтателям ГПД....
Все профессии нужны, все профессии важны.
Презентация, знакомящая детей (в стихах) с различными профессиями. Можно использовать во внеурочной деятельности и на уроках окружающего мира....
Самоанализ урока в 1 классе по теме:"Все профессии нужны-все профессии важны"
Образовательные:Познакомить детей с новыми видами профессий.Выявить у учащихся уже имеющиеся знания о разнообразных профессиях и продуктах труда, расширить их.Способствовать формированию у учащи...
Презентация "Все профессии нужны, все профессии важны"
Презентация к внеклассному мероприятию по формированию установок толерантного сознания у детей младшего школьного возраста: взаимосвязь толерантности с выбором профессий. Тема: Все профессии нужны, в...
Проектная деятельность на тему: «Все профессии нужны, все профессии важны». (Профессия – ветеринар)
В дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями...
Веселый урок о профессиях "Все профессии нужны, все профессии важны"
Занимательное знакомство с различными профессиями....