Пальчиковая гимнастика
методическая разработка по логопедии
Упражняя и ритмично двигая пальчиками, дети активизируют речевые центры головного мозга. Пальчиковая гимнастика стимулирует речевое развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovaya_gimnastika.docx | 275.49 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат №2 VIII вида» г. Улан-Удэ
Методическая разработка по ритмике к разделу
«Логопедическая ритмика»
«Пальчиковая гимнастика»
Учитель ритмики
Алексеева Светлана Васильевна
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Многие ведущие специалисты пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.
Пальчиковая гимнастика для детей - это пассивные или активные движения пальцами рук. Этот метод развития детей может быть представлен несколькими видами: массаж, пальчиковые упражнения с предметами и материалами, детские пальчиковые игры - сопровождение рифмованных текстов движениями.
Тренировку пальцев рук нужно начинать с массажа кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки. В этих стишках можно сгибать пальцы, начиная то с большого, то с мизинца, то на правой, то на левой руке.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и улучшают письмо и рисование. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Для тренировки пальцев можно использовать упражнения - выполнение фигурок из пальцев. Когда ребенок освоит свободное выполнение фигурок, то упражнения можно усложнить: разыгрывание небольших сценок, пересказ коротких рассказов с сопровождением построения фигур из кисти и пальцев рук. Также выполнение фигурок из пальцев сопровождаются стишками для того, чтобы у ребенка возникал не только зрительный образ, но и слуховой.
Значение пальчиковой гимнастики в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья:
1.Упражняя и ритмично двигая пальчиками, дети активизируют речевые центры головного мозга.
2. Пальчиковая гимнастика развивает умение детей подражатьнам, взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать, повышает речевую активность детей, да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу.
3. Учит ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять.
4. Дети, рассказывая стихи, сопровождают их движениями. Это делает речь детей более четкой, ритмичной, яркой.
5. В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, стихи. Это отличные упражнения для развития памяти детей.
6. С помощью пальчиковой гимнастики развивается фантазия и воображение. Ребёнок может составлять целые пальчиковые истории.
7. После упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими. А это поможет в дальнейшем при навыке письма.
Правила, необходимые при выполнения пальчиковой гимнастики:
1. нагрузка на левую и правую руки ребенка должна быть равномерной;
2. каждое игровое задание и упражнение должно заканчиваться расслабляющими движениями;
3. пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, поэтому должна быть использована ежедневно на уроках.
Упражнения пальчиковой гимнастики:
- Сжимание пальцев в кулак и разжимание пальцев обеих рук одновременно, затем по очереди Руки впереди, вверху или в стороны. (рис. а, б)
- Выгибание и прогибание кистей рук одновременно, затем по очереди.
- Упражнения с «замком» - пальцы переплетены, ладони сжаты: сдавливание ладоней, повороты, наклоны вправо-влево, разжимание пальцев, не расцепляя «замка». (рис. а, б)
- Упражнения с сомкнутыми ладонями с преодолением сопротивления: наклоны вправо-влево, вперед-назад, руки перед грудью. (рис. а, б)
3
- Разведение кистей в стороны, не размыкая запястий, руки вытянуты вперед.(рис. в,г)
- «Ножницы» - разведениепальцев в стороны и сведениевместе сначала одной, затем
другой руки, затем обеих руквместе, (рис.).
- Надавливание ладонью одной руки на сомкнутые пальцы другой, преодолевая сопротивление.
- Сгибание и разгибание пальцев по очереди, начиная с мизинца, затем с большого, в кулак. Одной
руки, другой, двух одновременно.
Фигурки из пальцев рук
На балкон гулять я вышел». Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию - труба, балкон. |
«Очки» И внучонка разглядела». Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам. |
И ребятам им машу». Четыре пальца - указательный, средний, безымянный и мизинец вместе, большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе. |
Оставляя на воде колечки». Обе ладонипоставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням, как ковшик. «Пароход» И пыхтит он, словно печка». Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты, как ковшик, а большие пальцы подняты вверх. |
Вот вам стул на удивленье». Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок большим пальцем к себе. |
Сверху крышка, как ладошка». Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет раз. |
«Грабли» Я их граблями смету». Ладони насебя, пальчики переплетены между собой, выпрямлены и тоже направлены на себя |
И цепочку получаем». Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой - указательный, большой средний и т. д. Это упражнение можно варьировать, меняя положения пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики. |
И песню звонкую поет». Ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты ,как лодочка, а большие пальцы загнуты вовнутрь. |
Он становится большой. Вдруг шар лопнул, воздух вышел – Стал он тонкий и худой». Все пальчики обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение. |
Если пальчики сцепляются. Локотки ты подними, Пальчики ты разведи». Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу не прижимаются. |
И грибы в нее кладу». Ладони на себя, пальчики переплетаются, и локотки разводятся в стороны. Ладони как бы разъезжаются, и между пальцами образуются зазоры. Большие пальчики образуют ручку. |
«Колокольчик» Язычком он шевелит». Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены, Средний палец правой руки опущен вниз, и ребенок им свободно вращает. |
Есть и шейка , есть и хвостик». Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный - вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается. |
«Зайка и барабан» - «Зайка взял свой барабан, Пальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы вверх, они прижаты. Безымянным и мизинцем стучит по большому пальцу. |
«Зайчик в норке» - «У елки на пригорке, Спрятался зайчишка в норке». Левая ладонь почти горизонтальная, правая тоже. Указательный и мизинец правой руки упираются в указательный и мизинец левой. Средний и безымянный пальцы правой руки подняты и разведены в стороны (ушки). Большой палец прижат. |
«Кошка» - «А у кошки ушки Чтобы лучше слышать Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх. |
Мышка» - «Серенький комок сидит, Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам. | ||
«Зайка и зеркало» - «Зайка в зеркальце глядит, Левая ладонь кверху, делаем "козу". Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает "козу" (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и двигаем ими в противоположные стороны. |
«Зайка и ушки» - «Ушки длинные у зайки, Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить в стороны |
«Лошадка» - «У лошадки вьется грива, Правая ладонь на ребре от себя. Большой палец кверху. Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши. |
«Коза» - «У козы торчат рога, Может забодать она». Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный и мизинец выставлены вперед. Средний и безымянный прижаты к ладони и обхвачены большим. | |
«Гусь» - «Гусь стоит и все гогочет, Предплечье вертикально. Ладонь под прямым углом. Указательный палец опирается на большой. Все пальцы прижаты друг к другу. |
«Петушок» - «Петушок стоит весь яркий, Ладонь вверх указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх. |
«Курочка» - «Курочка прыг на крыльцо: Ладонь располагается горизонтально. Большой и указательный пальцы образуют глаз. Следующие пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении. |
«Осы» - «Осы любят сладкое, к сладкому летят. Выставить средний палец, зажать его между указательным и безымянным, вращать им в разные стороны. |
«Жук» - «Жук летит, жужжит, жужжит, Пальчики в кулачок. Указательный палец и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими. |
«Птенчики в гнезде» - «Птичка крылышками машет Обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелить. |
«Краб» - «Краб ползет по дну, Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони сначала в одну сторону, затем в другую. |
«Замок» - «Пальцы сплетем, и замок, мы получим. Ладошки прижаты друг к другу. Пальцы переплетены. Перебираем ими. |
«Слон» - «В зоопарке стоит слон. Уши, хобот, серый он. Ладонь на себя. Средний палец впущен. С одной стороны он зажат мизинцем и безымянным, а с другой - указательным и большим. Шевелить средним пальцем. Качаем всей кистью. |
«Дерево» - «У дерева ствол, на стволе много веток, Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами. |
«Птичка» - «Пальчики - головка, Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы - головка, остальные сомкнутые пальцы - крылья. Помахать ими. |
«Филин» - «Сидит филин на суку, Руки в кулачок, прижаты, большие пальчики - вверх (ушки), указательные пальцы вместе; они выставлены на вас, (нос). |
«Крокодил» - «Крокодил плывет по речке, Он зеленый весь, как тина, Ладонь выставлена вперед горизонтально (параллельно полу). Большой палец под ладонью. Указательный и мизинец согнуты (глаза) и прижаты соответственно к среднему и безымянному. |
Литература:
- Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи. - СПб.: Каро, 2005.
- Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учебник для студентов высших учебных заведений. - М.: ВЛАДОС, 2008.
- Новиковская О.А. «Логоритмика» – Санкт-Петербург, «Корона», 2005 г.
- Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр. СПб., «Кристалл»,1997.
- ЦОР – цифровые образовательные ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пальчиковая гимнастика
Гимнастика для пальчиков. Стихотворные упражнения для подготовки к школе и 1 класса....
Пальчиковая гимнастика
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны...
Пальчиковая гимнастика
Варианты пальчиковой гимнастики....
Пальчиковая гимнастика
Рекомендации родителям, заинтересованным в успешной подготовке детей к овладению письмом и в развитии их речи....
Статья"Пальчиковая гимнастика в1 классе"
В статье описывается польза пальчиковой гимнастики учащихся первого класса. Для чего и на каких предметах нужно проводить гимнастику.Приводятся несколько упражнений для использования гимнастики на уро...
Консультация «Роль пальчиковой гимнастики в познавательном развитии дошкольников»
Консультация для воспитателей «Роль пальчиковой гимнастики в познавательном развитии дошкольников»...
Пальчиковая гимнастика для младших школьников
Пальчиковая гимнастика для младших школьников.Упражнения и задания....