Чистоговорки
методическая разработка по логопедии
Чистоговорки - это стихотворные упражнения, направленные на развитие органов артикуляционного аппарата. Чистоговорки помогают не только улучшить дикцию ребенка, но и совершенствуют звуковую сторону речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chistogovorki.docx | 38.23 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат №2 VIII вида» г. Улан-Удэ
Методическая разработка по ритмике к разделу
«Логопедическая ритмика»
«Чистоговорки»
Учитель ритмики
Алексеева Светлана Васильевна
Исследованиями установлено, что правильное произношение звуков очень важно для формирования полноценной личности. Ребёнок с хорошей, внятной речью легче вступает в контакт со сверстниками и взрослыми, может понятно выразить свои мысли, желания. Дефекты в звукопроизношении затрудняют контакт. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения.
Одним из игровых упражнений, которое используется для развития у детей слухового внимания, правильного восприятия речи, является чистоговорка, благодаря ним быстро пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы.
Чистоговорки - ритмичный речевой материал, содержащий сложные сочетания звуков, слогов, слов, трудных для произношения, ещё их называют логопедическими загадками. Такие упражнения помогают детям освоить интонацию вопроса и развивают у них чувство ритма. Рифмы и ритм этих шуток облегчают произношение и запоминание звуков. Слоговой компонент шутки - чистоговорки способствует формированию правильного звукопроизношения и стимулирует развитие слухового восприятия речи. Чистоговорки помогают не только улучшить дикцию ребенка, но и совершенствуют звуковую сторону речи.
Чистоговорки - это стихотворные упражнения, направленные на развитие органов артикуляционного аппарата и помогающие отработке произношения какого - то звука при регулярном их повторении.
Произносить их целесообразно сначала медленно, чётко артикулируя каждый звук, словно говоришь глухому человеку, который умеет читать по губам. А затем темп следует увеличивать, но, не снижая качества произношения. Можно проговаривать чистоговорки сначала шёпотом, стараясь при этом активно работать губами и языком, а затем - громко, с такой же активностью органов артикуляции. Или можно произносить текст вначале со сжатыми зубами, активизируя работу губ, а потом повторить фразы с разжатыми зубами.
Заучивание стихотворных чистоговорок следует сочетать с выполнением действий и движений, иллюстрирующих содержание текста и выражающих чувства и эмоции.
Приёмы логопедической работы с чистоговорками:
- Скажи с разной интонацией:
Педагог произносит чистоговорку и просит детей повторить её с разной интонацией. Хорошо при этом использовать карточки с вопросительным, восклицательным знаком. В зависимости от этого, ребёнок произносит чистоговорку весело, так, чтобы в конце можно было поставить восклицательный знак или как будто спрашивает, чтобы в конце можно было поставить вопросительный знак.
- Скажи, как…
Дети произносят чистоговорку голосом, разным по тембру - как лиса, заяц, мышка, волк, медведь.
- Скажи тихо - громко:
Проговаривание чистоговорок с понижением силы голоса или повышением.
- Скажи медленно-быстро:
Проговаривание с изменением темпа речи.
Для закрепления умения использовать в речи основные средства интонирования (высоту, силу голоса, темп речи) необходимо использовать стихотворные чистоговорки, содержание которых подсказывает детям, какие средства интонации нужно применить. Например, «Лиса» - с хитрецой, «Ежи» - с понижением силы голоса, «Оса» - с опаской и т.д.
Чистоговорки с движением:
«С - С”»
Са-са-са - на траве лежит роса, - (дети встряхивают кистями рук)
Су-су-су - в лесу увидели лису, - (приставляют раскрытую ладонь к глазам)
Си-си-си - в пруду живут караси, - (прижимают ладони друг к другу и качают вправо и влево)
Ся-ся-ся - мы поймали карася. - (поднимают и опускают сложенные ладони)
«С - С”»
Сы-сы-сы - тикают часы, - (качают согнутыми в локтях руками вправо-влево, «стрелочки»)
Ас-ас-ас - который час? - (сжимают и разжимают пальцы)
Си-си-си - на руке часы, - (стучат указательным пальцем по запястью)
Ись-ись-ись - не торопись. - (грозят пальцем)
«С - З»
Са-са-са - бежит рыжая лиса, - («пробегают» указательным и средним пальцами по бедрам)
За-за-за - на травинке стрекоза, - (качают указательными пальцами из стороны в сторону)
Су-су-су - я грибы несу, - (поочередно поднимают и опускают кулачки)
Зу-зу-зу - на телеге их везу. - (вращают кулачками перед грудью)
«З - З”»
Озы-озы-озы - стоят у нас морозы, - (дети хлопают в ладоши)
Зи-зи-зи - саночки вези, - (потирают ладони друг о друга)
Оза-оза-оза - на окне ледяная роза, - (в воздухе рукой рисуют цветок)
Озе-озе-озе - озябнешь на морозе. - (похлопывают по плечам, скрестив руки на груди)
«Т - Т”»
Та-та-та - яблоко моя мечта, - (дети сжимают и разжимают пальцы)
Ти-ти-ти - где же яблоко найти? - (поднимают и опускают плечи)
Ато-ато-ато - витаминами богато, - (хлопают в ладоши)
Ать-ать-ать - надо яблоню искать. - (приставляют к глазам то одну ладонь, то другую)
«Т - Т”»
Ат-ат-ат - любим мы смотреть парад, - (дети хлопают в ладоши)
Аты-аты-аты - дружно шагают солдаты, - (хлопают ладонями по коленям)
Еть-еть-еть - любим мы на них смотреть, - (приставляют к глазам то одну ладонь, то другую)
Ать-ать-ать - мы тоже так хотим шагать. - («шагают» пальчиками по бедрам)
«Д - Д”»
Ду-ду-ду - в огород иду, - («пробегают» указательным и средним пальцами по бедрам)
Да-да-да - в огороде лебеда, - (ставят руки на пояс и качают головой вправо-влево)
Де-де-де - где ты, репка, где? - (приставляют к глазам то правую руку, то левую)
Оди-оди-оди - бабушка подходит. - (стучат кулаками по бедрам)
«Д - Д”»
Ду-ду-ду - к дубу подойду, - («пробегают» указательными и средними пальцами по бедрам)
Ды-ды-ды - где твои плоды? - (ритмично сжимают пальцы в кулаки и разжимают их)
Ди-ди-ди - это желуди. - (соединяют указательные и большие пальцы в кольцо)
«К - К”»
Ки-ки-ки - пирогов нам напеки, - (дети «пекут пирожки», сверху то одна рука, то другая)
Ок-ок-ок - румяный пирожок, - (прижимают «пирожок» к груди)
Ка-ка-ка - кто хочет пирожка? - (протягивают руки вперед ладонями вверх)
Ке-ке-ке - пирожок держу в руке. - (сжимают и разжимают пальцы)
«К - К”»
Ка-ка-ка - бежит чистая река, - (дети делают волнообразные движения руками)
Ки-ки-ки - берега высоки, - (поднимают и опускают руки)
Ке-ке-ке - искупаемся в реке, - (вытягивают руки вперед и прижимают их к груди)
Уки-уки-уки - в реке плавают щуки. - (прижатыми ладонями качают вправо-влево)
«М - М”»
Ама-ама-ама - обиделась на меня мама, - («скользят» ладонями друг о друга)
Аме-аме-аме - как подойти мне к маме? - (протягивают ладони вперед и прижимают их к груди)
Ома-ома-ома - сидит мама дома, - (шлепают ладонями по коленям)
Ме-ме-ме - не подходит ко мне. - (водят указательным пальцем из стороны в сторону)
«Н - Н”»
Ина-ина-ина - вот красная рябина, - (сжимают и разжимают пальцы, руки перед грудью)
Ину-ину-ину - я сорву рябину, - (сжимают и разжимают пальцы, подняв руки)
Не-не-не - подойди ко мне. - (манят руками себе)
«П - П”»
Апа-апа-апа - болит у волка лапа, - (дети встряхивают опущенными кистями рук)
Апе-апе-апе - ранка на лапе, - (ударяют пальцами одной руки по ладони другой)
Апу-апу-апу - мы полечим лапу, - (поглаживают руку ладошкой)
Апы-апы-апы - у волка сильные лапы. - (сгибают руки в локтях, сжимают пальцы в кулаки)
«Л - Л”»
Ла-ла-ла - осень к нам пришла, - (дети хлопают в ладоши)
Ул-ул-ул - ветерок подул, - (плавные движения опущенными вниз руками)
Ила-ила-ила - осень в воздухе кружила, - (вращают кистями поднятых вверх рук)
Али-али-али - все мы осень ждали. - (делают скользящие хлопки)
«Л - Л”»
Ало-ало-ало - солнце по небу гуляло, - (дети покачивают «фонарики»)
Пло-пло-пло - на улице тепло, - (сжимают и разжимают пальцы)
Ли-ли-ли - мы гулять пошли, - (хлопают ладонями по коленям)
Пель-пель-пель - весело звенит капель. - (встряхивают руками)
«П - П”»
Апа-апа-апа - болит у волка лапа, - (дети встряхивают опущенными кистями рук)
Апе-апе-апе - ранка на лапе, - (ударяют пальцами одной руки по ладони другой)
Апу-апу-апу - мы полечим лапу, - (поглаживают руку ладошкой)
Апы-апы-апы - у волка сильные лапы. - (сгибают руки в локтях, сжимают пальцы в кулаки)
«Л - Л”»
Ла-ла-ла - настали холода, - (дети хлопают в ладоши)
Ул-ул-ул - холодный ветер дул, - (делают скользящие хлопки)
Тель-тель-тель - на дворе метель. - (качают поднятыми руками)
«Р - Р”»
Оре-оре-оре - корабли вышли в море, - (ладонями качают из стороны в сторону)
Тры-тры-тры - плывут большие осетры, - (делают волнообразные движения кистями рук)
Ря-ря-ря - вокруг синие моря, - (поднимают и опускают руки)
Ор-ор-ор - капитан Егор. - (хлопают в ладоши)
« Р - Р”»
Ры-ры-ры - топоры остры, - (ребром ладони стучат по другой руке)
Ор-ор-ор - я возьму топор, - (переплетают пальцы в замок: поднимают и опускают руки)
Ри-ри-ри - ты обед свари. - (водят указательным пальцем одной руки по ладони другой)
«В - В”»
Вот-вот-вот - у елки водим хоровод, - (дети хлопают в ладоши)
Ава-ава-ава - игра в снежки - веселая забава, - (лепят снежки)
Ви-ви-ви - всех ребят зови. - (разворачивают ладони вверх, сжимают и разжимают пальцы)
«Ц - Ц”»
Цы-цы-цы - в огороде огурцы, - (дети хлопают в ладоши)
Ица-ица-ица - прилетела к нам синица, - (делают легкие взмахи кистями рук, крылья)
Рец-рец-рец - поклевали огурец, - (стучат указательными пальцами по коленям)
Цу-цу-цу - всем я дам по огурцу. - (протягивают ладони вперед и прижимают к груди)
« Ц »
Ица-ица-ица - прилетела к нам синица, - (дети делают взмахи кистями рук «крылья»)
Ицу-ицу-ицу - мы заметили синицу, - (приставляют к глазам руку)
Цо-цо-цо - на лапке у нее кольцо. - (соединяют в кольцо большой и указательный палец)
Чистоговорка «Овощи»
Ох-ох-ох - лучше всех горох, - (дети соединяют ритмично большой и указательный пальцы в «колечко»)
Ха-ха-ха - это чепуха, - (хлопают в ладоши)
Ор-ор-ор - всех вкуснее помидор, - (ударяют кулачками по коленям)
Овь-овь-овь - сладкая морковь, - (хлопают ладонями по коленям)
Ла-ла-ла - вкусная свекла, - (ритмично сжимают пальцы в кулаки)
Оп-оп-оп - душистый укроп. - (ритмично сжимают и разжимают пальцы, подняв руки вверх)
Чистоговорка « Холода»
Да-да-да - вот настали холода, - (дети хлопают в ладоши)
Ды-ды-ды - дым идет из трубы, - (поднимают руки вверх, сжимают и разжимают пальцы)
Ду-ду-ду - я на лыжах иду, - («скользят» ладонями друг о друга)
Ди-ди-ди - ты меня в снегу найди. - («пробегают» указательными и средними пальчиками по бедрам)
Стихотворные чистоговорки:
- «Лиса»
Са-са-са - по лесу идет лиса,
Со-со-со - лиса катит колесо,
Сы-сы-сы - хвост красивый у лисы,
Су-су-су - видел я в лесу лису.
- «Коза»
За-за-за - идет коза,
Зы-зы-зы - есть козлята у козы,
Зу-зу-зу - веду козу,
Зой-зой-зой - козлята с козой.
- «Ежи»
Жи-жи-жи - у нас живут ежи,
Жу-жу-жу - несу еду ежу,
Жа-жа-жа - нет ежа.
- «Стол»
Лы-лы-лы - стоят в комнате столы,
Ла-ла-ла - стоит Мила у стола,
Лу-лу-лу - идет Мила к столу,
Лю-лю-лю - на столе цветок полью.
- «Шары»
Ры-ры-ры - в руках шары,
Ра-ра-ра - начинается игра,
Ру-ру-ру - бью рукою по шару,
Ро-ро-ро - упал шар в ведро.
- «Летний день»
Ут-ут-ут-ут - на лугу цветы цветут,
Ют-ют-ют-ют - птички весело поют,
Ят-ят-ят-ят - злобно комары звенят,
Ит-ит-ит-ит - заяц под кустом сидит.
- «В лесу»
Ёт-ёт-ёт-ёт - соловей в лесу поет,
Ут-ут-ут-ут - у пенька грибы растут,
Ат-ат-ат-ат - под кустом ежи шуршат,
Ит-ит-ит-ит - дятел на сосне стучит.
- «Оса»
Су-сы-со-са - полосатая оса,
Сы-со-са-су - не поймать в саду осу,
Со-са-су-сы - для чего осе усы?
У осы и у лисы усы для красы.
- «Эхо»
Собирайся, детвора - ра, ра.
Начинается игра - ра, ра.
Да ладошек не жалей - лей, лей.
Бей в ладошки веселей - лей, лей.
Сколько времени сейчас? - Час, час.
Сколько будет через час? - Час, час.
И не правда! Будет два - два, два.
Дремлет ваша голова - ва, ва.
Как поет в селе петух - ух, ух.
Да не филин, а петух - ух, ух.
Вы уверены, что так? - Так, так.
А на самом деле как? - Как, как
- «Оса»
Сa-са-са, са-са-са
Ой-ой-ой! Летит оса!
Сы-сы-сы, сы-сы-сы
Не боимся мы осы!
Су-су-су, су-су-су
Видел кто из вас осу?
Сы-сы-сы, сы-сы-сы
Мы не видели осы.
Са-са-са, са-са-са
Отгадайте, где оса.
Са-са-са, са-са-са
Укусила в нос оса.
Со-со-со, со-со-со
Стал мой нос как колесо.
- «Сказка о яйце»
Це-це-це, це-це-це
Вот вам сказка о яйце,
Цо-цо-цо, цо-цо-цо
Курица снесла яйцо,
Цу-цу-цу, цу-цу-цу
Киска тянется к яйцу.
Ца-ца-ца, ца-ца-ца
Брысь, котёнок, от яйца!
Цу-цу-цу, цу-цу-цу
Не пускать его к яйцу!
Цо-цо-цо, цо-цо-цо
Сами мы съедим яйцо,
Цы-цы-цы, цы-цы-цы
Отогнали? Молодцы!
Це-це-це, це-це-це
Вот вам сказка о яйце.
- «Листок»
Ок-ок-ок - подул сильный ветерок,
Ду-ду-ду - облетает лист в саду,
Го-го-го - собираем мы его,
Ас-ас-ас - принесем его мы в класс.
- «Сосна»
На-на-на - в лесу выросла сосна,
Ка-ка-ка - высока и широка,
Ят-ят-ят - шишки с веток там висят,
Ат-ат-ат - белочки скорей спешат.
- «Ромашка»
Гу-гу-гу - там ромашка на лугу,
Ет-ет-ет - у нее красивый цвет,
Ие-ие-ие - цветочки маленькие,
Ту-ту-ту - я веночек заплету.
- «Камыши»
Ши-ши-ши, ши-ши-ши
Что-то шепчут камыши.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше
Это утка в камыше.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша
Выходи из камыша.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше
Нет уж утки в камыше.
Ши-ши-ши, ши-ши-ши
Что же шепчут камыши?
Шо-шо-шо, шо-шо-шо
- Я пишу уж хорошо,
Шу-шу-шу, шу-шу-шу
- Всё, что хочешь, напишу,
Ши-ши-ши, ши-ши-щи
«Ешьте кашу»,- напиши,
Шу-шу-шу, шу-шу-шу
- Это я уж напишу,
Шо-шо-шо, шо-шо-шо
- Вижу, пишешь хорошо.
- «Соня-соня»
Соня очень любит спать.
Соней Соню стали звать.
Соня-соня спит весь день.
Погулять ей даже лень.
Посмотри-ка, Сонюшка:
На дворе-то солнышко.
- «Этажи»
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
В нашем доме этажи.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа
Подо мной два этажа.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа
Надо мной два этажа.
Же-же-же, же-же-же
На каком я этаже?
- «Голы»
Лы-лы-лы, лы-лы-лы
Забивали мы голы,
Лу-лу-лу, лу-лу-лу
Возле окон на полу,
Ла-ла-ла, ла-ла-ла
Не заметили стекла.
Лу-лу-лу, лу-лу-лу
Мы не били по стеклу,
Ла-ла-ла, ла-ла-ла
Только нет в окне стекла.
- «Тропа»
Па-па-па - куда ведет тропа,
Та-та-та - убежали от кота,
Пу-пу-пу - потеряли мы тропу,
Ту-ту-ту - не вернулись и к коту,
Ко-ко-ко - слышно далеко,
Му-му-му - не видно никому,
На-на-на - не моя вина
- «Вода»
Да-да-да-да
В ванне плещется вода
Ду-ду-ду-ду
Я купаться пойду
Де-де-де-де
Очень весело в воде
Ди-ди-ди-ди
Ты ко мне не подходи.
- «В зоопарке»
Ит-ит-ит-ит - полосатый тигр рычит,
Ёт-ёт-ёт-ёт - медленно змея ползет,
От-от-от-от - пасть разинул бегемот,
Ут-ут-ут-ут - быстро лебеди плывут,
Ят-ят-ят-ят - обезьянки там шалят.
- «Гроза»
За-за-за-за
Собирается гроза
Зу-зу-зу-зу
Не ходи гулять в грозу
За-за-за-за
Дружбе ни по чем гроза
Зя-зя-зя-зя
В дом придут ко мне друзья.
- «Детвора»
Ра-ра-ра-ра
Разгулялась детвора
Ро-ро-ро-ро
Опрокинули ведро
Ру-ру-ру-ру
В реку кинули к бобру
Ри-ри-ри
С нами чисто говори.
- «В зоопарке»
Ит-ит-ит-ит - полосатый тигр рычит,
Ёт-ёт-ёт-ёт - медленно змея ползет,
От-от-от-от - пасть разинул бегемот,
Ут-ут-ут-ут - быстро лебеди плывут,
Ят-ят-ят-ят - обезьянки там шалят.
- «Ежата»
Жа-жа-жа,жа-жа-жа
Тут ежата у ежа.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Как-то уж пришёл к ежу.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Мне ежаток покажи.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Я с ужами не дружу.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа
Уж уходит от ежа.
- «Зоопарк»
Ра-ра-ра: Очень рада детвора.
Ар-ар-ар: Мы поедем в зоопарк.
Ро-ро-ро: Доберемся на метро.
Ру-ру-ру: В зоопарке кенгуру.
Ру-ру-ру: Роет крот себе нору.
Ру-ру-ру: Заяц обдирает кору.
Ра-ра-ра: Закончилась у нас игра.
Литература:
- Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи. - СПб.: Каро, 2005.
- Булатов М. Тридцать три пирога. Игры, считалки, сговорки, скороговорки, долгоговорки, докучные сказки, загадки народов Советского Союза. Собрал и обработал М. Булгаков. М., «Дет. лит.», 1973, - 239 с.
- Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учебник для студентов высших учебных заведений. - М.: ВЛАДОС, 2008.
- Новиковская О.А. «Логоритмика» – Санкт-Петербург, «Корона», 2005 г.
- Ткаченко Т.А. Если ребенок плохо говорит [Текст] /Т.А. Ткаченко – СПб.: Детство пресс, 1997. – 73 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Скороговорки и чистоговорки для уроков литературного чтения
Тренировка дикции, то есть воспитание четкой, ясной, членораздельной речи, необходима каждому ребенку для успешного общения, обучения и для гармоничного развития. Скороговорки - это своеобразный речво...
1 класс. забавные чистоговорки
Презентация на уроке "Азбука". Развитие памяти и внимания....
Чистоговорки
Материал предназначен для автоматизации звука И. Актуален для работы с неслышащими детьми....
Чистоговорки
данный материал можно ипользовать на уроках обучения грамоте или риторики...
Скороговорки и чистоговорки
Развиваем речь ребенка...
Чистоговорки на уроках обучения грамоте.
Отработка навыка чтения....
чистоговорки, обучение грамоте, 1 класс
данный материал используется на уроках как дополнительный при изучении букв...