Чистоговорки
методическая разработка по логопедии

Светлана Васильевна Алексеева

Чистоговорки - это стихотворные упражнения, направленные на развитие органов артикуляционного аппарата. Чистоговорки помогают не только улучшить дикцию ребенка, но и совершенствуют  звуковую сторону речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chistogovorki.docx38.23 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат №2 VIII вида» г. Улан-Удэ

Методическая разработка по ритмике к разделу

«Логопедическая ритмика»

«Чистоговорки»

                                                                                                                                                                                                                           

Учитель ритмики

Алексеева Светлана Васильевна

Исследованиями установлено, что правильное произношение звуков очень важно для формирования полноценной личности. Ребёнок с хорошей, внятной речью легче вступает в контакт со сверстниками и взрослыми, может понятно выразить свои мысли, желания. Дефекты в звукопроизношении затрудняют контакт. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. 

Одним из игровых упражнений, которое используется для развития у детей слухового внимания, правильного восприятия речи, является чистоговорка, благодаря ним быстро пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы.

Чистоговорки - ритмичный речевой материал, содержащий сложные сочетания звуков, слогов, слов, трудных для произношения, ещё их  называют логопедическими загадками. Такие упражнения помогают детям освоить интонацию вопроса и развивают у них чувство ритма. Рифмы и ритм этих шуток облегчают произношение и запоминание звуков. Слоговой компонент шутки - чистоговорки способствует формированию правильного звукопроизношения и стимулирует развитие слухового восприятия речи. Чистоговорки помогают не только улучшить дикцию ребенка, но и совершенствуют звуковую сторону речи.

Чистоговорки - это стихотворные упражнения, направленные на развитие органов артикуляционного аппарата и помогающие отработке произношения какого - то звука при регулярном их повторении.

Произносить их целесообразно сначала медленно, чётко артикулируя каждый звук, словно говоришь глухому человеку, который умеет читать по губам. А затем темп следует увеличивать, но, не снижая качества произношения. Можно проговаривать чистоговорки сначала шёпотом, стараясь при этом активно работать губами и языком, а затем - громко, с такой же активностью органов артикуляции. Или можно произносить текст вначале со сжатыми зубами, активизируя работу губ, а потом повторить фразы с разжатыми зубами.

Заучивание стихотворных чистоговорок следует сочетать с выполнением действий и движений, иллюстрирующих содержание текста и выражающих чувства и эмоции.

Приёмы логопедической работы с чистоговорками:

  1. Скажи с разной интонацией:

Педагог произносит чистоговорку и просит детей повторить её с разной интонацией. Хорошо при этом использовать карточки с вопросительным, восклицательным знаком. В зависимости от этого, ребёнок произносит чистоговорку весело, так, чтобы в конце можно было поставить восклицательный знак или как будто спрашивает, чтобы в конце можно было поставить вопросительный знак.

  1. Скажи, как…

Дети произносят чистоговорку голосом, разным по тембру - как лиса, заяц, мышка, волк, медведь.

  1. Скажи тихо - громко:

Проговаривание чистоговорок с понижением силы голоса или повышением.

  1. Скажи медленно-быстро:

Проговаривание с изменением темпа речи.

Для закрепления умения использовать в речи основные средства интонирования (высоту, силу голоса, темп речи) необходимо использовать стихотворные чистоговорки, содержание которых подсказывает детям, какие средства интонации нужно применить. Например, «Лиса» - с хитрецой, «Ежи» - с понижением силы голоса, «Оса» - с опаской и т.д.

Чистоговорки с движением:

«С - С”»

Са-са-са  - на траве лежит роса,  - (дети встряхивают кистями рук)

Су-су-су  - в лесу увидели лису,   - (приставляют раскрытую ладонь к глазам)

Си-си-си  - в пруду живут караси,  - (прижимают ладони друг к другу и качают  вправо и влево)

Ся-ся-ся  - мы поймали карася.   - (поднимают и опускают сложенные ладони)

   

«С - С”»

Сы-сы-сы  - тикают часы,  - (качают согнутыми в локтях руками вправо-влево, «стрелочки»)

Ас-ас-ас  - который час?  - (сжимают и разжимают пальцы)

Си-си-си  - на руке часы,   - (стучат указательным пальцем по запястью)

Ись-ись-ись  - не торопись.  - (грозят пальцем)

«С - З»

Са-са-са - бежит рыжая лиса,  - («пробегают» указательным и средним пальцами по бедрам)

За-за-за  - на травинке стрекоза, - (качают указательными пальцами из стороны в сторону)

Су-су-су  - я грибы несу,  - (поочередно поднимают и опускают кулачки)

Зу-зу-зу  - на телеге их везу.  - (вращают кулачками перед грудью)

«З - З”»

Озы-озы-озы  - стоят у нас морозы,   - (дети хлопают в ладоши)

Зи-зи-зи  - саночки вези,   - (потирают ладони друг о друга)

Оза-оза-оза  - на окне ледяная роза,  - (в воздухе рукой рисуют цветок)

Озе-озе-озе  - озябнешь на морозе.  - (похлопывают по плечам, скрестив руки на груди)

«Т - Т”»

Та-та-та  - яблоко моя мечта,  - (дети сжимают и разжимают пальцы)

Ти-ти-ти  - где же яблоко найти?   - (поднимают и опускают плечи)

Ато-ато-ато  - витаминами богато,   - (хлопают в ладоши)

Ать-ать-ать  - надо яблоню искать.   - (приставляют к глазам то одну ладонь, то другую)

«Т - Т”»

Ат-ат-ат  - любим мы смотреть парад,   - (дети хлопают в ладоши)

Аты-аты-аты  - дружно шагают солдаты,   - (хлопают ладонями по коленям)

Еть-еть-еть - любим мы на них смотреть, - (приставляют к глазам то одну ладонь, то другую)

Ать-ать-ать  - мы тоже так хотим шагать.  - («шагают»  пальчиками по бедрам)

«Д - Д”»

Ду-ду-ду  - в огород иду,   - («пробегают» указательным и средним пальцами по бедрам)

Да-да-да  - в огороде лебеда,   - (ставят руки на пояс и качают головой вправо-влево)

Де-де-де  - где ты, репка, где?   - (приставляют к глазам то правую руку, то левую)

Оди-оди-оди  - бабушка подходит.   - (стучат кулаками по бедрам) 

«Д - Д”»

Ду-ду-ду  - к дубу подойду,  - («пробегают» указательными и средними пальцами по бедрам)

Ды-ды-ды  - где твои плоды?  - (ритмично сжимают пальцы в кулаки и разжимают их)

Ди-ди-ди  - это желуди.  - (соединяют указательные и большие пальцы в кольцо)

«К - К”»

Ки-ки-ки  - пирогов нам напеки,   - (дети «пекут пирожки», сверху то одна рука, то другая)

Ок-ок-ок  - румяный пирожок,   - (прижимают «пирожок» к груди)

Ка-ка-ка  - кто хочет пирожка?   - (протягивают руки вперед ладонями вверх)

Ке-ке-ке  - пирожок держу в руке.   - (сжимают и разжимают пальцы)

           

«К - К”»

Ка-ка-ка  - бежит чистая река,   - (дети делают волнообразные движения руками)

Ки-ки-ки  - берега высоки,   - (поднимают и опускают руки)

Ке-ке-ке  - искупаемся в реке,   - (вытягивают руки вперед и прижимают их к груди)

Уки-уки-уки  - в реке плавают щуки.  - (прижатыми ладонями качают  вправо-влево)

«М - М”»

Ама-ама-ама  - обиделась на меня мама,   - («скользят» ладонями друг о друга)

Аме-аме-аме  - как подойти мне к маме?  - (протягивают ладони вперед и прижимают их к груди)

Ома-ома-ома  - сидит мама дома,  - (шлепают ладонями по коленям)

Ме-ме-ме  - не подходит ко мне.  - (водят указательным пальцем из стороны в сторону)

 «Н - Н”»

Ина-ина-ина  - вот красная рябина,  - (сжимают и разжимают пальцы, руки перед грудью)

Ину-ину-ину  - я сорву рябину,  - (сжимают и разжимают пальцы, подняв руки)

Не-не-не  - подойди ко мне.  - (манят руками себе)

 «П - П”»

Апа-апа-апа  - болит у волка лапа,   - (дети встряхивают опущенными кистями рук)

Апе-апе-апе  - ранка на лапе,  - (ударяют пальцами одной руки по ладони другой)

Апу-апу-апу  - мы полечим лапу,   - (поглаживают руку ладошкой)

Апы-апы-апы  - у волка сильные лапы.   - (сгибают руки в локтях, сжимают пальцы в кулаки)

 

«Л - Л”»

Ла-ла-ла  - осень к нам пришла,   - (дети хлопают в ладоши)

Ул-ул-ул - ветерок подул,   - (плавные движения опущенными вниз руками)

Ила-ила-ила  - осень в воздухе кружила,   - (вращают кистями поднятых вверх рук)

Али-али-али  - все мы осень ждали.   - (делают скользящие хлопки)

«Л - Л”»

Ало-ало-ало  - солнце по небу гуляло,   - (дети покачивают «фонарики»)

Пло-пло-пло  - на улице тепло,   - (сжимают и разжимают пальцы)

Ли-ли-ли  - мы гулять пошли,   - (хлопают ладонями по коленям)

Пель-пель-пель  - весело звенит капель.  - (встряхивают руками)

«П - П”»

Апа-апа-апа  - болит у волка лапа,   - (дети встряхивают опущенными кистями рук)

Апе-апе-апе  - ранка на лапе,  - (ударяют пальцами одной руки по ладони другой)

Апу-апу-апу  - мы полечим лапу,   - (поглаживают руку ладошкой)

Апы-апы-апы  - у волка сильные лапы.   - (сгибают руки в локтях, сжимают пальцы в кулаки)

«Л - Л”»

Ла-ла-ла  - настали холода,  - (дети хлопают в ладоши)

Ул-ул-ул  - холодный ветер дул,  - (делают скользящие хлопки)

Тель-тель-тель  - на дворе метель.  - (качают поднятыми руками)

«Р - Р”»  

Оре-оре-оре  - корабли вышли в море,  - (ладонями  качают  из стороны в сторону)

Тры-тры-тры  - плывут большие осетры,  - (делают волнообразные движения кистями рук)

Ря-ря-ря  - вокруг синие моря,   - (поднимают и опускают руки)

Ор-ор-ор  - капитан Егор.   - (хлопают в ладоши)

« Р - Р”»

Ры-ры-ры  - топоры остры,  - (ребром ладони стучат по другой руке)

Ор-ор-ор  - я возьму топор,  - (переплетают пальцы в замок: поднимают и опускают руки)

Ри-ри-ри  - ты обед свари.  - (водят указательным пальцем одной руки по ладони другой)

«В - В”»

Вот-вот-вот  - у елки водим хоровод,  - (дети хлопают в ладоши)

Ава-ава-ава  - игра в снежки  - веселая забава,   - (лепят снежки)

Ви-ви-ви  - всех ребят зови.  - (разворачивают ладони вверх, сжимают и разжимают пальцы)

 

«Ц - Ц”»

Цы-цы-цы  - в огороде огурцы,   - (дети хлопают в ладоши)

Ица-ица-ица  - прилетела к нам синица,   - (делают легкие взмахи кистями рук, крылья)

Рец-рец-рец  - поклевали огурец,   - (стучат указательными пальцами по коленям)

Цу-цу-цу  - всем я дам по огурцу.  - (протягивают ладони вперед и прижимают к груди)

« Ц »

Ица-ица-ица  - прилетела к нам синица,   - (дети делают взмахи кистями рук «крылья»)

Ицу-ицу-ицу  - мы заметили синицу,   - (приставляют к глазам руку)

Цо-цо-цо  - на лапке у нее кольцо.   - (соединяют в кольцо большой и указательный палец)

  

Чистоговорка  «Овощи»

Ох-ох-ох  - лучше всех горох,  - (дети соединяют ритмично большой и указательный пальцы в «колечко»)

Ха-ха-ха  - это чепуха,  - (хлопают в ладоши)

Ор-ор-ор  - всех вкуснее помидор,  - (ударяют кулачками по коленям)

Овь-овь-овь  - сладкая морковь,  - (хлопают ладонями по коленям)

Ла-ла-ла  - вкусная свекла,   - (ритмично сжимают пальцы в кулаки)

Оп-оп-оп - душистый укроп. - (ритмично сжимают и разжимают пальцы, подняв руки вверх)

Чистоговорка  « Холода»

Да-да-да  - вот настали холода,  - (дети хлопают в ладоши)

Ды-ды-ды  - дым идет из трубы,  - (поднимают руки вверх, сжимают и разжимают пальцы)

Ду-ду-ду  - я на лыжах иду,  - («скользят»  ладонями друг о друга)

Ди-ди-ди  - ты меня в снегу найди.   - («пробегают»  указательными и средними пальчиками по бедрам)

Стихотворные чистоговорки:

  1. «Лиса»

Са-са-са  - по лесу идет лиса,
Со-со-со  - лиса катит колесо,
Сы-сы-сы  - хвост красивый у лисы,
Су-су-су  - видел я в лесу лису.

  1. «Коза»

За-за-за  - идет коза,
Зы-зы-зы  - есть козлята у козы,
Зу-зу-зу  - веду козу,
Зой-зой-зой  - козлята с козой.

  1. «Ежи»

Жи-жи-жи  - у нас живут ежи,
Жу-жу-жу  - несу еду ежу,
Жа-жа-жа  - нет ежа.

  1. «Стол»

Лы-лы-лы  - стоят в комнате столы,
Ла-ла-ла  - стоит Мила у стола,
Лу-лу-лу  - идет Мила к столу,
Лю-лю-лю  - на столе цветок полью.

  1. «Шары»

Ры-ры-ры  - в руках шары,
Ра-ра-ра  - начинается игра,

Ру-ру-ру  - бью рукою по шару,
Ро-ро-ро  - упал шар в ведро.

  1. «Летний день»

Ут-ут-ут-ут  - на лугу цветы цветут,

Ют-ют-ют-ют  - птички весело поют,

Ят-ят-ят-ят  - злобно комары звенят,

Ит-ит-ит-ит  - заяц под кустом сидит.

  1. «В лесу»

Ёт-ёт-ёт-ёт  - соловей в лесу поет,

Ут-ут-ут-ут  - у пенька грибы растут,

Ат-ат-ат-ат  - под кустом ежи шуршат,

Ит-ит-ит-ит  - дятел на сосне стучит.

  1. «Оса»

Су-сы-со-са  - полосатая оса,

Сы-со-са-су  - не поймать в саду осу,

Со-са-су-сы   - для чего осе усы?

У осы и у лисы усы для красы.

  1. «Эхо»

Собирайся, детвора  - ра, ра.

Начинается игра  - ра, ра.

Да ладошек не жалей   - лей, лей.

Бей в ладошки веселей  - лей, лей.

Сколько времени сейчас?  - Час, час.

Сколько будет через час? - Час, час.

И не правда! Будет два  - два, два.

Дремлет ваша голова  - ва, ва.

Как поет в селе петух  - ух, ух.

Да не филин, а петух  - ух, ух.

Вы уверены, что так?  - Так, так.

А на самом деле как?  - Как, как

  1. «Оса»

Сa-са-са, са-са-са

Ой-ой-ой! Летит оса!

Сы-сы-сы, сы-сы-сы

Не боимся мы осы!

Су-су-су, су-су-су

Видел кто из вас осу?

Сы-сы-сы, сы-сы-сы

Мы не видели осы.

Са-са-са, са-са-са

Отгадайте, где оса.

Са-са-са, са-са-са

Укусила в нос оса.

Со-со-со, со-со-со

Стал мой нос как колесо.

  1. «Сказка о яйце»

Це-це-це, це-це-це

Вот вам сказка о яйце,

Цо-цо-цо, цо-цо-цо

Курица снесла яйцо,

Цу-цу-цу, цу-цу-цу

Киска тянется к яйцу.

Ца-ца-ца, ца-ца-ца

Брысь, котёнок, от яйца!

Цу-цу-цу, цу-цу-цу

Не пускать его к яйцу!

Цо-цо-цо, цо-цо-цо

Сами мы съедим яйцо,

Цы-цы-цы, цы-цы-цы

Отогнали? Молодцы!

Це-це-це, це-це-це

Вот вам сказка о яйце.

  1. «Листок»

Ок-ок-ок  - подул сильный ветерок,

Ду-ду-ду  - облетает лист в саду,

Го-го-го  - собираем мы его,

Ас-ас-ас  - принесем его мы в класс.

  1. «Сосна»

На-на-на  - в лесу выросла сосна,

Ка-ка-ка  - высока и широка,

Ят-ят-ят  - шишки с веток там висят,

Ат-ат-ат  - белочки скорей спешат.

  1. «Ромашка»

Гу-гу-гу  - там ромашка на лугу,

Ет-ет-ет  - у нее красивый цвет,

Ие-ие-ие  - цветочки маленькие,

Ту-ту-ту  - я веночек заплету.

  1. «Камыши»

Ши-ши-ши, ши-ши-ши

Что-то шепчут камыши.

Ше-ше-ше, ше-ше-ше

Это утка в камыше.

Ша-ша-ша, ша-ша-ша

Выходи из камыша.

Ше-ше-ше, ше-ше-ше

Нет уж утки в камыше.

Ши-ши-ши, ши-ши-ши

Что же шепчут камыши?

Шо-шо-шо, шо-шо-шо

- Я пишу уж хорошо,

Шу-шу-шу, шу-шу-шу

- Всё, что хочешь, напишу,

Ши-ши-ши, ши-ши-щи

«Ешьте кашу»,- напиши,

Шу-шу-шу, шу-шу-шу

- Это я уж напишу,

Шо-шо-шо, шо-шо-шо

- Вижу, пишешь хорошо.

  1. «Соня-соня»

Соня очень любит спать.

Соней Соню стали звать.

Соня-соня спит весь день.

Погулять ей даже лень.

Посмотри-ка, Сонюшка:

На дворе-то солнышко.

  1. «Этажи»

Жи-жи-жи, жи-жи-жи

В нашем доме этажи.

Жа-жа-жа, жа-жа-жа

Подо мной два этажа.

Жа-жа-жа, жа-жа-жа

Надо мной два этажа.

Же-же-же, же-же-же

На каком я этаже?

  1. «Голы»

Лы-лы-лы, лы-лы-лы

Забивали мы голы,

Лу-лу-лу, лу-лу-лу

Возле окон на полу,

Ла-ла-ла, ла-ла-ла

Не заметили стекла.

Лу-лу-лу, лу-лу-лу

Мы не били по стеклу,

Ла-ла-ла, ла-ла-ла

Только нет в окне стекла.

  1. «Тропа»

Па-па-па - куда ведет тропа,

Та-та-та - убежали от кота,

Пу-пу-пу - потеряли мы тропу,

Ту-ту-ту - не вернулись и к коту,

Ко-ко-ко - слышно далеко,

Му-му-му - не видно никому,

На-на-на - не моя вина

  1. «Вода»

Да-да-да-да
В ванне плещется вода
Ду-ду-ду-ду
Я купаться пойду
Де-де-де-де
Очень весело в воде
Ди-ди-ди-ди
Ты ко мне не подходи.

  1. «В зоопарке»

Ит-ит-ит-ит  - полосатый тигр рычит,

Ёт-ёт-ёт-ёт  - медленно змея ползет,

От-от-от-от  - пасть разинул бегемот,

Ут-ут-ут-ут  - быстро лебеди плывут,

Ят-ят-ят-ят  - обезьянки там шалят.

  1. «Гроза»

За-за-за-за
Собирается гроза
Зу-зу-зу-зу
Не ходи гулять в грозу
За-за-за-за
Дружбе ни по чем гроза
Зя-зя-зя-зя
В дом придут ко мне друзья.

  1. «Детвора»

Ра-ра-ра-ра
Разгулялась детвора
Ро-ро-ро-ро
Опрокинули ведро
Ру-ру-ру-ру
В реку кинули к бобру
Ри-ри-ри
С нами чисто говори.

  1.  «В зоопарке»

Ит-ит-ит-ит  - полосатый тигр рычит,

Ёт-ёт-ёт-ёт  - медленно змея ползет,

От-от-от-от  - пасть разинул бегемот,

Ут-ут-ут-ут  - быстро лебеди плывут,

Ят-ят-ят-ят  - обезьянки там шалят.

  1. «Ежата»

Жа-жа-жа,жа-жа-жа

Тут ежата у ежа.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу

Как-то уж пришёл к ежу.

Жи-жи-жи, жи-жи-жи

Мне ежаток покажи.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу

Я с ужами не дружу.

Жа-жа-жа, жа-жа-жа

Уж уходит от ежа.

  1. «Зоопарк»

Ра-ра-ра: Очень рада детвора.

Ар-ар-ар: Мы поедем в зоопарк.

Ро-ро-ро: Доберемся на метро.

Ру-ру-ру: В зоопарке кенгуру.

Ру-ру-ру: Роет крот себе нору.

Ру-ру-ру: Заяц обдирает кору.

Ра-ра-ра: Закончилась у нас игра.

Литература:

  1. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи. - СПб.: Каро, 2005.
  2. Булатов М. Тридцать три пирога. Игры, считалки, сговорки, скороговорки, долгоговорки, докучные сказки, загадки народов Советского Союза. Собрал и обработал М. Булгаков. М., «Дет. лит.», 1973, - 239 с.
  3. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учебник для студентов высших учебных заведений. - М.: ВЛАДОС, 2008.
  4. Новиковская О.А. «Логоритмика» – Санкт-Петербург, «Корона», 2005 г.
  5. Ткаченко Т.А. Если ребенок плохо говорит [Текст] /Т.А. Ткаченко – СПб.: Детство пресс, 1997. – 73 с.

                                                                                 

                                                                               

                                                                                 

                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Скороговорки и чистоговорки для уроков литературного чтения

Тренировка дикции, то есть воспитание четкой, ясной, членораздельной речи, необходима каждому ребенку для успешного общения, обучения и для гармоничного развития. Скороговорки - это своеобразный речво...

1 класс. забавные чистоговорки

Презентация на уроке "Азбука". Развитие памяти и внимания....

Чистоговорки

Материал предназначен для автоматизации звука И. Актуален для работы с неслышащими детьми....

Чистоговорки

данный материал можно ипользовать на уроках обучения грамоте или  риторики...

Скороговорки и чистоговорки

Развиваем речь ребенка...

чистоговорки, обучение грамоте, 1 класс

данный материал используется на уроках как дополнительный при изучении букв...