Дыхательная гимнастика
методическая разработка по логопедии

Светлана Васильевна Алексеева

Человечество использовало дыхательные упражнения с древнейших времен. Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Дыхание, как "энергетическая система" занимает особое место в процессе речи, а дыхательная гимнастика положительно влияет на технику речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyhatelnaya_gimnastika.docx47.59 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат №2 VIII вида»

Методическая разработка по ритмике к разделу

«Логопедическая ритмика»

«Дыхательная гимнастика»

                                                               

Учитель ритмики

Алексеева Светлана Васильевна

                                 

                                                                                                                           

Дыхательная система ребенка устроена Природой чрезвычайно сложно и мудро.

 Главная задача родителей и педагогов - сохранить ее здоровой»

Дыхание является главнейшим источником жизни. Человек может прожить без пищи и воды несколько дней, но без воздуха самое большее - несколько минут. Дыхание связывает человеческий организм с биосферой и живым миром земли. При достаточном поступлении воздуха, сердце и иммунная система начинают работать активнее. предотвращая тем самым проникновение инфекции.

Дыхательная гимнастика корректирует нарушение речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность. Силу и правильное распределение выдоха. Выполнение упражнений дыхательной гимнастики на уроках помогает сохранить, укрепить здоровье детей с ограниченными возможностями здоровья. Упражнения дают возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью, сохраняя высокую работоспособность, а в иных случаях снять усталость.

Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм детей комплексное лечебное воздействие:

  • положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
  • способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны нервной центральной системы;
  • улучшает дренажную функцию бронхов;
  • восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
  • исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой. Кроме того, правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, улучшает пищеварение - прежде чем пища будет переварена и усвоена, она должна поглотить кислород из крови и окислиться. При помощи правильного дыхания можно избежать гайморита, астмы, неврозов.

Дыхание, как «энергетическая система» занимает особое место в процессе речи, а дыхательная гимнастика положительно влияет на технику речи.

Цель дыхательной гимнастики: дифференциация носового и ротового дыхания, получение длительного ротового выдоха под контролем движений диафрагмы и мышц брюшного пресса.

Человечество использовало дыхательные упражнения с древнейших времен. В разные эпохи отношение к этим упражнениям изменялось, но интерес к ним никогда не угасал. Специалисты разных стран относят дыхательные упражнения к числу действенных факторов оздоровления и повышения устойчивости организма детей к различным заболеваниям. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. Дыхательные упражнения просто необходимы детям, так как они  укрепляет защитные силы организма.

Техника выполнения упражнений дыхательной гимнастики для детей:

  •  воздух набирать через нос;
  •  плечи не поднимать;
  •  выдох должен быть длительным и плавным;
  •  необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки.

На начальном этапе следует чередовать вдох и выдох: вдох через нос - выдох рот; вдох через нос - выдох через нос; вдох через рот - выдох через рот.

Упражнения дыхательной гимнастики:

  1. «Послушаем свое дыхание»

Цель: учить детей прислушиваться к своему дыханию, определять тип дыхания, его глубину, частоту и по этим признакам - состояние организма.

И.п. - стоя, сидя, лежа, как удобно в данный момент. Мышцы туловища расслаблены. В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют:

- куда попадает воздушная струя воздуха и откуда выходит;

- какая часть тела приходит в движение при вдохе и  выдохе - живот, грудная клетка, плечи или все части - волнообразно;

- какое дыхание: поверхностное - легкое или глубокое;

- какова частота дыхания: часто происходит вдох-выдох или спокойно с определенным интервалом - автоматической паузой;

- тихое, неслышное дыхание или шумное.

Данное упражнение можно проводить до урока или после, чтобы дети учились по дыханию определять состояние всего организма.

  1. «Дышим тихо, спокойно и плавно»

Цель: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нем внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики.

И.п. - стоя, сидя, или лежа. Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть. Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос. Повторить 3-5 раз.

Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.

  1. «Подыши одной ноздрей»

Цель: учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.

И.п. - сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.

1. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей делать тихий продолжительный вдох: последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание.

2. Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки - через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалась «ямка». 3-4. То же другими ноздрями. Повторить 3-6 раз.

  1. «Воздушный шар» (дышим животом, нижнее дыхание)

Цель: учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию нижней части легких, концентрировать внимание на нижнем дыхании.

И.п. - лежа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на движении пупка: на нем лежат обе ладони. В дальнейшем данное упражнение можно выполнять стоя. Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночному столбу, пупок как бы опускается.

1.Медленный, плавный вдох, без каких-либо усилий, - живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар.

2.Медленный, плавный выдох - живот медленно втягивается к спине.

  1. «Воздушный шар в грудной клетке» (среднее, реберное дыхание)

Цель: учить детей укреплять межреберные мышцы, концентрировать свое внимание на их движении, осуществляя вентиляцию средних отделов легких.

И.п. - лежа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть ребер и сконцентрировать на них внимание. Сделать медленный, ровный выдох, сжимая руками ребра грудной клетки. Медленно выполнять вдох через нос, руки ощущают распирание грудной клетки и медленно освобождают зажим. На выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается двумя руками в нижней части ребер. Мышцы живота и плечевого пояса остаются неподвижными.

  1. «Воздушный шар поднимается вверх» (верхнее дыхание)

Цель: учить детей укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути, обеспечивая вентиляцию верхних отделов легких.

И. - лежа, сидя, стоя. Одну руку положить между ключицами. Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием ключиц и плеч.

  1. «Ветер» (очистительное, полное дыхание)

Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию легких во всех отделах.

И.п. - лежа, сидя, стоя. Туловище расслаблено. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку. Сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки. Задержать дыхание на 3-4 секунды. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух   несколькими  отрывистыми  выдохами.

  1. «Ёжик»

Цель: укреплять носоглотку, верхние дыхательные пути и легкие.

И.п. - стоя или в движении.  Поворот головы вправо-влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом вдох носом: короткий, шумный, как ёжик, с напряжением мышц всей носоглотки - ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается. Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы.

  1. «Ушки»

Цель: укреплять носоглотку, верхние дыхательные пути и легкие.

И.п. - стоя. Покачивая головой вправо-влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, но при наклоне головы вправо-влево уши как можно ближе к плечам. Вдохи выполняются с напряжением мышц всей носоглотки. Выдох произвольный.

  1. «Планета Сат-Нам - отзовись!»

Цель: Учить детей укреплять мышечный тонус всего туловища и всей дыхательной мускулатуры.

И.п. - сидя ягодицами на пятках, носки вытянуты, стопы соединены, спина выпрямлена, руки подняты над головой, пальцы рук переплетены, а указательные пальцы соединены и выпрямлены вверх, как стрела. После слов «Планета, отзовись!» дети начинают петь « Сат - нам». «Сат» произносить резко, как свист, поджимая живот к позвоночному столбу - это резкий выдох. «Нам» произносить мягко, расслабляя мышцы живота - это небольшой вдох. Цикл дыхания: выдох «сат» - пауза - вдох «нам». С произнесением «сат», напрягаются мышцы туловища: ноги, ягодицы, живот, грудь, плечи, руки, пальцы рук и ног, мышцы лица и шеи; «нам» - все расслабляется. После того как дети 6-8 раз произнесут «Сат-нам», взрослый говорит: «Позывные принял!»

Игровые упражнения дыхательной гимнастики:

  1. «Качели»  

И.п. - лежа на спине. Положить на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох - через нос.              

- «Качели вверх, (вдох)
Качели вниз, (выдох)
Крепче, ты дружок, держись».

  1. «Каша кипит» 

И.п. - стоя или сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие - вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот - выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф».

  1. «Бегемотик» 

Облегченный вариант предыдущего упражнения.

И.п. - лежа или сидя. Дети кладут ладонь на область диафрагмы и глубоко дышат. Вдох и выдох производится через нос. Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:

- «Сели бегемотики, потрогали животики.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается» (выдох).

  1. «Часики» 

И. п. - стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так».

  1. «Надуй шарик» 

И.п. - сидя или стоя.  «Надувая шарик», дети широко разводят руки в стороны и глубоко

вдыхают, затем медленно сводят руки, соединяя, ладони перед грудью и выдувают воздух - ффф.

  1. «Шарик лопнул»

 И.п. - сидя или стоя.  Хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - дети произносят: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая.

  1. «Трубач»

И.п. - стоя или сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленный выдох с громким произнесением звука «п-ф-ф-ф-ф».

  1. «Ворона» 

И.п. - стоя прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох - дети разводят руки широко в стороны, как крылья, медленно опускают руки и произносят на выдохе: «каррр», максимально растягивая звук [р].

  1. «Курочка»

 И.п. - стоя прямо, слегка расставив ноги, руки опущены. Дети разводят руки широко в стороны, как крылья - вдох; на выдохе наклоняются, опустив голову и свободно свесив руки, произносят: «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям.

  1. «Жук» 

И.п. - стоя или сидя, скрестив руки на груди. Дети разводят руки в стороны, поднимают голову - вдох, скрещивают руки на груди, опускают голову - выдох: «жу-у-у - сказал крылатый жук, посижу и пожужжу».

  1. «Воздушный шарик» 

И.п. - лежа на полу,  руки, на животе. Делая медленный глубокий вдох, надувается живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик. Задерживаем дыхание на 5 секунд. Делаем медленный выдох, живот сдувается. Задерживаем дыхание на 5 секунд.

  1. «Петушок» 

И.п. - стоя  прямо,  ноги  врозь,  руки  опустить.  Поднять руки в стороны (вдох), а затем хлопнуть ими по бедрам (выдох), произносить «ку-ка-ре-ку».

  1. «Подуй на одуванчик» 

 И.п. -  стоя или сидя. Дети делают глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хотят сдуть с одуванчика пух.

  1. «Паровозик» 

Ходьба, делая попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух». Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить «ту-тууу».

  1. «Вырасти большой» 

И.п. - стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться  на  носки - вдох, опустить  руки  вниз, опуститься на всю ступню - выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»!

  1. «Гуси летят»  

Медленная ходьба. На вдох - руки поднять в стороны, на выдох - опустить вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у».

  1. «Волна» 

И.п. - лежа на полу, ноги вместе, руки по швам. На вдохе руки поднимаются над головой, касаясь пола, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом дети говорят «Вни-и-и-з».

  1. «Дерево на ветру» 

И.п. - сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево.

  1. «Ножницы»

 И.п. - то же. Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом левая рука поднимается вверх, правая опускается вниз. С выдохом - левая рука вниз, правая вверх. После освоения ребенком этого упражнения можно его изменить: двигаются не руки от плеча, а только кисти рук.

  1. «Хомячок» 

Предложить детям пройти несколько шагов (до 10-15), надув щёки, как хомячок, затем легко хлопнуть себя по щекам - выпустить воздух изо рта и пройти ещё немного, дыша носом.

  1. «Ныряльщики за жемчугом» 

Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание. Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким  вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох.

  1. «Тополиный пух»

Вместе с детьми представить лето. Вокруг лежит тополиный пух. Присесть, собрать немного пуха мягкими подгребающими движениями пальцев  рук. Лёгкими движениями пальцев перебрасывать пух с руки на руку, дуть на него, снова ловить и приговаривать стихотворение:

- «Летом снег, просто смех!

Снег по городу летает,

Почему же он не тает?»

  1. «Поём песенку»

Вдохнуть воздух через рот, постепенно и медленно выдыхать воздух, произнося звук «а», сочетания звуков а-у, а-у-и и т. д. Выдох контролируется ладонью.

  1. «Подуем на…» 

 И.п. - стоя,  ноги слегка  расставлены,  руки  опущены,  делаем вдох. Выдох - поворачиваем  голову  направо и, сделав  губы трубочкой, дуем  на  плечо.  Голова прямо - вдох носом. Голову влево -выдох; голова прямо - вдох. Приговариваем в это время:

«Подуем на плечо,

Подуем на другое,
Нам солнце горячо

Пекло дневной порой».

Ребенок  опускает  голову,  подбородком  касаясь  груди,  снова  делает  спокойный  выдох, голова прямо - вдох носом. Поднимает лицо кверху - выдох через губы, сложенные трубочкой.

«Ну, а теперь - на облака,

и остановимся пока».

  1. «Немое  кино»

Учитель  показывает беззвучную артикуляцию гласного звука, сочетаний 2-3-х гласных звуков. Детям предлагается озвучить немую артикуляцию, произнести звук на длительном выдохе.

  1. «Цветочный магазин»

Медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы.

  1. «Свеча»

Вдохнуть воздух через рот, постепенно и медленно выдыхать воздух, как бы задувая свечу. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки.

  1. «Упрямая свеча» 

Вдохнуть воздух через рот, задуть воображаемую свечу продолжительным сильным выдохом.

  1. «Погашу свечу» 

 Вдохнуть воздух через нос. Продолжительный,  интенсивный прерывистый выдох с произнесением «фу! фу! фу!».

  1. «Назойливый комар» 

Вдохнуть воздух через нос. Продолжительный выдох с длительным произнесением «ззззз».

  1. «Рой мух» 

Вдохнуть воздух через нос.  Продолжительный выдох с длительным произнесением «ввввв».

  1. «Жук» 

 Вдохнуть воздух через нос. Продолжительный выдох с длительным произнесением «жжжжж».

  1. «Косари»

Это упражнение можно выполнять под звуки марша: на слабую долю мелодии делается вдох и «отведение косы» в сторону, на сильную - выдох и «взмах косой».

  1. «Косари»

Учитель предлагает  «покосить траву»: ноги на ширине плеч, руки опущены. Педагог читает стишок, а дети, произнося «зу-зу» машут руками влево - выдох, вправо - вдох.

- «Зу-зу, зу-зу,

Косим мы траву.

Зу-зу, зу-зу,

И налево взмахну.

Зу-зу, зу-зу,

Вместе быстро, очень быстро

Мы покосим всю траву,

Зу-зу, зу-зу».

  1. «Пузырьки»

Дети делают  глубокий вдох через нос, надувают «щёчки - пузырики» и медленно выдыхают через чуть приоткрытый рот.

  1. «Насосик»

Дети ставят руки на пояс, слегка приседают - вдох, выпрямляется - выдох. Постепенно приседания  становятся ниже, вдох и выдох длительнее.

  1. «Насос»

Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону - выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом произносить «с-с-с-с-с».

  1. «Самолётик»

Учитель рассказывает стихотворение, а дети пусть выполняют движения в ритме стиха:

- «Самолётик - самолёт  - (разводят руки в стороны ладошками вверх, поднимают голову, вдох) 

Отправляется в полёт   - (задерживают дыхание)

Жу- жу -жу    - (делают поворот вправо)

Жу-жу-жу    - (выдох, произносят ж-ж-ж) 

Постою и отдохну   - (встают прямо, опустив руки)

Я налево полечу   - (поднимают голову, вдох) 

Жу - жу - жу   - (делают поворот влево)

Жу- жу -жу   - (выдох, ж-ж-ж) 

Постою и отдохну».   - (встают прямо и опускают руки).

  1. «Мышка и мишка»

Учитель читает стихотворение, дети выполняют движения.

- «У мишки дом огромный  - (выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки, вдох)

У мышки - очень маленький  - (присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш-ш-ш) 

Мышка ходит в гости к мишке  - (походить на носочках)

Он же к ней не попадёт».

  1. «Ветерок»

- «Я ветер сильный, я лечу,

Лечу, куда хочу   - (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос) 

Хочу налево посвищу    - (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть) 

Могу подуть направо   - (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)

Могу и вверх   - (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)

И в облака   - (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот) 

Ну а пока я тучи разгоняю».  -  (круговые движения руками).

  1.  «Курочки»

Встать, наклониться, свободно свесить руки-«крылья» и опустить голову. Произнести: «Так-так-так» и одновременно похлопывать по коленкам. Выдох. Выпрямиться, поднять руки вверх - вдох. Следить за правильным дыханием.

  1. «Пчёлка»

Сесть прямо, скрестив руки на груди и опустить голову. Пчёлка сказала:

- «Жу-жу-жу»  - (сжать грудную клетку и на выдохе произнести: ж-ж-ж,

Затем на вдохе развести руки в стороны, расправить плечи и произнести:

- «Полечу и пожужжу, детям мёда принесу»  - (встать и, разведя руки в стороны, сделать круг по классу, возвратиться на место). 

Следить, чтоб вдох был через нос, и дыхание было глубокое.

  1. «Регулировщик» 

Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Спина прямая.

  1. «Лыжник»

Имитация ходьбы на лыжах в течение. На выдохе произносить «м-м-м-м-м».

  1. «Маятник»»

Встать прямо, ноги на ширине плеч, руки за голову. Наклонять туловище в стороны. При наклоне - выдох, произносить «т-у-у-у-х-х». При возвращении в вертикальное положение - вдох. Сделать 3-4 наклона в каждую сторону.

  1. «Большой маятник»

И.п. - встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч, ступни ног не должны отрываться от пола. Наклон вперед, руки тянутся к полу - вдох. Слегка прогнувшись в пояснице наклон назад, руки обнимают плечи и тоже вдох. Выдох происходит при смене позиций.

  1. «Маятник головой»

И.п. - встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч, ступни ног не должны отрываться от пола. Опустить голову вниз, резкий короткий вдох. Поднять голову вверх - тоже вдох. Выдох происходит пассивно при смене позиций.

  1. «Семафор» 

Стоя или сидя, спина прямо. Поднять руки в стороны - вдох, медленно опустить вниз - длительный выдох, произносить «с-с-с-с-с». Следить за правильной осанкой.

  1. «Ладошки»

И.п. - встать прямо, руки согнуты в локтях, локти вниз, ладони от себя. Короткие, ритмичные вдохи носом и одновременное сжимание ладоней в кулаки. Выдохи происходят самостоятельно без выталкивания с помощью мышц. Делается 4 вдоха с последующей пауза 3 -4 секунды.

  1. «Погончики»

И.п. - встать прямо, кисти рук сжаты в кулаки и прижаты к животу на уровне пояса. В момент

вдоха резкий толчок кулаками вниз, после чего кисти рук возвращаются в исходное положение с одновременным выдохом. Кисти рук выше пояса не поднимать. Упражнение можно выполнять сидя, лежа.

  1. «Кошка»

И.п. - встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч, ступни ног не должны отрываться от пола. На вдохе делается полуприседание с одновременным поворотом туловища влево или вправо. Руки делают хватательные движения на уровне пояса. Спина прямая.

  1. «Обними плечи»

И.п. - встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч, ступни ног не должны отрываться от пола, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Бросить руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи с одновременным глубоким вдохом. Руки идут параллельно друг другу. При возвращении в исходное положение - пассивный выдох.

  1. «Повороты головы»

И.п. - встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч, ступни ног не должны отрываться от пола. Поворот головы вправо - шумный короткий вдох. Поворот головы влево - шумный короткий вдох. Посередине голова не останавливается, шея не напрягается. Выдох через рот во время смены позиций.

  1. Проколотый мяч»

Сделать глубокий вдох. При выдохе сымитировать свист воздуха из проколотого мяча со звуком с-с-с-с-с.

  1. «Звукоподражание»

Сделать глубокий вдох. При выдохе воспроизвести различные звуки из живой природы и окружающей жизни: свист ветра, писк комара, рокот мотора и т.п.

  1. «Шагом марш!»

И.п. - встать прямо, гимнастическая палка в руках. Ходить, высоко поднимая колени. На 2 шага - вдох, на 6-8 шагов - выдох. Выдыхая, произносить «ти-ш-ш-ше».

  1. «На турнике»

Встать прямо, ноги вместе, гимнастическую палку держать обеими руками перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки - вдох, палку опустить назад за голову - долгий выдох. Выдыхая, произносить «ф-ф-ф-ф-ф».

  1. «Летят мячи»

И.п. - встать прямо, руки с мячом перед грудью. Бросить мяч от груди вперед. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х».

  1. «Сигнальщик»

И.п. - сидя на стуле, откинувшись на его спинку. Поднять руки в стороны - вверх, скрещивая

их над головой, как бы подавая сигнал флажками - вдох носом. Вернуться в исходное положение - выдох.

  1. «Пружинка»

И.п. - лежа на спине; ноги прямые, руки вдоль туловища. Поднять ноги и согнуть их в коленях, прижать к груди - выдох. Вернуться в исходное положение - выдох.

  1. «Тюлень»

И.п. - лежа на животе; руки вытянуты вдоль туловища. Положить руки на пояс, приподнять верхнюю часть груди, плечи и голову, потянуться - вдох. Вернуться в исходное положение - выдох.

  1. «Прямая спинка»

И.п. - сидя на стуле; руки вдоль туловища. Сделать глубокий вдох полной грудью, выпрямляя спину. Лопатки и плечи опустить вниз - плавный выдох носом.

  1. «Чистый носик»

И.п. - сидя на стуле. Дыхание через нос сначала одной ноздрей, потом другой, затем обеими одновременно. Рот закрыт.

  1. «Большой и маленький»

И.п. - стоя прямо, на вдохе дети встают на цыпочки, тянутся вверх руками, показывая, какие они большие. Зафиксировать это положение на несколько секунд. На выдохе дети должны опустить руки вниз, затем присесть, обхватив руками колени и одновременно произнеся «ух», спрятать голову за коленями - показывая, какие они маленькие.

  1. «В лесу»

Представьте, что вы с детьми заблудились в густом лесу. Сделав глубокий вдох, на выдохе произнесите протяжное «ау». Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо, вокруг себя.

  1. «Великан и карлик»

И.п. - сесть  на пол, сложив ноги перед собой, ступня к ступне. Руки положить на внутренние стороны коленей, которые прижаты к полу. Набрать полную грудь воздуха, плечи      расправить, голову гордо поднять вверх, на выдохе опуститься вниз, прижаться головой к ступням.

  1. «Лягушонок»

И.п. - присесть,  ноги вместе. Представить, как лягушонок быстро и резко прыгает, и повторить его прыжки: слегка приседая, вдохнув, прыгнуть вперед. Приземлившись, громко «квакнуть».

  1. «Погреемся»

Сильный мороз 
Заморозил наш нос.
Вдох через нос, шумный выдох в ладошку, которой прикрыто лицо.

Носик погреем,
Подышим скорее.
Отогрели нос, 

Глубокий вдох ч/нос, втянуть нижнюю губу под верхнюю 
А подбородок замерз.

 Длительно бесшумно подуть вниз на подбородок.
Ладошки погреем

 Выдох на ладошки, произнося слог «фа»
Дышим веселее!
Мерзнут ножки наши?  
Весело попляшем!
Дети выполняют приседания, произнося слог «ух».

  1. «Танец живота»

И.п. - стоя  прямо, ноги чуть шире плеч.  Верхнюю часть туловища нужно наклонить         вперед под углом 45 градусов, а руки положить на поясницу большими пальцами              вперед.         Смотреть перед собой, спина прямая, плечи развернуты. Одновременно с выдохом на «п-ффф» втягивается живот, затем рефлекторно происходит вдох, живот выдвигается вперед.

  1. «Аист»

И.п. - стоя прямо, развести руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынести вперед. Зафиксировать положение на несколько секунд. Держать равновесие. На выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш-ш».

  1.  «Дровосек»

И.п. - стоя прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложить руки топориком и поднять их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустить вниз, корпус наклонить, позволяя рукам «прорубить» пространство между ногами. Произнести «бах».

  1. «Мельница»

И.п.- встать прямо, ноги вместе, руки вверх. Медленно вращать прямыми руками, произнося на выдохе «ж-р-р». Постепенно движения рук ускоряются. Когда движения ускоряются, звуки становятся громче.

  1. «Сердитый ежик» 

И.п. - стоя прямо, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик.

  1. «Конькобежец»

И.п. - стоя прямо, ноги на ширине плеч, руки в замке за спиной, корпус наклонен вперед. Подражая движениям конькобежца, сгибать то левую, то правую ногу, наклоняя туловище с полуоборотом в стороны, произнося «к-р-р».

  1. «Качалка»

И.п. - сидя на стуле, руки на коленях. Раскачивать туловище вперёд-назад, произнося на выдохе «Ф-р-оо-хх!».

  1. «Ёлочка растёт»

И.п. - встать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить. Присесть и выпрямиться, поднимая руки вверх шире плеч. Приседая, произносить: «Страх-х!».

  1. «Зайчик»

И.п. - встать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить. Приседая, сгибать руки к плечам ладонями вперёд, как зайчик, становящийся на задние лапки. Возвращаясь в исходное положение, произносить на выдохе: «Фр!».

 

  1. «Снеговик веселится»

И.п. - поставить ноги вместе, руки на поясе. Вдохнуть, после чего сделать прыжок двумя ногами с одновременным выдохом, произнося: «Ха!».

  1. «Потягушки» 

И.п. - стоя, руки вдоль туловища. Поднять руки вверх - вдох. Руки опустить - выдох. 

  1. «Носорог»

И.п. - встать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить. Представляем себя носорогом, который дышит поочередно через одну ноздрю.

  1. «Дотянемся до пяток» 

И.п. - сидя, спина прямая, ноги вместе, руки на поясе. Выпрямить ноги, ладонями вытянутых вперед рук достать тыльную поверхность стоп - вдох носом. Вернуться в исходное положение - выдох. 

  1. «Окно и дверь»

И.п. - встать ровно, выпрямиться. В этом упражнении воздух заходит через «окно», а выходит через «дверь». Сначала «окно» - левая ноздря, а «дверь» - правая. Правой рукой зажимаем правую ноздрю, медленно вдыхаем через «окно», потом левой рукой зажимаем левую ноздрю и медленно выпускаем воздух через «дверь». Выполняем 4-6 раз. Затем «окно» и «дверь» меняются местами.

  1. «Обдуваем плечи»

И.п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль тела, голова прямо Делаем вдох, затем поворачиваем голову налево, делаем выдох через рот, губы при этом свернуты в трубочку.  Продолжаем выполнение этого упражнения в следующем порядке: голова находится прямо - «вдох», голова повернута направо - «выдох»,  голова прямо - «вдох», голову опускаем к подбородку - «выдох», голова прямо - «вдох»,  голову поднимаем наверх - «выдох», голова прямо - «вдох».

  1. «Лев»

И.п. - стоя прямо, ноги на ширине плеч. изобразить рычание льва. Сделать вдох, задержать дыхание, на выдохе произнести звук «р-р-р-р-р».

 

  1. «Аромат кухни»

И.п. - стоя прямо, ноги на ширине плеч, руки опущены. Дети чередуют короткие вдохи через нос и долгий выдох через рот. Затем медленный вдох через нос и медленный выдох через рот со словами «а - а - ах!».

  1. «Помогаем руками»

И.п. - сидя на полу, ноги по-турецки. Вдох, руки медленно поднять вверх. Выдох, опустить через стороны. Повторить 3 раза, затем: спокойный вдох, правая рука вперёд, левая назад. Выдох, меняя положение рук. Повторить 3 раза и спокойно лежать несколько минут.

 

  1. «Зверёк»

И.п. - стоя прямо, руки опущены. Обнажить верхние руки, делая оскал. Произвести резкие, короткие вдохи носом, задержать дыхание, продолжительный выдох.

 

  1. «Парус»

И.п. - стоя прямо, ноги на ширине плеч, руки опущены. Медленный вдох носом, затем продолжительный выдох со словами: «Ветер надувает парус».

 

  1. «Северок - ветерок»

Во время ходьбы по классу, дети произносят закличку: на вдохе - «се-ве-рок», на выдохе – «ве-те-рок», поднимая и опуская при этом руки.

  

  1. «Дельфины плывут»

И.п. - стоя прямо, ноги на ширине плеч, руки опущены.  Сделать медленный вдох и выдох. Наклониться, коснуться правым локтем левого колена - вдох. Вернуться в исходное положение -  выдох. Наклон к правому колену - вдох, вернуться в исходное положение - выдох.

  1. «Большое море»

И.п. - стоя прямо, ноги на ширине плеч. Вдох - руки в стороны, подняться на носки - выдох.

92.  «Водолазы»

И.п.  - стоя прямо. Сделать выдох, резкий вдох с быстрым приседанием на корточки, нос зажать, насколько возможно, задержать дыхание.

93.  «Прижми колени»

И.п. - сесть, ноги вытянуть, палку опустить. Глубокий вдох носом. Притянуть ноги к себе, прижать колени палкой к груди, произнося на выдохе: «Уф-ф!».

94.  «Гребцы»

И.п. - сесть, ноги врозь, палку держать у груди. Глубокий вдох через нос. Наклониться вперёд, коснуться палкой носков ног, произнести на выдохе: «Гу!».

95.  «Снежный ком»

И.п. - встать прямо. Вдох. Присесть пониже на всей ступне и, сильно наклоняясь вперёд, обхватить руками голени, голову опустить. При этом произносить на выдохе: «Хр-р-р!».

Литература:                                                                              

  1. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика ра-

боты с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи. - СПб.: Каро, 2005.

  1. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учебник для студентов высших учебных заведений. - М.: ВЛАДОС, 2008.
  2. Горбатенко О. Ф. , Кардаильская Т. А. , Попова Г. П. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: планирование, занятия, упражнения, спортивно-досуговые мероприятия. – Волгоград: Учитель, 2008 г.
  3. Новиковская О.А. «Логоритмика» – Санкт-Петербург, «Корона», 2005 г.
  4. Подольянская Е. И. Формы оздоровления детей 4-7 лет: кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы утренних зарядок. – Волгоград: Учитель, 2009г.

                                                                               

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика в младшем дошкольном возрасте...

Комплекс дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой

Уникальный оздоровительный метод доступен каждому, кто захочет его освоить и применить. Этот оздоровительный метод поможет Вам с такими проблемами как: насморк, аденоиды, гайморит, бронихит, бронхиаль...

Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой

Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой представляет собой  несколько сотен быстрых движений тела, при которых вдохи выполняются в конце движений со сжатой или не имеющей возможности расширятьс...

Презентация "Учу здоровью! Драгоценные минуты отдыха и релаксации на уроке". Гимнастика для глаз. Дыхательная гимнастика.

Работа, направленная на сохранение здоровья, во время  проведения физминуток на уроках в начальной школе. Гимнастика для глаз по методу  У.Г. Бейтса. Дыхательная гимнастика по методу А.Н.Стр...

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА СТРЕЛЬНИКОВОЙ

Дыхательные упражнения Стельниковой полезны для здоровья. Возможно использование упражнений в здоровьесберегающей технологии....

Выступление на тему: «Дыхательная гимнастика при коррекции заикания. Методика выработки диафрагмально-релаксационного дыхания с помощью БОС»

Биологическая обратная связь (БОС) - это учебный процесс, в котором люди обучаются улучшать своё здоровье и психологическое состояние, наблюдая сигналы, идущие от собственного тела. Этот метод научно ...