Выступление по теме "Приёмы работы по формированию орфографически грамотного письма"
методическая разработка по логопедии
Наличие стойких специфических ошибок является серьёзным препятствием в овладении учащимися грамотой на начальных этапах и в усвоении грамматики родного языка на более поздних этапах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 718.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Приёмы работ по формированию орфографически грамотного письма
Содержание термина «дисграфия» в современной литературе определяется по-разному. Самые известные определения:
Р.И Лалаева определяет дисграфию как частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.
И. Н. Садовникова (1995) определяет дисграфию как частичное расстройство письма (у младших школьников — трудности овладения письменной речью), основным симптомом которого является наличие стойких специфических ошибок. ( не связанные с применением орфографических правил) Это является серьёзным препятствием в овладении учащимися грамотой на начальных этапах и в усвоении грамматики родного языка на более поздних этапах.
Если в двух словах то, в основе этих ошибок лежат несформированность фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.
- Виды дисграфии
Артикуляторно-акустическая дисграфия (отражение на письме неправильного звукопроизношения, ребёнок пишет слова так. Как он их произносит)
Акустическая дисграфия (на основе нарушений фонемного распознавания. Нарушение слуховой дифференциации)
Дисграфия, связанная с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза (деление предложений на слова, слогового и звукового анализа и синтеза)
Аграмматическая дисграфия (вследствие недоразвития лексико-грамматического строя речи- морфологических синтаксических обощений)
Оптическая дисграфия (связанная с недоразвитием зрительного гнозиса, пространственных представлений)
Смешанная дисграфия
Выявление и учёт специфических ошибок
Так как основными симптомами дисграфии являются специфические (т.е. не связанные с применением орфографических правил) ошибки, которые носят стойкий характер. Главная задача логопеда - уметь находить и дифференцировать специфические ошибки у детей, имеющих нарушения письменной речи. Это позволит в дальнейшей работе более продуманно и эффективно строить коррекционное обучение.
И так определяем задачи
- Уточнить симптоматику дисграфии в каждом отдельном случае и представить целостную картину состояния письма у конкретного ученика, выявление нарушений письма (характер ошибок и степень выраженности)
- Планировать коррекционную работу с учётом выявленных нарушений письменной и устной речи
- Контролировать эффективность коррекционного обучения на различных этапах
В связи с этим, возникает необходимость разработки целой системы выявления и учета специфических ошибок на письме.
Дисграфические | Грамматические | ||
Ошибки звукового состава | Лексико-грамматические | Графические | |
-замены гласных -замены согласных -пропуски согласных -пропуски слогов и частей слова -перестановки -вставки -раздельное написание частей слова | -замена слов по звуковому сходству -замена слов по семантическому сходству -пропуски слов -слитное написание слов -нарушение согласования -нарушение управления -неправильное обозначение границ предложения | -замена букв по количеству элементов -замена букв по пространственному расположению -зеркальное письмо букв | -ошибки на правила правописания в соответствии с программными требованиями обучаемого класса |
Образцы письменных работ 2 класс
Нарушение звукопроизношения и несформированность фонематического слуха приводит к тому, что ученики не различают фонем русского языка, поэтому смешивают гласные первого и второго ряда юла-ола, звонкие и глухие согласные дочка-точка, свистящие и шипящие каша-каса, твёрдое и мягкое звучание тоже нередко не различают патка-пятка и т.д., это и отражается на письме.
Коррекционная работа в планировании для данного этапа обучения включает в себя большой объём работы по формированию звуко-слоговой структуры, фонематического слуха и восприятия.
В содержание программы включены разделы:
- образование звуков речи, буквы и звуки, гласные и согласные,
- дифференциация оптически и кинетически сходных букв,
- дифференциация акустически сходных согласных,
Образцы письменных работ 4 класс
Типы, характер ошибок в 4 классе говорит об устойчивости этих ошибок, добавляются грамматические. Поэтому параллельно с дифференциацией гласных и согласных рассматриваются грамматические темы (оглушение звонких согласных)
При планировании целью коррекционной работы является коррекция специфических ошибок чтения и письма, подготовка к осознанному овладению грамматическим и орфографическим материалом в старших классах.
В содержание программы включены разделы:
Образцы письменных работ 6 класс
Видим у учащихся много ошибок на грамматические правила, это во многом связано с нарушением слухового восприятия (фонематического слуха), например на безударные гласные. Ученик не слышит ударный гласный, поэтому затрудняется в определении безударного гласного, а следовательно, и с правильном подборе проверочного слова.
Неумение пользоваться грамматическими связями слов в предложении: управлением и согласованием - приводит к аграмматизму. На письме это выражается в виде неправильного согласования и управления различных частей речи. Также много ошибок встречается в написании предлогов.
Наличие таких стойких специфических ошибок является серьёзным препятствием в усвоении грамматики родного языка на данном этапе. Результат на лицо.
Цель коррекционной работы в 6 классе – преодоление сохраняющихся нарушений чтения и письма в рамках изучения элементарного курса практической грамматики.
Поэтому наряду с работой по коррекции имеющихся у детей дефектов письменной речи логопед создаёт базу для понимания и правильного применения грамматических правил.
Например, работая над слоговой структурой слова, логопед даёт понятие о слогообразующей роли гласных таким образом, развивая у детей умение слышать ударный гласный, мы не можем игнорировать тему «Безударные гласные», а для того, чтобы слышали безударный гласный в корне слова, надо вспомнить ударение, состав слова, родственные слова.
В содержание программы включены разделы:
-состав слова
-ударение в слова
-безударные гласные
-предлоги и приставки
- Особенности усвоения правил правописания:
- Искажения звукового состава слова
- Механическое заучивание правила
- Фрагментарное усвоение правила
- Замена сложного правила простым на основе случайных признаков
- Смешение грамматических понятий и орфографических правил
- Быстрая забываемость орфографического материала
- Неумение применять полученные знания на практике
Виды и приёмы работ, направленные на преодоление сохраняющихся нарушений чтения и письма в рамках изучения курса практической грамматики
Ударение.
Затрудняются в выделении ударного гласного, соответственно не будут слышать безударную гласную в корне слова. Как следствие ошибки
Задание: вставь пропущенный слог, обозначь ударение.
Фронтальная работа с разбором у доски одного учащегося. Ученики наблюдают звучание этих слов и убеждаются, что ударный гласный произносится более громко и длительно
Фронтальная форма организации учебной деятельности предполагает совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя, ученики выполняют одинаковую работу, общую для всех, обсуждают, сравнивают, обобщают материал. Используется обычно в начальный период освоения какой-то темы или приёма.
Решаем несколько задач: отрабатываем умение выделять ударную гласную, развиваем навык слогового анализа и синтеза, и практическое усвоение правила переноса.
…-ши-на
…-жа-ма
ра-…-та
вол-…-та
мы-ша-…
ка-ран…
Смыслоразличительная роль ударения
Задание: вставьте в предложения подходящие по смыслу слова, стоящие в скобках. Поставьте в них ударение.
Выполнение работы индивидуально по карточкам.
Индивидуальная форма деятельности имеет неоспоримое достоинство в том, что учащийся работает самостоятельно.
Мы видим возможности каждого ученика в отдельности, осуществлять контроль и оказывать своевременную помощь.
Индивидуальная форма организации работы учащихся предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально подобранное для него в соответствии с его индивидуальными возможностями (темп работы, работоспособность)
Такая организация учебной работы учащихся на уроке даёт возможность каждому ученику углублять и закреплять полученные знания, вырабатывать необходимые умения и навыки, опыт познавательной деятельности.
Цель: тренировать в определении ударного гласного звука в словах и понимание того, как изменяется значение слова, связанное с перемещением ударения.
На клумбе распустился фиолетовый (ирис, ирис). (Ирис, ирис) - любимые конфеты детей.
Фокусник сделал один (хлопок, хлопок), и появился голубь. В Средней Азии выращивают (хлопок, хлопок).
Плохая (дорога, дорога) утомила путников. Нам (дорога, дорога) каждая минута.
Родственные слова.
Включаем упражнения на нализ и сравнение групп слов, являющихся и не являющихся родственными
Задание: к слову из первой колонки подбери родственные слова из второй колонки, выдели корень.
Цель: упражнять в подборе родственных слов (понимание смысла слов), умение выделять корень (общую часть), сравнивать по смыслу, развивать умение образовывать родственные слова, расширение словарного запаса.
Однокоренные слова.
Задание: поставьте ударение, вставьте пропущенную букву. Спишите.
Фронтальная работа с последующим выполнением письменно.
В результате упражнений на сравнение гласных в разных позициях, под ударением и в безударной позиции, учащихся нужно подвести к выводу, что гласная под ударением пишется так, как слышится, а в безударном положении ее произношение расходится с написанием. Именно при написании безударной гласной можно допустить ошибку.
Родина- р…дной
Страны- стр…на
Воды- в…да
Реки- р…ка
Росы- р…са
Белый- б…лый
Тяжесть- т…жёлый
Задание: выписать парами однокоренные слова, отметив ударную гласную в корне. Подумай, почему одно слово является проверочным для второго.
Индивидуальная работа позволяет выработать необходимые умения, на этапе закрепления полученных знаний.
Задача: показать разницу в звучании одного и того же гласного звука в ударной и безударной позиции, находить безударные гласные. Тренировать в подборе проверочных слов, выделять корень, обозначать ударение.
Образец: час-часы
Целый час я решал задачу. Наши ч…сы идут верно.
Ветер надул парус. Корабль поднял п…руса.
С…довник осмотрел посадки.
Слон очень силён. Сл..ны живут стадами.
Пастух гонит стадо в с…ло. Сельские жители встают рано.
Сова- н…чная птица. Всю ночь шумел ливень.
Задание: подумай, какая гласная пропущена, докажи, подобрав проверочное слово, напиши правильно.
В качестве примера хочу показать рабочую карточку, где видно, как ученик решая задачу на подбор безударной гласной, упустил ещё одну орфограмму (оглушение звонких согласных в середине слова), которая тоже требует проверки.
Приставки
Немаловажный блок «состав слова» в содержании коррекционной работы. Так как учащиеся допускают ошибки во всех частях слова ( в приставках, корне, в суффиксах, окончаниях, испытывают трудности в разборе слов по составу, поэтому важно отрабатывать умение образовывать новые слова, с помощью приставок и суффиксов
Задание: подбери нужные приставки к выделенным словам, обозначь приставки.
Выполняется фронтально у доски с последующей записью в тетрадь
Задача этого упражнения заключается в развитии морфемного анализа и синтеза, образование новых слов через подбор нужной приставки по смыслу, развитие словарного запаса, тренировать умение определять значимые части слова
Уточнить понятия «состав слова», «части слова»
Уточнять представления о составе слова
Закреплять знания о приставках
Говоря об орфографии, от того какая это часть слова может зависеть написание буквы, но и правило - слитное написание приставки.
Например:
подлетели (под-приставка, в которой можно написать гласные, а или о, т. к. приставки пад не бывает, мы пишем о)
Суффиксы.
Задание: используя суффиксы, образовать от данных существительных слова со значением очень маленький и очень большой. Выдели суффикс.
Индивидуальная карточка
Цель: закреплять знания о суффиксах, через образование новых слов с помощью суффиксов, расширение словарного запаса, развитие практических навыков словообразования
Образец: человек- человечек- человечище
Нос- |
Рука- |
Сапог- |
Усы- |
Нога- |
Глаза- |
Хвост- |
Клюв- |
Задание: образуй новое слово с помощью суффикса по действию человека и по признаку
Цель: совершенствование навыков словообразования, через образование новых слов от однокоренных слов с помощью суффиксов, расширение словарного запаса
Связь с орфографией:
От способа образования слова может зависеть написание букв.
Предлоги.
Много ошибок в написании предлогов
Задание: прочитай предложение, подумай, правильно ли употреблены предлоги со словами. Спиши, исправь ошибки.
Задание рассчитано на устное так и на письменное выполнение.
Цель: вначале устно отрабатываем понимание его пространственного значения, параллельно с работой над правильным употреблением предлогов используем задания, которые подводят учащихся к практическому усвоению правильного написания предлогов со словами.
Правда или шутка?
Дед в печи, дрова на печи.
На столе сапожки, под столом лепешки.
Овечки в речке, караси у речки.
Под столом портрет, над столом табурет.
Приставка и предлог
Обязательно включаем работу над различением предлогов и приставок
Задание: вставьте подходящий по смыслу предлог
Задание: спиши, раскрой скобки.
Цель: данные упражнения направлены на умение не только различать предлог от приставки, но и упражняем в практическом усвоении правильного написания предлогов и приставок со словами.
Задание рассчитано на выполнение по индивидуальным карточкам.
Забежал … угол
Вбежал … школу
Наступил … палку
Побежал … дороге
Написал … листке
Вывод: такие методические приёмы способствуют преодолению нарушений чтения и письма в рамках освоения практической грамматики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/26/picture-71146.jpg)
Презентация по теме Развитие орфографической зоркости учащихся первой ступени на уроках русского языка как важнейший фактор формирования навыков грамотного письма
Цель педагогической идеи:lЗаключается в совершенствовании способов практической деятельности младших школьников на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира для формирования навыко...
Обобщение опыта работы "Формирование навыка грамотного письма, выработка орфографической зоркости"
Презентация и описание опыта работы в начальных классах по формированию навыков грамотного письма и выработке орфографической зоркости учащихся...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/22/picture-408610-1393072352.jpg)
Работа над формирование навыков грамотного письма.
Тема эта волнует всех учителей начальных классов, так как мы призваны обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма.Чтобы добиться результатлв в этом вопросе, необходимо постоянно работать...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/29/picture-452729-1401376818.jpg)
Выпускная квалификационная (дипломная) работа на тему: «Психолого-педагогические условия формирования орфографической грамотности младших школьников на уроке русского языка».
Работа состоит из двух частей теоритической ( анализ литературы) и практической(эксперементальная работа)...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/15/picture-594099-1424007064.jpg)
Формирование навыка грамотного письма, выработка орфографической зоркости
Формирование навыков грамотного письма, выработка орфографической зоркости...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/10/picture-161421-1355125099.jpg)
Выступление из опыта работы по теме самообразования «Организация работы по формированию навыка грамотного письма»
Грамотность - знание законов и правил родного языка в сочетании с твёрдыми навыками пользования ими в устной и письменной речи. Начальная школа призвана об...
«Работа над формированием навыков грамотного письма у детей в начальной школе».
В данном докладе приведены примеры основных упражнений, приемов, которые можно использовать на уроках русского языка с целью повышения грамотности учащихся начальной школы. Некоторые приемы разработан...