Выступление по теме "Приёмы работы по формированию орфографически грамотного письма"
методическая разработка по логопедии

Писарева Надежда Амирбековна

Наличие стойких специфических ошибок является серьёзным препятствием в овладении учащимися грамотой на начальных этапах и в усвоении грамматики родного языка на более поздних этапах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приёмы работ по формированию орфографически грамотного письма

Содержание термина «дисграфия» в современной литературе определяется по-разному. Самые известные определения:

Р.И Лалаева определяет дисграфию как частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.
И. Н. Садовникова (1995) определяет дисграфию как частичное расстройство письма (у младших школьников — трудности овладения письменной речью), основным симптомом которого является
наличие стойких специфических ошибок. ( не связанные с применением орфографических правил) Это является серьёзным препятствием в овладении учащимися грамотой на начальных этапах и в усвоении грамматики родного языка на более поздних этапах.

Если в двух словах то, в основе этих ошибок лежат несформированность фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.

  1. Виды дисграфии

Артикуляторно-акустическая дисграфия (отражение на письме неправильного звукопроизношения, ребёнок пишет слова так. Как он их произносит)

Акустическая дисграфия (на основе нарушений фонемного распознавания. Нарушение слуховой дифференциации)

Дисграфия, связанная с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза (деление предложений на слова, слогового и звукового анализа и синтеза)

Аграмматическая дисграфия (вследствие недоразвития лексико-грамматического строя речи- морфологических синтаксических обощений)

Оптическая дисграфия (связанная с недоразвитием зрительного гнозиса, пространственных представлений)

Смешанная дисграфия

Выявление и учёт специфических ошибок 

Так как основными симптомами дисграфии являются специфические (т.е. не связанные с применением орфографических правил) ошибки, которые носят стойкий характер. Главная задача логопеда -  уметь находить и дифференцировать специфические ошибки у детей, имеющих нарушения письменной речи. Это позволит в дальнейшей работе более продуманно и эффективно строить коррекционное обучение.

И так определяем задачи 

  • Уточнить симптоматику дисграфии в каждом отдельном случае и представить целостную картину состояния письма у конкретного ученика, выявление нарушений письма (характер ошибок и степень выраженности)
  • Планировать коррекционную работу с учётом выявленных нарушений письменной и устной речи
  • Контролировать эффективность коррекционного обучения на различных этапах

В связи с этим, возникает необходимость разработки целой системы выявления и учета специфических ошибок на письме.

Дисграфические 

Грамматические 

Ошибки звукового состава 

Лексико-грамматические 

Графические

-замены гласных

-замены согласных

-пропуски согласных

-пропуски слогов и частей слова

-перестановки

-вставки

-раздельное написание частей слова

-замена слов по звуковому сходству

-замена слов по семантическому сходству

-пропуски слов

-слитное написание слов

-нарушение согласования

-нарушение управления

-неправильное обозначение границ предложения

-замена букв по количеству элементов

-замена букв по пространственному расположению

-зеркальное письмо букв

-ошибки на правила правописания в соответствии с программными требованиями обучаемого класса

Образцы письменных работ 2 класс

Нарушение звукопроизношения и несформированность фонематического слуха приводит к тому, что ученики не различают фонем русского языка, поэтому смешивают гласные первого и второго ряда юла-ола, звонкие и глухие согласные дочка-точка, свистящие и шипящие каша-каса, твёрдое и мягкое звучание тоже нередко не различают патка-пятка и т.д., это и отражается на письме.

Коррекционная работа в планировании для данного этапа обучения включает в себя большой объём работы по формированию звуко-слоговой структуры, фонематического слуха и восприятия.

В содержание программы включены разделы:

  • образование звуков речи, буквы и звуки, гласные и согласные,
  • дифференциация оптически и кинетически сходных букв,
  • дифференциация акустически сходных согласных,

Образцы письменных работ 4  класс

Типы, характер ошибок в 4 классе говорит об устойчивости этих ошибок, добавляются грамматические. Поэтому параллельно с дифференциацией гласных и согласных рассматриваются грамматические темы (оглушение звонких согласных)

При планировании целью коррекционной работы является коррекция специфических ошибок чтения и письма, подготовка к осознанному овладению грамматическим и орфографическим материалом в старших классах.

В содержание программы включены разделы:

Образцы письменных работ 6 класс

Видим у учащихся много ошибок на грамматические правила, это во многом связано с нарушением слухового восприятия (фонематического слуха), например на безударные гласные. Ученик не слышит ударный гласный, поэтому затрудняется в определении безударного гласного, а следовательно, и с правильном подборе проверочного слова.

Неумение пользоваться грамматическими связями слов в предложении: управлением и согласованием - приводит к аграмматизму. На письме это выражается в виде неправильного согласования и управления различных частей речи. Также много ошибок встречается в написании предлогов.

Наличие таких стойких специфических ошибок является серьёзным препятствием в усвоении грамматики родного языка на данном этапе. Результат на лицо.

Цель коррекционной работы в 6 классе – преодоление сохраняющихся нарушений чтения и письма в рамках изучения элементарного курса практической грамматики.

Поэтому наряду с работой по коррекции имеющихся у детей дефектов письменной речи  логопед создаёт базу для понимания и правильного применения грамматических правил.

Например, работая над слоговой структурой слова, логопед даёт понятие о слогообразующей роли гласных таким образом,  развивая у детей умение слышать ударный гласный, мы не можем игнорировать тему «Безударные гласные», а для того, чтобы слышали безударный гласный в корне слова, надо вспомнить ударение, состав слова, родственные слова. 

В содержание программы включены разделы:

-состав слова

-ударение в слова

-безударные гласные

-предлоги и приставки

  • Особенности усвоения правил правописания:
  • Искажения звукового состава слова
  • Механическое заучивание правила
  • Фрагментарное усвоение правила
  • Замена сложного правила простым на основе случайных признаков
  • Смешение грамматических понятий и орфографических правил
  • Быстрая забываемость орфографического  материала
  • Неумение применять полученные знания на практике

Виды и приёмы работ, направленные на преодоление сохраняющихся нарушений чтения и письма в рамках изучения курса практической грамматики 

Ударение.

Затрудняются в выделении ударного гласного, соответственно не будут слышать безударную гласную в корне слова. Как следствие ошибки

Задание: вставь пропущенный слог, обозначь ударение.

Фронтальная работа с разбором у доски одного учащегося. Ученики наблюдают звучание этих слов и убеждаются, что ударный гласный произносится более громко и длительно

Фронтальная форма организации учебной деятельности предполагает совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя, ученики выполняют одинаковую работу, общую для всех, обсуждают, сравнивают, обобщают материал. Используется обычно в начальный период освоения какой-то темы или приёма.

Решаем несколько задач: отрабатываем умение выделять ударную гласную, развиваем навык слогового анализа и синтеза, и практическое усвоение правила переноса.

…-ши-на

…-жа-ма

ра-…-та

вол-…-та

мы-ша-…

ка-ран…

Смыслоразличительная роль ударения

Задание: вставьте в предложения подходящие по смыслу слова, стоящие в скобках. Поставьте в них ударение.

Выполнение работы индивидуально по карточкам.

Индивидуальная форма деятельности имеет неоспоримое достоинство в том, что учащийся работает самостоятельно.

Мы видим возможности каждого ученика в отдельности, осуществлять контроль и оказывать своевременную помощь.

Индивидуальная форма организации работы учащихся предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально подобранное для него в соответствии с его индивидуальными возможностями (темп работы, работоспособность)

Такая организация учебной работы учащихся на уроке даёт возможность каждому ученику углублять и закреплять полученные знания, вырабатывать необходимые умения и навыки, опыт познавательной деятельности.

Цель: тренировать в определении ударного гласного звука в словах и понимание того, как изменяется значение слова, связанное с перемещением ударения.

На клумбе распустился фиолетовый (ирис, ирис). (Ирис, ирис) - любимые конфеты детей.

Фокусник сделал один (хлопок, хлопок), и появился голубь. В Средней Азии выращивают (хлопок, хлопок).

Плохая (дорога, дорога) утомила путников. Нам (дорога, дорога) каждая минута.

Родственные слова. 

Включаем упражнения на нализ и сравнение групп слов, являющихся и не являющихся родственными

Задание: к слову из первой колонки подбери родственные слова из второй колонки, выдели корень.

Цель: упражнять в подборе родственных слов (понимание смысла слов), умение выделять корень (общую часть), сравнивать по смыслу, развивать умение образовывать родственные слова, расширение словарного запаса.

Однокоренные слова.

Задание: поставьте ударение, вставьте пропущенную букву. Спишите.

Фронтальная работа с последующим выполнением письменно.

В результате упражнений на сравнение гласных в разных позициях, под ударением и в безударной позиции, учащихся нужно подвести к выводу, что гласная под ударением пишется так, как слышится, а в безударном положении ее произношение расходится с написанием. Именно при написании безударной гласной можно допустить ошибку.

Родина- р…дной

Страны- стр…на

Воды- в…да

Реки- р…ка

Росы- р…са

Белый- б…лый

Тяжесть- т…жёлый

Задание: выписать парами однокоренные слова, отметив ударную гласную в корне. Подумай, почему одно слово является проверочным для второго.

Индивидуальная работа позволяет выработать необходимые умения, на этапе закрепления полученных знаний.

Задача: показать разницу в звучании одного и того же гласного звука в ударной и безударной позиции,  находить безударные гласные. Тренировать в подборе проверочных слов, выделять корень, обозначать ударение.

Образец: час-часы

Целый час я решал задачу. Наши ч…сы идут верно.

Ветер надул парус. Корабль поднял п…руса.

С…довник осмотрел посадки.

Слон очень силён. Сл..ны живут стадами.

Пастух гонит стадо в с…ло. Сельские жители встают рано.

Сова- н…чная птица. Всю ночь шумел ливень.

Задание: подумай, какая гласная пропущена, докажи, подобрав проверочное слово, напиши правильно.

В качестве примера хочу показать рабочую карточку, где видно, как ученик решая задачу на подбор безударной гласной, упустил ещё одну орфограмму (оглушение звонких согласных в середине слова), которая тоже требует проверки.

Приставки

Немаловажный блок «состав слова» в содержании коррекционной работы. Так как учащиеся допускают ошибки во всех частях слова ( в приставках, корне, в суффиксах, окончаниях, испытывают трудности в разборе слов по составу, поэтому важно отрабатывать умение образовывать новые слова, с помощью приставок и суффиксов

Задание: подбери нужные приставки к выделенным словам, обозначь приставки.

Выполняется фронтально у доски с последующей записью в тетрадь

Задача этого упражнения заключается в развитии морфемного анализа и синтеза, образование новых слов  через подбор нужной приставки по смыслу, развитие словарного запаса, тренировать умение определять значимые части слова

Уточнить понятия «состав слова», «части слова»

Уточнять представления о  составе слова

Закреплять знания о приставках

Говоря об орфографии, от того какая это часть слова может зависеть написание буквы, но и правило - слитное написание приставки.
Например: 
подлетели (под-приставка, в которой можно написать гласные, а или о, т. к. приставки пад не бывает, мы пишем о)

Суффиксы.

Задание: используя суффиксы, образовать от данных существительных слова со значением очень маленький и очень большой. Выдели суффикс.

Индивидуальная карточка

Цель: закреплять знания о суффиксах, через образование новых слов с помощью суффиксов, расширение словарного запаса, развитие практических навыков словообразования

Образец: человек- человечек- человечище

Нос-

Рука-

Сапог-

Усы-

Нога-

Глаза-

Хвост-

Клюв-

Задание: образуй новое слово с помощью суффикса по действию человека и по признаку

Цель: совершенствование навыков  словообразования, через образование новых слов от однокоренных слов с помощью суффиксов, расширение словарного запаса
Связь с орфографией: 
От способа образования слова может зависеть написание букв. 

Предлоги.

Много ошибок в написании предлогов

Задание: прочитай предложение, подумай, правильно ли употреблены предлоги со словами. Спиши, исправь ошибки.

Задание рассчитано на устное так и на письменное выполнение.

Цель: вначале устно отрабатываем понимание его пространственного значения, параллельно с работой над правильным употреблением предлогов используем задания, которые подводят учащихся к практическому усвоению правильного написания предлогов со словами.

Правда или шутка?

Дед в печи, дрова на печи.

На столе сапожки, под столом лепешки.

Овечки в речке, караси у речки.

Под столом портрет, над столом табурет.

Приставка и предлог

Обязательно включаем работу над различением предлогов и приставок

Задание: вставьте подходящий по смыслу предлог

Задание: спиши, раскрой скобки.

 Цель: данные упражнения направлены на умение не только различать предлог от приставки, но и упражняем в практическом усвоении правильного написания предлогов и приставок со словами.

Задание рассчитано на выполнение по индивидуальным карточкам.

Забежал     …      угол    

Вбежал     …     школу      

Наступил     …     палку    

Побежал     …    дороге    

Написал     …     листке      

Вывод: такие методические приёмы способствуют преодолению нарушений чтения и письма в рамках освоения практической грамматики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме Развитие орфографической зоркости учащихся первой ступени на уроках русского языка как важнейший фактор формирования навыков грамотного письма

Цель педагогической идеи:lЗаключается в совершенствовании способов практической деятельности младших школьников на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира для формирования навыко...

Обобщение опыта работы "Формирование навыка грамотного письма, выработка орфографической зоркости"

Презентация и описание опыта работы в начальных классах по формированию навыков грамотного письма и выработке орфографической зоркости учащихся...

Работа над формирование навыков грамотного письма.

Тема эта волнует всех учителей начальных классов, так как мы призваны обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма.Чтобы добиться результатлв в этом вопросе, необходимо постоянно работать...

Формирование навыка грамотного письма, выработка орфографической зоркости

Формирование навыков грамотного письма, выработка орфографической зоркости...

Выступление из опыта работы по теме самообразования «Организация работы по формированию навыка грамотного письма»

     Грамотность - знание законов и правил родного языка в сочетании с  твёрдыми навыками пользования ими в устной и письменной речи.   Начальная школа призвана об...

«Работа над формированием навыков грамотного письма у детей в начальной школе».

В данном докладе приведены примеры основных упражнений, приемов, которые можно использовать на уроках русского языка с целью повышения грамотности учащихся начальной школы. Некоторые приемы разработан...