Занятие "Звуки"
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки. Речевые и неречевые звуки. Гласные, согласные звуки»
Ц ель: формирование понятий «звук», «согласный звук», «гласный звук».
Задачи:
• Сформировать понятие «звук».
• Осознание детьми фонемной структуры слова на слух.
• Научить детей узнавать музыкальные инструменты по звуку.
• Развивать пространственные представления.
• Развивать логическое мышление.
Оборудование.
Демонстрационный материал: музыкальные инструменты, предметные картинки.
Раздаточный материал: карандаши, карточки, звуковые линейки.
Словарь: звук, согласный звук, гласный звук.
Этапы работы.
1. Организационный момент.
Д/упражнение «Узнай музыкальный инструмент»
Дети по звуку должны узнать, какой музыкальный инструмент издаёт этот звук.
2. Сообщение темы.
- Мир полон звуков – живых и неживых, громких и тихих, приятных и рез ких… Вслушиваясь в звучание окружающего мира, мы догадываемся о событиях, происходящих вокруг.
А) Д/игра «Угадай»
Б) Д/игра «Кто самый внимательный»
3. Знакомство с гласными звуками.
- Прислушайтесь к речи людей. Она состоит из множества слов, а слова – из разнообразных звуков. Это звуки речи. Одни речевые звуки можно произносить протяжно, даже петь.
- Попробуйте пропеть: ааа, ууу, ооо, эээ.
А – о – у – ы – э – и – гласные звуки. Их мы будем обозначать на звуковой схеме слова красным цветом.
А) Д/игра «Куда спрятался звук»
Б) Д/упражнение «Назови звуки по порядку»
Взрослый произносит цепочки звуков, дети их воспроизводят и называют количество звуков.
АИО ОЫАЭИ
УЭАИ ИЫАЭОУ
- Какие звуки вы услышали и произнесли?
- Как вы определили, что это гласные звуки?
- Какие гласные звуки вы знаете?
4. Физкультминутка.
Это я.
Это глазки. Вот. Вот. (Имитационные движения под текст стихотворения.)
Это ушки. Вот. Вот.
Это нос. Это рот.
Там спинка. Тут живот.
Это ручки. Хлоп. Хлоп.
Это ножки. Топ, топ.
Ой, устали. Вытрем лоб.
5. Знакомство с согласными звуками.
- Среди звуков речи есть и другие, которые не поются, а произносятся кратко, в это время активно работают наши органы речи: губы, язык. Это согласные звуки.
А) Д/игра «Чуткое ухо»
Взрослый произносит гласные и согласные звуки дети поднимают красную карточку, если услышат гласный звук.
И – К – Т – У – Х – О – А – Г – Ы – Э – О – И – Г – Э – Ы – Х – А – И – У – Э – Г – У – К – А – Х – И – Ы – О
Б) Д/игра «Дежурный звонок».
Взрослый произносит звуки, дети хлопают, если услышат звук Д.
А, Б, В, Г, Д, К, Ж, Х, К, Г, З, Д, Ш, К, М, Х, Д, Г, К. л, Ф, Х, Ц, Д, Г, К.
6. Работа с карточками.
7. Итог занятия.
- Что такое «звук»?
- Какие звуки мы научились различать?