Речевая готовность к школе
презентация к уроку по логопедии
Презентация на тему: "Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_gotovnost_k_shkole_prezentatsiya.pptx | 1.1 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Готовность к школьному обучению предполагает, прежде всего, мотивацию к обучению, т.е. у ребенка должно быть желание идти в школу. Он должен уметь общаться со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение.
В основе обучения лежит познавательный процесс. Известно, что вершиной познавательного процесса является мышление и речь. Поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется и уровнем речевого развития ребенка. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.
Для успешного овладения чтением и письмом у детей до начала обучения в школе должны быть сформированы следующие компоненты речи :
1.Дети должны уметь слушать и слышать других При несформированности данных умений, у ребят могут возникнуть трудности в усвоении материала, предъявляемого учителем устно.
2.Звуковая сторона речи - Ребенок должен правильно произносить все звуки речи. Правильное произношение звуков речи и четкое различение звуков речи на слух, является необходимым условием для освоения письма. - Четко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (например: мотоциклист, регулировщик, термометр). - Говорить громко или тихо, или даже шепотом, в зависимости от ситуации. - Изменять темп речи с учетом содержания высказывания шуба – « суба », жук – « зук », звезда – « зведа », рыба – « лыба »
3 . Функции языкового анализа. Дети должны уметь: - делить предложения на слова; - делить слова на слоги; - уметь выделять все звуки в словах; - устанавливать последовательность звуков в слове .
4. Лексическая сторона речи (словарный запас). Дети должны уметь: - точно подбирать слова; - ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое; - дифференцировать обозначения предметов (например: «автомобиль легковой и грузовой, а не просто автомобиль», «обувь зимняя и летняя»); - употреблять сложные слова (например: длинноногий); - пользоваться эпитетами (например: чистое поле); - подбирать метафоры (например: туча комаров); - использовать слова и фразы с переносным значением (например: сломя голову); - подбирать синонимы (например: храбрый – смелый – отважный ).
5. Грамматическая сторона речи. У детей должны быть сформированы навыки словоизменения и словообразования:
- изменять существительные по падежам и числам (например: санки, на санках); - употреблять различные предлоги; - согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (например: голубое полотенце); - согласовывать существительные с числительными (например: один карандаш, два карандаша, пять карандашей); - правильно употреблять глаголы (например: бегу, бежишь, бежит, бежим, бегите, бежал, побежит и т.п.). а ) Навыки словоизменения: у Бори – «у Боре», много деревьев – «много деревов », на санках – «на санков »); над столом – «на столом», пошли в лес – «пошли лес» белый дом – «бела дом», «пять вишен – «пять вишнев», голубое полотенце – «голубая полотенце»).
б) Навыки словообразования: образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (например: глаза – глазки – глазищи); -образовывать глаголы с помощью приставок (например: шел – вышел – перешел – обошел); образовывать название детенышей животных; образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (например: малина – малиновое, лиса – лисья).
6. Связная речь. - свободно общаться с взрослыми и сверстниками; - поддерживать разговор на темы, доступные возрасту; - рассказывать о пережитых событиях; - пересказывать содержание сказки, рассказа; - описывать окружающие предметы; - раскрывать содержание картины, некоторых явлениях окружающей действительности.
Таким образом, хорошо развитая речь первоклассника служит средством успешного обучения не только по письму и чтению, но по другим предметам в школе.
Рекомендации логопеда:
Воспитание правильного звукопроизношения и дикции Для работы над правильным произнесение звуков родного языка необходимо выполнять упражнения артикуляционной гимнастики. Упражнения артикуляционной гимнастики должны выполняться: перед зеркалом вместе со взрослым (чтобы у ребёнка был перед глазами образец правильной артикуляции); ежедневно несколько раз в день (2-3 раза в день) стабильно, с усердием и вниманием.
Развитие устной речи профилактика возможных нарушений письменной речи Ежедневное чтение вслух взрослым классических сказок и других детских произведений. Живое общение в режимных моментах: на прогулке, за столом, в играх и т.д. Отвечайте на вопросы ребёнка и просите его что-то Вам рассказать, обсуждайте все события и явления. Взрослый должен ненавязчиво поправлять ошибки, допускаемые в речи ребёнком.
Уважаемые родители! Если ваш ребенок имеет трудности в речевом развитии и нуждается в специальной помощи, не стоит надеяться на то, что «он вырастет, и сам научится говорить». Необходимо обратиться к неврологу и логопеду.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевая готовность к школе
Презентация о речевой готовности будующих первокласников....
Речевая готовность к школе
Речевая готовность к школе. Цель : Привлечь внимание к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтению.Задачи: • Поз...
"Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму"
Выступление на родительском собрании в 1 классе....
Презентация. Речевая готовность к школе - залог успешного развития.
Что такое речевая готовность к обучению в школе... Из чего она состоит. В презентации рассматриваются компоненты речевого развития, формы коррекционной работы на логопункте школы, подчеркивается...
Дистанционное обучение. Презентация " Речевая готовность к школе".
Данная презентация содержит материалы, которые будут интересны учителям начальных классов, а так же родителям будущих первоклассников. В ней содержится описание причин проявления дисграфии у детей....
Речевая готовность к школе.
Раскрываются основные требования речевой готовности к будущим первоклассникам при поступолении в школу....
Консультация для родителей будущих первоклассников «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму».
Цель выступления: привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтению. Каждый родитель с н...