Упражнения, игры по устранению дислексии
учебно-методическое пособие по логопедии (1, 2 класс)
На уроке в случайном порядке учитель называет слоги таблицей и предлагает детям отыскать соответствующий слог и прочитать их. При выполнении этого задания учащимся ненужно раскладывать слоги на буквы, так как, произнесенные взрослым слоги дети запоминают целиком. Используя данные таблицы можно предложить детям следующие задания: 1. Прочитать слоги которые начинаются с гласной буквы, с согласной буквы; 2. Найти и прочитать слоги в которых есть мягкие согласные; 3. Прочитать слог, в котором есть заданная буква, например, буква А или Ш; 4. Прочитать 1, 7, 5 строчку или столбик; 5. Найти, прочитать заданный слог и придумать с ним слово и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 745.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнение №1. Работа со слоговыми таблицами
На уроке в случайном порядке учитель называет слоги таблицей и предлагает детям отыскать соответствующий слог и прочитать их. При выполнении этого задания учащимся ненужно раскладывать слоги на буквы, так как, произнесенные взрослым слоги дети запоминают целиком. Используя данные таблицы можно предложить детям следующие задания: 1. Прочитать слоги которые начинаются с гласной буквы, с согласной буквы; 2. Найти и прочитать слоги в которых есть мягкие согласные; 3. Прочитать слог, в котором есть заданная буква, например, буква А или Ш; 4. Прочитать 1, 7, 5 строчку или столбик; 5. Найти, прочитать заданный слог и придумать с ним слово и т.д.
Так же можно осуществлять чтение в разных направлениях: в горизонтальном, в вертикальном и по спирали.
Проводя подобную работу, я использую игру «ЛОТО», в которой ребята накрывают фишками слоги, произнесенные учителем или выбранные учеником. Слоги нужно произносить с определенным интервалом: 2-3 секунды. После окончания игры проверяют результаты, кто из детей нашел все слоги.
Ссг- гсс | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Бра | ичр | Арс | для | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сту | Пре | Чту | Евн | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кча | Шки | Явн | Вре | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
гти | Язг | трю | Овт |
Слоговые таблицы можно использовать и по другому. Детям предлагаются таблицы и состоящие из слогов, входящих в таблицу: учитель называет слово, а учащиеся отыскивают в таблицах слоги из которых состоит это слово. Можно предложить детям маркировку слова определенным цветом, например: в слоге слова «коза» закрасить красным цветом, а «лужа»- зеленым и т.д.
Подобные упражнения дают хороший результат при регулярном систематическом применении, по этому тренировочные упражнения следует выполнять не только в школе, но и дома под контролем родителей.
Ежедневно школьники непроизвольно запоминают слоги, входящие в них, поэтому материал и задания должны систематически меняться.
БУК | КА | ДВО | СЛО | МА | БА |
КИ | МО | ЛАН | ГИ | НОЧ | ЦА |
СЫ | ЗИН | СО | ВИЛ | КУ | КРЫ |
РИ | СА | ДЫ | ВЫ | КРУ | БРЮ |
ГИ | НЫ | РЫ | ЗИ | СА | КА |
ЗЫ | КИ | ПО | ГА | РО | ШИ |
БУКВЫ СЛОНЫ
КУРИЦА МАГАЗИН
ЗИМА МОРОЗЫ
СОБАКА САПОГИ
ВИЛКА КРЫСЫ
САНОЧКИ КРУГИ
ДВОРЫ БРЮКИ
ЛАНДЫШИ
Упражнение №2. Чтение слов разной слоговой структуры или игра «ЛЕСЕНКА».
АМ
САМ
СВОЙ
ВЫБОР
ВОСЕМЬ
ДЕВУШКА
КАЧЕСТВО
СТРОИТЕЛЬ
ОГРАБЛЕНИЕ
КРАЕВЕДЕНИЕ
1. прочти спускаясь сверху вниз, входящие в неё слова.
2.если встретил непонятное слово, остановись, узнай значение этого слова
3.если встретил слово, которое тебе трудно прочитать целиком, остановись и подели его на слоги.
4. найди «ХИТРЫЕ» буквы и подчеркни их.
5. теперь прочитай «ЛЕСЕНКУ» снизу вверх.
6. прочитай слова соответствующие определенной слоговой структуре. Например: согласный + согласный + согласный + гласный.
7.прочтаить слова с ударением на первом слоге, втором, третьем.
Упражнение №3. Подбери к слову схему.
ПИОН ∩ V ∩ V
РОЗА V ∩ V ∩ ∩
АСТРА ∩ - V
ГВОЗДИКА ∩ ∩
НАРЦИСС - V V ∩
Подобные упражнения развивают звуко- слоговой анализ слов, внимания. Когда у детей автоматизировано чтение слогов разной структуры следует и усложнить речевой материал.
Упражнение №4. Чтение однокоренных слов.
Дает возможность детям не только совершенствовать навык чтения, но и восполнять пробелы в развитии лексического запаса слов. Для разнообразия это задание можно выполнять с раздаточным материалом., состоящим из набора слов с похожим звучанием. Детям предлагают карточки со словами, их необходимо разложить на два столбика по смыслу.
ГОРА ГОРЕ
ГОРКА ГОРЬКО
ГОРНЫЙ ГОРЮШКО
ГОРУШКА ГОРЕВАТЬ
ГОРИСТЫЙ ГОРЕМЫЧНЫЙ
ПРИГОРОК ПРИГОРЮНИЛСЯ
Упражнение №5
Помоги ёжику и белочке собрать грибы и ягоды.
Обведи предметы, на которых написаны слоги типа ССГ синим цветом, а слоги типа ГСС – красным.
Собери морские звезды
Составь слова из слогов и обведи их разными цветами. Речевой материал: кит, дельфины, акула, медуза, осьминог, черепаха.
ЗА
А
ПА
МЕ
ФИ
РЕ
Цель этих игр: закрепление умения различать слоги по составу.
Упражнение №5. Для закрепления слогового анализа и анализа слов.
«Доберись до острова сокровищ»
.
Составь слова и закрась их соответствующими цветами. Речевой материал: материк, острова, океан, экватор, рифы, скалы, пещера, пираты, джунгли.
Составь слова и соедини их с картинками.
Для разнообразия и повышении мотивации к урокам русского языка и литературного чтения и создания благоприятной атмосферы можно использовать и другие игры.
Цель. Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза, определения слов, обозначающих предметов и действия; развитие зрительного внимания и зрительно- моторной координации, устойчивости и концентрации внимания.
Составь и прочитай слова. Назови сначала предметы, потом слова-признаки, затем слова- действия.
ПИ ЧКА
СВИ ЩУ ПАТЬ
ПРОТА ПАЛЬЦА
ШУ ДИЩЕ
ШЕП ЧУ ДЕСНЫЙ
ОТВЕ ТКИЙ
Соедини слоги и прочитай сначала названия фруктов, а потом овощей.
ДЫ | ОГУ | НЯ | РЕЦ | БА | ША | |||||
НАН | ГРУ | ВА | МОН | СЛИ | ЛИ | |||||
НЯ | ВА | ТЫК | ВИШ | ПА | РЕ |
Составь с двумя образованными словами словосочетания, используя подходящее по смыслу слово- признак или слово- действие из первого задания.
Прочитай слово, соединив слоги по порядку.
1 ПА
2 ТА
3 ЛО
Что записано в рамочках? Прочитай слоги. Выбери в каждой рамочке нужные слоги для составления слова. Запиши составленные слова в тетрадь. Выдели в каждом слове ударный слог.
БАК, ЛА, РЫ | КА,ЛО, РО, СО | |
РЮ, ЧИ, КЛЮ | ЛО,КО,РО, МО |
Прочитай слоги и составь из них слова, соединив слоги стрелочкой.
ФАН | ПОТ |
ФЛА | ЗАК |
КАП | МАН |
РЮК | КАН |
КАР | ТОР |
ГОР | ТУК |
ДОК | ЖОК |
ФАР | ШОК |
БАЛ | КОН |
КОМ | ТИК |
Цель: закрепление понятия гласные и согласные (твердые и мягкие) звуки и буквы, навыков звуко-буквенного анализа и синтеза; развитие самоконтроля.
Внимательно рассмотри картинки и схемы. Подбери картинки к схемам и докажи, что ты правильно выполнил задание.
Прочитай внимательно слова и объясни их значение. Вставь в эти слова согласную букву Л. Как изменилось значение слов?
СОН | ГАЗ | КУБ | КОК | ПОТ | СОВА |
Пройди лабиринт, собрав все буквы. Какие слова у тебя получились? Запиши эти слова в тетрадь, поставь ударение.
Игра «МОРСКОЙ БОЙ»
Цель: учить детей ориентироваться на плоскости, совершенствовать умение воспроизводить слог как целостную единицу чтения, развивать слоговой анализ и синтез слов, формировать активный и пассивный словарь учащихся.
Детям предлагается игровое поле, на которых изображены корабли с написанными на них слогами: учитель называет место на поле, дети отыскивают его и называют написанный на нем слог, при необходимости анализируют его.
Если корабли называть в определенной последовательности, то из слогов можно составить слова. Для этого названные слоги выписывают, а затем синтезируют. Чтобы слова получались легко, необходимо называть сначала слоги одного слова, затем другого.
Речевой материал к игре «МОРСКОЙ БОЙ»
Учитель | Учащиеся |
Е-1, Д-7,А-9 | ТАН, КА, ПИ- КАПИТАН |
Е-8, Ж-4 | СКОЙ, МОР- МОРСКОЙ |
В-8 | ПОРТ |
Б-4, К-7 | РЕГ, БЕ- БЕРЕГ |
К-5, А-7 | ЯК, МА- МАЯК |
З-5, А-1 | ПРО, ЛИВ- ПРОЛИВ |
Ж-7, Г-2, З-3 | РАБ, КО, ЛИ- КОРАБЛИ |
Ж-10, И-3 | РОД, ГО- ГОРОД |
И-8, Д-3 | СИР, БУК- БУКСИР |
Е-5, Б-6, | БУХ, ТА- БУХТА |
Г-10, Б-2 | РОМ, ПА- ПАРОМ |
И-6, Д-9 | ШТУР, ВАЛ- ШТУРВАЛ |
Игра- лото «КОРЕНЬ СЛОВА»
Цель: научить детей читать слова, выделять корень, находить однокоренные слова. Развивать орфографическую зоркость. Обогащать активный и пассивный словарь школьника.
Детям предлагаются карточки, например, со словами:
Зимовать | Бесцветный | Перелетные |
Сторожка | Летние | Заморозки |
Учитель достает из мешочка маленькие карточки, на которых написаны слова, например: мороз, свет, голод, летать, сторожил, зима, цветной и другие. Дети читают слово, выделяют в нем корень и находят однокоренное слово на своих карточках. Если слово найдено, ученик называет его и накрывает фишкой. Выигрывает тот, кто не пропустил не одного слова.
Еще один интересный прием- это нахождение слов среди других букв:
Аналогично выполняется задание «НАЙДИ БУКВОСОЧЕТАНИЯ ИЛИ СЛОВА, КОТОРЫЕ НАПИСАНЫ ДО ЧЕРТЫ» это задание можно выполнять на время.
ЛЕС | СЕЛ | СЛЕ | ЛЕС | ЕСЛ | СЛЕ | ЛЕС | СЛЕ |
ТИР | РИТ | ТРИ | ТИВ | БИТ | ТИР | ТРИ | ТИР |
ЗАЛ | ЗАЛ | АЗЛ | ЗАЛ | ПАЗ | ЗАП | ЗАЛ | АЛЗ |
СУК | СКУ | СУК | КУС | УКС | СУК | БУК | КОУ |
ПРИ | ИРП | РИП | РПИ | ВРИ | ПРИ | ПРИ | ЛРИ |
Упражнение № 6
Разгадай ребусы
Ребус- это изображение в котором спрятано какое-то слово. Правило по которым составляют ребусы и разгадывают: 1. Если к названию картинки представленной на рисунке, добавить написанные буквы, то получится новое слово. 2. Знак запятой в начале или конце картинки обозначает необходимость убрать букву слева или справа от названия изображения. 3. Если ребус составлен только из букв, то необходимо разобраться как они расположены и подобрать подходящий предлог.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по теме "Устранение дислексии и дисграфии младших школьников на уроках русского языка"
В работе перечислены причины и формы дислексии и дисграфии. Определены основные задачи по их устранению. Приведены примерные упражнения для устранения данных нарушений чтения и письма....
Некоторые приёмы в коррекционно-развивающей работе логопеда, направленные на устранение дислексии у младших школьников.
Дано научное определение дислексии с точки зрения педагогической науки и с точки зрения медицины. Подробно описаны формы дислексии : фонематическая, семантическая, аграмматическая, мнестическая, оптич...
Некоторые приёмы в коррекционно-развивающей работе логопеда, направленные на устранение дислексии у младших школьников.
Дано научное определение дислексии с точки зрения педагогической науки и с точки зрения медицины. Подробно описаны формы дислексии : фонематическая, семантическая, аграмматическая, мнестическая, оптич...
Некоторые приёмы в коррекционно-развивающей работе логопеда, направленные на устранение дислексии у младших школьников.
Дано научное определение дислексии с точки зрения педагогической науки и с точки зрения медицины. Подробно описаны формы дислексии : фонематическая, семантическая, аграмматическая, мнестическая, оптич...
консультация "методика Дейвиса по устранению дислексии"
Методика Дейвиса представляет собой комплексную программу помощи страдающим дислексией, помогающая в кратчайшие сроки справиться с трудностями восприятия, дезориентацией и проблемами при чтении и...
Выступление на МО учителей начальных классов по теме:«Методика Д. Дейвиса по устранению дислексии».
Суть методики: помочь ребенку освоить механизм "выключения" дезориентации с помощью установления так называемой "точки ориентации", из которой с помощью богатого воображения можно увидеть окружаю...
Проблема применения действенных техник и упражнений, направленных на устранение дислексии у обучающихся
Презентация результатов работы по теме "Проблема применения действенных техник и упражнений, направленных на устранение дислексии у обучающихся"...