ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ «СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ» VIII ВИДА
статья по логопедии

Интегрированное обучение положительно влияет на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов учащихся.

В системе обучения логопедия изначально интегрированный курс, включающий  в себя: развитие речи, чтение, письмо.
С психолого-педагогической точки зрения интегрированный урок способствует активизации познавательной деятельности школьников, стимулирует их познавательную активность, является условием успешного усвоения материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_lesnoy_shkole.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С

УЧАЩИМИСЯ «СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ШКОЛЫ» VIII ВИДА.

Помялова Л.В.       учитель-логопед,

Гончаренко Н.Н.   учитель-логопед

МКОУ школа-интернат № 68

Г. Новокузнецк

Основной формой организации процесса интеграции предметов в школе является интегрированный урок. С психолого-педагогической точки зрения интегрированный урок способствует активизации познавательной деятельности школьников, стимулирует их познавательную активность, является условием успешного усвоения материала.

В системе обучения логопедия изначально интегрированный курс, включающий  в себя: развитие речи, чтение, письмо.

Предмет логопедии связан со всеми школьными дисциплинами, поскольку без овладения языком невозможна никакая мыслительная деятельность. В цепочке «логопедия – другие предметы» эта связь устанавливается не столько для логопедии, сколько для всех других предметов, т.к. язык в качестве орудия познания является одним из решающих условий усвоения учащимися знаний по любому предмету.

Очень интересным является интегрирование логопедических занятий с ИЗО и трудовым обучением. Здесь чаще используется интегрирование на отдельных фрагментах урока. Используем лепку из пластилина, вырезание из бумаги, изготовление плоских деталей из бумаги приемом обрывания.

Элементы интеграции логопедии с математикой способствуют практическому усвоению:

- величинных понятий (высокий-низкий, длинный - короткий, узкий - широкий), которые, как показывает практика, очень часто довольно слабо дифференцируются детьми и обозначаются зачастую однозначно (большой-маленький);

- временных понятий (быстро-медленно), дети смешивают и такие понятия как сегодня-вчера-завтра, дни недели, месяцы, времена года;

- формированию ориентировки в пространстве (выше-ниже, перед-за, под-над, справа-слева, между, из-за, из-под).

Одним из направлений коррекционной работы с  учащимися являются логопедические занятия и занятия ритмикой. Правильная организация и интеграция этих занятий может способствовать не только развитию речи, моторики, чувства ритма, речевого и слухового внимания, но и личности в целом, формированию эмоционального контакта с взрослыми, сотрудничеству с ними.

Интеграция логопедических занятий с занятиями музыкой дает эффективный результат, например, при изучении некоторых падежных форм ожидаемая рифма заранее готовит к следующему падежному окончанию. Заучивая некоторые отрывки и куплеты песен, которые обычно используются, как организованное начало или физминутка, ученики запоминают  нужные слова, выражения, целые мысли, совершенствуется произношение.

Применение специализированных компьютерных программ: «Мир за твоим окном», «Игры для Тигры», тренажера «Дэльфа 130» предлагает межпредметный подход к обучению детей. В этих программах осуществлена взаимосвязь между чтением, письмом, развитием речи, ознакомлением с окружающим миром и т.д. Система словарей  опирается на программные требования ко всем этим предметам. Кроме общих словарей, существуют тематические: «Одежда», «Времена года», «Профессии», «Животные» «Признаки», «Глаголы» и т.д.

У детей с недостаточной мотивационной сферой появляется заинтересованность, повышается готовность к занятиям и стремление достичь положительного результата в работе.

В процессе такого специального обучения ребенок исподволь, постепенно овладевает навыками пользователя компьютера, что способствует его интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.

Главной особенностью интегрированного урока является то, что такой урок строится на основе какого-то одного предмета, который является главным. Остальные, интегрируемые с ним предметы, помогают шире изучить его связи, процессы, глубже понять сущность изучаемого предмета, понять связи с реальной жизнью и возможность применения полученных знаний на практике.

Предлагаем интегрированное логопедическое занятие в форме игры-соревнования между детьми, занимающимися в разных логопедических группах параллельных классов «Специальной (коррекционной) школы» VIII вида.

Тип занятия: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепление умений. Этот урок дает самые большие возможности интеграции и реализации межпредметных связей.

Логопедическое занятие в виде игры-соревнования  «В лесной школе».

Тема: Дифференциация Ш-Ж

Цели: 1) Развитие фонематического анализа и синтеза слов со звуками ш, ж.

           2) Формирование грамматического строя.

           3) Уточнение и расширение словаря по теме «Животный мир».

  1. Орг. момент.

Логопед

- Хотите побывать в лесной школе? Тогда закройте глаза. Сейчас зазвучит музыка и каждый из вас превратится ученика лесной школы. (На головах у детей появляются шапочки жуков, шмелей).

Дети делятся на две команды: жуки, шмели.

Логопед

- Какой первый звук в слове «жуки»? (Ж)

- А в слове «шмели»? (Ш)

- Составьте своих звуковичков  и расскажите о них.

(Дети подбирают шапочки для звуковичков в виде наушников - для глухих согласных, колокольчиков – для звонких согласных. Башмачки по твердости-мягкости звуков. Дают характеристику данных звуков: Ш – согласный, глухой, всегда твёрдый, Ж – согласный, звонкий, всегда твёрдый.)

Звучит звонок на урок.

В лесной школе два класса: Ш и Ж.

Дети садятся за парты.

  1. Сообщение темы занятия.

Урок рисования

Логопед

1.        - Тему занятия узнаем, если правильно составим радугу.

(Дети составляют радугу с помощью фразы : «Каждый охотник желает знать где сидит фазан» и читают тему занятия:«Различай Ш и Ж» )

2.        - Раскрась цветок карандашами цветов, в названии которых есть звук [Ж].

  1. Развитие фонематического восприятия.

Урок естествознания

Предлагаются мягкие игрушки или картинки животных .

Логопед

1.        - Кто пришел учиться в школу? Кто его родители? Кто будет учиться в вашем классе, почему?

(Дети отвечают на вопросы и разбирают игрушки по своим классам)

2.        - Ученики школы просят вас отгадать, как их зовут:

В моем названии есть слог ЖУ, кто я? (журавль)

В нашем названии есть слог ЖИ (ужи)

Первый звук – Ж, последний – Ф (жираф)

В слове 5 звуков, звук Ш стоит на третьем месте (кошка)

  1. Дифференциация звуков и букв в словах, предложениях.

Урок чтения

1.Составление букв Ш, Ж по образцу из наборов элементов букв.

- Составь буквы по образцу.

2. Работа по карточкам

- Вставь пропущенные буквы Ш, Ж в слово, подчеркни на каждой строчке лишнее слово.

__УК                        __АБА                        

__ИПОВНИК                ДРУ__БА

КУВ__ИН                __АПКА                

МА__ИНА                ПРЫ__ОК

                                        

__КОЛА                        БАКЛА__АН                

ЛЕПЁ__КА                __ИВОТ

КУКУ__КА                ХУДО__ НИК

ПИД__АК                КАРАНДА__                

                                 

                                        

        3. Игра «Ситуации»

- Подбери рифму.

Раздаются картинки и рифмованный текст к ним (например: «Мишка на пенёк присел – пирожки с малиной съел»; «Белочка искала шишку – а нашла ежа и мышку»). Дети подбирают и выразительно читают.

  1. Физминутка.

Урок физической культуры

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили

Вот так и вот так,

Еще эдак, еще так

Медвежата мед искали

Дружно дерево качали

Вот так и вот так

Дружно дерево качали

Вперевалочку ходили

И из речки воду пили

Вот так и вот так

Они из речки воду пили

А потом они плясали

Дружно лапы поднимали.

Вот так и вот так

Дружно лапы поднимали

  1. Согласование числительных с существительными.

Урок математики

1.Работа по карточкам.

Логопед

  - Закончи предложение нужным словом. Покажи правильный вариант линией.

У ежихи                       5                        лягушат

У ужа                                              верблюжонок

У медведя          2                        моржат

У лошади                   1                        ежат

У верблюда                1                        черепашонка

У моржей                    7                        кукушонок

У лягушки          6                        медвежонка

У кошки                      3                        жеребёнок                

У мышки                   5                        ужонка

У кукушки          1                        котёнка

У черепашки             3                        мышат

2.Выставляются картинки с разным количеством животных.

- Сколько мышат, медвежат?

  1. Запись пропущенных предлогов в предложениях.

Урок русского языка

Работа по карточкам.

Прочитай предложения, вставь пропущенные предлоги.

КТО-ТО ШИПИТ ___ КАМЫШАХ.                        В

МЫШКА БЕЖИТ ___ КОШКИ.                        ОТ

ЕЖИХА ПОБЕЖАЛА ___ ЕЖАТАМ.                К

__ ЖИРАФА ЖЕЛТЫЕ ПЯТНА.                        У

  1. Произношение звуков Ш, Ж в предложениях, скороговорках.

Урок развития речи

1.Работа по карточкам.

- Измени предложения по образцу:

Карточка 1.

Я вижу маленького  лягушонка.                 

Ты…

Он…

Она…

Мы…

Вы…

Они…

Карточка 2.

      Я слышу жужжание жука.

Ты…

Он…

Она…

Мы…

Вы…

Они…

2. Повтори скороговорку.

а) Слишком много ножек у сороконожек.

б) Змея шипит, а жук жужжит.

  1. Итог занятия.

За каждое правильное выполнение задания команда Жуков получала  - желуди, команда Шмелей – шишки. В конце занятия проводится подсчет и определяется команда победитель, оценивается результат работы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад с использованием ИКТ "Логопедическое сопровождение в специальной (коррекционной) школе VIII вида"

Большинство детей, поступающих в  специальную (коррекционную) школу   VIII вида, имеют речевые нарушения, а нарушения речи оказывают отрицательное влияние на развитие познавательно...

Коррекционно- развивающая работа вна уроках чтения и письма в специальных (коррекционных) школах VIII вида

содержит теоретический материал, упражнения, используемые на уроках в начальных классах по коррекции внимания, памяти, восприятия. Приводятся конспекты урока чтения и письма....

Коррекционно- развивающая работа на уроках чтения и письма в специальных (коррекционных) школах VIII вида

содержит теоретический материал, упражнения, используемые на уроках в начальных классах по коррекции внимания, памяти, восприятия. Приводятся конспекты урока чтения и письма....

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА

В данных методических рекомендациях показана специфика логопедического обследования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, предложен материал для обследованияи рекомендации по написанию з...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по проведению словарной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Ознакомление с методикой работы словарных слов. Создание системы словарной работы в начальной (коррекционной) школы VIII вида....

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ «СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ» VIII ВИДА.

Главной особенностью интегрированного урока является то, что такой урок строится на основе какого-то одного предмета, который является главным. Остальные, интегрируемые с ним предметы, помогают шире и...

Особенности организации логопедического сопровождения в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Сопровождение - это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем развития....