ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ «СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ» VIII ВИДА
статья по логопедии
Интегрированное обучение положительно влияет на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_lesnoy_shkole.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С
УЧАЩИМИСЯ «СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ» VIII ВИДА.
Помялова Л.В. учитель-логопед,
Гончаренко Н.Н. учитель-логопед
МКОУ школа-интернат № 68
Г. Новокузнецк
Основной формой организации процесса интеграции предметов в школе является интегрированный урок. С психолого-педагогической точки зрения интегрированный урок способствует активизации познавательной деятельности школьников, стимулирует их познавательную активность, является условием успешного усвоения материала.
В системе обучения логопедия изначально интегрированный курс, включающий в себя: развитие речи, чтение, письмо.
Предмет логопедии связан со всеми школьными дисциплинами, поскольку без овладения языком невозможна никакая мыслительная деятельность. В цепочке «логопедия – другие предметы» эта связь устанавливается не столько для логопедии, сколько для всех других предметов, т.к. язык в качестве орудия познания является одним из решающих условий усвоения учащимися знаний по любому предмету.
Очень интересным является интегрирование логопедических занятий с ИЗО и трудовым обучением. Здесь чаще используется интегрирование на отдельных фрагментах урока. Используем лепку из пластилина, вырезание из бумаги, изготовление плоских деталей из бумаги приемом обрывания.
Элементы интеграции логопедии с математикой способствуют практическому усвоению:
- величинных понятий (высокий-низкий, длинный - короткий, узкий - широкий), которые, как показывает практика, очень часто довольно слабо дифференцируются детьми и обозначаются зачастую однозначно (большой-маленький);
- временных понятий (быстро-медленно), дети смешивают и такие понятия как сегодня-вчера-завтра, дни недели, месяцы, времена года;
- формированию ориентировки в пространстве (выше-ниже, перед-за, под-над, справа-слева, между, из-за, из-под).
Одним из направлений коррекционной работы с учащимися являются логопедические занятия и занятия ритмикой. Правильная организация и интеграция этих занятий может способствовать не только развитию речи, моторики, чувства ритма, речевого и слухового внимания, но и личности в целом, формированию эмоционального контакта с взрослыми, сотрудничеству с ними.
Интеграция логопедических занятий с занятиями музыкой дает эффективный результат, например, при изучении некоторых падежных форм ожидаемая рифма заранее готовит к следующему падежному окончанию. Заучивая некоторые отрывки и куплеты песен, которые обычно используются, как организованное начало или физминутка, ученики запоминают нужные слова, выражения, целые мысли, совершенствуется произношение.
Применение специализированных компьютерных программ: «Мир за твоим окном», «Игры для Тигры», тренажера «Дэльфа 130» предлагает межпредметный подход к обучению детей. В этих программах осуществлена взаимосвязь между чтением, письмом, развитием речи, ознакомлением с окружающим миром и т.д. Система словарей опирается на программные требования ко всем этим предметам. Кроме общих словарей, существуют тематические: «Одежда», «Времена года», «Профессии», «Животные» «Признаки», «Глаголы» и т.д.
У детей с недостаточной мотивационной сферой появляется заинтересованность, повышается готовность к занятиям и стремление достичь положительного результата в работе.
В процессе такого специального обучения ребенок исподволь, постепенно овладевает навыками пользователя компьютера, что способствует его интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.
Главной особенностью интегрированного урока является то, что такой урок строится на основе какого-то одного предмета, который является главным. Остальные, интегрируемые с ним предметы, помогают шире изучить его связи, процессы, глубже понять сущность изучаемого предмета, понять связи с реальной жизнью и возможность применения полученных знаний на практике.
Предлагаем интегрированное логопедическое занятие в форме игры-соревнования между детьми, занимающимися в разных логопедических группах параллельных классов «Специальной (коррекционной) школы» VIII вида.
Тип занятия: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепление умений. Этот урок дает самые большие возможности интеграции и реализации межпредметных связей.
Логопедическое занятие в виде игры-соревнования «В лесной школе».
Тема: Дифференциация Ш-Ж
Цели: 1) Развитие фонематического анализа и синтеза слов со звуками ш, ж.
2) Формирование грамматического строя.
3) Уточнение и расширение словаря по теме «Животный мир».
- Орг. момент.
Логопед
- Хотите побывать в лесной школе? Тогда закройте глаза. Сейчас зазвучит музыка и каждый из вас превратится ученика лесной школы. (На головах у детей появляются шапочки жуков, шмелей).
Дети делятся на две команды: жуки, шмели.
Логопед
- Какой первый звук в слове «жуки»? (Ж)
- А в слове «шмели»? (Ш)
- Составьте своих звуковичков и расскажите о них.
(Дети подбирают шапочки для звуковичков в виде наушников - для глухих согласных, колокольчиков – для звонких согласных. Башмачки по твердости-мягкости звуков. Дают характеристику данных звуков: Ш – согласный, глухой, всегда твёрдый, Ж – согласный, звонкий, всегда твёрдый.)
Звучит звонок на урок.
В лесной школе два класса: Ш и Ж.
Дети садятся за парты.
- Сообщение темы занятия.
Урок рисования
Логопед
1. - Тему занятия узнаем, если правильно составим радугу.
(Дети составляют радугу с помощью фразы : «Каждый охотник желает знать где сидит фазан» и читают тему занятия:«Различай Ш и Ж» )
2. - Раскрась цветок карандашами цветов, в названии которых есть звук [Ж].
- Развитие фонематического восприятия.
Урок естествознания
Предлагаются мягкие игрушки или картинки животных .
Логопед
1. - Кто пришел учиться в школу? Кто его родители? Кто будет учиться в вашем классе, почему?
(Дети отвечают на вопросы и разбирают игрушки по своим классам)
2. - Ученики школы просят вас отгадать, как их зовут:
В моем названии есть слог ЖУ, кто я? (журавль)
В нашем названии есть слог ЖИ (ужи)
Первый звук – Ж, последний – Ф (жираф)
В слове 5 звуков, звук Ш стоит на третьем месте (кошка)
- Дифференциация звуков и букв в словах, предложениях.
Урок чтения
1.Составление букв Ш, Ж по образцу из наборов элементов букв.
- Составь буквы по образцу.
2. Работа по карточкам
- Вставь пропущенные буквы Ш, Ж в слово, подчеркни на каждой строчке лишнее слово.
__УК __АБА
__ИПОВНИК ДРУ__БА
КУВ__ИН __АПКА
МА__ИНА ПРЫ__ОК
__КОЛА БАКЛА__АН
ЛЕПЁ__КА __ИВОТ
КУКУ__КА ХУДО__ НИК
ПИД__АК КАРАНДА__
3. Игра «Ситуации»
- Подбери рифму.
Раздаются картинки и рифмованный текст к ним (например: «Мишка на пенёк присел – пирожки с малиной съел»; «Белочка искала шишку – а нашла ежа и мышку»). Дети подбирают и выразительно читают.
- Физминутка.
Урок физической культуры
Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили
Вот так и вот так,
Еще эдак, еще так
Медвежата мед искали
Дружно дерево качали
Вот так и вот так
Дружно дерево качали
Вперевалочку ходили
И из речки воду пили
Вот так и вот так
Они из речки воду пили
А потом они плясали
Дружно лапы поднимали.
Вот так и вот так
Дружно лапы поднимали
- Согласование числительных с существительными.
Урок математики
1.Работа по карточкам.
Логопед
- Закончи предложение нужным словом. Покажи правильный вариант линией.
У ежихи 5 лягушат
У ужа верблюжонок
У медведя 2 моржат
У лошади 1 ежат
У верблюда 1 черепашонка
У моржей 7 кукушонок
У лягушки 6 медвежонка
У кошки 3 жеребёнок
У мышки 5 ужонка
У кукушки 1 котёнка
У черепашки 3 мышат
2.Выставляются картинки с разным количеством животных.
- Сколько мышат, медвежат?
- Запись пропущенных предлогов в предложениях.
Урок русского языка
Работа по карточкам.
Прочитай предложения, вставь пропущенные предлоги.
КТО-ТО ШИПИТ ___ КАМЫШАХ. В
МЫШКА БЕЖИТ ___ КОШКИ. ОТ
ЕЖИХА ПОБЕЖАЛА ___ ЕЖАТАМ. К
__ ЖИРАФА ЖЕЛТЫЕ ПЯТНА. У
- Произношение звуков Ш, Ж в предложениях, скороговорках.
Урок развития речи
1.Работа по карточкам.
- Измени предложения по образцу:
Карточка 1.
Я вижу маленького лягушонка.
Ты…
Он…
Она…
Мы…
Вы…
Они…
Карточка 2.
Я слышу жужжание жука.
Ты…
Он…
Она…
Мы…
Вы…
Они…
2. Повтори скороговорку.
а) Слишком много ножек у сороконожек.
б) Змея шипит, а жук жужжит.
- Итог занятия.
За каждое правильное выполнение задания команда Жуков получала - желуди, команда Шмелей – шишки. В конце занятия проводится подсчет и определяется команда победитель, оценивается результат работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад с использованием ИКТ "Логопедическое сопровождение в специальной (коррекционной) школе VIII вида"
Большинство детей, поступающих в специальную (коррекционную) школу VIII вида, имеют речевые нарушения, а нарушения речи оказывают отрицательное влияние на развитие познавательно...
Коррекционно- развивающая работа вна уроках чтения и письма в специальных (коррекционных) школах VIII вида
содержит теоретический материал, упражнения, используемые на уроках в начальных классах по коррекции внимания, памяти, восприятия. Приводятся конспекты урока чтения и письма....
Коррекционно- развивающая работа на уроках чтения и письма в специальных (коррекционных) школах VIII вида
содержит теоретический материал, упражнения, используемые на уроках в начальных классах по коррекции внимания, памяти, восприятия. Приводятся конспекты урока чтения и письма....
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА
В данных методических рекомендациях показана специфика логопедического обследования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, предложен материал для обследованияи рекомендации по написанию з...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по проведению словарной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Ознакомление с методикой работы словарных слов. Создание системы словарной работы в начальной (коррекционной) школы VIII вида....
ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ «СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ» VIII ВИДА.
Главной особенностью интегрированного урока является то, что такой урок строится на основе какого-то одного предмета, который является главным. Остальные, интегрируемые с ним предметы, помогают шире и...
Особенности организации логопедического сопровождения в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Сопровождение - это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем развития....