Дидактические игры в работе логопеда
учебно-методический материал по логопедии (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Учитель-логопед Русакова Ольга Витальевна

Представлен материал из опыта работы. Классификация дидактических игр и примеры игр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отдел образования администрации Тоншаевского муниципального района

Логопункт нформационно- методического кабинета

Сообщение на тему:

«Дидактические игры в работе учителя-логопеда»

                                                                          Составила:

                                                                                   учитель- логопед

                                                                               Русакова О.В.

       

р.п.Тоншаево,2016

«У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять»

А. С.Макаренко

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей как дошкольного возраста, так и младшего школьного.  Играя, ребёнок  изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения; развивает свой словарь, обогащает его; учиться правильно произносить и различать звуки, составлять связный последовательный рассказ; овладевает мыслительными операциями,  учится группировать и классифицировать предметы, сравнивать т.д..

Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми, с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.

Для логопеда дидактическая игра является одним из важнейших средств работы над речью ребенка с целью коррекции ее различных дефектов.

Дидактическая игра имеет две цели: 

- обучающую, которую преследует взрослый;

- игровую, ради которой действует ребенок.

Существует следующая классификация дидактических игр:

1.Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы, объекты природы.

- «Угадай, что спрятали».

Описание: Логопед раскладывает на столе предметы, показывая каждый предмет детям, которые называют, что это; затем вызывает ребенка, который становится спиной к столу; логопед убирает один из предметов; ребенок поворачивается к столу, осматривает предметы, угадывает и называет, что спрятали.

- «Что лишнее»

Цель: Развивать восприятие цвета, умение обобщать предметы по признаку цвета. Развивать внимание, память, усидчивость, наблюдательность, ориентировку в пространстве. Активизировать речь ребёнка.

Оборудование: 12 красочных и отлично выполненных карточек, на которых изображено четыре предмета (три предмета одного цвета, один предмет – другого) .

Описание игры: Логопед кладёт перед ребёнком карточку с изображением четырёх предметов и просит его найти «лишний», объяснить - почему он выбрал именно этот предмет, чем он отличается от других, почему остальные подходят друг другу.

2. Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Основаны на принципе наглядности, но детям дается не сам предмет, а его изображение.

3.Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность.

-  [Ш], «Лес шумит»

Цель игры: автоматизация изолированного звука [Ш]. Описание игры: Сначала я с детьми вспоминала о том, как летом ходили в лес, и видели там высокие деревья, у которых зеленые верхушки, много веточек, листьев. Затем каждому предлагалось выбрать, какое дерево он хотел бы изобразить. Надевая «медальоны», дети превращались кто-то в могучий дуб, кто-то в стройную, белоствольную березку или в пушистую вечно зеленую елочку. Затем вспоминалась правильная артикуляция звука [Ш] и детям предлагалось сымитировать звук, похожий на звук листвы. По команде «шуми ветерок» дети-деревья сначала поднимали руки вверх, а затем равномерно двигали ими из стороны в сторону, произнося Ш-Ш-Ш… Первый раз команду давала я, а затем кто-то из детей.

- [C][С’], «Насос»,«Моем ручки»,«Свисток»,«Лопнувшие шарики»

- [З] [З’], «Пильщики»?«Комарики»

- [Ц],«Синички»,«Телефон»,«На полянке»

- [Ж],«Мухи в паутине»,«Пчелки собирают мед» и др.

Дидактические игры  в работе логопеда используются :

- на фронтальных занятиях;

- на индивидуальных занятиях;

- в домашних заданиях.

Эффективность дидактических игр зависит от соблюдения следующих условий:

- систематическое проведение занятий с использованием игр;

- размещение упражнений в порядке нарастающей сложности;

- подчиненность заданий выбранной теме;

- вариативность упражнений.

Основные принципы дидактических игр:

- дидактическая игра  должна опираться на программный материал;

- игра должна способствовать вовлечению в коррекционный процесс в первую очередь более сохранных анализаторов;

- назначение предметов, картинок, пособий, смысловых вопросов, условия игры должны быть ясны и понятны детям;

- пособия, используемые логопедом при проведении игр, должны быть внешне привлекательными.

В своей работе я использую дидактические игры А.К.Бондаренко, А.И.Максакова и Г.А.Тумаковой, А.И.Сорокиной и других авторов. Чтобы  проведение дидактических игр было более интересным, я вносила в них свои изменения. Почти в каждой игре выбирается водящий. Чтобы его выбрать  мы учили детские считалочки. Каждый раз, начиная игру, мы старались выбирать водящего новой считалочкой.

 

1.Игры на формирование словаря.

- «Угадай по описанию»

Описание: Перед ребёнком картинки, например, со снеговиками: «Перед тобой шесть снеговиков. На первый взгляд они как будто одинаковые. Но если их внимательно рассмотреть, то можно заметить различия».

http://im8-tub.yandex.net/i?id=88057298-16-24http://im8-tub.yandex.net/i?id=88057298-16-24http://im8-tub.yandex.net/i?id=88057298-16-24http://im8-tub.yandex.net/i?id=88057298-16-24http://im8-tub.yandex.net/i?id=88057298-16-24http://im8-tub.yandex.net/i?id=88057298-16-24

        

Вместе находим различия:

Посмотри на лица снеговиков. Они?

Одинаковые. У каждого два глаза и оранжевый нос.

На головах?

У одних снеговиков вёдра, у других кастрюли. Головные уборы разного цвета.

В руках?

Мётлы, лопатки, веточка. Одни снеговики держат предмет в правой руке, другие – в левой.

2.Игры для воспитания звуковой культуры

- «Цветочный магазин».Описание: Приготовленные  картинки с изображениями цветов проговариваются. Рассматриваются числовые карточки. Предлагаю «посадить цветы на клумбу»: к первой – цветы, названия которых делятся на две части (два слога), ко второй – цветы с названиями из трёх частей, к третьей – с названиями из четырёх.

                                                                           

http://im7-tub.yandex.net/i?id=348849144-11-24

http://im0-tub.yandex.net/i?id=96638263-21-24

                

3.Игры на различение неречевых звуков.

- «Угадай, на чём играю»

 Цель: развитие устойчивости слухового внимания, умения различать инструмент на слух по его звучанию.

Описание:  Логопед выкладывает на стол музыкальные игрушки, называет их, извлекает звуки. Затем предлагает детям закрыть глаза («настала ночь», внимательно послушать, узнать, какие звуки они услышали).

- «Шумовые баночки»

Цель: упражнять в определении на слух крупы.

4.Игры на развитие и формирование фонематического восприятия

- «Цепочка слов».

Цель:  развивать ФФВ,  упражнять  детей  в  дифференциации звуков,

отрабатывать навыки звукового анализа слов.

Ход  игры.  Кладется  картинка,  к  ней  в  виде  цепочки  прикладывается

следующая,  начинающаяся именно с  того  звука,  которым  заканчивается

предыдущее слово, и т.д. Количество играющих: один человек и более.

- «Собери цветок».

Цель:  упражнять  в  дифференциации  оппозиционных  звуков,  развивать фонематический  слух и  аналитико-синтетическую  речевую  деятельность

 у учащихся.

Ход  игры. На  столе  лежит  «серединка» цветка.  На ней  написана  буква

(например,  с). Рядом выкладываются «цветочные лепестки»,

 на  которых нарисованы картинки со звуками [с], [з], [ц], [ш]. Ученик должен среди этих «лепестков»  с картинками выбрать те, где есть звук

 [с].  Количество играющих: 1-3 человека.

- «Собери букет».

Цель:  развивать  фонематический  слух,  упражнять  в  дифференциации

звуков  [р]  -  [л],  упражнять детей  в  различении  основных  и  оттеночных

цветов.

Ход  игры.  Перед  ребенком  лежат  две  картинки  с  голубой  и  розовой

вазами,  в которых  стоят стебли цветов  с прорезями. Ребенку говорят:

«Догадайся, в какую вазу нужно поставить цветы со звуком [л], а в какую - со

звуком [р]». (Розовая - [р], голубая - [л].) Рядом лежат цветы разного цвета:

зеленого,  синего, черного, желтого, коричневого, фиолетового, оранжевого, малинового  и т.д. Ребенок  расставляет цветы. Синий цветок должен остаться.

4. Игры на образование грамматических форм слов.

-  «Он, она, оно, они»

Цель: соотнесение существительных мужского, женского, среднего рода единственного и множественного числа с местоимениями он, она, оно, они.

Описание:   В центр цветка по очереди кладутся карточки с изображением девочки — она, мальчика — он, мальчика и девочки — они, солнца — оно. Дети должны выложить на лепестки картинки, про которые можно сказать — она, он, оно или они.

-Игра с мячом «Вспомни и назови»

Цель: согласования притяжательных местоимений с именами существительными.

 Описание: Логопед предлагает детям подобрать нужное слово к тому слову, которое он произнесёт. Логопед кидает мяч ребёнку и произносит: “Мой …” Ребёнок ловит мяч, бросает обратно логопеду и произносит: “Мой костюм”.

5.Игры с пуговицами  на развитие мелкой моторики рук, закрепления поставленного звука, развитие математическое мышление (ребенок учиться классифицировать, различать предметы по размеру, считать).

- выкладывать разнообразные узоры;

 определять пуговицы на ощупь по форме, величине;

 делать самомассаж;

 самостоятельно пристегивать и расстегивать пуговицы;

 придумывать свои сюжеты и выкладывать их из пуговиц;

6.Игры на автоматизацию звуков

- «Собери урожай» (предлагаемая игра значительно облегчает процесс автоматизации и дифференциации звуков [Р], [Л]).

Цель: активизация и актуализация словаря по теме «Овощи и фрукты»; формирование правильного звукопроизношения; развитие фонематических процессов

7. Игры на развитие словаря, слоговой структуры слова, звуко- буквенного анализа и синтеза.

-  «Цветочки»

Цели:1. обучение детей делению слов на слоги, используя различные способы: прохлопать слово по слогам, выделить гласные звуки;

2. развитие словарного запаса  детей;

3. развитие фонематического восприятия.

Оборудование: разноцветные лепестки цветка с наклеенными на них картинками, сердцевины цветочка с нарисованными слоговыми схемами или с буквами, стебель с листочками.

Описание: 1. На столе разложить все детали цветов. Отдельно положить  сердцевины:

                        C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\3(156).jpg

Логопед: Был очень сильный ветер и сорвал все лепестки цветов. Попробуй вернуть их на место. Чтобы правильно это сделать, нужно прохлопать слово-картинку. Если хлопнул 1 раз – положить лепесток к 1 цветку, если 2 хлопка – ко 2-му и т.д.

- «Едет поезд»

Цель: развитие слоговой структуры слова, звуко- буквенного анализа и синтеза.

Пособие представляет собой панно, состоящее из 4-х частей - паровоза и трёх вагонов разных цветов. Картинки подбираются:

- на один заданный звук;

- на три заданных звука;

- на односложные (лось, бык); двусложные слова(кошка, коза); трехсложные(ворона).

Игра "Грузовики"

Цель: автоматизировать поставленный звук, развитие лексико-грамматических навыков.

Материал: картинки - машины грузовые, набор картинок на определенные звуки.

Описание: Ты сегодня поработаешь грузчиком, будешь загружать машину, но груз будешь выбирать. Нужны только те картинки, в названии которых есть звук Р (ребенку предлагается выбрать среди других картинок, только те, в названии которых есть звук Р) .

Как дидактический материал  для развития мелкой моторики рук, внимания, памяти, тактильных ощущений и, конечно, для развития речи я использую  счетные палочки, спички, разноцветные скрепки, канцелярские гвоздики и резинки, бусины, камни, ракушки.

8.Игровое пособие «Колесо» на развитие фонематического слуха,  

закрепление звукопроизношения. дифференциация звуков.

выделение звука на фоне слова,  подбор слов на заданный звук.

определение позиции звука в слове, закрепление понятий «гласный», «согласный», «твердый», «мягкий» звук, классификация предметов.

развитие мелкой моторики.

1 вариант. Если в центре изображен синий круг, ребенок должен подобрать картинки с заданным твердым звуком, назвать их и прицепить к диску прищепками синего цвета.

2 вариант. В центре буква Л – найти картинки с этим звуком, назвать и прикрепить их прищепками.

Примерные задания:

-Прицепить к диску и проговорить приготовленный набор картинок.

-Выбрать и прицепить картинки на заданный звук.

-Найти картинки, которые начинаются с гласного звука.

-Отобрать и прицепить картинки в соответствии со звуковой схемой.

-Выбрать картинки с дифференцируемыми звуками и прицепить их на свой диск ([с-з], [ш-ж], [л-р] и т. д.

-Отобрать картинки в соответствии с классификацией (животные, деревья, мебель и т. д.)

Учитель-логопед может сам подобрать задание в соответствии со стоящими задачами для конкретного ребенка.

9.Игры на формирование звукового анализа и синтеза

- «Помоги медвежонку»

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\9eded970c3acb87dabdf3a9877f5ca31.jpg

Таким образом, в настоящее время имеется большое количество книг, раскрывающих специфику проведения дидактических игр. В дошкольном возрасте и более старшем ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, понимать литературу, успешно обучаться в школе. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры для работы со словарными словами ( 2 класс)

Данный материал содержит дидактические игры, цель использования которых- формирование орфографической зоркости учащихся 2 класса  при работе со словарными словами. В подборку включены кроссворды,...

Дидактические игры при работе с таблицей умножения. Из опыта работы.

Даны описания и содержания дидактических игр для заучивания и закрепления таблицы умножения....

Значение дидактической игры в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

На современном этапе развития образования проблема адаптации детей с речевыми нарушениями к условиям общеобразовательной школы имеет приоритетное значение. В связи с данной проблемой количество детей,...

Презентация "Дидактические игры в работе с младшими школьниками"

Дидактические игры – это метод занятий с детьми в форме специальных развивающих игр, являющихся способом активного обучения. Основу дидактических игр составляет развитие познавательной сферы реб...

«Дидактические игры в работе учителя начальных классов в коррекционной школе по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для глухих обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью»

Игра — одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей.С детьми с тяжёлой умственной отсталостью  одним из эффективных м...

«Дидактический синквейн в работе учителя-логопеда с обучающимися начальных классов»

Использование синквейна в коррекции ОНР способствует успешной коррекции всей речевой системы в целом: развивается импрессивная речь детей, обогащается и активизируется лексическая сторона речи, закреп...

Дидактические игры в работе психолога с детьми.

Дидактические игры в работе психолога с детьми занимают особое место. Их использование способствует: повышению активности детей в процессе коррекционно-развивающих занятий. Формированию интереса ...