Дисграфические ошибки у учащихся начальных классов.
презентация урока для интерактивной доски по логопедии на тему

Гридина Юлия Михайловна

Дисграфические  ошибки  у  учащихся  начальных  классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл disgraficheskie_oshibki.pptx814.55 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ Школа-интернат для слепых и слабовидящих детей Дисграфические ошибки у учащихся начальных классов Выполнила: учитель-логопед Гридина Ю.М. г. Королёв

Слайд 2

Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких специфических ошибках, обусловленных несформированностью ВПФ. Довольно часто при дисграфии выявляется неречевая симптоматика: неврологические нарушения, снижение работоспособности, отвлекаемость, гиперактивность , снижение объема памяти и др. О наличии дисграфии можно говорить только после того, как ребенок овладевает техникой письма.

Слайд 3

Причины дисграфии : негативные факторы во время беременности и родов; любые травмы, повреждения головного мозга; опухоли головного мозга; длительные соматические заболевания; двуязычие в семье.

Слайд 4

Дисграфия в научной литературе рассматриваются с разных сторон: как следствие нарушения фонематических процессов, заключающиеся в трудностях обработки звуковой стороны речи ( Л. Н.Ефименкова , И.Н. Садовникова , А.В. Ястребова и другие). По мнению ряда зарубежных авторов (Г. Рид, П. Моррис и другие), дисграфия – это синдром, который имеет неврологическое происхождение. Многие учёные отмечают наследственную предрасположенность к данному заболеванию. Недоразвитие некоторых отдельных зон головного мозга генетически передаётся ребёнку от родителей. Виды дисграфии (по классификации, разработанной сотрудниками кафедры логопедии ЛГПИ им. А. И. Герцена) : - Акустическая . В этом случае ребенок правильно произносит звуки, но отмечается нарушение процесса узнавания и дифференциации звуков, близких по акустико-артикуляторным характеристикам.

Слайд 5

Акустическая дисграфия . Замены: глухих-звонких согласных ( б-п , д-т , з-с ) « деди » (дети), « сима » (зима), « клупок » (клубок); твёрдых – мягких согласных (ребёнок не различает твёрдые - мягкие согласные и не умеет обозначать их мягкость на письме): «конки» (коньки), «пен» (пень), « Васка » (Васька), « диня » (дыня); заднеязычных согласных ( к-х , г-х ): « мохнуть » (мокнуть), « кроза » (гроза); свистящих – шипящих ( с-ш , з-ж , с’-щ ) «скола» (школа), « нещёт » (несёт); аффрикат и их компонентов ( ц-ч , ч-т’, ч-щ ) « чветы » (цветы), « тетёт » (течёт); сонорных согласных ( р-л ) «ропата» (лопата), « мороток » (молоток); смешение лабиализованных гласных ( о-у , ё-ю ) « лудка » (лодка), « тюплый » (тёплый), ( любит - « лубит »).

Слайд 7

Артикуляторно-акустическая дисграфия Связана с тем, что ребенок неправильно произносит звуки, а значит, проговаривая их про себя, неправильно записывает (корова – « колова », грузы – « глузы »). Для коррекции этого вида дисграфии нужно работать и над правильным произношением звуков.

Слайд 8

Дисграфия на почве языкового анализа и синтеза (пропуски, вставки, перестановки). Ребенок на письме пропускает или повторяет целые слова, перестанавливает слоги и буквы местами, пишет слитно разные слова. На уровне слова: – пропуски согласных при их стечении ( стрела – « трела », дожди – «дожи», кричат – « кичат » ); Чаще всего пропуск согласных отмечается в тех местах, где имеется их стечение. – пропуски гласных ( санки – « снки »», «собака – « сбака » ); – вставка лишних букв ( стол – « стлол » ); – перестановки букв ( тропа – « прота », ковром – « корвом », двор – « довр » ); – добавление букв ( весна – « весная ») ; – пропуски, добавления, перестановки слогов ( бегемот – « гебемот », « кова » — «корова», « палота » — «лопата», « листиточек » — «листочек» ) . На уровне предложения: - отсутствие или нарушение границ предложений; – слитное написание слов; – раздельное написание слов (приставок, корня); – запись целого предложения в виде одного (к тому же чаще всего искаженного) «слова» ( Цветы стояли на столе – «ЦВТЫСТЯТНАСТЛЕ» ).

Слайд 9

Дисграфия на почве языкового анализа и синтеза

Слайд 10

Аграмматическая дисграфия Ребенок не может правильно склонять слова по родам и падежам, не может согласовать прилагательное и существительное. Такая проблема может наблюдаться в двуязычных семьях, а также когда ребенок обучается на неродном языке. Аграмматизмы на письме проявляются: — в искажении морфологической структуры слова, замене префиксов, суффиксов, флексий («налететь» — «влететь», «много стулов » — « много стульев») ; — в нарушении предложно-падежных конструкций («на столом» — «на столе», «в кухня» — «в кухне») ; — в нарушении согласования ( «пять деревы » — « пять деревьев», «хороший кошка», «красивый солнце»).

Слайд 11

Оптическая дисграфия У ребёнка с оптической дисграфией на письме отмечаются: замены графически сходных букв — состоящие из одинаковых элементов, но отличающиеся количеством данных элементов ( л — м, и — ш , ш — щ , ц , — щ ) ; замены графически сходных букв—отличающихся одним дополнительным элементом ( о — а ); замены графически сходных букв — состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве ( в — д , т — ш ); зеркальное написание букв ( с, е , э ).

Слайд 12

Оптическая дисграфия

Слайд 13

Моторная дисграфия Неспособность овладевать графическим письмом (образом буквы). Буквы неровные, «корявые», разного размера и наклона, линии дрожащие, угловатые. Не знают, с какого элемента начать писать букву. ­ Наблюдается многократное повторение букв, слогов, их перестановка, нарушается схема слов и предложений. Рука быстро устает, письмо медленное по темпу, не может долго писать. - В 3–4 классах письмо малопонятное, с большим количеством ошибок.

Слайд 14

Смешанная дисграфия При дисграфии смешанной формы могут наблюдаться проявления сразу нескольких (двух и более) видов дисграфии .

Слайд 15

Литература 1 . Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» – М., 2001 г. 2. Корнев А.Н. «Нарушение чтения и письма у детей». – С-Петербург, И.Д « МиМ », 1997 г. 3. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. «Диагностика и коррекция нарушений письма у младших школьников.» – С.-Петербург., Союз, 2001 г. 4. Правдина О.В. «Логопедия» – М. Просвещение, 1973 г. 5. «Речевое развитие младших школьников» Сборник статей под редакцией Н.С. Рождественского. – М., Просвещение, 1970 г. 6. Садовникова И.Н. «Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников» – М., Владос,1995 г.

Слайд 16

Спасибо за внимание!