Рабочая программа КРЗ "Логопедические занятия"
рабочая программа по логопедии (1 класс) на тему
Рабочая программа (Пояснительная записка и КТП) курса коррекционно-развивающий области «Логопедические занятия» в рамках реализации системы логопедической помощи детям с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в освоении основной общеобразовательной программы, коррекции недостатков в речевом развитии обучающихся, их социальной адаптации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_krz_logopedicheskie_zanyatiya.docx | 26.46 КБ |
ktp_k_rabochey_programme_krz_logopedicheskie_zanyatiya.docx | 62.79 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана на основе примерной адаптированной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 8.1), в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее ― Стандарт) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АОП НОО.
Курс коррекционно-развивающий области «Логопедические занятия» направлен на реализацию системы логопедической помощи детям с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в освоении основной общеобразовательной программы, коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Данный курс представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающий полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка младшего школьного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в школе, а так же его социализации.
- Общая характеристика коррекционно-развивающего курса «Логопедические занятия»
Цель курса: коррекция нарушений устной и письменной речи обучающихся, способствующая успешной адаптации в учебной деятельности (освоение детьми образовательной программы) и дальнейшей социализации.
Задачи курса:
- Развитие общих речевых навыков (дыхательная гимнастика, упражнения на развитие силы голоса, ритма, темпа, интонационной выразительность речи).
- Развитие общей моторики; координации движений (речь с движениями).
- Развитие мелкой моторики (массаж, пальчиковая гимнастика, пальчиковый игротренинг, работа с мозаикой, лепка, вырезывание, штриховка…).
- Развитие высших психических функций (внимание, память, мышление).
- Обязательный комплекс общей артикуляционной гимнастики. Индивидуальные комплексы артикуляционной гимнастики для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков. Постановка, автоматизация поставленных звуков.
- Работа над слоговой структурой слова.
- Развитие навыков звукового анализа и синтеза (от простого к сложному).
- Развитие лексики (обогащение активного словаря существительных, прилагательных, глаголов...).
- Развитие связной речи (простые, распространенные предложения, пересказ, составление рассказов по картинке…).
- Развитие грамматического строя речи.
- Развитие графомоторных умений, обучение грамоте.
Основными направлениями логопедической работы являются:
- диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи);
- диагностика и коррекция лексической стороны речи;
- диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);
- коррекция диалогической и формирование монологической форм речи; развитие коммуникативной функции речи;
- коррекция нарушений чтения и письма;
- расширение представлений об окружающей действительности;
- развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания).
- Описание места курса коррекционно-развивающего области «Логопедические занятия» в учебном плане
Курс коррекционно-развивающий области «Логопедические занятия» входит в часть, формируемую участниками образовательных отношений. На коррекционные индивидуальные занятия по логопедии по расписанию отводятся часы как в первую, так и во вторую половину дня, всего 66 часов. Их продолжительность 30-40 мин, 2 раза в неделю
- Личностные и предметные результаты освоения курса коррекционно-развивающей области «Логопедические занятия»
Программа обеспечивает достижение обучающимися личностных и предметных результатов.
Личностные и предметные результаты освоения курса коррекционно-развивающей к области «Логопедические занятия»
Личностные результаты:
- Овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
- Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни.
- Принимает новый статус «ученик», на уровне положительного отношения к школе.
- Овладение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
- Использует навыки коммуникации.
- Осознает себя как ученика, заинтересован посещением школы.
- Способен положительно относиться к себе.
- Умеет проявлять самостоятельность в разных видах детской деятельности.
- Положительно относится к коррекционным занятиям, принимая, соответствующие возрасту, социальные роли.
- Выполняет правила личной гигиены, безопасного поведения в школе.
Предметные результаты:
Минимальный уровень
- Использовать длительный выдох, умения правильно пользоваться речевым дыханием: слитное воспроизведение слогов с постепенным их наращиванием, слитное воспроизведение слов.
- Воспроизводить и различать краткое и долгое произнесение гласного.
- Вслушиваться в обращенную речь.
- Соотносить речь и изображения (выбор картинки соответствующей слову, предложению).
- Повторять и воспроизводить по подобию отдельные слоги, слова.
- Различать некоторые неречевые звуки.
- Проявлять готовность к согласованию своих действий с действиями учителя.
- Понимать информацию, содержащуюся в устном высказывании.
- Воспринимать и соотносить слова, словосочетания, фразы с иллюстрациями.
- Способен удерживать заданную артикуляционную позу в процессе выполнения упражнений артикуляционной гимнастики.
- Понимать простые грамматические категории: единственное и множественное число существительного.
- Общаться, используя в самостоятельной речи словосочетания и простые нераспространенные предложения.
Достаточный уровень
Практическое использование модуляций голоса по силе (нормальный-громкий-тихий), сохраняя нормальную высоту и тембр.
- Воспроизводить и различать элементы ритмико-интонационной структуры речи: слитность и паузы, краткое и долгое произнесение гласного.
- Способен к различению гласных и согласных звуков.
- Повторять и воспроизводить по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений.
- Воспринимать, воспроизводить и соотносить слова, словосочетания, фразы с иллюстрациями.
- Владеть обобщенными понятиями.
- Способен к дифференцированному произношению звуков, родственных по артикуляции, в ходе их усвоения.
- Способен удерживать заданную артикуляционную позу в процессе выполнения упражнений артикуляционной гимнастики.
- Усвоены моторные навыки и первоначальные навыки письма.
- Понимать простые грамматические категории: единственного и множественного числа существительных, повелительного и изъявительного наклонений глаголов.
- Узнавать по словесному описанию знакомые предметы.
- Сравнивать знакомые предметы по отдельным, наиболее ярко выделяемым признакам.
- Учебно-тематический план
№ п/п | Разделы программы | Количество занятий |
1 | Звук. Слово. Предложение. Слова – предметы, признаки, действия. | 6 |
2 | Гласные звуки и буквы | 16 |
3 | Согласные звуки и буквы | 41 |
4 | Диагностика | 3 |
66 |
- Учебно-методическая и справочная литература
- Богомолова А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб., 1994 г.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: «Просвещение», 1991 г.
- Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных коррекционных образовательных учреждений. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2013 – 423 с. – (Коррекционная педагогика)
- Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 224 с.
- Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. Учебное пособие. СПб.: Союз, 2002. — 224 с.
- Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
№ Тема занятия. Лексическая тема. Грамматическая тема. | Кол-во часов | Дата | Наглядность, оборудование | Требования к развитию общей и мелкой моторики | Требования к развитию артикуляционной моторики | Содержание обучения | Основные требования к знаниям и умениям уч-ся | Развитие и коррекция познавательной деятельности | |||
1. Звуки речи. Животные. Количественные числительные один-много. | 1 | Индивидуаль-ные зеркала, музыкальные инструменты, предметные картинки: собака-собаки, корова-коровы, жук-жуки, лошадь-лошади, мышь-мыши | Упражнения для мышц шеи: повороты головы в стороны. При повороте – вдох, при возврате – выдох. Пальчиковая гимнастика. | Упражнение для развития подвижности нижней челюсти «Бегемотики» | Слушание звуков вокруг нас: Образование звуков речи. Знакомство с термином «речевой звук». Произношение отдельных звуков (Волк – у-у-…) Игра: «Кто как голос подает». (Собака – р-р-р, корова–мммуу) Выделить домашних животных. Договаривание предложений по картинкам «один-много». | Знать понятие «речевой звук». Уметь образовывать звуки речи (голосом, шумом, голосом и шумом). | Развитие слухового внимания, просодии. Формирование умения обобщать. | ||||
2. Знакомство со словом. Части тела. Ознакомление с понятием «слово».
| 1 | Зеркала, ширма, пиктограммы. | При поднима-нии плеч вдох через нос, при опускании выдох через рот. Упражнения на развитие двигательной памяти. Шнуровка. | Упражнения для челюсти, для губ, языка Упражнение на дыхание «мячик – ямка». | Ознакомление с органами артикуляции. Ознакомление с понятием «слово». Дифференциация понятий «звук – слово». Условно графическая запись. Выделение из речевого потока слов. Игра: «Слово – не слово» («плим» - сочетание звуков, «стол» - слово). | Знать органы артикуляции. Уметь выполнять простые артикуляцион ные упражнения. Уметь отличать звук от слова. | Развитие подвижности органов артикуляции. Формирование двигательных ощущений, памяти. | ||||
3. Знакомство с предложением. Сад. Огород. Обозначение предложения символами полосками. | 1 | Условно-графическая запись предложений предметные картинки: мышка, сыр, лес, сад, огород- | Упражнения для развития мышц плечевого пояса: вращение плеч, руки опущены. Пальчиковая гимнастика | Упражнения для губ: «Улыбка», «Хоботок», - чередование. Упражнение для языка на расслабление «Лопатка», «Блинчики». | Ознакомление с понятием «предложение». Обозначение предложения полосками – символами. Дифференциация понятий «слово» «предложение». Составление предложений с опорой на сюжетные картинки и вопросы КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ? Подбор слов по ситуативным цепочкам. | Знать, что предложение состоит из слов, связанных по смыслу. Уметь составлять простые нераспространенные предложения. | Развитие слухового, зрительного восприятия. Формирование смыслоразли-чительного значения слов. | ||||
4. Деление слов на слоги. 5. Дифференци-ация слов, сходных по звучанию. Лес. Обозначение слогов символами. | 1 1 | Звуковые символы гласных, согласных (звуковые человечки). | Гимнастика для пальчиков «Мы капусту рубим». Круговые движения головой с произношением на выдохе согласных звуков. | Упражнения для активизации круговой мышцы рта и подвижности верхней губы «Окошко». | Деление слов на слоги. Отстукивание ритмического рисунка слова. Анализ слов, сходных по звучанию: лак, мак, рак; сок, сом, сор; | Знать понятие «Слог». Уметь выделять из слова первый звук; последний звук. | Развитие образного мышления. Формирование навыка языкового анализа и синтеза. Формирование смысло-различительного значения слов. | ||||
6. Звук и буква А. Фрукты. Практическое употребление существительных В.п. | 1 | Картинка – символ звука А «пещерка». Предметные картинки: апельсин, лимон, ананас, арбуз. | Упражнения для шеи: опускание, запрокидывание, повороты головы с произнесением звука А. Развитие динамической координации рук. Упражнение «Золушка». | Упражнение на опускание корня языка и продвижение языка вплотную к зубам. Упражнение «Окошко». | Выделение звука А из ряда гласных звуков. Анализ артикуляции звука А. Характеристика звука А. Выделение слов со звуком А Знакомство с буквой Аа | Знать правиль-ную артикуля-цию звука А, названия фруктов. Уметь выделять звук А из ряда звуков, из слоговой дорожки, из слов. | Развитие слухового внимания, фонема-тического слуха. Формирование родовидовых понятий, условно-рефлекторной связи между графемой и кинемой. | ||||
7. Звук и буква У. Домашние птицы. Употребление существительных в Т.п. | 1 | Картинка – символ звука У, сюжетная картинка «Птичник». Предметные картинки: утка, гусь, гуси, куры, петух. | Релаксационные упражнения с элементами логоритмики. | Вытягивание губ в трубочку, выработка движений губ вперед | Выделение звука у в начале слова УТКА. Анализ артикуляции звука У. Характеристика звука У – гласный, потому что нет преграды. Выделение звука У из слов (утка, гусь, петух, куры). Упражнение детей в практическом усвоении падежной конструкции (Т.п..) | Знать правильную артикуляцию звука У, написание буквы У. Уметь практически употреблять. Формы твори-тельного падежа существительных. | Развитие слухового внимания, фонема-тического слуха. Формирование длительного ротового выдоха. Формирование звукобуквенного анализа. | ||||
8-9. Звук и буква М. Семья. Работа с деформированным текстом. | 2 | Картинка – символ звука М. Сюжетная картинка «Семья». Предметные картинки: дом, мак, машина, домик для определения позиции звуков. | Более сложные по переключаемости пальчиковые упражнения. Традиционные общеразвиваю-щие упражнения. | Упражнения на укрепление круговой мышцы рта, выработка плотно сжимать губы. Упражнение «Ниточка». | Выделение звука М из слова ДОМ. Характеристика звука М по артикуляционным и акустическим признакам. Звукобуквенный анализ слогов ОМ, АМ, МА. МУ. Произношение звука М в словах. Работа по картинке «Семья». Актуализация словаря по теме: «Семья». Как зовут детей в семье. Имена со звуком М | Знать артикуляцию звука М. Уметь выделять звук М из слов и соотносить его с соответствующей буквой. | Развитие фонема-тического слуха; развитие звукобуквенного анализа. Активизация речеслухового анализатора. | ||||
10. Звук и буква О. Животные. Практическое усвоение Р.п. существительных. | 1 | Картинка – символ звука О. Предметные картинки: кот, ослик, конь, собака. | Упражнения на поднимание рук вверх и наклоны корпуса вправо и влево | Упражнения для удержания рта широко открытым. Активизация круговой мышцы рта и подвижности верхней губы. | Повторение гласных звуков. Выделение звука О в начале слова. Анализ артикуляции звука О . Характеристика звука О . Выделение гласного звука О из слов, из слогов, из ряда гласных звуков. Отгадывание загадок о домашних животных (кот, ослик, конь, собака). Составление предложений по картинкам (Оля кормит (кого?) кота …) | Знать артикуляцию звука О , названия некоторых домашних животных. Уметь выделять звук О из ряда других звуков, из слогов, слов. | Развитие ретро-спективной функции памяти, артикуляционную моторику, логическое мышление. | ||||
11-12. Звук и буква С. Посуда. Падежное управление. | 2 | Картинка – символ звука С. Слоговая дорожка. Предметные картинки: стакан, сковорода, миска, кастрюля. | Снятие мышечного напряжения, ликвидация гипертонуса. Игры для рук с мелкими предметами. | Выработка умения удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Упражнения «Забор», «Улыбка». | Характеристика звука по артикуляционным и акусти-ческим признакам. Чтение слогов, слов со звуком С. Звукобуквенный анализ слогов, слов. Активизация словаря по теме «Посуда». Работа с опорными схемами. | Знать артику-ляцию звука С. Уметь выделять звук С в начале слова, в середине и в конце. Уметь груп-пировать предметы по заданным признакам. | Развитие фонематического слуха, звукобуквенного анализа. Формирование умения делать выводы на основе анализа, соотносить опорные схемы со звуком. | ||||
13. Звук и буква Х. Животные. Ед. и мн. число существительных. | 1 | Символ звука Х. Предметные картинки: хомяк, петух, слониха, зайчиха, черепаха. | Формирование навыков элементарной ориентировки в пространстве. | Упражнение «Покашливание» Упражнения на опускание корня языка. | Проговаривание слов со звуком Х по картинкам. Игра «Эхо» - образование именительного падежа множественного числа суще-ствительных хомяк – хомяки, петух - …… | Знать отличие гласных звуков от согласных. Уметь выделять звук Х из слогов, слов. | Развитие фонематического слуха, устойчивого внимания. Формирование связной речи, | ||||
14. Повторение. | 1 | ||||||||||
15. Звук и буква Ш. Игрушки. Падежное управление. | 1 | Игрушки: кукла Маша, мишка, матрешка, петрушка, лошадка, неваляшка. | Упражнения на произвольное управление процессом переключения. | Выработка движения передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки. Упражнения «Вкус варенья», «Чашечка». | Выделение звука Ш из слов, обозначающих игрушки. Характеристика звука Ш по артикуляционным и аку-стическим признакам. Звук Ш в слогах, словах, определение его места в слогах, словах. Звукобуквенный анализ слов. Падежное управление. Кого пригласила Маша на день рождения? Что подарили гости Машеньке? Игра «Какой звук потерялся?» (мы…ка, ко…ка) Буква Ш. | Знать правильную артикуляцию звука Ш, названия игрушек. Уметь обобщать слова одного вида. | Развитие фонема-тического слуха, умения анализа и синтеза. Формирование умения выделять частное из общего. | ||||
16-17. Звуки С-Ш. Одежда. Согласование числительного с существительным. | 2 | Символы звуков С-Ш. Звуковые домики и дорожки. Предметные картинки: шарф, шуба, рубашка, свитер. | Упражнения на произвольное управление процесс-сом напряжения и расслабления. | Выработка умения, рассла-бив мышцы языка, удержи-вать его широ-ким, распла-станным, а также умения удерживать кончик языка за нижними зубами, активизировать кончик языка. Упражнения «Блинчик», «Лопатка», «Почисти зубы», «Кошка сердится». | Сравнительный анализ звуков С и Ш по артикуляционным и акустическим признакам. Сравнительный звукобуквенный анализ слов – паронимов. Активизация и расширение словаря по теме «Одежда». Согласование числительного с существительным (один шарф, два шарфа, 3 и 5 ….) | Знать артику-ляционные и акустические признаки звуков С, Ш. Уметь отличать по артикуляции и на слух звуки С – Ш. | Развитие умения сравнивать. Формирование умения сочетать свои действия с речью. | ||||
18-19. Звук и буква Л. В лесу. Падежное управление. | 2 | Картинка – символ звука Л. Предметные картинки: лань, волк, лебедь. Сюжетная картинка «В лесу». | Упражнения на развитие точности и стабильности произвольных движений. | Выработка удерживать язык узким. Упражнение «Иголка». | Анализ артикуляции звука Л. Характеристика звука Л. Произношение звука Л в слогах, словах. Активизация и расширение словаря по теме «Дикие животные». Игра «4 лишний». Падежное управление. (На дереве увидели – белка, дятел, дупло). Составить рассказ «Кто где живет». Белка живет в дупле. Волк живет в логове. | Знать правильно артикуляцию звука Л, названия диких животных. Уметь опреде-лять какие животные где живут, опреде-лять место звука Л в слове. | Развитие фонемати-ческого слуха, совершенствование звукобуквенного анализа, логического мышления. Выработка четких артикуляционных движений. Формирование четких артикуля-ционных движений. | ||||
20. Звук и буква Ы. Животные из сказки Чуковского «Бармалей» Единственное и множественное число существи-тельных. | 1 | Картинка – символ звука Ы. Иллюстрация к сказке К.Чуковского «Бармалей». Предметные картинки: крокодил, бегемот и др. | Ориентировка в пространстве относительно предметов и окружающих детей. | Упражнения для голоса: вокализы, голубиное воркование. Выработка высокого подъема спинки языка. | Выделение звука Ы. Как пыхтит тесто? (пых-пых). Характеристика звука Ы по артикуляционным и акустическим признакам. Звук Ы в слогах, словах, предложениях. Работа с иллюстрацией к сказке Чуковского «Бармалей». Подсказать слова: В Африке … (акулы) В Африке … (гориллы) Злые …. (крокодилы) Игра «Чудесные превращения». Буква Ы. А бедняжка буква Ы бродит с палочкой увы. | Знать артику-ляцию звука Ы. Уметь выделять звук Ы из слогов, слов, уметь изменять слова. | Развитие точных артикуляционных движений. Формирование умения делать выводы на основе анализа. Совершенствование ритмической организации речи. | ||||
21-22. Звук и буква Р. Птицы зимой. Употребление предлога НА. | 2 | Предметные картинки: сорока, ворона, снегирь, воробей. Панно (сюжетная картина) «Зимний парк». | Упражнения на дыхание «Носом – вдох, а выдох – ртом» с движениями. | Укрепление мышцы кончика языка. Выработка подъема языка вверх и умение делать кончик языка напря-женным. Упражнения «Барабанщик», «Дятел», «Пулемет». | Характеристика звука Р изолированно, в слогах, словах. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам. Назвать птиц в словах – картинках. Место звука в слове. Отгадывание загадок и разме-щение птиц на панно «Зимний парк». | Знать правильную артикуляцию звука Р; зимующих птиц. Уметь правильно употреблять предлог НА в разговорной речи. | Развитие фонема-тического слуха, зрительно-пространственной ориентировки. Формирование диалогической речи. | ||||
23-24. Звуки Р – Л. Птицы. Предлоги НА, С. | 2 | Цветовые символы звуков. Предметные картинки: ворона, сорока, воробей, дятел, голубь. Сюжетная картина «Зимний парк» | Упражнения для ног «Возле елочки зеленой Скачут, каркают вороны: Карр, Карр! Из-за корочки подрались, Во все горло разорались: Карр, Карр!» | Упражнение на выработку подъема языка. | Сравнительная характеристика звуков Р-Л. Звуки Р-Л изолированно и в слогах. Игра «Прилетели птицы в парк». Дети расставляют птиц на панно – закрепление употребления предлога НА. Игра «Кто с кем поменялся» (Воробей с сорокой поменялись местами. Воробей сидел на снегу, а ворона – на пне). | Знать значение предлогов НА, С, сравнительную характеристику звуков Р-Л. Уметь правильно пользоваться в устной речи предлогами НА,С. Уметь различать звуки Р-Л по артикуляцион-ному укладу. | Развитие памяти, внимания фонема-тического восприятия. Формирование умения сравнивать, анализировать, ориентироваться в пространстве. | ||||
25. Звук и буква К. Подворье. Падежное управление. Согласование числительных с существительными. | 1 | Звуковые домики. Предметные картинки: корова с теленком, лошадь с жеребенком, кошка с котятами, собака со щенками, коза с козлятами, кролики, поросенок, утки, куры. | Упражнения на развитие умения сохранять положения пальцев на некоторое время. Изображение кистями рук кошки. | Упражнения «Полоскание горлышка», «Дедушка храпит». | Выделение звуков К, КЬ из слов – отгадок утки, козел, кот, поросенок. Характеристика звука К по артикуляционным признакам. Анализ и синтез слогов, слов со звуком К. Падежное управление. Согласование числительных с существительными. (Кого мы увидели? Корову с теленком. Кошку с котятами). Сосчитать сколько телят, котят. | Знать детенышей животных. Уметь выделять звук К из слогов, слов, согласовывать числительные с существитель-ными. | Развитие мелкой моторики, просодических компонентов речи. Развитие контроля за выполняемыми движениями. | ||||
26. Звук и буква П.
27. Звуки Б-П. Почта. Составление и преобразование простых нераспро-страненных предложений с глаголами. | 1 1 | Картинка-символ звука П. Звуковая линейка. Предметные картинки: почтальон, посылка, письмо. Стилизованная буква П. Карточки с буквами Б-П. | Выполнение сложно-координиро-ванных движений. | Активизация губ. | Выделение звука П Характеристика звука П. Составление и преобразование нераспространенных предложений с глаголами: покупать, принести, прислать…. (Почтальон принес…. Письмо прислал…. Петя покупает ….. Буква П. Дифференциация слов со звуком Б и П. Упражнения на профилактику оптических нарушений. | Знать правильную артикуляцию звука П. Уметь четко произносить звук П, составлять предложения. Уметь дифферен-цировать слоги, слова со звуками П и Б, | Развитие логического мышления фонематического слуха. Формирование умения работать с символами, опорными схемами. | ||||
28. Повторение. | |||||||||||
29. Звук и буква Т. Транспорт. Анализ словесного состава предложения. | 1 | Предметные картинки: такси, автобус, троллейбус, трамвай, вертолет. | Выполнение разно именных, разно направленных движений. Упражнение «Поезд». | Укрепление мышц кончика языка «Барабанчик» «Пулемет». | Характеристика звука Т по акустическим и артикуляционным признакам. Игра «Поймай звук». Произношение звука Т в слогах. Определение места звука Т в словах, которые обозна-чают названия транспорта. Анализ словесного состава предложения (придумать предложение со словом автобус, трамвай, обозначить полосками). | Знать правильную артикуляцию звука Т. Уметь выде-лять звук Т из слогов, слов, находить его место, анали-зировать сло-весный состав предложения. | Развитие звукобуквенного анализа, произвольного внимания. Формирование условно-рефлекторной связи между фонемой, графемой, кинемой. | ||||
30. Звук и буква И. Игрушки, инструменты. Подбор родственных слов. | 1 | Звуковые домики. Предметные картинки: игла, клещи, ножницы, молоток, избушка, мишка, мячик. | Выполнение общеразвиваю-щих упражне-ний по речевой инструкции. | Укрепление круговой мышцы рта, выработка умения плотно сжимать зубы. Упражнение «Ниточка». | Дифференциация предметов, относящихся к игрушкам и инструментам (игла, клещи, ножницы, молоток, избушка, мишка, лисичка, мячик). Выделение звука И из слов. Подбор родственных слов (Что можно делать с игрушками? Играть. Эта машинка …. (игрушечная). У нас много ….. (игрушек) Сейчас я приглашу вас на ….. (игру) Со мной вы будете ….. (играть). Буква И. | Знать какие звуки называются гласными. Уметь отличать инструменты от игрушек, подбирать родственные слова с помощью логопеда. | Развитие координации движений пальцев, аналитического мышления. Практическое усвоение родственных слов. Активизация речедвигатель-ного анализатора. | ||||
31. Звук и буква З. 32-33. Звуки З-С. Животные. Подбор названий действий к названию предмета. | 1 2 | Картинка – символ звука З Карточки с буквами З-С. Предметные картинки: зебра, заяц, змея, комар, стрекоза | Формирование навыка владения телом и пространством, двигательные «сказки» | Выработка умения удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верх-ние передние зубы. Упражнения «Заборчик», «Лягушки» | Выделение звука З из слов. Анализ артикуляции звука З. Характеристика звука. Звук З в слогах, словах. Как передвигается змея? (Змея ползет) Как передвигается динозавр? (динозавр топает, стрекоза летит, зебра скачет, заяц прыгает). Дифференциация слов со звуком З и С. | Знать артику-ляцию звука З, названия животных. Уметь опреде-лять место звука в слове, составлять простые нераспростра-ненные предложения. Уметь дифферен-цировать слоги, слова со звуками З и С. | Развитие элементов имитации, пластики движений. Активизация словаря по теме животные. Формировать умение определять место звука в слове. | ||||
34. Звук и буква В. Птицы. Употребление ласкательных суффиксов. | 1 | Предметные картинки: ворона, воробей, сова, соловей. | Обучение детей подражательной деятельности. «Ветер дует нам в лицо Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише Деревцо все выше, выше» | Выработка умения обнажать верхние зубы «Лошадка улыбается». | Выделение звука В из слогов, слов. Произношение изолированно. Анализ артикуляции звука В. Зубками губку прикусим, Между ними голос пустим….. Характеристика звука /В/. Звук В в слогах. Отгадывание загадок о птицах. Определение в отгадках места звука В. Буква В. Игра «Назвать новое имя» | Знать прави-льную артику-ляцию звука В, названия птиц. Уметь обоб-щать однород-ные предметы, образовывать новые слова с помощью ласкательного суффикса. | Развитие аналитического мышления. Активизация речедвигательного анализатора. Формирование умения соотносить звук с графическим обозначением. | ||||
35. Звук и буква Ж. Насекомые. Составление предложений с существительными в Винительном падеже. | 1 | Символ звука З Предметные картинки: мухи, пчелы, жуки | Выработка навыка самостоятельных действий (независимо от логопеда) На лужайке, на ромашке Жук летал в цветной рубашке. Жу-жу-жу, я с ромашками дружу Тихо по ветру качаюсь Низко-низко наклоняюсь. | Выработка умения удер-живать напря-женный язык в распластанном положении. Упражнение «Лопатка» | Анализ артикуляции звука Ж. Ж – как Ш мы произносим, Только голос в гости просим Характеристика звука Ж. Игра «Кто как жужжит» (мухи, пчелы, жуки) Составление и чтение слогов со звуком Ж. Звукобуквенный анализ слова ЖУКИ. Договаривание предложений. Женя побежал в лес и увидел ….. (жука). Он подбежал ближе к …. От Жени улетел …. Женя побежал за ….. Женя очень жалел, что не поймал …. Буква Ж. | Знать правильную артикуляцию звука Ж. Уметь характери-зовать звук Ж, согласовывать числительное с существительным. | Развитие аналитических функций мышления, зрительного, слухового восприятия. Формирование умения дополнять предложения существительными в Винительном падеже. Совершенствование моторных ощущений. | ||||
36-37. Звуки Ж-Ш. Детеныши животных. Падежное управление. | 2 | Предметные картинки: медведица с медвежонком, ежиха с ежонком, кошка с котенком, лошадь с жеребенком, мартышка, мышка. | Развитие эле-ментарных творческих двигательных навыков. | Выработка уме-ния поднимать язык вверх. Развивать точность и активность кончика языка. Упражнение «Качели» | Уточнение и сравнение артикуляции звучания звуков Ж-Ш. Характеристика звуков. Обогащение и уточнение словаря по теме животные и их детеныши. Падежное управление «Кто за кем стоял?» «У кого кто?» | Знать отличия звуков Ж и Ш, знать детенышей животных. Уметь дифферен-цировать слоги, слова со звуками Ш-Ж. | Развитие фонема-тического восприятия. Развитие креа-тивности, творчества. Формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать. | ||||
38. Звук и буква Г. 39-40. Звуки Г-К. «Во саду ли, в огороде». Словообразование.
| 1 2 | Игрушки двух гномов. Предметные картинки: горох, огурцы, гранат, груша, виноград, гречиха. | Упражнения на координацию движений, работа с настенным панно. | Активизация работы корня языка. Упражнения «Дедушка храпит», «Полоскание горлышка». | Выделение звуков Г,ГЬ из слов гном Гоша, гном Гена. Характеристика звуков Г-ГЬ по артикуляционным и акустическим признакам. Звуки Г-ГЬ в слогах, словах, предложениях. Игра «Во саду ли, в огороде» (названия фруктов, овощей со звуком Г-ГЬ). Какую кашу варим из гречки? Суп какой – гороховый, компот – грушевый и т.д.). Отгадать на вкус сок. Буква Г. «Г стоит как великан». Буква Г – подъемный кран. Дифференциация слов со звуком Г и К. | Знать что растет в саду, а что в огороде. Уметь выделять звук Г из слогов, слов, образо-вывать слова суффиксальным способом. Уметь дифферен-цировать слоги, слова со звуками Г и К. | Развитие фонемати-ческого восприятия, вкусовых ощущений. Развитие анализа и контроля своих действий. Формирование уверенности и адекватности само оценки. | ||||
41.Звук и буква Д. 42-43. Звуки Д-Т. Дом. Словообразование.
| 1 2 | Стилизован-ные буквы Д. Предметные картинки: сковорода, дуршлаг, ведро, подушка, одеяло, плед, | Упражнения пальцевой гимнастики и ритмической последователь-ности. | Укрепление мышц кончика языка. Упражнения «Барабанчик», «Пулемет» Упражнения для голоса. | Выделение звука Д из слов дом, домовой, домовенок. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам. Произношение звука Д в словах, предложениях. Картинки с разными домами. Словообразование: дом, домик, домище….. Где видели эти дома? (В городе, в деревне). Дом из дерева – деревянный). Подбор видовых понятий к родо-вым. Назвать посуду (постельные принадлежности), которые есть в доме со звуком Д (ДЬ). Дифференциация слов со звуком Д-Т. | Знать артику-ляцию и характе-ристику звука Д. Уметь образо-вывать новые слова с помощью суффиксов, определять наличие звука в слове. Уметь дифферен-цировать слоги, слова со звуками Д и Т. | Развитие внимания тактильно-вибрационных ощущений. Формирование моторных ощущений. Подведение к умозаключению. | ||||
44. Звук и буква Й. Сказка. Глаголы повелительного наклонения (топай, бегай…) | 1 | Зеленый домик. Картинки Кощея и Марьи – царевны. | Обучение детей подражательной деятельности. Если нравится тебе, то делай так… Если нравится тебе, то и другого научи. Если нравится тебе, то делай так… | Упражнения на развитие под-вижности языка. | Характеристика звука Й по артикуляционным и акустическим признакам. Произношение звука Й в слогах, словах, развитие пространственной ориентировки. Буква Й. | Знать правильную артикуляцию звука Й. Уметь отличать Й от И, уметь употреблять глаголы повелительного наклонения. | Развитие фонема-тического восприятия артикуля-ционной моторики. Формирование пространственной ориентировки, условно-рефлекторный связи между фонемой и графемой. | ||||
45. Повторение | 1 | ||||||||||
46. Буква Е. Персонажи сказок, скороговорок. Употребление антонимов. | 1 | Иллюстрации к сказкам, скороговор-кам. (Емеля, заяц Егорка, Елизар). | Пальцевые игры, игры для рук с мелкими предметами. | Дыхательные упражнения с вовлечением в работу диаф-рагмы «Хомячок», «Собаке жарко». | Выделение Е из слогов, слов. Составление и чтение прямых слогов. Характеристика Е. Подбор слов с противополож-ными значениями. Старые – новые Высокие - …. Толстые - …. Широкие - …. Буква Е. Ева гребнем причесалась В нем три зубчика осталось. | Знать какие звуки гласные, главных героев данных сказок, скороговорок. Уметь подбирать к словам антони-мы. | Развивать фонема-тический слух, устойчивое внимание, артикуля-ционную моторику. Формирование долговременной памяти. | ||||
47. Буква Ё. Деревья. Употребление предлогов. | 1 | Предметные картинки: ёлка, берёза, ёж. | Выполнение общеразви-вающих упра-жнений по речевой инструкции. | Упражнять в подвижности среднюю часть язычка. | Выделение Ё из слова-отгадки «Под соснами, под ёлками лежим мешок с иголками» (Ёжик, ёж). Составление слогов с гласной Е прямых и обратных. Нахождение места гласной Ё в словах: ёлка, берёза. Ёлка и берёза – это что? | Знать назначение предлогов ПОД, НАД, В, ОКОЛО Уметь читать слоги, слова с гласной Ё, правильно употреблять предлоги. | Развивать логиическое мышление (обобщение, анализ, память, устойчивое внимание). Формирование умения обобщать, сравнивать, выделять. | ||||
48. Буква Я. Море. Родственные слова. | 1 | Символ буквы Я. Предметные картинки: моряк Яша, якорь, маяк | Упражнения на развитие двигательной памяти. | Активизация спинки язычка. | Выделение гласной Я из стихотворения Яше снятся якоря, Снятся яхты и моря… Соотнесение буквы Я с символами. Анализ артику-ляции Я. Характеристика гласной Я. Прочитать предло-жения, найти родственные слова (Яша ушел в плавание. Яша пришел в гости. Яша отошел от якоря). | Знать букву Я. Уметь выделять слоги, слова с буквой Я. Отыскивать родственные слова, обозна-чающие действия предмета. | Развитие навыка звуко-буквенного анализа и синтеза. Формирование умения соотне-сения слов со звуковыми схемами. | ||||
49. Буква Ю. Имена людей. Употребление глаголов настоя-щего времени в первом лице. | 1 | Стилизован-ное изобра-жение буквы Ю. Таблица с именами собственными. Куклы. | Упражнения на развитие мелкой моторики, дифференци-ровка темпа. | Выработка умения быстро менять поло-жения языка. | Повторение изученных гласных II ряда. Знакомство с гласной Ю. Знакомство с героями занятия (Юра, Юля). Запись имен с буквой Ю. (Танцевать – я танцую, петь – я пою, учить – учу). Какая пара лишняя Правописание имен собственных. | Знать букву Ю. Уметь правильно писать имена собственные, употреблять глаголы настоящего времени в 1-м лице. | Развитие зрительного восприятия, орфографической зоркости. Формирование умения согласования слов в предложение. Предупрежде-ние устного аграмматизма. | ||||
50. Звук и буква Ц. Цирк. Словообразование. | 1 | Стилизованная буква Ц. Сюжетная картинка: арена цирка. Предметные картинки: цапля, овца, заяц, курица. | Упражнения на развитие точности пальчиков. | Развивать точ-ность движений кончика языка. | Выделение звука Ц из слогов, слов. Буква Ц. Сравнение букв Ц и И. Характеристика звука Ц по акустическим и артикуляционным признакам. Работа по сюжетной картинке «Цирк». Кто выступает? Дифференциация: домашние и дикие животные, птицы и звери. Игра «У кого кто?» | Знать артику-ляцию звука Ц. Уметь выделять звук Ц из слогов, слов; называть детенышей животных. | Развитие логического мышления. Формирование умения словообра-зования, контроля рефлексии своих действий. | ||||
51. Звук и буква Ч. Утро. Правописание ча, чу. | 1 | Символы звука и буквы Ч. Сюжетная картинка «Завтрак». (Девочка, часы, чашка, чайник, чай). Предметные картинки: ключ, чулки, перчатки, очки, черепашка. | Упражнения на развитие двигательной памяти, пальчиковый театр. | Упражнения для губ «Трубочка», «Улыбка» чередование, «Кролик». Упражнение для язычка «Приклей конфетку», «Лошадка». | Выделение слов со звуком Ч, используя сюжетную картинку «Завтрак». Характеристика звука Ч. Буква Ч. Звук и буква Ч в слогах, словах, предложениях. Составление рассказа «Утро ученика», используя сюжетную и предметные картинки. Сказка «Почему буква Ч не дружит с гласными Я, Ю. | Знать букву и звук Ч. Уметь выделять звук и букву Ч из слогов, слов, составлять небольшой рассказ по опорным картинкам. | Развитие зрительного слухового восприятия. Формирование приемов учебной деятельности, связной монологи-ческой речи. | ||||
52. Звук и буква Щ.
53-54. Звуки Ч – Щ. Рыба. Правописание ща, щу. | 1 2 | Символы буквы и звука Щ. Предметные картинки: щука, лещ, щенок. | Упражнения на развитие мелкой моторики, дифференци-ровка, темпа, ритма. | Упражнения «Чашечка», «Грибок», «Колечко». | Артикуляционная и акустическая характеристика звука Щ, буквы Щ. Произношение Щ в слогах, словах. Звукослоговой анализ и синтез слов: щука, лещ, щенок. Игра «Лишний предмет». Составление предложений по теме «Рыбалка». «Почему буква Щ не дружит с Я, Ю». Дифференциация слов со звуком Ч и Щ. | Знать акустические и артикуляционные стороны звука Щ, отличие буквы Щ от буквы Ш. Уметь характери-зовать звук Щ; выделять лишнее слово. Уметь дифферен-цировать слоги, слова со звуками Ч и Щ. | Развитие умения анализировать, обобщать. Формирование умений ориенти-роваться на систему признаков. | ||||
55. Звук и буква Э. Игра «Я знаю это слово». Составление предложений с помощью глаголов совершенного вида. | 1 | Стилизованная буква Э, символы. Куклы Эмма. Предметные картинки: эскимо, экран, экскаватор, электропоезд и др. | Элементы ритмической гимнастики и хореографи-ческих компо-зиций. | Рот пошире открываем, Губы больше раздвигаем. Проговарива-ние чистоговорки медленно, умеренно, быстро. Эмма, Эдик шли в кино, Покупали эскимо. | Знакомство с нормой артикуляции. Соотнесение звука Э с буквой и символом. Игра «Я знаю это слово» - рассмотреть и назвать картинки. Чтение предложений с пропущенным словом. Во дворе … экскаватор. Дети …на экскурсию. | Знать, что Э – гласный, знать отличительные признаки гласных от согласных. Уметь соотносить звук с буквой и символом. | Развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза. Формирование умения принять учебную задачу. | ||||
56.Звук и буква Ф. 57-58. Звуки В – Ф. Профессии. Составление предложений по наводящим вопросам. | 1 2 | Предметы или их изображния: телефон, фотоаппарат, фонарик, футбол. Фокусник Фома. | Сложные по переключаемости пальчиковые упражнения. | Дыхательная гимнастика. Как пыхтит каша? | Повторение. Какие звуки называются согласными? Звуко-слоговой анализ слогов, слов. Соотнесение звука Ф с буквой и символом. Словообразование – от данных слов придумать профессию. (Например: телефон – телефонист). Дифференциация слов со звуком В и Ф. | Знать звук и букву Ф. Уметь произносить слова сложного звуко-слогового состава. Уметь дифферен-цировать слоги, слова со звуками В и Ф. | Развитие фонема-тического восприятия, логического мышления. Формирование умения действовать по правилу и разных видов контрольно-оценочных действий: планирующего, промежуточного и итогового видов самоконтроля. | ||||
59. Повторение. 60-62. Резерв.
63-66. Обследование речи учащихся. | 1 3 4 | Оценка результативности коррекционной работы. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочных занятий "Дружим с математикой" для 2 класса на основе УМК "Начальная школа 21 век" автора Е.Э. Кочуровой
Рабочая программа внеурочных занятий по математике расчитана на 34 часа и составлена на основе авторской программы Е.Э. Кочуровой по УМК "Начальная школа 21 век" с учётом требований ФГОС. Рабоча...
Рабочая программа внеурочного занятия "Я-исследователь" 2 класс
Разработка рабочей программы "Я-исследователь", 2 класс....
Рабочая программа факультативного занятия "Вдумчивое чтение" 2 класс
Рабочая программа по внеклассному чтению для 2 класса....
Рабочая программа для занятий "Будущий первоклассник".
В программе описывается. что должен знать и уметь будущий первоклассник к концу занятий. Дан календарно-тематический план к занятиям на каждый день....
Рабочая программа индивидуальных занятий по коррекции познавательных процессов для обучающихся по программе VIII вида
Индивидуальный образовательный маршрут...
рабочие программы по УМК "Перспектива" для 1 класса, рабочие программы внеурочных занятий, план воспитательной работы
В заархивированном файле находятся рабочие программы для 1 класса по УМК "Перспектива" по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Физкультуре, Технологии. М...
рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса, рабочие программы внеурочных занятий
В архиве рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Технологии, Физкультуре. Здесь же можно найти программы вн...