Рабочая программа КРЗ "Логопедические занятия"
рабочая программа по логопедии (1 класс) на тему

Рабочая программа (Пояснительная записка и КТП) курса коррекционно-развивающий области «Логопедические занятия» в рамках реализации системы логопедической помощи детям с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в освоении основной общеобразовательной программы, коррекции недостатков в речевом развитии обучающихся, их социальной адаптации.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа разработана на основе примерной адаптированной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 8.1), в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее ― Стандарт) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АОП НОО.

Курс коррекционно-развивающий области «Логопедические занятия» направлен на реализацию системы логопедической помощи детям с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в освоении основной общеобразовательной программы, коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

Данный курс представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающий  полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка младшего школьного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в школе, а так же его социализации.

  1. Общая характеристика коррекционно-развивающего курса «Логопедические занятия»

Цель курса: коррекция нарушений устной и письменной речи обучающихся, способствующая успешной адаптации в учебной деятельности (освоение детьми образовательной программы) и дальнейшей социализации.

Задачи курса:

  1. Развитие общих речевых навыков (дыхательная гимнастика, упражнения на развитие силы голоса, ритма, темпа, интонационной выразительность речи).
  2. Развитие общей моторики; координации движений (речь с движениями).
  3. Развитие мелкой моторики (массаж,  пальчиковая гимнастика, пальчиковый игротренинг, работа с мозаикой, лепка, вырезывание, штриховка…).
  4. Развитие высших психических функций (внимание, память, мышление).
  5. Обязательный комплекс общей артикуляционной гимнастики. Индивидуальные комплексы артикуляционной гимнастики для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков. Постановка, автоматизация поставленных звуков.
  6. Работа над слоговой структурой слова.
  7. Развитие навыков звукового анализа и синтеза (от простого к сложному).
  8. Развитие лексики (обогащение активного словаря существительных, прилагательных, глаголов...).
  9. Развитие связной речи (простые, распространенные предложения, пересказ, составление рассказов по картинке…).
  10. Развитие грамматического строя речи.
  11. Развитие графомоторных умений, обучение грамоте.

Основными направлениями логопедической работы являются:

  • диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи);
  • диагностика и коррекция лексической стороны речи;
  • диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);
  • коррекция диалогической и формирование монологической форм речи; развитие коммуникативной функции речи;
  • коррекция нарушений чтения и письма;
  • расширение представлений об окружающей действительности;
  • развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания).

  1. Описание места курса коррекционно-развивающего области «Логопедические занятия» в учебном плане

Курс коррекционно-развивающий области «Логопедические занятия» входит в часть,  формируемую участниками образовательных отношений. На коррекционные индивидуальные занятия по логопедии по расписанию отводятся часы как в первую, так и во вторую половину дня, всего 66 часов. Их продолжительность 30-40 мин, 2 раза в неделю

  1. Личностные и предметные результаты освоения курса коррекционно-развивающей области «Логопедические занятия»

Программа обеспечивает достижение обучающимися личностных и предметных результатов.

Личностные и предметные результаты освоения курса коррекционно-развивающей к области «Логопедические занятия»

Личностные результаты:

  • Овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
  • Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни.
  • Принимает новый статус «ученик», на уровне положительного отношения к школе.
  • Овладение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
  • Использует навыки коммуникации.
  • Осознает себя как ученика, заинтересован посещением школы.
  • Способен положительно относиться к себе.
  • Умеет проявлять самостоятельность в разных видах детской деятельности.
  • Положительно относится к коррекционным занятиям, принимая, соответствующие возрасту, социальные роли.
  • Выполняет правила личной гигиены, безопасного поведения в школе. 

Предметные результаты:

Минимальный уровень

  • Использовать длительный выдох, умения правильно пользоваться речевым дыханием: слитное воспроизведение слогов с постепенным их наращиванием, слитное воспроизведение слов.
  • Воспроизводить и различать краткое и долгое произнесение гласного.
  • Вслушиваться в обращенную речь.
  • Соотносить речь и изображения (выбор картинки соответствующей слову, предложению).
  • Повторять и воспроизводить по подобию отдельные слоги, слова.
  • Различать некоторые неречевые звуки.
  • Проявлять готовность к согласованию своих действий с действиями учителя.
  • Понимать информацию, содержащуюся в устном высказывании.
  • Воспринимать и соотносить слова, словосочетания, фразы с иллюстрациями.
  • Способен удерживать заданную артикуляционную позу в процессе выполнения упражнений артикуляционной гимнастики.
  • Понимать простые грамматические категории: единственное и множественное число существительного.
  • Общаться, используя в самостоятельной речи словосочетания и простые нераспространенные предложения.

Достаточный уровень

Практическое использование модуляций голоса по силе (нормальный-громкий-тихий), сохраняя нормальную высоту и тембр.

  • Воспроизводить и различать элементы ритмико-интонационной структуры речи: слитность и паузы, краткое и долгое произнесение гласного.
  • Способен к различению гласных и согласных звуков.
  • Повторять и воспроизводить по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений.
  • Воспринимать, воспроизводить и соотносить слова, словосочетания, фразы с иллюстрациями.
  •  Владеть обобщенными понятиями.
  • Способен к дифференцированному произношению звуков, родственных по артикуляции, в ходе их усвоения.
  • Способен удерживать заданную артикуляционную позу в процессе выполнения упражнений артикуляционной гимнастики.
  • Усвоены моторные навыки и первоначальные навыки письма.
  • Понимать простые грамматические категории: единственного и множественного числа существительных, повелительного и изъявительного наклонений глаголов.
  • Узнавать по словесному описанию знакомые предметы.
  • Сравнивать знакомые предметы по отдельным, наиболее ярко выделяемым признакам.

  1. Учебно-тематический план

№ п/п

Разделы программы

Количество занятий

1

Звук. Слово. Предложение. Слова – предметы, признаки, действия.

6

2

Гласные звуки и буквы

16

3

Согласные звуки и буквы

41

4

Диагностика

3

 66

  1. Учебно-методическая и справочная литература
  1. Богомолова А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб., 1994 г.
  2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: «Просвещение», 1991 г.
  3. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных коррекционных образовательных учреждений. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2013 – 423 с. – (Коррекционная педагогика)
  4. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 224 с.
  5. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. Учебное пособие. СПб.: Союз, 2002. — 224 с.
  6. Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

№  Тема занятия.

Лексическая тема. Грамматическая тема.

Кол-во часов

          Дата

Наглядность, оборудование

Требования к развитию общей и мелкой моторики

Требования к развитию артикуляционной моторики

Содержание обучения

Основные требования  к знаниям  и умениям     уч-ся

Развитие и коррекция познавательной деятельности

1.  Звуки речи.

 Животные.

 Количественные числительные     один-много.

1

Индивидуаль-ные зеркала, музыкальные инструменты, предметные картинки: собака-собаки, корова-коровы, жук-жуки, лошадь-лошади, мышь-мыши

Упражнения для мышц шеи: повороты головы в стороны. При повороте – вдох, при возврате – выдох.

Пальчиковая гимнастика.

Упражнение для развития подвижности нижней челюсти «Бегемотики»

Слушание звуков вокруг нас:

Образование звуков речи. Знакомство с термином «речевой звук».

Произношение отдельных звуков (Волк – у-у-…)

Игра: «Кто как голос подает». (Собака – р-р-р, корова–мммуу)

Выделить домашних животных.

Договаривание предложений по картинкам «один-много».

Знать понятие «речевой звук».

Уметь образовывать звуки речи (голосом, шумом, голосом и шумом).

Развитие слухового внимания, просодии.

Формирование умения обобщать.

 2. Знакомство со словом.

Части тела.

Ознакомление с понятием «слово».

 

1

Зеркала, ширма, пиктограммы.

При поднима-нии плеч  вдох через нос, при   опускании выдох через рот.

Упражнения на развитие двигательной памяти.

Шнуровка.

Упражнения для челюсти, для губ, языка

Упражнение на дыхание «мячик – ямка».

Ознакомление с органами артикуляции.

Ознакомление с понятием «слово». Дифференциация понятий «звук – слово». Условно графическая запись.

Выделение из речевого потока слов.

Игра: «Слово – не слово» («плим» - сочетание звуков, «стол» - слово).

Знать органы артикуляции.

Уметь выполнять простые артикуляцион ные упражнения.

Уметь отличать звук от слова.

Развитие подвижности органов артикуляции.

Формирование двигательных ощущений, памяти.

 3. Знакомство с предложением.

 Сад. Огород.

 Обозначение предложения символами  полосками.

1

Условно-графическая запись предложений

предметные картинки:        мышка,    сыр,   лес,   сад,  огород-

Упражнения для развития мышц плечевого пояса: вращение плеч, руки опущены.

Пальчиковая гимнастика

Упражнения для губ: «Улыбка», «Хоботок», - чередование.

Упражнение для языка на расслабление «Лопатка», «Блинчики».

Ознакомление с понятием «предложение».

Обозначение предложения полосками – символами.  Дифференциация понятий «слово»  «предложение».

Составление предложений с опорой на сюжетные картинки и вопросы КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ? Подбор слов по ситуативным цепочкам.

Знать, что предложение состоит из слов, связанных по смыслу.

Уметь составлять простые нераспространенные предложения.

Развитие слухового, зрительного восприятия.

Формирование смыслоразли-чительного значения слов.

4. Деление слов на слоги.

5.  Дифференци-ация слов, сходных по звучанию.

      Лес.

Обозначение слогов символами.

1

 1

Звуковые символы гласных, согласных (звуковые человечки).

Гимнастика для пальчиков «Мы капусту рубим».

Круговые движения головой с произношением на выдохе согласных звуков.

Упражнения для активизации круговой мышцы рта и подвижности верхней губы «Окошко».

Деление слов на слоги. Отстукивание ритмического рисунка слова.

Анализ слов, сходных по звучанию: лак, мак, рак; сок, сом, сор;

Знать понятие «Слог».

Уметь выделять из слова первый звук;

последний звук.

Развитие образного мышления.

Формирование навыка языкового анализа и синтеза.

Формирование смысло-различительного значения слов.

6.  Звук и буква А.

 Фрукты.

Практическое употребление существительных В.п.

1

Картинка – символ звука А «пещерка».

Предметные картинки: апельсин, лимон,

ананас,

 арбуз.

Упражнения для шеи: опускание, запрокидывание, повороты головы с произнесением звука А.

Развитие динамической координации рук.

Упражнение «Золушка».

Упражнение на опускание корня языка и продвижение языка вплотную к зубам.

Упражнение «Окошко».

Выделение звука  А из ряда гласных звуков.

Анализ артикуляции звука А. 

Характеристика звука А.

 Выделение слов со звуком  А Знакомство с буквой Аа

Знать правиль-ную артикуля-цию звука  А, названия фруктов.

Уметь выделять звук А из ряда звуков, из слоговой дорожки, из слов.

Развитие слухового внимания, фонема-тического слуха.

Формирование родовидовых понятий, условно-рефлекторной связи между графемой и кинемой.

7. Звук и буква У.

 Домашние птицы.

Употребление существительных в Т.п.

1

Картинка – символ звука У, сюжетная картинка «Птичник».

Предметные картинки: утка, гусь, гуси, куры, петух.

Релаксационные упражнения с элементами логоритмики.

Вытягивание губ в трубочку, выработка движений губ вперед

Выделение звука у в начале слова УТКА.

Анализ артикуляции звука У.

Характеристика звука У – гласный, потому что нет преграды. Выделение звука У  из слов (утка, гусь, петух, куры).

Упражнение детей в практическом усвоении падежной конструкции (Т.п..)

Знать правильную артикуляцию звука У, написание буквы У.

Уметь практически употреблять.

Формы твори-тельного падежа существительных.

Развитие слухового внимания, фонема-тического слуха.

Формирование длительного ротового выдоха.

Формирование звукобуквенного анализа.

8-9.  Звук и буква М.

 Семья.

 Работа с деформированным текстом.

2

Картинка – символ звука М.

Сюжетная картинка «Семья».

Предметные картинки: дом, мак, машина, домик для определения позиции звуков.

Более сложные по переключаемости пальчиковые упражнения.

Традиционные общеразвиваю-щие упражнения.

Упражнения на укрепление круговой мышцы рта, выработка плотно сжимать губы.

Упражнение «Ниточка».

Выделение звука М из слова ДОМ.

Характеристика звука М по артикуляционным и акустическим признакам.

Звукобуквенный анализ слогов ОМ, АМ, МА. МУ.

Произношение звука М в словах.

Работа по картинке «Семья».

Актуализация словаря по теме: «Семья». Как зовут детей в семье. Имена со звуком М

Знать артикуляцию звука М.

Уметь выделять звук М из слов и соотносить его с соответствующей буквой.

Развитие фонема-тического слуха; развитие звукобуквенного анализа.

Активизация речеслухового анализатора.

10.  Звук и буква О.

 Животные.

Практическое   усвоение Р.п.  существительных.

1

Картинка – символ звука О.

Предметные картинки: кот, ослик, конь, собака.

Упражнения на поднимание рук вверх и наклоны корпуса вправо и влево

Упражнения для удержания рта широко открытым.

Активизация круговой мышцы рта и подвижности верхней губы.

Повторение гласных звуков.

Выделение звука О в начале слова.

Анализ артикуляции звука О .

Характеристика звука О .

Выделение гласного звука О из слов, из слогов, из ряда гласных звуков.

Отгадывание загадок о домашних животных (кот, ослик, конь, собака).

Составление предложений по картинкам

(Оля кормит (кого?) кота …)

Знать артикуляцию звука О , названия некоторых домашних животных.

Уметь выделять звук О из ряда других звуков, из слогов, слов.

Развитие ретро-спективной функции памяти, артикуляционную моторику, логическое мышление.

11-12. Звук и буква С.

 Посуда.

 Падежное управление.

2

Картинка – символ звука С.

Слоговая дорожка.

Предметные картинки: стакан, сковорода, миска, кастрюля.

Снятие мышечного напряжения, ликвидация гипертонуса.

Игры для рук с мелкими предметами.

Выработка умения удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы.

Упражнения «Забор», «Улыбка».

Характеристика звука по артикуляционным и акусти-ческим признакам.

Чтение слогов, слов со звуком С.

Звукобуквенный анализ слогов, слов.

Активизация словаря по теме «Посуда». Работа с опорными схемами.

Знать артику-ляцию звука С.

Уметь выделять звук С в начале слова, в середине и в конце.

Уметь груп-пировать предметы по заданным признакам.

Развитие фонематического слуха, звукобуквенного анализа.

Формирование умения делать выводы на основе анализа, соотносить опорные схемы со звуком.

 13. Звук и буква Х. Животные.

 Ед. и мн. число существительных.

1

Символ звука Х.

Предметные картинки: хомяк,

петух, слониха, зайчиха, черепаха.

Формирование навыков элементарной ориентировки в пространстве.

Упражнение «Покашливание»

Упражнения на опускание корня языка.

Проговаривание слов со звуком Х по картинкам.

Игра «Эхо» - образование именительного падежа множественного числа суще-ствительных

хомяк – хомяки, петух - ……

Знать отличие гласных звуков от согласных.

Уметь выделять звук Х из слогов, слов.

Развитие фонематического слуха, устойчивого внимания.

Формирование связной речи,

14.  Повторение.

1

15.  Звук и буква Ш.

 Игрушки.

 Падежное управление.

1

Игрушки: кукла Маша, мишка, матрешка, петрушка, лошадка, неваляшка.

Упражнения на произвольное управление процессом переключения.

Выработка движения передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки.

Упражнения «Вкус варенья», «Чашечка».

Выделение звука Ш из слов, обозначающих игрушки.

Характеристика звука Ш по артикуляционным и аку-стическим признакам.

Звук Ш в слогах, словах, определение его места в слогах, словах.

Звукобуквенный анализ слов. Падежное управление.

Кого пригласила Маша на день рождения?

Что подарили гости Машеньке?

Игра «Какой звук потерялся?»

 (мы…ка, ко…ка) Буква  Ш.

Знать правильную артикуляцию звука Ш, названия игрушек.

Уметь обобщать слова одного вида.

Развитие фонема-тического слуха, умения анализа и синтеза.

Формирование умения выделять частное из общего.

16-17. Звуки С-Ш.

Одежда.

Согласование числительного с существительным.

2

Символы звуков С-Ш.

Звуковые домики и дорожки.

Предметные картинки: шарф, шуба, рубашка, свитер.

Упражнения на произвольное управление процесс-сом напряжения и расслабления.

Выработка умения, рассла-бив мышцы языка, удержи-вать его широ-ким, распла-станным, а также умения удерживать кончик языка за нижними зубами, активизировать кончик языка.

Упражнения «Блинчик», «Лопатка», «Почисти зубы», «Кошка сердится».

Сравнительный анализ звуков С и Ш по артикуляционным и акустическим признакам. Сравнительный звукобуквенный анализ

слов – паронимов.

Активизация и расширение словаря по теме «Одежда».

Согласование числительного с существительным (один шарф, два шарфа, 3 и 5 ….)

Знать артику-ляционные и акустические признаки звуков С, Ш.

Уметь отличать по артикуляции и на слух звуки С – Ш.

Развитие умения сравнивать.

Формирование умения сочетать свои действия с речью.

18-19.  Звук и буква Л.

 В лесу.

 Падежное

управление.

2

Картинка – символ звука Л.

Предметные картинки: лань, волк, лебедь.

Сюжетная картинка

«В лесу».

Упражнения на развитие точности и стабильности произвольных движений.

Выработка удерживать язык узким.

Упражнение «Иголка».

Анализ артикуляции звука Л.

Характеристика звука Л. Произношение звука Л в слогах, словах.

Активизация и расширение словаря по теме «Дикие животные». Игра «4 лишний».

Падежное управление. (На дереве увидели – белка, дятел, дупло).

Составить рассказ «Кто где живет». Белка живет в дупле. Волк живет в логове.

Знать правильно артикуляцию звука Л, названия диких животных.

Уметь опреде-лять какие животные где живут, опреде-лять место звука Л в слове.

Развитие фонемати-ческого слуха, совершенствование звукобуквенного анализа, логического мышления.

Выработка четких артикуляционных движений.

Формирование четких артикуля-ционных движений.

 20. Звук и буква Ы.

 Животные из сказки Чуковского «Бармалей»

 Единственное и множественное число существи-тельных.

1

Картинка – символ звука Ы.

Иллюстрация к сказке К.Чуковского «Бармалей».

Предметные картинки: крокодил, бегемот и др.

Ориентировка в пространстве относительно предметов и окружающих детей.

Упражнения для голоса: вокализы, голубиное воркование.

Выработка высокого подъема спинки языка.

Выделение звука Ы.

Как пыхтит тесто? (пых-пых).

Характеристика звука Ы по артикуляционным и акустическим признакам.

Звук Ы в слогах, словах, предложениях.

Работа с иллюстрацией к сказке Чуковского «Бармалей».

Подсказать слова:

В Африке … (акулы)

В Африке … (гориллы)

Злые …. (крокодилы)

Игра «Чудесные превращения».

Буква Ы.

А бедняжка буква Ы 

бродит с палочкой увы.

Знать артику-ляцию звука Ы.

Уметь выделять звук Ы из слогов, слов, уметь изменять слова.

Развитие точных артикуляционных движений.

Формирование умения делать выводы на основе анализа.

Совершенствование ритмической организации речи.

21-22. Звук и буква Р.

Птицы зимой.

Употребление предлога НА.

2

Предметные картинки: сорока, ворона, снегирь, воробей.

Панно (сюжетная картина) «Зимний парк».

Упражнения на дыхание «Носом – вдох, а выдох – ртом» с движениями.

Укрепление мышцы кончика языка. Выработка подъема языка вверх и умение делать кончик языка напря-женным.

Упражнения «Барабанщик», «Дятел», «Пулемет».

Характеристика звука Р изолированно, в слогах, словах. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам. Назвать птиц в словах – картинках. Место звука в слове.

Отгадывание загадок и разме-щение птиц на панно «Зимний парк».

Знать правильную артикуляцию звука Р; зимующих птиц.

Уметь правильно употреблять предлог НА в разговорной речи.

Развитие фонема-тического слуха, зрительно-пространственной ориентировки.

Формирование диалогической речи.

23-24. Звуки Р – Л.

Птицы.

Предлоги НА, С.

2

Цветовые символы звуков.

Предметные картинки: ворона, сорока, воробей, дятел, голубь.

Сюжетная картина «Зимний парк»

Упражнения для ног «Возле елочки зеленой

Скачут, каркают вороны: Карр, Карр!

Из-за корочки подрались,

Во все горло разорались: Карр, Карр!»

Упражнение на выработку подъема языка.

Сравнительная характеристика звуков Р-Л.

Звуки Р-Л изолированно и в слогах.

Игра «Прилетели птицы в парк». Дети расставляют птиц на панно – закрепление употребления предлога НА.

Игра «Кто с кем поменялся» (Воробей с сорокой поменялись местами. Воробей сидел на снегу, а ворона – на пне).

Знать значение предлогов НА, С, сравнительную характеристику звуков Р-Л.

Уметь правильно пользоваться в устной речи предлогами НА,С.

Уметь различать звуки Р-Л по артикуляцион-ному укладу.

Развитие памяти, внимания фонема-тического восприятия.

Формирование умения сравнивать, анализировать, ориентироваться в пространстве.

25. Звук и  буква К.

 Подворье.

 Падежное управление. Согласование числительных с существительными.

1

Звуковые домики.

Предметные картинки: корова с теленком, лошадь с жеребенком, кошка с котятами, собака со щенками, коза с козлятами, кролики, поросенок, утки, куры.

Упражнения на развитие умения сохранять положения пальцев на некоторое время.

Изображение кистями рук кошки.

Упражнения «Полоскание горлышка», «Дедушка храпит».

Выделение звуков К, КЬ из слов – отгадок утки, козел, кот, поросенок.

Характеристика звука К по артикуляционным признакам.

Анализ и синтез слогов, слов со звуком К. Падежное управление. Согласование числительных с существительными. (Кого мы увидели? Корову с теленком. Кошку с котятами). Сосчитать сколько телят, котят.

Знать детенышей животных.

Уметь выделять звук К из слогов, слов, согласовывать числительные с существитель-ными.

Развитие мелкой моторики, просодических компонентов речи.

Развитие контроля за выполняемыми движениями.

26. Звук и  буква П.

 

 27.  Звуки Б-П.

    Почта.

 Составление и преобразование простых нераспро-страненных  предложений с глаголами.

1

1

Картинка-символ звука П.

Звуковая линейка.

Предметные картинки: почтальон, посылка, письмо.

Стилизованная буква П.

Карточки с буквами Б-П.

Выполнение сложно-координиро-ванных движений.

Активизация губ.

Выделение звука П

Характеристика звука П.

Составление и преобразование нераспространенных предложений с глаголами: покупать, принести, прислать….

(Почтальон принес….

Письмо прислал….

Петя покупает …..

Буква П.

Дифференциация слов со звуком Б и П.

Упражнения на профилактику оптических нарушений.

Знать правильную артикуляцию звука П.

Уметь четко произносить звук П, составлять предложения.

Уметь дифферен-цировать слоги, слова со звуками П и Б,

Развитие логического мышления фонематического слуха.

Формирование умения работать с символами, опорными схемами.

28. Повторение.

29. Звук и буква Т.

Транспорт.

 Анализ словесного состава предложения.

1

Предметные картинки: такси, автобус, троллейбус, трамвай, вертолет.

Выполнение разно именных, разно направленных движений.

Упражнение «Поезд».

Укрепление мышц кончика языка «Барабанчик» «Пулемет».

Характеристика звука Т по акустическим и артикуляционным признакам.

Игра «Поймай звук». Произношение звука Т в слогах.

Определение места звука Т в словах, которые обозна-чают названия транспорта.

Анализ словесного состава предложения (придумать предложение со словом автобус, трамвай, обозначить полосками).

Знать правильную артикуляцию звука Т.

Уметь выде-лять звук Т из слогов, слов, находить его место, анали-зировать сло-весный состав предложения.

Развитие звукобуквенного анализа, произвольного внимания.

Формирование условно-рефлекторной связи между фонемой, графемой, кинемой.

30. Звук и буква И.

 Игрушки, инструменты.

 Подбор родственных слов.

1

Звуковые домики.

Предметные картинки: игла, клещи, ножницы, молоток, избушка, мишка, мячик.

Выполнение общеразвиваю-щих упражне-ний по речевой инструкции.

Укрепление круговой мышцы рта, выработка умения плотно сжимать зубы. Упражнение «Ниточка».

Дифференциация предметов, относящихся к игрушкам и инструментам (игла, клещи, ножницы, молоток, избушка, мишка, лисичка, мячик).

Выделение звука И из слов.

Подбор родственных слов

(Что можно делать с игрушками? Играть.

Эта машинка …. (игрушечная).

У нас много ….. (игрушек)

Сейчас я приглашу вас на ….. (игру)

Со мной вы будете ….. (играть).

Буква И.

Знать какие звуки называются гласными.

Уметь отличать инструменты от игрушек, подбирать родственные слова с помощью логопеда.

Развитие координации движений пальцев, аналитического мышления.

Практическое усвоение родственных слов.

Активизация речедвигатель-ного анализатора.

31. Звук и буква З.

32-33. Звуки  З-С.

 Животные.

Подбор названий действий к названию предмета.

1

2

Картинка – символ звука З

Карточки с буквами З-С.

Предметные картинки: зебра,

заяц,

змея,

комар,  стрекоза

Формирование навыка владения телом и пространством, двигательные «сказки»

Выработка умения удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верх-ние передние зубы.

Упражнения «Заборчик», «Лягушки»

Выделение звука З из слов.

Анализ артикуляции звука З.

Характеристика звука.

Звук З в слогах, словах.

Как передвигается змея? (Змея ползет)

Как передвигается динозавр? (динозавр топает, стрекоза летит, зебра скачет, заяц прыгает).

Дифференциация слов со звуком З и С.

Знать артику-ляцию звука З, названия животных.

Уметь опреде-лять место звука в слове, составлять простые нераспростра-ненные предложения.

Уметь дифферен-цировать слоги, слова со звуками З и С.

Развитие элементов имитации, пластики движений.

Активизация словаря по теме животные.

Формировать умение определять место звука в слове.

34. Звук и буква В.

 Птицы.

Употребление ласкательных суффиксов.

1

Предметные картинки: ворона, воробей, сова, соловей.

Обучение детей подражательной деятельности.

«Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише

Деревцо все выше, выше»

Выработка умения обнажать верхние зубы «Лошадка улыбается».

Выделение звука  В из слогов, слов. Произношение изолированно. Анализ артикуляции звука В.

Зубками губку прикусим,

Между ними голос пустим…..

Характеристика звука /В/.

Звук В в слогах. Отгадывание загадок о птицах. Определение в отгадках места звука В.

Буква В. 

Игра «Назвать новое имя»

Знать прави-льную артику-ляцию звука В, названия птиц.

Уметь обоб-щать однород-ные предметы, образовывать новые слова с помощью ласкательного суффикса.

Развитие аналитического мышления.

Активизация речедвигательного анализатора.

Формирование умения соотносить звук с графическим обозначением.

35. Звук и буква Ж.

 Насекомые.

 Составление предложений с существительными в Винительном падеже.

1

Символ звука З

Предметные картинки: мухи,

пчелы,

жуки

Выработка навыка самостоятельных действий (независимо от логопеда)

На лужайке, на ромашке

Жук летал в цветной рубашке.

Жу-жу-жу, я с ромашками дружу

Тихо по ветру качаюсь

Низко-низко наклоняюсь.

Выработка умения удер-живать напря-женный язык в распластанном положении. Упражнение «Лопатка»

Анализ артикуляции звука Ж.

Ж – как Ш мы произносим,

Только голос в гости просим

Характеристика звука Ж.

Игра «Кто как жужжит» (мухи, пчелы, жуки)

Составление и чтение слогов со звуком Ж.

Звукобуквенный анализ слова ЖУКИ.

Договаривание предложений.

Женя побежал в лес и увидел ….. (жука).

Он подбежал ближе к ….

От Жени улетел ….

Женя побежал

за …..

Женя очень жалел, что не поймал ….

Буква Ж.

Знать правильную артикуляцию звука Ж.

Уметь характери-зовать звук Ж, согласовывать числительное с существительным.

Развитие аналитических функций мышления, зрительного, слухового восприятия.

Формирование умения дополнять предложения существительными в Винительном падеже. Совершенствование моторных ощущений.

36-37. Звуки  Ж-Ш.

Детеныши животных.

 Падежное управление.

2

Предметные картинки: медведица с медвежонком, ежиха с ежонком, кошка с котенком, лошадь с жеребенком, мартышка, мышка.

Развитие эле-ментарных творческих двигательных навыков.

Выработка уме-ния поднимать язык вверх.

Развивать точность и активность кончика языка.

Упражнение «Качели»

Уточнение и сравнение артикуляции звучания звуков Ж-Ш.

Характеристика звуков.

Обогащение и уточнение словаря по теме животные и их детеныши.

Падежное управление

«Кто за кем стоял?»

«У кого кто?»

Знать отличия звуков Ж и Ш, знать детенышей животных.

Уметь дифферен-цировать слоги, слова со звуками Ш-Ж.

Развитие фонема-тического восприятия.

Развитие креа-тивности, творчества.

Формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать.

38. Звук и буква Г.

39-40. Звуки Г-К.

 «Во саду ли, в огороде».

 Словообразование.

 

1

2

Игрушки двух гномов.

Предметные картинки: горох,

огурцы, гранат,

груша, виноград, гречиха.

Упражнения на координацию движений, работа с настенным панно.

Активизация работы корня языка.

Упражнения «Дедушка храпит», «Полоскание горлышка».

Выделение звуков Г,ГЬ из слов гном Гоша, гном Гена.

Характеристика звуков Г-ГЬ по артикуляционным и акустическим признакам.

 Звуки Г-ГЬ в слогах, словах, предложениях.

Игра «Во саду ли, в огороде» (названия фруктов, овощей со звуком Г-ГЬ).

Какую кашу варим из гречки?

Суп какой – гороховый, компот – грушевый и т.д.).

Отгадать на вкус сок.

Буква Г.

«Г стоит как великан».

Буква Г – подъемный кран.

Дифференциация слов со звуком Г и К.

Знать что растет в саду, а что в огороде.

Уметь выделять звук Г из слогов, слов, образо-вывать слова суффиксальным способом.

Уметь дифферен-цировать слоги, слова со звуками Г и К.

Развитие фонемати-ческого восприятия, вкусовых ощущений.

Развитие анализа и контроля своих действий.

Формирование уверенности и адекватности само оценки.

41.Звук и буква Д.

42-43. Звуки Д-Т.

Дом.

Словообразование.

   

1

2

Стилизован-ные буквы Д.

Предметные картинки: сковорода, дуршлаг, ведро, подушка, одеяло, плед,

Упражнения пальцевой гимнастики и ритмической последователь-ности.

Укрепление мышц кончика языка.

Упражнения «Барабанчик», «Пулемет»

Упражнения для голоса.

Выделение звука Д из слов дом, домовой, домовенок.

Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам. Произношение звука Д в словах, предложениях. Картинки с разными домами.

Словообразование: дом, домик, домище…..

Где видели эти дома?

 (В городе, в деревне).

Дом из дерева – деревянный).

Подбор видовых понятий к родо-вым.

Назвать посуду (постельные принадлежности), которые есть в доме со звуком Д (ДЬ).

Дифференциация слов со звуком  Д-Т.

Знать артику-ляцию и характе-ристику звука Д.

Уметь образо-вывать новые слова с помощью суффиксов, определять наличие звука в слове.

Уметь дифферен-цировать слоги, слова со звуками Д и Т.

Развитие внимания тактильно-вибрационных ощущений.

Формирование моторных ощущений.

Подведение к умозаключению.

44. Звук и буква Й.

 Сказка.

 Глаголы повелительного наклонения (топай, бегай…)

1

Зеленый домик.

Картинки Кощея и Марьи – царевны.

Обучение детей подражательной деятельности.

Если нравится тебе, то делай так…

Если нравится тебе, то и другого научи.

Если нравится тебе, то делай так…

Упражнения на развитие под-вижности языка.

Характеристика звука Й по артикуляционным и акустическим признакам.

Произношение звука Й в слогах, словах, развитие пространственной ориентировки.

Буква Й.

Знать правильную артикуляцию звука Й.

Уметь отличать Й от И, уметь употреблять глаголы повелительного наклонения.

Развитие фонема-тического восприятия артикуля-ционной моторики.

Формирование пространственной ориентировки, условно-рефлекторный связи между фонемой и графемой.

45. Повторение

1

46. Буква Е.

 Персонажи сказок, скороговорок.

 Употребление антонимов.

1

Иллюстрации к сказкам, скороговор-кам.

(Емеля,

заяц Егорка, Елизар).

Пальцевые игры, игры для рук с мелкими предметами.

Дыхательные упражнения с вовлечением в работу диаф-рагмы «Хомячок», «Собаке жарко».

Выделение Е из слогов, слов.

Составление и чтение прямых слогов.

Характеристика  Е.

Подбор слов с противополож-ными значениями.

Старые – новые

Высокие - ….

Толстые - ….

Широкие - ….

Буква Е.

Ева гребнем причесалась

В нем три зубчика осталось.

Знать какие звуки гласные, главных героев данных сказок, скороговорок.

Уметь подбирать к словам антони-мы.

Развивать фонема-тический слух, устойчивое внимание, артикуля-ционную моторику.

Формирование долговременной памяти.

47. Буква Ё.

 Деревья.

 Употребление предлогов.

1

Предметные картинки: ёлка,

берёза,

ёж.

Выполнение общеразви-вающих упра-жнений по речевой инструкции.

Упражнять в подвижности среднюю часть язычка.

Выделение Ё из слова-отгадки

«Под соснами, под ёлками лежим мешок с иголками» (Ёжик, ёж).

Составление слогов с гласной Е прямых и обратных. Нахождение места гласной Ё в словах: ёлка, берёза.

Ёлка и берёза – это что?

Знать назначение предлогов ПОД, НАД, В, ОКОЛО

Уметь читать слоги, слова с гласной Ё, правильно употреблять предлоги.

Развивать логиическое мышление (обобщение, анализ, память, устойчивое внимание).

Формирование умения обобщать, сравнивать, выделять.

48. Буква Я.

Море.

Родственные слова.

1

Символ буквы Я.

Предметные картинки: моряк Яша, якорь,

маяк

Упражнения на развитие двигательной памяти.

Активизация спинки язычка.

Выделение гласной Я из стихотворения

Яше снятся якоря, Снятся яхты и моря…

Соотнесение буквы Я с символами. Анализ артику-ляции Я. Характеристика гласной Я.

Прочитать предло-жения, найти родственные слова (Яша ушел в плавание. Яша пришел в гости. Яша отошел от якоря).

Знать букву Я.

Уметь выделять слоги, слова с буквой Я.

Отыскивать родственные слова, обозна-чающие действия предмета.

Развитие навыка звуко-буквенного анализа и синтеза.

Формирование умения соотне-сения слов со звуковыми схемами.

49. Буква Ю.

 Имена людей.

 Употребление глаголов настоя-щего времени в первом  лице.

1

Стилизован-ное изобра-жение буквы Ю.

Таблица с именами собственными.

Куклы.

Упражнения на развитие мелкой моторики, дифференци-ровка темпа.

Выработка умения быстро менять поло-жения языка.

Повторение изученных гласных II ряда.

Знакомство с гласной Ю. Знакомство с героями занятия (Юра, Юля). Запись имен с буквой Ю.

 (Танцевать – я танцую,

петь – я пою,

учить –  учу). Какая пара лишняя

Правописание имен собственных.

Знать букву Ю.

Уметь правильно писать имена собственные, употреблять глаголы настоящего времени

в 1-м лице.

Развитие зрительного восприятия, орфографической зоркости.

Формирование умения согласования слов в предложение.

Предупрежде-ние устного аграмматизма.

50. Звук и буква Ц.

  Цирк.

 Словообразование.

1

Стилизованная  буква Ц.

Сюжетная картинка: арена цирка.

Предметные картинки: цапля,

овца,

 заяц,

курица.

Упражнения на развитие точности пальчиков.

Развивать точ-ность движений кончика языка.

Выделение звука Ц из слогов, слов. Буква Ц. Сравнение букв Ц и И. Характеристика звука Ц по акустическим и артикуляционным признакам. Работа по сюжетной картинке

«Цирк».

Кто выступает? Дифференциация: домашние и дикие животные, птицы и звери.

Игра «У кого кто?»

Знать артику-ляцию звука Ц.

Уметь выделять звук

Ц из слогов, слов; называть детенышей животных.

Развитие логического мышления.

Формирование умения словообра-зования, контроля рефлексии своих действий.

51. Звук и буква Ч.

 Утро.

 Правописание       ча, чу.

1

Символы звука и буквы Ч.

Сюжетная картинка «Завтрак». (Девочка, часы, чашка, чайник, чай).

Предметные картинки: ключ, чулки, перчатки, очки, черепашка.

Упражнения на развитие двигательной памяти, пальчиковый театр.

Упражнения для губ «Трубочка», «Улыбка» чередование, «Кролик».

Упражнение для язычка «Приклей конфетку», «Лошадка».

Выделение слов со звуком Ч, используя сюжетную картинку «Завтрак». Характеристика звука Ч. Буква Ч. Звук и буква Ч в слогах, словах, предложениях. Составление рассказа «Утро ученика», используя сюжетную и предметные картинки.

Сказка «Почему буква Ч не дружит с гласными Я, Ю.

Знать букву и звук Ч.

Уметь выделять звук и букву Ч из слогов, слов, составлять небольшой рассказ по опорным картинкам.

Развитие зрительного слухового восприятия.

Формирование приемов учебной деятельности, связной монологи-ческой речи.

52. Звук и буква Щ.

 

53-54. Звуки   Ч – Щ.

  Рыба.

 Правописание      ща, щу.

1

2

Символы буквы и звука Щ.

Предметные картинки: щука,

 лещ,

щенок.

Упражнения на развитие мелкой моторики, дифференци-ровка, темпа, ритма.

Упражнения «Чашечка», «Грибок», «Колечко».

Артикуляционная и акустическая характеристика звука Щ, буквы Щ. Произношение Щ в слогах, словах. Звукослоговой анализ и синтез слов: щука, лещ, щенок.

Игра «Лишний предмет». Составление предложений по теме «Рыбалка». «Почему буква Щ не дружит с Я, Ю».

Дифференциация слов со звуком Ч и Щ.

Знать акустические и артикуляционные стороны звука Щ, отличие буквы Щ от буквы Ш.

Уметь характери-зовать звук Щ; выделять лишнее слово.

Уметь дифферен-цировать слоги, слова со звуками Ч и Щ.

Развитие умения анализировать, обобщать.

Формирование умений ориенти-роваться на систему признаков.

55. Звук и буква Э.

 Игра «Я знаю это слово».

Составление предложений с помощью глаголов совершенного вида.

1

Стилизованная буква Э, символы.

Куклы Эмма.

Предметные картинки: эскимо, экран, экскаватор, электропоезд и др.

Элементы ритмической гимнастики и хореографи-ческих компо-зиций.

Рот пошире открываем,

Губы больше раздвигаем.

Проговарива-ние чистоговорки медленно, умеренно, быстро.

Эмма, Эдик шли в кино,

Покупали эскимо.

Знакомство с нормой артикуляции. Соотнесение звука Э с буквой и символом.

Игра «Я знаю это слово» - рассмотреть и назвать картинки. Чтение предложений с пропущенным словом.

Во дворе … экскаватор.

Дети …на экскурсию.

Знать, что Э – гласный, знать отличительные признаки гласных от согласных.

Уметь соотносить звук с буквой и символом.

Развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза.

Формирование умения принять учебную задачу.

56.Звук и буква Ф.

 57-58.  Звуки В – Ф.

 Профессии.

 Составление предложений по наводящим вопросам.

1

2

Предметы или их изображния: телефон, фотоаппарат, фонарик, футбол.

Фокусник Фома.

Сложные по переключаемости пальчиковые упражнения.

Дыхательная гимнастика. Как пыхтит каша?

Повторение. Какие звуки называются согласными?

Звуко-слоговой анализ слогов, слов. Соотнесение звука Ф с буквой и символом. Словообразование – от данных слов придумать профессию. (Например: телефон – телефонист).

Дифференциация слов со звуком В и Ф.

Знать звук и букву Ф.

Уметь произносить слова сложного звуко-слогового состава.

Уметь дифферен-цировать слоги, слова со звуками В и Ф.

Развитие фонема-тического восприятия, логического мышления.

Формирование умения действовать по правилу и разных видов контрольно-оценочных действий: планирующего, промежуточного и итогового видов самоконтроля.

59. Повторение.

 60-62. Резерв.

 

63-66. Обследование речи учащихся.

1

3

4 

Оценка результативности коррекционной работы.

Оценка динамики работы с учащимися.

Количественный и качественный анализ ошибок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочных занятий "Дружим с математикой" для 2 класса на основе УМК "Начальная школа 21 век" автора Е.Э. Кочуровой

Рабочая программа внеурочных занятий по математике расчитана на 34 часа и составлена на основе авторской программы Е.Э. Кочуровой по УМК "Начальная школа 21 век" с учётом требований ФГОС.  Рабоча...

Рабочая программа развивающих занятий в 1 классе

Рабочая программа развивающих занятий для учащихся 1 класса в адаптационный период.Планируемый результат: благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в школе....

Рабочая программа внеурочного занятия "Я-исследователь" 2 класс

Разработка рабочей программы "Я-исследователь", 2 класс....

Рабочая программа факультативного занятия "Вдумчивое чтение" 2 класс

Рабочая программа по внеклассному чтению для 2 класса....

рабочие программы по УМК "Перспектива" для 1 класса, рабочие программы внеурочных занятий, план воспитательной работы

В заархивированном файле находятся рабочие программы для 1 класса по УМК "Перспектива" по  Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Физкультуре, Технологии. М...

рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса, рабочие программы внеурочных занятий

В архиве рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Технологии, Физкультуре. Здесь же можно найти программы вн...