ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ
материал по логопедии на тему
Игровые методы профилактики и коррекции нарушений письма. Любящим родителям на заметку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Памятка родителям по теме "Игровые методы профилактики и коррекции письма" | 29.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые методы профилактики и коррекции нарушений письма.
Любящим родителям на заметку.
Неудачи в овладении письмом приводят школьника сначала к нежеланию и отказу выполнять домашние задания в письменном виде, а потом и посещать уроки, на которых этот дефект обнаруживается наиболее отчетливо.
У большинства детей длительное переживание школьных неудач влияет на настроение, способствует развитию депрессивных состояний, отчаянию, стремлению к самоизоляции. Если не проведена соответствующая коррекция, то безграмотность может сохраниться и в зрелом возрасте человеку будет сложно достигнуть успеха в профессии, требующей составления текстов в письменной форме и их грамотного оформления. В повседневной жизни тоже иногда требуется оставить записку или написать открытку, и очень часто люди стараются не делать этого, чтобы не показать свою безграмотность...
Как же заниматься с такими детьми? Какой подход к ним искать? Что делать? Мы знаем ответ — ИГРАТЬ!
В процессе занятий ребенок проходит все стадии игрового развития — от предметной до ролевой игры, вырабатывает произвольность (умение следовать правилам), развивает речь, воображение, пространственные и временные представления, мелкую моторику, восприятие, внимание, память, логическое мышление — все, что необходимо для овладения русским языком.
Проблема: пропуск букв в словах
В данной главе мы предлагаем упражнения, с помощью которых формируется образ слова. Эти простые и увлекательные игры и задания помогут решить проблему пропуска букв, вызванную различными причинами
«Магазин»
Рисуем определенные предметы, например арбуз и мышь, а затем «продаем» их, «рекламируя» по каждой букве:
а — ароматный;
р — рубиновый;
б — большой;
у — укатить домой!,
з — звонкий;
м — маленькая;
ы — ы-ы!;
ш — шуршит;
ь — мягкая шубка.
Это упражнение уместно проводить не только при несформированности семантического образа слова, пропуске букв, но и при речевом недоразвитии ребенка.
Советую родителям давать детям упражнение “Корректурная проба”. Оно принесет пользу любому ученику. Что это такое?
Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: буквуа зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д.
«Древнерусское письмо»
Ведущий диктует слова, которые ребенок записывает только согласными, обозначая гласные многоточиями. При такой записи предложение «Отважный Миша бежит от мыши» будет выглядеть следующим образом: ...тв...жн...й М...ш... б...ж...т ...т м...ш.... Сразу же предлагаем записать это же предложение только гласными, ставя точки на месте согласных: о......а......ы... ...и...а ...е...и... о......ы...и.
Делаем выводы, какое предложение читается легче, улавливаем роль согласных в русском письме. При выполнении этого упражнения отрабатывается механизм переключения, избирательности при письме.
"Волшебный диктант»
В этом упражнении детей привлекает то, что диктант пишется без единого слова и без единой буквы. Перед началом работы водим свои символы, например, договариваемся, что слова
с буквой «с» обозначаем как «X», слова с гласной «е» — «□»,
а все остальные — «/». Так, предложение «Мы смотрим на птичьи стаи в небе» выглядит так: / X / / X / □. Символами лучше обозначать те буквы, при дифференциации которых у ребенка есть трудности (например, и - у, и - ц, ц - ч, ш - щ, ё - ю и т. п.). Упражнение можно усложнить: через какое-то время этими жесимволами обозначить другие буквы и снова прочитать тот же текст.
С помощью этого упражнения устраняем дисграфические проявления, развиваем внимание, фонематический слух, умение концентрироваться и удерживать мысленные образы.
«Словесный мяч»
Упражнение родилось из известной и популярной детской игры, когда один игрок говорит слово, а второй должен продолжить, называя слово на последнюю букву прозвучавшего слова: автобус — слово — окно и т. д. Мы это предложение модифицировали: во-первых, действительно используем мячик, кидая его вместе со словом противнику, во-вторых, называем слова не только на последнюю, но и на предпоследнюю букву, на вторую, на третью с конца и т. п. Упражнение универсально: в него можно играть как вдвоем, так и целой группой, перекидывая мяч либо по кругу, либо в беспорядке, кому как захочется. Такая игра в увлекательной форме позволяет быстро выработать у детей умение представить графическое выражение слова, отрабатывается механизм переключения.
«Бухгалтер»
Преподаватель называет слова с одинаковым количеством букв. Ребенок мысленно представляет эти слова записанными в столбик. Удерживая представление в голове, он должен назвать определенную по счету букву во всех словах. Например, преподаватель говорит: «Дым, луг — вторая буква».
Дети представляют их написание в столбик и называют те буквы, которые идут в словах вторыми: «ы», «у». Если бы преподаватель попросил назвать третью букву, ребенок бы назвал буквы «м» и «г». Количество слов может быть от 2 до 4, букв в словах — от 3 до 7. Такое задание формирует умение мысленно видеть и прописывать слова, запоминать их образ, концентрировать внимание, удерживать буквенную структуру слова в памяти.
"Арабское письмо»
Ведущий диктует слова, которые ребенок должен записать, начиная с правой стороны строчки и наоборот, то есть задом наперед, при нормальном чтении (слева направо) слова должны читаться в их естественном виде. Например, предложение "В океане живет необычная рыба — рыба-ёж», написанное «по-арабски», должно выглядеть так: «же-абыр — абыр яанчыбоен тёвиж енаеко В».
Упражнение дает хорошие результаты в тех случаях, когда ребенок переставляет буквы и не дописывает слова. Не стоит сразу предлагать ребенку писать «по-арабски» целые предложения. Начните с коротких слов, в которых чередуются гласные
и согласные (вода, море), затем возьмите слова более трудные, где рядом стоят по 2-3 согласных (столик, столбик), а уж потом работайте с предложениями.
Проблема: замена букв при письме
Ребенок может путать буквы по разным причинам. Чаще всего можно встретить следующие замены:
♦несформированность зрительно-пространственных функций (при этом ребенок чаще всего путает буквы, похожие по написанию: б-д, и-у,т-п, ш-щ и пр.);
♦несформированность фонематического слуха (ребенок путает оппозиционные согласные: в-ф, б-п, д-т);
♦отсутствие устойчивого образа буквы (ребенок путает низкочастотные буквы: ц, ч, х, щ, ю, ё);
♦несформированность кинестетического анализа (ребенок смешивает буквы по акустико-артикуляционным свойствам: а-я, у-ю, ё-ю, о-у).
Следует отметить, что дети с вышеуказанными проявлениями изначально нуждаются в помощи логопеда и нейропсихолога для развития несформированных функций не только в речевой сфере.
Прежде всего, надо уточнить, насколько у ребенка сформированы пространственные представления, насколько четко он различает понятия: право — лево, низ — верх, впереди — позади, больше — меньше, выше — ниже, шире — уже.
Для этого мы предлагаем специальные игры.
«Потерянный объект»
Ведущий прячет какой-нибудь предмет (мягкую игрушку, шоколадку и пр.) и предлагает ребенку найти его. Поиски сопровождаются подсказками ведущего: пять шагов налево, поднять глазки наверх, руку протянуть вправо, опустить голову вниз, повернуться назад, сделать шаг правой ногой вперед и т. д.
«Исполнитель»
Ребенку даются различные предметы: карандаш, ручка, чашка, коробка, мелкие игрушки. На отдельных листках написаны задания, например: «положи карандаш справа от коробки», «посади куклу перед чашкой», «положи ручку слева от мишки» и т. д. Эти листки лежат перед ребенком «рубашкой» вверх, он вслепую выбирает одно задание за другим и выполняет их. С особенным удовольствием задания выполняются, когда они смешные.
«Зеркальные рисунки»
Для игры нужен листок бумаги в клетку. Учитель и ученик сидят лицом друг к другу. Лист бумаги разделен на два поля. Учитель на своем поле рисует какой-либо предмет, например домик с дверью, трубой и окном, или лодочку с парусом и флажком. В рисунках детали должны быть расположены с разных сторон, например: у домика дверь справа, дым из трубы идет влево, у лодочки парус развевается слева, а флажок — справа. Задача ребенка — воспроизвести картинку на своем поле так, чтобы она полностью соответствовала исходной. При этом ему дается инструкция: нарисуй так, чтобы то, что у меня справа, у тебя тоже было справа, то, что у меня слева, у тебя тоже было слева, то, что у меня вверху, у тебя тоже было вверху, то, что у меня снизу, у тебя тоже было снизу. Рисунки со временем можно усложнять, добавляя детали. Можно также прописывать и буквы.
После того как выяснилось, что ребенок различает основные пространственные понятия, ему можно предложить написать буквы, которые он путает, сопровождая их иллюстрациями: написать букву «б» и нарисовать возле нее, например, бабушку с клубком и банкой, собаку, клумбу, бегемота, березу и др. Чем выразительнее и смешнее будут картинки, тем лучше ребенок будет дифференцировать буквы. Если ребенок расположит на листе БаБушкувыше, чем ДеДушку, он никогда не забудет, что у буквы «б» — хвостик вверх, а у буквы «д» — хвостик вниз. Если, например, ребенок путает буквы ш-и, нарисуйте вместе с ним широкую шубу на большей части листа, а в уголке — тонкую иголку, и проговорите, что «ш» — шире, чем «и».
Напишите «волшебный» диктант, в котором из всех букв будут писаться только проблемные буквы, а все остальные — черточками. Например, слово «шуба» будет выглядеть так: ш----.В другом варианте «волшебного» диктанта можно сначала обозначить все буквы точками, а при повторной диктовке попросить ребенка написать проблемные буквы разными цветами, например «д» написать синим, а «б» — красным.
Вырежьте с ребенком алфавит из бархатной бумаги, скрутите из проволоки, слепите из пластилина, а затем предложите ему с закрытыми глазами угадывать буквы на ощупь. Например, букву «а» можно сложить из арбузных семечек, букву «ц» — из скрепленных между собой канцелярских скрепок или из цепочки. Летом очень хорошо было бы прописать буквы палочкой на песке, выложить из веточек, камешков и т. д.
Чем больше привлекаются телесные упражнения (кинестетический анализ) при запоминании букв, тем лучше. Можно писать буквы в воздухе, на спине, на ладошке. Попросите ребенка представить, что у него на носу длинный карандаш и он им выписывает буквы на потолке.
Упражнения при смешении звуковпо фонетико-фонематическому сходству.
Все предложенные ниже упражнения должны следовать именно в этом порядке (услышали — произнесли — отличили — записали) и являться только базой для вашего творчества. Например, звонкие звуки можно прохлопывать, а глухие — протопывать, звонкие можно произносить высоким тоном и поднимать руку, а глухие — низким и опускать руку. Вообще чем больше жестов, телесных изображений и движений будет включено в упражнения, тем скорее будет достигнут результат.
Объясняем ребенку, что звонкий звук можно произнести с помощью голоса. Когда звук произносится без помощи голоса
(шепотом), то этот звук — глухой. Попробуем произнести звонкие и глухие согласные парами и почувствовать разницу.Попросите ребенка положить ладошку на шею – сначала на вашу, в момент произнесения вами звука, потом на свою и постараться добиться такого же ощущения. Например: С – горлышко не «дрожит», потому что звук идет без голоса, З – горло «задрожало, потому что пошел голос.
После того как ребенок понял разницу в произношении звонких и глухих (звонкий — плюс голос, глухой — минус голос), готовим две карточки. На одной рисуем знак «+», соответственно это карточка, обозначающая звонкий звук; на второй — знак «-», который обозначает глухой звук. Произносим слова с начальными звонкими и глухими согласными и предлагаем ребенку поднимать карточку с плюсом или минусом. Это упражнение позволяет отработать сразу все пары звонких и глухих согласных звуков.
Делим лист на два столбика и предлагаем в левый столбик записать слова с начальными глухими звуками, а в правый — с начальными звонкими. Можно начать с одной пары звуков, со временем усложнить задание и предлагать слова со всеми парами звонких и глухих.
Таким образом надо проработать все сложные моменты его фонематического восприятия.
Затем наступает момент тренировки, закрепления проведенной работы путем многочисленных упражнений.
Вот некоторые из них:
- хлопнуть в ладоши, услышав в ряду слогов или слов заданный звук;
- найти в комнате, на столе, по пути домой /где угодно/ 10 слов с заданным звуком;
- ловить мячик только тогда, когда называется слово с заданным звуком;
Чтобы хорошо отработать деление слов на слоги, необходимо многократное повторение в изменяющихся условиях. С этой целью подобраны задания с разными условиями его выполнения. Например, предлагается составить и записать новые слова,
1) взяв первый слог каждого слова:
- флаги, конфета = флакон
- лужа, паук = лупа
- крыжовник, шары = крыша
- заяц, конфета = закон
- молоко, нерест, таракан = монета
- баран, рана, банщик = барабан
- забор, бабушка, валенки = забава
- маки, шило, насос = машина
- Взяв последний слог каждого слова:
- мебель, ружье = белье
- соломка, пора, мель = карамель
- лиса, бельмо, полет = самолет;
- 2) взяв ударный слог каждого слова:
- корова, стрекоза = роза
- собака, западня = баня;
Другие варианты заданий
- 2 + 1: лапа + паук = папа
- 2 + 2: ухо + робот = хобот
- 2 + 2: камыш + лодка = мышка
- 1 + 3: стакан + рубанок = станок
- 3 + 1: торпеда + часы = дача
- 1 + целое слово: маки + шина = машина
- 2 + целое слово: рука + мыши = камыши
- 1 + 1 + 2: дома + робот + нога = дорога
- 1 + 2 + 1: коса + шипы + топор = копыто
- 2 + 1 + 1:мясо + рога + каша = сорока
- 1 + 2 + 2: гиря + вата + нора = гитара
- 1 + 2 + 3: кузнец + планета + мячик = кузнечик
- 2 + 1 + 2: мотор + перо + вода = торпеда
- 2 + 2 + 1: пиво + шило + сыры = волосы
- 2 + 2 + 2: рыба + гора + кабан = барабан
- 2 + 2 + 3: самовар + воробей + розы = морозы
- 1 + 3 + 2: пули + кочерга + шило = пугало
- 2 + 1 + 3: корыто + банан + веники = рыбаки
- 2 + 1 + 3: белка + ракета + одуванчик = караван
- 3 + 1 + 3: лягушка + лимон + картина = калина
- 1 + 4 + 1: краски + Буратино + ели = красное
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
памятка родителям
Родителям о причинах детской неуправляемости...
Памятка родителям первоклассника
Памятка родителям первоклассника...
Памятка родителям будущих первоклассников
Поступление ребенка в школу – большое событие в его жизни. Для него начинается новая школьная жизнь. У нового школьника появляются особые, связанные со школой заботы и обязанности. ...
Памятка родителю от ребенка.
Памятка родителю от ребенка....
Памятки родителям
Для родителей! Это вы должны знать:Если ребёнок не высыпается.Несколько коротких правил.Хотите, чтобы Ваш ребёнок ходил с удовольствием в школу?Десять заповедей родительства....
Памятка родителю от ребёнка (советы родителям)
Родителям интересно будет прочитать, что думают дети об их отношениях....
Информация для родителей. Памятка родителям первоклассника.
Памятка для родителей первоклассника....