Диагностика графомоторных трудностей у младших школьников
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Диагностика графомоторных трудностей у младших школьников
Статистика. Обследования института физиологии, проведённые в 15 регионах РФ, под руководством Безруких М.Н.(физиолог) показали, что у детей, поступающих в школу, не сформированы следующие показатели: зрительно - моторное восприятие у 35%, мелкая моторика у 25%; нарушение речи выявлено у 70% (запас слов около 600 при норме 7000 слов). Безруких М.Н. Этапы формирования навыка письма. 1 этап – 1 и начало 2 класса. Поэлементное обучение письму только в 1 полугодии при изучении букв, далее – плавное письмо. Графические навыки автоматизируются в конце 1 класса и начало 2 класса, то есть в этот период можно скорректировать трудности. Так как глазомер у детей в 6-7 лет не сильно развит, то для обучения важна специальная разлиновка. Автор Мазина Вероника Дмитриевна предлагает собственную разлиновку (в интернете возможно заказать тетради с данной разлиновкой).
Фундамент письма – это нейродинамический фактор. Если у ребёнка при написании буквы разные по высоте или размеру, то это может быть как следствие усталости или же наоборот ребёнок пытается себя растормошить. Такому ребёнку чистописание и тренировки не помогут, кроме утомления и раздражительности н и к чему не приведут. Здесь необходимо решать «энергетическую работу ВПФ».
Диагностика (методика, предложенная Мазиной В. Д.)
Почерк меняется в течение года. Например, осенью ребёнок пишет красиво, так как отдохнувший. А ближе к каникулам появляются ошибки на письме и меняется почерк. Возможно и наоборот, после лета всё забыто, у ученика очень долгое включение в работу, а в течение года - положительные результаты. Все эти моменты являются следствием нарушения нейродинамического фактора. Почерк – показатель функционального состояния человека, как электрокардиограмма – показатель работы сердца. Диагностика осуществляется с опорой на нейропсихологичекий подход. То есть для начала важно определить первопричину.
- Нейродинамика. Для этого используются таблицы Шульте. Первое, на что обратить внимание, как ученик сидит. Если руки подставляет под голову, спину не держит, значит у него проблемы неврологические. Задание: назвать все цифры. Квадрат 5 на 5 (выполнение за 45 сек.). Качество: отметить как он искал: вначале возникли проблемы или позднее (устойчивость или врабатываемость). Результат: в конце диагностики через 30 минут (цифры назвать уже в другом порядке) посмотреть устойчивость работоспособности, для этого сравнить показатели. Если ребёнок вначале быстро называет, а потом долго, то значит у него истощаемость, и если наоборот, то врабатываемость. Работоспособность можно проследить при выполнении корректурной пробы. Отметить выполнение в 1,2,3 минуты.
- Динамический праксис. Проба «кулак - ребро – ладонь» (здесь важен показ с ведущей руки).
- Межполушарное взаимодействие. Проба «кулак - ладошка»
- Пространственное восприятие.
- Программирование, регуляция и контроль.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие графомоторных навыков у младших школьников
Современная начальная школа, опираясь на принцип развивающего обучения, находится в поиске модели общего развития ребёнка.Одной из сторон общего развития младших школьников является развитие речи. Реч...
Пальчиковые упражнения и игры, способствующие развитию графомоторных навыков у младших школьников с нарушением интеллекта.
Данные упражнения подобраны и опробированы на собственном опыте с учашимися с интеллектуальным недоразвитием....
ПАЛЬЧИКОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
Одним из факторов психологического базиса для развития высших психических функций у детей является развитие крупной (или общей) и мелкой (или ручной) моторики. Моторика — это сово...
ПАЛЬЧИКОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
Одним из факторов психологического базиса для развития высших психических функций у детей является развитие крупной (или общей) и мелкой (или ручной) моторики. Моторика — это сово...
ПАЛЬЧИКОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
Одним из факторов психологического базиса для развития высших психических функций у детей является развитие крупной (или общей) и мелкой (или ручной) моторики. Моторика — это сово...
Формирование графомоторных навыков у младших школьников.Уро № 12 ,, Письмо строчной буквы в,,
Письмо нового варианта буквы в и соединения с другими буквами в словах (верхнее и среднее соединения).2.Обратить внимание - овал недописан до верхней строки.3.Работа над формой буквы...
Формирование графомоторных навыков у младших школьников.Уро № 13 ,, Письмо строчных и заглавных букв н ю Н Ю",,
1. Анализ букв, выделение трудных элементов: узелков и петель.2.Работа над формой строчной буквы н.3.Работа над формой строчной буквы ю .4.Закрепление букв при написании сочетаний букв, сл...