Применение игровых технологий на уроках(занятиях),как средство реализации системно - деятельностного подхода в начальной школе"
методическая разработка по логопедии на тему
В настоящее время главными задачами учителя начальной школы, учителя – дефектолога является развитие у детей индивидуальных способностей, ключевых компетенций, умения видеть перспективу применения полученных знаний на практике, легко адаптироваться в современном мире, реализовать себя в будущем.
Одним из путей решения этих вопросов является применение современных педагогических технологий в образовательном процессе, позволяющих разнообразить формы и средства обучения, повышать творческую активность обучающихся. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
Анжеро-Судженского городского округа
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат № 18 I–II видов»
«Применение игровых технологий
на уроках (занятиях)
как средство реализации
системно-деятельностного подхода
в начальной школе»
Составитель:
Бондарева О.Л.,
учитель дефектолог
2016
«Применение игровых технологий на уроках (занятиях) как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе»
( Слайд №1) В настоящее время главными задачами учителя начальной школы, учителя – дефектолога является развитие у детей индивидуальных способностей, ключевых компетенций, умения видеть перспективу применения полученных знаний на практике, легко адаптироваться в современном мире, реализовать себя в будущем.
( Слайд № 2) Одним из путей решения этих вопросов является применение современных педагогических технологий в образовательном процессе, позволяющих разнообразить формы и средства обучения, повышать творческую активность обучающихся. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
( Слайд № 3) Наиболее приемлемой технологией повышающей познавательный интерес к обучению у младшего школьника является игровая технология, особенно при работе с 1-м и 2-м классами. Первый год обучения является стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных действий, т. к. именно в этот год у детей происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной. Этот переход возможен только при интенсивном формировании всех видов универсальных действий.
Игровые формы обучения на уроках и занятиях создают возможность эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, воспитанников продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса.
- в игре заложены огромные воспитательные и образовательные возможности;
- в процессе игр дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира;
- игра развивает детскую наблюдательность и способность определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки;
- игры очень хорошо уживаются с “серьезным” учением.
Включение в урок (занятие) игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес учеников к учебному предмету. Игры оказывают большое влияние на умственное развитие учащихся, воспитанников, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение.
( Слайд №4)
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр по классификации Олега Семеновича Газмана:
• подвижные; • сюжетно-ролевые; • компьютерные; • дидактические.
Какова бы не была классификация игр, ясно одно: игра для ребенка не просто времяпровождение. Она для него учеба, труд, серьезная форма воспитания, передача накопленного опыта.
Игровой приём должен не отвлекать детей от учебного содержания, а наоборот, привлекать к нему еще больше внимания. При выборе игрового приёма следует стремиться к естественности его применения, которая диктуется, с одной стороны, логикой детской игры, а с другой - задачами, решаемыми педагогами.
Дидактические игры кратковременны, и важно, чтобы всё это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче.
По возможности надо стремиться, чтобы каждый ребёнок мог участвовать в игре. Поэтому, если игровую деятельность осуществляет часть детей, то остальные должны выполнять роль контролёров, судей, то есть тоже принимать участие в игре.
( Слайд №5) Предлагаю познакомиться с классификацией игр по характеру познавательной деятельности обучающихся Татьяны Константиновны Жикалкиной.
Игры, требующие от детей исполнительской деятельности.
С помощью этой группы игр дети выполняют действия по образцу или указанию. В процессе таких игр ученики знакомятся с простейшими понятиями, овладевают счётом, чтением, письмом. В процессе таких игр дети знакомятся с простейшими геометрическими фигурами, их свойствами, овладевают пространственными представлениями. В этой группе игр можно использовать такие задания: придумать слова, числовые выражения, выложить узор, начертить фигуру подобную данной.
(Слайд №6)
- Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность.
К этой группе относятся большая группа игр, способствующие формированию вычислительных навыков, навыков правописания. Игровое действие выполняется поэтапно в соответствии с заданным заданием, дети перечисляют возможные варианты решения, записывают ответы. В конце игры наиболее активные дети поощряются. Можно провести игру в виде соревнования, для подведения итогов игры учитель отмечает в таблице звёздочками правильные ответы учащихся, воспитанников. Данные игры не только систематизирует знания учеников, но и активизируют внимание учеников.
( Слайд №7)
Игры, требующие от детей преобразующей и поисковой деятельности.
Это игры, с помощью которых дети изменяют задания в другие, логически связанные с ними. Дети должны выявить закономерность, которая является ключом к данному заданию, сравнивать, анализировать, находить общее и различия, вести поиск недостающего. Данная группа игр позволяет систематизировать и обобщать знания учащихся, воспитанников по различным разделам программы. Эти игры настолько заинтересовывают ребят, что они начинают придумывать их сами.
( Слайд №8)
- Игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность.
К ним можно отнести: игры «Я учитель», «Контролёр», «Арифметический бег», «Проверь Угадайку», в которых ученики выполняют проверку чьей-то работы. С этой целью следует использовать такие простейшие средства обратной связи, как сигнальные карточки (кружок зеленого цвета и красного цвета) или разрезные цифры. Когда вызванные к доске дети выполняют задание в ходе игры, обучающиеся, сидящие за столом показывают либо разные цифры (ответ), либо сигнальную карточку (зеленый цвет - с ответом согласны, красный - нет).
Более подробно с данными играми вы сможете ознакомиться в сборнике дидактических игр по основным предметам начальной школы, изготовленный мной для вас, который вы сможете использовать в своей педагогической деятельности.
( Слайд №9)
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся, воспитанников к учебной деятельности. Игровые приемы активизируют стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создают условия равенства в партнерстве, разрушают традиционный барьер между учителем и учеником.
В системе уроков и занятий по теме важно подбирать игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводящую, контролирующую и поисковую.
Хочется отметить, что игровая деятельность используется в следующих случаях:
В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность.
В середине урока - игра должна решать задачу усвоения темы.
В конце урока игра может носить поисковый характер.
Как технологии внеклассной работы, при обобщении и повторении блока изученных тем.
В системе уроков по теме важно подобрать игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводительную, преобразующую, поисковую – это способствует более полному и быстрому овладению детьми знаниями.
( Слайд №10)
«Хорошая игра похожа на хорошую работу…. В каждой игре есть, прежде всего, рабочее усилие и усилие мысли», - писал Антон Семенович Макаренко. Вот почему игры и игровые упражнения должны занимать прочное место и в процессе обучения, и в воспитательной работе.
Во внеурочной деятельности применение игровых технологий должно стать основным средством воспитания младших школьников. Особенно игра важна в школе – интернате, так как ученики проводят целый день в одном коллективе в условиях достаточно напряженной учебной деятельности. Игры и развивающие упражнения можно использовать как на уроке, так и во внеурочное время (коррекционно-развивающие занятия, классные часы, внеклассные мероприятия, развлечения).
(Слайд №11)
Я считаю, что использование игровой технологии на уроках в начальной школе, позволяет добиться лучшего усвоения учебного материала. Благодаря чему ученики становятся самостоятельнее, активнее, они способны работать уже не на репродуктивном уровне, а творить. Начальная школа закладывает фундамент для обучения дальше, переходу на новую ступень. С помощью игровой технологии на уроке учитель решает различные образовательные, воспитательные и практические задачи обучения. Через игру идёт процесс развития индивидуальных способностей, ключевых компетенций т.е. реализации связи между “знанием – умением” и ситуацией.
(Слайд №12) Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Применение игровых технологий на уроках математики как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе"
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные ...
Применение игровых технологий на уроках математики как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе
Итоговый практико-значимый проект "Применение игровых технологий на уроках математики как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе"...
Применение игровых технологий на уроках как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе
Приоритетом современного образования становится обучение, ориентированное на самосовершенствование и самореализацию личности. Перед современной школой стоит задача развить инициативу, самостоятельност...
Применение игровых технологий на уроках математики как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе
Принципы реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе ………………Особенности использования игровых технологий на уроках математики в начальной школе...
Применение игровых технологий на уроках как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе».
Применение игровых технологий на уроках как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе. Одно из выступлений на семинаре "Системно-деятельностный подход в н...
«Применение игровых технологий на уроках как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе»
«Применение игровых технологий на уроках как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе»...
Применение игровых технологий на уроках математики как средство реализации системно - деятельностного подхода в начальной школе
Использование дидактических игр на уроках в начальной школе позволяет добиться лучшего усвоения учебного материала. Благодаря чему ученики становятся самостоятельнее, активнее, они способн...