Развитие фонематического восприятия у младших школьников
консультация по логопедии на тему
Игры и учебный материал для развития фонематического восприятия у младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_fonematicheskogo_vospriyatiya_u_mladshih_shkolnikov.doc | 181.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие фонематического восприятия у младших школьников
Слизкова Л.А.учитель - логопед
МБОУ «СОШ №20»
Основная задача логопеда в школе - предупреждение и преодоление неуспеваемости, обусловленной различной тяжестью недоразвития устной речи. Дети с речевыми дефектами не могут успешно освоить школьную программу, потому что у них нарушены процессы фонемообразования. Такие дети при нормальных умственных способностях и нормальном слухе с трудом овладевают грамотой, в процессе письма допускают большое количество ошибок, которые проявляются в искажении звукового состава слов и замене букв.
Несовершенное фонематическое восприятие отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.
Недоразвитие фонематических процессов встречается при ФФН и ОНР.
Признаками нарушения фонематического слуха являются:
- Нарушения звукопроизношения (замены и смешения звуков);
- Нарушения звуковой структуры слова, проявляющееся в ошибках звукового анализа:
а) пропуск гласных и согласных букв, слогов;
б) вставки букв;
в) перестановки букв, слогов;
- Нарушение дифференциации звуков на слух, имеющих акустико-артикуляционное сходство, проявляющееся в замене и смешении звуков, а при письме в смешении букв.
Пропуск свидетельствует о том, что ученик не вычленяет в составе слова всех его звуковых компонентов, например «снки» - санки, «кичат» - кричат.
Перестановки букв и слогов являются выражением трудностей анализа последовательности звуков в слове. Слоговая структура слов при этом может сохраняться без искажений, например: чулан – «чунал», плюшевого – «плюшегово», на лугах – «нагалух»,. более многочисленные перестановки, искажают слоговую структуру слов. Наиболее часты перестановки в словах, имеющих стечение согласных: двор – «довр», стёр – «сётр», брат – «барт» и т.д.
Вставки гласных букв наблюдаются обычно при стечении согласных (особенно когда один из них взрывной): «шекола» - школа, «девочика» - девочка, «ноябарь» - ноябрь и т.д. эти вставки можно объяснить призвуком, который неизбежно появляется при медленном проговаривании слов в ходе письма и который напоминает редуцированный гласный.
При нечётком различении звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство, на письме проявляется в смешении. Смешиваются обычно следующие фонемы:
Звонкие и глухие парные согласные в чёткой позиции):
Д – Т , З – С, Б – П, Ж – Ш , Г – К, В - Ф
Лабиализованные гласные:
О – У , «по хрупкуму льду».Ё – Ю – «клёква», «лёбит», «самолют».
Сонорные:
Р – Л – «хородный», «провеляр», Й – Ль – «тут бывалет и солька» - тут бывает и сойка.
Заднеязычные:
Г – К – Х – «черёмука», «колгоз», «гороговый».
Свистящие и шипящие:
С- Ш - «шиски», «шушим», З – Ж – «жажгли», «скажал», Сь – Щ – «нещёт», «сенок».
Аффрикаты:
Ч – Щ – «стущал», «роча», Ч – Ц – «сквореч», «граци», Ч – Ть – «черчит», «утитель»,
Ц – Т – «пцицы», «цвецёт», Ц – С – «рельцы», «куриса».
Как показала практика у учащихся с нарушением слухового восприятия много ошибок на грамматические правила, например на безударные гласные, на удвоенные согласные, на разделительный мягкий знак. Ребёнок не слышит ударный гласный, поэтому затрудняется в определении безударного гласного, а, следовательно, и в правильном подборе проверочного слова.
Преодоление нарушений фонематического слуха и фонематического восприятия является одним из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений речи.
Основными задачами развития фонематических процессов являются следующие:
- Обучение умению выделять звук в чужой и собственной речи.
- Формирование фонематических противопоставлений:
а) выработка у детей умения дифференцировать фонемы на слух;
б) выработка у детей умения дифференцировать фонемы в собственной речи.
- Формирование фонематических представлений на основе фонематического восприятия, анализа и синтеза.
- Развитие навыков контроля и самоконтроля произношения звуков.
Система логопедического воздействия по формированию фонематических процессов в системе коррекционной работы включает следующие этапы:
- Начальный ( подготовительный) этап
- Основной этап
- Заключительный этап
Подготовительный этап: Основная цель данного этапа развитие фонематического слуха.
На данном этапе решаются следующие задачи: развитие слухового восприятия; развитие умения различать высоту, силу, тембр голоса; слова, близкие по звуковому составу; дифференцировать слоги и оппозиционные звуки.
На начальном этапе работы действия детей ограничиваются реакцией в виде различных движений (присесть, подпрыгнуть, поднять-опустить голову), жестов (поднять руку, хлопнуть в ладоши), предъявления карточек с условными обозначениями (красный квадрат - гласный звук, синий квадрат - твердый согласный, зеленый квадрат - мягкий согласный звук и др.), картинок, и т.п.
Для достижения указанной цели и поставленных задач можно использовать следующие игры и упражнения:
1. Логопед расставляет на столе несколько предметов (или озвученных игрушек). Манипулируя с ними (стучит карандашом о стакан, гремит коробкой с кнопками, погремушкой), он предлагает детям внимательно послушать и запомнить, какой звук издаёт каждый предмет. Затем прикрывает их ширмой и просит отгадать, какой сейчас из них сейчас звенит или гремит.
2. Эту игру можно варьировать: увеличивать количество предметов, менять предметы или игрушки, постепенно усложняя задачу определения неречевых звуков. Последние варианты этой игры могут быть такие: в ряд ставятся несколько игрушек или предметов (стакан, чашка, кружка металлическая, кружка керамическая и деревянный бочонок), звучащих так, что детям представляется непростой задачей их различить. Количество звучащих предметов постоянно увеличивается от двух до пяти.
3.Для игры необходимо 6 коробок одинаковой формы и цвета с горохом, манной, рисовой, гречневой крупой, мелкими камешками, песком.
Логопед называет образцы содержимого в коробках, которые лежат на столе или нарисованы на картинках. Затем встряхивает коробки, воспроизводя шорохи, и переставляет их местами. Учащиеся, встряхивая коробок должны отгадать, что там находится.
Для отработки различения высоты, силы и тембра голоса можно использовать следующие игры:
1. Логопед предлагает ребенку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трех вариантах:
Кто сидел на моем стуле?
Кто ел из моей чашки?
Кто спал в моей постели?
Кто же был в нашем доме?
При трудностях называния персонажей взрослый может предложить ребенку показывать на одну из картинок — изображения трех разных медведей.
2. Дети делятся на две группы. Логопед произносит стихотворение, а дети первой группы произносят одинаковые звукосочетания громким голосом, дети второй группы – тихим. Затем группы меняются ролями.
В лесу кричу: «АУ!», « АУ!»,
А мне в ответ: «АУ!», « АУ!»,
Горе кричу: «АУ!», « АУ!»,
Гора в ответ: «АУ!», « АУ!».
При дифференциации слогов с оппозиционными звуками можно использовать такие задания как воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по звонкости - глухости, сначала по 2 слога:
па – ба, та – да, жу – шу, во – фо, га – ка, зы – сы, и т.д
затем по 3 слога:
па—ба—па та—да—та ва—фа—ва
На данном этапе важно упражнять учащихся в различении слов, близких по звуковому составу. Необходимо привлекать внимание учащихся к словам, отличающимися одной или двумя фонемами. При этом устанавливается разница в звучании и значении слов. Дети приходят к выводу, что при изменении одного звука в слове меняется его значение.
Повтори.
Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, затем по 3 в названном порядке:
Мак – бак – так моток – каток – лоток
Ток – тук – так батон – бутон – бетон
Бак – бак – бок ком – дом - гном
Четвёртый лишний. Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенок должен назвать то, которое отличается от остальных:
канава—канава—какао—канава; ком—ком—кот—ком; утёнок—утёнок—утёнок—котёнок;
будка—буква—будка—будка; винт—винт—бинт—винт; минута—монета—минута—минута
Для запоминания понятий ГЛАСНЫЕ и СОГЛАСНЫЕ можно использовать стихи:
Гласные звуки.
Гласные тянутся в песенке звонкой, могут заплакать и закричать.
В тёмном лесу могут звать и аукаться, но не желают свистеть и ворчать.
2) Воздух свободно идёт через рот, нет никаких препятствий.
Голос участвует, голос зовёт, звук получается гласный.
Согласные звуки.
А согласные согласны шелестеть, шептать, скрипеть,
даже фыркать и шипеть, но не хочется им петь.
Формируя и отрабатывая данные понятия, заканчивая подготовительный этап работы, мы плавно переходим к основному этапу: формированию фонематического анализа и синтеза. Эта работа начинается с звука на фоне слова, потом формируются умения определять наличие звука в слове, а затем анализируется все слово.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ ТЕМА: ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ как одно из условий успешного овладения письменной речью.
В данной работе описана проблема недоразвития фонематического восприятия у младших школьников, теоретическое обоснование данного вопроса и практический материал для решения поставленных задач. В прило...
Приложение к проекту "Формирование фонематического восприятия у младших школьников..." Конспекты занятий
Представлены конспекты логопедических занятий для 1 класса и использованием здоровьесберегающих технологий (биоэнергопластика, фонетическая ритмика, кинезиология)...
Восприятие картины младшими школьниками
В начальных классах учащиеся постоянно работают с картиной, как на уроках изобразительного искусства, так и на уроках математики, развития речи, окружающем мире и др. Следовательно, учитель начальных...
Развитие фонематического восприятия у младших школьников
Проблема преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи в начальной школе актуальна всегда.Предлагается подборка игр и упражнений для развития фонематического восприятия и профилактики дисграф...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОХРАНЕ, КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС
Программа скорректирована на основании Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей (ясли - сад - начальная школа)./ Под ред. Л.И. П...
восприятие музыки младшими школьниками
"Музыка - одно из сильнейших орудий воспитания каждого человека..." - пишет Д.Шостакович. Именно духовное общение младших школьников с искусстом позволяет формировать у детей мироощущение, миропониман...
Формирование фонематического восприятия у младших школьников.
Статья, в которой учитель начальных классов делится своим опытом работы по формированию фонематического восприятия у младших школьников....