Готовность ребёнка к школьному обучению
консультация по логопедии (1 класс) на тему

Обучени е  в  школе может быть успешным     в том случае, если семья  с первых лет жизни заботится не только о физическом развитии, но и о том, чтобы воспитать в ребёнке трудолюбие, дисциплинированность, умение вести себя в коллективе, ответственное отношение к порученному делу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Готовность ребёнка к школьному обучению определяется его общей, интеллектуальной и психологической  подготовкой. Программа обучения в начальной школе предъявляет к ребенку, поступающему в школу, большие требования. Он должен уметь устанавливать причинно—следственные связи, иметь ясные представления об окружающей действительности, должен  уметь рассказывать  об  увиденном  и услышанном, сравнивать предметы и множества предметов по их величине, форме, протяженности и цвету. И прежде всего ребенок должен иметь к школьному  возрасту правильно сформированную речь. Уже в дошкольном возрасте умственному и речевому развитию детей должно уделяться большое внимание. Необходимо развивать у ребенка познавательные интересы и способности.

        Подготовка   ребенка к школе  - обязанность родителей и детских дошкольных учреждений. Обучение в школе может быть успешным в том случае, когда семья с первых лет жизни ребенка заботится не только о его нормальном физическом развитии, но и о том, чтобы суметь воспитать в нем трудолюбие, дисциплинированность, умение вести себя в коллективе, ответственное отношение к порученному делу. В семьях, где родители заботятся лишь о материальных условиях для развития детей, нет интереса к чтению книг, родители не развивают речь ребенка, не работают над произношением, не воспитывают у детей психологической готовности к труду. Ребенок из такой семьи, придя в школу, начинает показывать более слабые результаты учебной деятельности, чем его одноклассники. В результате у него появляется отрицательное отношение к учению.

Родители очень часто объясняют свое невнимание к воспитанию ребенка нехваткой времени, занятостью на работе.

        Конечно, не каждый ребенок при поступлении в школу должен знать буквы или читать, но обстановка развития познавательных интересов, внимания к его умственной деятельности, настроя на школу, на серьезный учебный  труд должна быть создана в каждой семье. Ребенка нужно научить  внимательно слушать, правильно и последовательно излагать свои мысли, грамотно строить предложения.

        Обогащение словаря осуществляется не просто посредством механического заучивания слов. Нужно помочь ребенку понять сущность того, что слово выражает, научить его пользоваться словом в процессе изложения заданного урока, в быту, в общении с окружающим.

        Дети с удовольствием делятся с родителями своими впечатлениями , рассказывают о том, что интересного встретили по пути домой, что нового узнали в школе, чем занимались на уроке. Для закрепления у детей умения рассказывать можно предложить им придумать или пересказать сказку, короткий рассказ, текст к диафильму. Если ребенок затрудняется , то вначале можно помочь ему : задать наводящий вопрос, предложить придумать конец рассказа, начатого взрослым, потом самостоятельно придумать рассказ на заданную тему.

        Наиболее эффективной и доступной для развития речи в семье является беседа. В процессе беседы со взрослыми, дети узнают много нового, расширяют и систематизируют представления об окружающем, учатся логично излагать свои мысли, приобретают навыки регулировать громкость и тон голоса. Беседа развивает связную, правильную и выразительную  речь детей. Всякое рассуждение, сравнение, вывод, вопрос требуют четких словесных формулировок. Внимательно выслушивая ребенка, задавая ему наводящие вопросы, учат его употреблять распространенные предложения, логично излагать свои мысли.

         

        Овладение правильной  речью является важным  для умственного развития  детей. Чем совершеннее речь ребенка, тем успешнее будет его обучение в школе. В семье ребенка понимают с полуслова. Даже если он имеет недостатки  произношения, дома он не испытывает от этого неудобств. В школе, с посторонними людьми, товарищами такая речь затрудняет общение и может способствовать развитию у ребенка чувства замкнутости. Часто нарушения речи, на которые родители не обращают внимания, являются серьезным препятствием в успешном усвоении программного материала.

Каковы же причины нарушений речи?

        Причины различны: соматическая ослабленность, замедленное  психо—физическое развитие, неблагоприятная речевая среда, невнимание к речевому  развитию детей в младшем возрасте, двуязычие в семье, дефекты речевого аппарата: массивные или короткие подъязычные  уздечки, изменение формы и относительной величины челюстей, патологическое расположение и форма зубов верхней и нижней челюсти, расщелины мягкого и твердого нёба, губы, десны.

Какие же нарушения речи чаще всего встречаются у учащихся?

1.        Нарушение звукопроизношения.

У ребенка могут отсутствовать звуки: шипящие, свистящие, сонорные. В этом случае он заменяет их другими. Или же ребенок искажает звуки, т.е. неправильно произносит. Эти недостатки речи обычно не влияют на успеваемость учащихся. Эти дети правильно соотносят звук и букву и не допускают ошибки на письме.

2.        Во вторую группу относятся дети, у которых наряду с дефектами звукопроизношения имеется нарушение фонематического восприятия. Учащиеся этой группы допускают много ошибок на дифференциацию звуков: шипящих и свистящих, р—л, звонких и глухих, пропуск букв, перестановка слогов, недописывание слов, слитное написание слов.

3.        Третий вид нарушений речи детей— общее недоразвитие речи.  Это дети, у которых нарушены все компоненты речи: звукопроизношение, фонематическое  восприятие, бедный  запас слов, нарушен  грамматический строй, т.е, дети неправильно строят предложения, допускают ошибки  на  согласование, правописание различных  форм слов.

        Изучаемые  правила орфографии становятся для  детей недоступными. Уже в 1 классе

у детей с нарушениями  устной речи наблюдается нарушение чтения и письма.  Причиной этого является неумение вслушиваться в звуковой состав слова. Такие дети воспринимают слово целиком, опираясь главным образом на смысловую  сторону.

Они затрудняются выделять I,2,3 звуки в слове.

        На первых порах обучения чтению  решающую роль играет узнавание букв и связанного с ним звука. В  дальнейшем навык чтения превращается в зрительное узнавание звукового образа слогов, затем фраз, сложившихся уже в процессе устного общения. Ребенок  соотносит  буквы с этими образами и благодаря этому понимает  прочитанное.

        Прежде чем начать читать, ребенок должен научиться  слышать из каких  звуков состоят слова, которые он произносит. Казалось бы чего проще? Ведь к этому  времени,  в основном, дети хорошо говорят, правильно понимают обращенную к ним речь. Да, конечно, но при этом слова выступают для них,  только как обозначение предметов, действий, понятий. Попробуйте спросить у ребенка:”Какие слова похожи—рак, мак, незабудка?” И вы убедитесь, что ваш ребенок скажет уверенно: Это ,конечно же, мак и незабудка”. Почему? да потому, что он и не заметил в вашем вопросе слово "слова", он сравнивал рака с названиями  двух цветков, и не нашел никакого сходства между маком и раком. Совсем другую картину вы увидите, как только начнете с ним заниматься,  готовить  его к обучению грамоте, научите вслушиваться  в звуки речи.

        В книге Чуковского “От двух до пяти” собрана бесценная коллекция детских упражнений со звучащим словом. Читая Чуковского,  вы обязательно вспомните те речевые упражнения, которые проделывал и ваш ребенок, радостно выкрикивая: “мама, рама, дама, вама, сама...” Вы сердито обрывали его: ”Не болтай глупости!” А он, оказывается, не болтал, а проделывал сложнейшее языковое упражнение: менял в слове один первый звук и получал новое слово. В  школе такие задания многие выполняют с трудом, потому что в раннем детстве у них был искусственно задавлен, прерван, уничтожен этот прекрасный период языкового развития.

        Можно  и нужно  воспользоваться  этим периодом в жизни ребенка и ввести  его в увлекательный мир языка, открыть для него языковую действительность  и таким образом привести к чтению.

          Занятия по обучению грамоте надо начинать с 4 лет, проводить их в игровой форме. Сначала это звукоподражания : как шумят листья весной ,как жужжит жук и т.д.’, затем ребенок находит подобный звук в других словах, придумывает слова с этим звуком, кто больше придумает, .Есть много стихов,  авторы которых специально подобрали слова с частым повторением какого - нибудь  звука.        

“Мышонку шепчет мышь:

“Ты все шуршишь, не спишь”.

Мышонок шепчет мыши:

" Шуршать я буду тише".

Ребенок должен назвать часто повторяющийся звук.

        В школе  ребенок  узнает о согласных звуках,  об  их мягкости  и твердости, звонкости и глухости, но различать их на слух  он  должен обязательно до школы и ,как правило, делает это легко. На простых  примерах родители должны научить детей различать , где мы произносим звук мягко, а где твердо. Можно сказать, что твердые звуки  мы произносим сердито , строго, а мягкие ласково и мягко, н—р в слове мышка, он звучит строго, а в мишка – мягко, ласково.

        Большие трудности  у ребенка возникают при обучении чтению. При чтении мы должны обязательно “забегать" глазами вперед, сначала смотрим на гласную, затем возвращаемся к согласной и только после этого читаем  слог, и затем все слово целиком. Очень  часто у первоклассников происходят “муки слияния”, ребенок не может открыть для себя правило ориентации на гласную букву  и тщетно пытается сложить в слово непокорную  букву.

        Если  не развивать память и внимание, то ребенок в дальнейшем не сможет объединить звуки  в слоги по аналогии с уже усвоенными  более легкими слогами и узнать их в других словах. Чтение у таких детей бывает замедленным, монотонным, т.к. дети часто застревают на чтении отдельных частей слова или целого олова. Детям с неразвитой памятью и вниманием трудно правильно соотнести букву с соответствующим звуком  или осмыслить  читаемое.

        Чтение у детей с ОНР — неверное, побуквенное, с частой заменой букв и  слогов другими. Нарушение чтения и письма сказывается  на успеваемости и по другим предметам, особенно по математике. Дети испытывают большие трудности при решение задач, т.к  им не всегда понятно  содержание задачи, ее словесное описание.

        Все эти особенности речевого развития вызывают  у детей состояние интеллектуальной пассивности. Это состояние возникает постепенно. Вначале, ребенок прилагает какие – то  усилия, пытается понять смысл высказываний учителя. Однако не получив своевременной помощи день ото дня делает все меньше усилий в этом направлении.  Постепенно у ребенка вырабатывается манера невнимательного поведения на уроке: кое — как вслушиваться, всматриваться, вчитываться. В  результате всего этого у ребенка пропадает интерес к учению, и он оказывается в числе неуспевающих учащихся. Вот таким детям нужна логопедическая помощь.

        Своевременно проведенная консультация логопеда, совместные усилия родителей и учителя помогут ребенку не отставать от программы и в дальнейшем  успешно учиться.

Таким образом, родители должны знать, что для усвоения программы необходимо в 1 очередь правильно произносить все звуки, развивать фонематическое восприятие, иметь достаточно богатый словарный запас, правильно строить предложения, уметь передать содержание прочитанного и  увиденного. Если родители увидели, что ребенок в 6—7 лет неправильно произносит звуки, затрудняется в звуковом анализе слова,  допускает ошибки при чтение и при письме,  необходимо обратиться за помощью к логопеду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готовность ребёнка к школьному обучению.

Важные рекомендации для родителей, жду ваши отзывы!...

Готовность ребёнка к школьному обучению.

Словарный запас. Ориентировка в пространстве, на листе Основные цвета, оттенки Мыслительные операции: Психические процессы Мелкая моторика. Речевое обследование. Связная речь Грамматический с...

Готовность ребёнка к школьному обучению.

Переход ребенка из детского сада в школу, интересный и сложный период.  Ребенок существенно изменяет социальную сторону своего развития, ему придется общаться не только с большим коллективо...

Готовность ребёнка к школьному обучению и адаптация в 1 классе.

Материал предназначен для родительского собрания....

Готовность ребёнка к школьному обучению.Знания и умения будущего первоклассника

Данная статья предназначена родителям будущих первоклассников....

Родительское собрание 1 класс "Готовность ребёнка к школьному обучению"

Рассказать родителям первоклассников о компонентах готовности детей к школьному обучению....

Готовность ребёнка к школьному обучению.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5807444","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 100px; height: 85px;"}}]]...