Трудности школьников в овладении чтением и письмом
статья по логопедии на тему

Ададурова Виктория Валерьевна

В статье рассматриваются основные ошибки при овладением чтением и письмом младшими школьниками, предлагаются игры на развитие фонематического слуха и даются советы родителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Трудности младших школьников в овладении чтением и письмом.

Часто родители  недоумевают: «У меня ребенок смышленый и не глупый, а в тетрадках -  ошибка на ошибке. И читает по слогам, как маленький. А про оценки даже говорить не хочется… Что с ним происходит? »

     На самом деле виной всему особенность речевого развития. Эта беда имеет имя. Дисграфия и часто сопровождающая ее дислексия – это неспособность ребенка овладеть в должной мере письмом и чтением, несмотря на сохранный интеллект, физический слух и зрение. Распознают дисграфию по повторяющимся ошибкам стойкого характера. Рассмотрим некоторые из них:

   • пропуск букв  и слогов   (дружба –дужба, работа – рата);

 

   • перестановка букв, вставки  (накрыла – наркыла, подул - подуул );

 

   • недописывание слов  (проверка – проверк, барсук – барсу);

 

   • замена гласных букв (задача – задоча, кругом – крюгом,    

      поляна – полана, посёлок – посялок);

 

   • замена согласных букв  (собака – зобака, миска – мишка,

      мебель – небель, рука – лука, чаща – щаща);

   • искажение слов (тонких перекладин – тонклдин,  письменная – пистменкая);

 

   • слитное или раздельное написание слов (у меня – уменя, столбом – с толбом);

 

   • обозначение мягкости при помощи Ь  (двенадцать – двенадцат, коньки – конки).

        Одной из причин появления таких ошибок является недостаточно развитые фонематический слух и фонематическое восприятие. Важно также помнить, что мы обладаем по крайней  мере  тремя  видами  слуха. Первый слух – физический. Он позволяет нам различать  шум  листвы  и  дождя, летний гром, жужжание пчелы, писк комара.  Вторая разновидность –  музыкальный  слух.  Благодаря  ему  мы  можем  наслаждаться мелодией любимой песни и прекрасной музыкой великих  композиторов.  Наконец, третий вид – речевой  слух.  Можно  обладать  хорошим  музыкальным  и  очень неважным речевым  слухом. Речевой или фонематический слух позволяет понимать речь, чувствовать интонацию и оттенки сказанного. Фонематический слух — это и умение различать все звуки родного языка, смысл слов, близких по звучанию. Для успешного овладения грамотой ребенок должен иметь хорошо развитый фонематический слух, развитое фонематическое восприятие — способность устанавливать, какие звуки слышны в слове, их последовательность, количество. Например, слово «дом» — звуки — д, о, м. Три звука. Первый звук — «д», второй — «о», третий звук в слове — «м». Если ребенок затрудняется в выделении звуков в слове, их последовательности, количестве, то это уже должно насторожить родителей. Ребенку нужна  помощь! Помните, что дислексия и дисграфия – это большой синдром, включающий функциональные особенности мозговых тканей, незрелостью ряда психических функций, возможные последствия раннее перенесенных заболеваний, нервно-психические расстройства, а потом уже непосредственно нарушения чтения и письма. Поэтому без специально организованной, систематической помощи специалистов: неврологом, психологом, логопедом и учителем эти нарушения не могут быть скомпенсированы.

Игры, задания на развитие фонематического слуха

     1. Подобрать слова или отобрать картинки с  заданным звуком.

     2. Подбери и назови слова с заданным количеством звуков.

     3. Определить наличие, место данного звука  в слове (на слух). Взрослый произносит слово, выделяет в нем звук, а ребенку нужно определить его порядковый номер  в слове.

     4.Взрослый в правильной последовательности раздельно произносит звуки, ребенок – составляет из них слово. Например, (р)   (у)   (ч)   (к)  (а)    -  ручка

     5. «Звукоедик» съел первый звук (последний) в словах, ребенку нужно  восстановить слова.

     6. «Буква заблудилась». Верни ее домой. РОАЗ (роза), КАРН (кран)

     7. Игра «Слово рассыпалось». Составить из букв слово:  Ы Ш Р  А К   (крыша)

     8. «Буква потерялась». Найди её и вставь.    КАРАНД?Ш

     9. «Лесенка». Добавить недостающую букву. Па - ,  па - -,   па- -, па - - -   (паР, паРК, паРОМ)

     10. Добавление недостающего слога  Коле… , пар …,  солда …, сто …

     11. Деление слов на слоги, определение последовательности слогов, количества звуков в каждом слове.

     12. Выделение ударного слога (отхлопать слово по слогам, ударный слог хлопать громче)

     13. Отстукивание ритмических рисунков после однократного прослушивания.

     14. Игра «Телеграф». Взрослый отстукивает слоговую структуру слова, а ребенок должен догадаться, какое это могло бы быть слово.

     15. Игра «Магнитофон». Взрослый поочередно с паузами называет слоги, из которых дети должны сложить слово.

16. Подбор рифмы к слову: ёлка – полка, лук – жук, конфета – газета, мак – рак .

     17. Отгадывание ребусов.

     18. Игра «Любопытный». Взрослый задает вопросы,  ребенок  в ответ придумывают предложение, все слова в котором начинаются на заданный звук, например:

Кто?

Что сделал?

Кому?

Что?

Папа

принес

Пете

пастилу.

Соня

связала

сестре

свитер.

19. Игра «Цепочка слов».

Подобрать слова так, чтобы последний звук сказанного слова стал первым звуком следующего, например:

мост - телефон - носки - иголка - автобус...

20. Упражнение "Пишем вслух".
Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: во время письма ребенок должен проговаривать вслух (диктовать) то, что он пишет и так, как оно пишется, с выделением «опасных мест».

Совет логопеда!

             Не думайте,  что ошибки пройдут с течением времени по мере роста ребенка. Они многократно возрастут подобно снежному кому. С увеличением объема учебного материала работать над преодолением ошибок становится все труднее. Поэтому начинать коррекционную работу следует как можно раньше.    

Тактично и с пониманием относитесь к ребенку. Покажите, что вы знаете: его ошибки происходят не от глупости или лени, а из-за реальных проблем, решать которые вы будете вместе.

 Ваши занятия с ребенком должны давать ему ощущение успеха. Вообще,  побольше играйте с ним. Ему в школе приходится заниматься больше, чем сверстникам. Так пусть хотя бы дома поиграет, но с пользой.

 Помогите ребенку разбить большое домашнее задание на несколько маленьких, чтобы он выполнял их постепенно, с перерывами, паузами для отдыха. 

 Развивайте у ребенка навык рефлексии (анализ в конце рабочего дня, недели «что у меня хорошо получилось»), приучайте его сравнивать свои последние достижения с собственными успехами за неделю, за месяц до происходящего. При этом сами не сравнивайте его со сверстниками!

 Контролируйте ребенка, четко, но ненавязчиво: регулярно проверяйте его тетради, дневник, периодически обсуждайте школьные успехи и неудачи. Главное, помните: контроль не должен быть оскорбляющим.

 Устраивайте чаще для ребенка занятия, развивающие мелкую моторику рук и активизирующие работу различных участков мозга: рисование, лепка, выкладывание узоров из мозаики.

 Всячески поощряйте упорство и трудолюбие. Если рядом любящая мама - все ребенку будет по плечу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамоте как этап овладения чтением и письмом

Период обучения грамоте в 1 классе к курсу начального обучения по программе "Школа России"...

"Как помочь ребенку в овладении чтением и письмом"

Как помочь ребенку в овладении чтением и письмом...

Как помочь ребёнку в овладении чтением,счётом, письмом.

Рекомендации, как можно заниматься с первоклассником...

Трудности овладения чтением и письмом

Краткая нформационная листовка  для родителей о дисграфии и дислексии....

Презентация опыта " Игровые приемы в логопедической работе с младшими школьниками, имеющими нарушения чтения и письма."

Данный материал - обобщение опыта по теме  Игровые приемы на логопедических занятиях для профилактики нарушений чтения и письма у обучающихся. Собраны игры, применение которых помогает исправить ...

«Как помочь ребёнку в овладении чтением и письмом»

Буклет «Как помочь ребёнку в овладении чтением и письмом»...

Трудности младших школьников в овладении чтением и письмом.

Дисграфия и часто сопровождающая ее дислексия – это неспособность ребенка овладеть в должной мере письмом и чтением, несмотря на сохранный интеллект, физический слух и зрение. Игры и задани...