Здоровьесберегающие технологии
учебно-методический материал по логопедии на тему

Чернякова Юлия Николаевна

Применение здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_zdorovesberegayushchih_tehnologiy.docx25.78 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

 НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ.

        Логопедическая работа-это синтез многих здоровьесберегающих факторов, которые позволяют формировать у детей правильную речь.

        Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но не все дети являются обладателями такой речи. Наличие у детей даже слабовыраженных отклонений в фонетическом и лексико-грамматическом развитии является серьезным препятствием в усвоении программы. Необходимую в таких случаях специальную помощь учащиеся с дефектами речи получают на логопедических занятиях. В зависимости от диагностируемого дефекта и выбирается направление коррекционной работы. Далее рассматриваются методы и приемы здоровьесберегающих технологий, которые могут применяться в коррекционной работе на разных этапах занятия.

        Более 50% всех  учащихся с недостатками развития языковых средств языка – это дети, у которых отклонения в речевом развитии касаются только недостатков произношения фонем. Неправильное произношение у этих детей выражается в искаженном произнесении ряда звуков («картавость», «шепелявость») и т.д. Под влиянием разных причин у детей складывается, а затем и закрепляется искаженное артикулирование. Задача логопеда - исправить эти недостатки. Для этого проводится артикуляционная гимнастика, которая является важным здоровьесберегающим фактором.

        Так, например, для коррекции дефектно произносимого звука «р» подбирается комплекс упражнений, способствующих поднятию языка вверх, а также формированию достаточной воздушной струи. Это такие упражнения как: «Качели», «Маляр», «Почистим верхние зубки», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Барабан» и др.

        Данные упражнения должны многократно повторяться в течение дня, чтобы выработать правильный артикуляционный уклад. Чем чаще, точнее, старательнее будет заниматься ребенок, тем быстрее осуществится постановка звука.  Рекомендации родителям могут быть следующими:

- при выполнении упражнений необходимо соблюдать определенную последовательность- от простых упражнений к более сложным

-на начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе, перед зеркалом

-количество повторов каждого упражнения от 8 до 10 раз.

ГЛАВНОЕ, ЧТОБЫ УПРАЖНЕНИЕ ВЫПОЛНЯЛОСЬ ПРАВИЛЬНО. Зеркало можно убрать, когда ребенок научится правильно выполнять движения.

-выполнять данный комплекс гимнастики несколько раз в день;

- если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки по 2-3 упражнения;

-можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получается какое-либо движение (шпатель, ручка чайной ложки и др.).

        Другим важным здоровьесберегающим фактором, относящимся к коррекции речи, является дыхание.

        При обследовании выявляется, что более чем у половины детей нарушено носовое дыхание (аденоиды, ринит и т.д.) Установлена связь между способом дыхания и успехами в обучении. Оттого, правильно ли дышит ребенок или нет, зависит его физическое и интеллектуальное развитие. Без правильного дыхания невозможна постановка дефектных звуков. Чем сильнее выдох, тем выраженнее эффект. Добиваться продолжительности выдоха следует медленно, не форсируя событий.

        Детям предлагаются следующие упражнения: «Подуй на цветочек», «Подуй на снежинку», «Буря в стакане», когда выдуваемый через соломинку воздух бурлит на дне стакана. Это и надувание воздушных шаров, пляжных мячей, мыльных пузырей. Удлинению выдоха способствует пропевание гласных. Так звук:

И - способствует укреплению профилактики заболеваний мозга и почек

Э - желез внутренней секреции

А-глотки, гортани, щитовидной железы

О - средней части груди

-ОИ - сердца

        Происходит развитие озвученного выдоха. У детей формируется умение произносить на выдохе: звуки (по 2-3, до 6 звуков одновременно), слоги и отдельные слова, фразы из 2,3,4-х слов, стихотворные тексты.

        Правильное чередование вдоха и выдоха, умение произвольно замедлять выдох, делать его плавным или прерывистым возможно при выполнении следующих упражнений:

- тренировка носового выдоха, ребенок глубоко вдыхает и длительно выдыхает через нос, рот, при этом закрыт;

- тренировка ротового выдоха, ребенок вдыхает и выдыхает через рот;

- вдох через нос, длительный выдох через рот, необходимо следить, чтобы ребенок не поднимал плечи и не напрягался;

- краткий глубокий вдох, замедленный выдох;

- медленный глубокий вдох, краткий резкий выдох;

- выдох толчками;

- глубокий вдох, медленно набирая воздух через нос, задержка дыхания, на выдохе считать от одного до десяти, стараясь, чтобы воздуха хватило до конца счета;

- на одном выдохе усиливать или ослаблять звук: жужжание пчелы: Ж-Ж-Ж-Ж-....; писк летающего комара: З-З-З-З....; рычание собаки: Р-Р-Р-Р...;

- «Свеча»- ровный медленный выдох. Глубоко вдохнуть, остановиться и медленно дуть на воображаемое пламя свечи, постараться дуть так, чтобы пламя «легло», и удержать его в таком положение до конца выдоха и др.

        Существует много систем дыхательной гимнастики: гимнастика Стрельниковой, система дыхания К.П. Бутейко, а так же  видов дыхания: успокаивающее, мобилизующее, ритмическое, очищающее и пр. Задача логопеда и родителей выбрать наиболее оптимальное дыхание для данного ребенка.

        Проводя те или иные дыхательные упражнения с детьми, было отмечено, что одни дети дышат легче, свободнее глубже, чем другие. После беседы с их родителями, было выяснено, что эти дети занимаются спортом. Следовательно, активные физические нагрузки позволяют укрепить дыхательную систему школьников.

        Выполнение комплексов дыхательных упражнений на логопедических занятиях проводится регулярно, так как является важным восстановительно - профилактическим средством. Они не просто оздоравливают организм, но и повышают умственную активность, способствуют эмоциональному равновесию, снятию нервного перенапряжения.

        Рекомендации родителям по выполнению дыхательной гимнастики могут быть следующими:

  • Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать.
  • Выдох должен быть длительным, плавным.
  • Необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе, можно прижимать их ладонями).
  • Упражнение можно выполнять как в положении сидя, так и стоя.

Не переусердствуйте! Достаточно 3-5 повторений. Многократное повторение дыхательных упражнений может привести к головокружению.

        Через несколько занятий усложните упражнения: во время выдоха пусть язык лежит на нижней губе.

        Физкультминутки - еще один здоровьесберегающий фактор. Учитывая, что динамичность активного внимания детей не превышает 10 минут, часть времени логопедического занятия используется на проведение физминутки. Она тесно связана с темой занятия и часто является переходным мостиком к его следующей части. Одна из основных задач физминутки- выработать четкие координационные действия во взаимосвязи с речью. Варианты выполнения комплексов различны: сидя, стоя, в кругу и др. На занятиях варьируются их разнообразные формы. В рамках физминутки проводится и гимнастика для глаз.

        

        Она служит для расслабления и снятия зрительного напряжения.

Например, упражнение «ЖУК»:

В класс к нам жук влетел

Зажужжал и запел

Ж-Ж-Ж-Ж

Вот он вправо полетел-

Каждый вправо посмотрел.

(указывают рукой направление и прослеживают взглядом).

Вот он влево полетел-

Каждый влево посмотрел.

Жук на нос хочет сесть-

Не дадим ему присесть!

(Правой и левой рукой попеременно указывается направление движения к носу со стороны)

Жук приземлился,

(Направления движения вниз и приседания).

Зажужжал и закружился:

Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж

(делают вращательные движения руками и встают).

        В процессе проведения физминуток, во время которых движение сочетается со словом, естественно и ненавязчиво воспитывается поведение детей, развивается мышечная активность, корригируются недостатки речи. Активизируются имеющийся словарный запас.

        Логопедический массаж - важный фактор здоровьесбережения логопатов. Особенно он эффективен при моторной алалии и дизартрии. Если причиной дефектного произношения звука является укороченная подъязычная связка (уздечка), то приемы логопедического массажа помогут устранить её. Снизить проявление судорог у заикающегося ребенка можно с помощью расслабляющего массажа.  При ринолалии массаж мягкого нёба  дает положительные результаты. Логопед производит массаж лба, щек, носа, носогубной складки, рта, подбородка, шеи. Массаж языка выполняется только специалистом. Массажу лица можно обучить и родителей. К основным видам массажа относятся:

  • Классический;
  • Точечный;
  • Аппаратный;

        Основным видом логопедического массажа является аппаратный, зондовый массаж. Он производится специальными зондами, каждый из которых воздействует на определенную зону: мышцы языка, скул, щёк, губ, мягкого нёба. Зондовый массаж дает возможность целенаправленно воздействовать на пораженные участки артикуляционных органов, активизируя и восстанавливая их деятельность. Логопедический массаж стимулирует организм в целом, усиливая обменные процессы в определенных тканях и органах, улучшает произношение, положительно влияет  на развитие фонематического слуха и общее развитие речи.

        Необходимо упомянуть о таком важном здоровьесберегающем факторе, как логоритмика.

Логоритмика - это комплекс специальных ритмизированных упражнений для детей с нарушениями речи. Система ритмического воспитания получила большое распространение в странах Европы в начале   XX  века. Известный немецкий музыкант и педагог К. Орф, использовал на своих занятиях сочетания слов, музыки и движения. Речь, музыка и движения должны быть очень тесно взаимосвязаны. При их тесном взаимодействии заметно улучшается ориентация ребенка в пространстве, улучшается чувство ритма, общая и мелкая моторика, совершенствуются артикуляционные движения, развивается слуховое внимание и фонематический слух. Движения ребенка становятся более координированными, свободными и выразительными, мимика живой, эмоциональной. Материал подается поэтапно: сначала разучиваются движения, затем текст, потом все вместе. Большая часть работы построена на жестах, движениях, выражающих дружелюбие, открытое отношение друг к другу, что дает детям положительные и радостные эмоции. Раскрепощаются даже самые малоактивные дети, что позволяет осуществить индивидуальный подход к каждому учащемуся.

        

В логоритмическое занятие включается:

  • Пальчиковая гимнастика, песни и стихи, сопровождаемые движением рук.
  • Музыкальные и музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами.
  • Логопедическая (артикуляционная) гимнастика, вокально-артикуляционные упражнения.
  • Чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков, фонопедические упражнения.
  • Упражнения на развития мимических мышц. Коммуникативные игры.
  • Упражнения на развитие общей моторики.
  • Упражнение на развитие словотворчества.

        В результате использования логоритмики к концу учебного года у детей прослеживается положительная динамика речевого развития. Практика показала, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками и многое другое. Поэтому логоритмика становится праздником красивой речи у детей.

        Подводя итог вышеизложенному, нужно отметить, что на логопедических занятиях самое пристальное внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям, что дает возможность формировать личность современного школьника.

 

Литература:

1)      Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. СПб: «Детство-Пресс», 2001

2)      Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Практическое пособие. СПб  КОРОНА, 2004

3)      Лопухина И.С. Логопедия. Речь. Ритм. Движение. СПб Дельта, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Статья "Здоровьесберегающие технологии, как методологическая основа педагогики здоровья. Программа «Разговор о правильном питании» в системе здоровьесберегающих технологий".

Статья определяет понятие здоровьесберегающей педагогики и её отличие от валеологии. Даны классификации здоровьесберегающих технологий,  определены условия, при которых технологии являются здоров...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образовательных технологий

МБУ МОШ №26          Доклад на тему:«Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образователь...

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »

Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...

Здоровьесберегающие технологии. Голобородько Н. В. «Здоровьесберегающие технологии в образовании»

Стремительное ухудшение состояния здоровья детей стало общепризнанным фактом. Ни медицина, ни образование не успевают адекватно реагировать на эти изменения. Поэтому особую актуальность приобретают лю...