О взаимосвязи творческой самостоятельной работы учащихся с формированием у них грамотной, хорошо развитой речи.
статья по логопедии (2 класс) на тему
Одни дети разговорчивы, общительны, им легко удается правильно формулировать свои мысли, логически, последовательно их излагать, другие же испытывают трудности при написании творческих работ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 219.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Шуваликова
Наталья Юрьевна
Учитель-логопед
ГБОУ гимназия №524
Московского района СПб
О взаимосвязи творческой самостоятельной работы учащихся с формированием у них грамотной, хорошо развитой речи.
Детское сочинение – это творческая напряженная работа. В сочинении ученик старается выразить свои собственные мысли, переживания, суждения, намерения по заданной теме. Каждое сочинение неповторимо, каждый автор индивидуален.
Основой письменной творческой работы является речь ребенка.
Грамотная, хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего развития детей. И чем она богаче, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Семилетний опыт работы учителем-логопедом в школе позволяет сделать бесспорный вывод о том, что в устной и письменной речи младших школьников встречается много ошибок.
Одни дети разговорчивы, общительны, им легко удается правильно формулировать свои мысли, логически, последовательно их излагать, другие же испытывают трудности при написании творческих работ.
Неудачно выбранное слово, неправильно построенное предложение, искаженная морфологическая форма – все эти ошибки называются речевыми.
Допускаемые учащимися ошибки, по данным Рамзаевой Т.Г и Львова М.Р. [2] делятся на речевые и неречевые. В свою очередь речевые делятся на:
-лексико-стилистические,
-морфолого-стилистические,
-синтаксисо-стилистические.
Кроме речевых встречаются и неречевые ошибки – композиционные, логические, а также искажение фактов.
Известный логопед Парамонова Л.Г. [1] выделяет четыре группы специфических ошибок письма, не связанных со знанием ребенком грамматических правил:
1. Замена букв по принципу сходства соответствующих им звуков.
2. Искажение звуко-слоговой структуры слов и нарушение границ между словами в предложении.
3. Аграмматизмы в письме (т.е. написание как бы вопреки правилам грамматики).
4. Замена букв по принципу оптического сходства и искажённое их написание.
Проблемы, возникающие из-за недостаточно развитой речи ребенка, можно проанализировать на сочинении ученика 2 класса Егора Д.
В данном сочинении наблюдаются лексико-стилистические ошибки в виде:
- повторение слов;
Это свидетельствует о том, что у пишущего недостаточный объем внимания.
Ученик забывает о том, что он только что употребил слово «мы», выбирает его снова;
- вторая причина повторов – бедность словаря: у пишущего нет достаточного выбора, он не владеет синонимикой, не умеет пользоваться местоимениями.
- употребление просторечных и диалектных слов и словосочетаний.
Употребление слова «токо» вместо «только».
Подобные слова дети употребляют под влиянием родителей, своего семейного речевого окружения. Нелегко бывает убедить ребенка в том, что слова, употребляемые его отцом или матерью, слова, которые он слышит от рождения, на самом деле неправильные слова.
- Нарушение общепринятой сочетаемости слов:
«очнь мало встречаемся» - очень мало встречаемся (надо: очень редко встречаемся). Причина ошибок – малый речевой опыт.
Причины лексических ошибок неодинаковы и, следовательно, неодинаковы и способы их разъяснения, исправления. Но вместе с тем есть и общий путь их предупреждения: это языковой анализ читаемых и пересказываемых текстов, выяснение оттенков значения слова именно в этом тексте, анализ роли и целесообразности именно этого, а не другого слова в этом тексте.
Морфолого – стилистических ошибок в данном сочинении не встретилось.
В сочинении встретились синтаксисо - стилистические ошибки в словосочетаниях и предложениях:
- Нарушение управления, чаще всего предложного:
«В сад» любили играть (любили играть где? в саду).
Глагольное управление дети усваивают по образцам, в живой речи, в читаемых текстах. Поэтому ошибки в управлении могут быть предупреждены на основе анализа образцов и составления словосочетаний.
Причина ошибки кроется в самом механизме письма: начав писать предложение, ученик еще не знает, как его закончит.
Внимательное прочитывание текста помогает устранить ошибки такого типа.
- Неумение находить границы предложений - слияние названия сочинения с первым предложением:
«Мой лучшейрук ево завут Сеня» (надо: Мой лучший друг. Моего лучшего друга зовут Сеня).
Основа исправления таких ошибок – работа над предложением
Неречевых ошибок в работе Егора не встретилось.
В данном сочинении наблюдалось большое количествло специфических ошибок, не связанных со знанием ребенком грамматических правил:
1. Замена букв по принципу сходства соответствующих им звуков.
Егор пишет ЕВО вместо ЕГО, РАСС вместо РАЗ, (Д)РУК вместо ДРУГ, ИЩЁ вместо ЕЩЁ, ДРУК ГОША вместо ДРУГ ГОША , АДИН вместо ОДИН.
2. Искажение звуко-слоговой структуры слов и нарушение границ между словами в предложении:
- Пропуски букв: ученик пишет РУК вместо ДРУГ,ОЧНЬ вместо ОЧЕНЬ, ТОКО вместо ТОЛЬКО.
- Слитное написание слов, слитное написание предлога и слова: ЛУЧШЕЙРУК вместо ЛУЧШИЙ ДРУГ, СНИМ вместо С НИМ, ВМЕСТЕСОМНОЙ вместо ВМЕСТЕ СО МНОЙ,ВСАДУ вместо В САДУ, УМЕНЯ вместо У МЕНЯ.
3. Аграмматизмы в письме (т.е. написание как бы вопреки правилам грамматики). Например: ЛУЧШЕЙРУК вместо ЛУЧШИЙ ДРУГ; В САД ЛЮБИЛИ ИГРАТЬ вместо В САДУ ЛЮБИЛИ ИГРАТЬ
Основная причина этих ошибок заключается в том, что ребенок не овладел навыками анализа звуко-слогового состава слов и поэтому просто не представляет себе их структуры (то есть количества звуков в слове и порядка их следования друг за другом).
Ошибки в сочинении Егора могут быть так же вызваны фонетико-фонематическим недоразвитием речи, нарушением грамматического строя, недостаточным лексическим запасом. Это свидетельствует о том, что в дошкольном возрасте у Егора отмечались нарушения звукопроизношения. Однако в рамках дошкольного возраста логопедическая работа традиционно направлена на формирование правильного звукопроизношения, а работа по остальным аспектам проводится недостаточно. Поэтому у таких школьников , как Егор, затруднено усвоение правил грамматики, поэтому им необходима дальнейшая помощь логопеда .
Так же среди причин, порождающих ошибки учащихся, нужно назвать следующие:
* слабое развитие познавательных способностей;
* не видит орфограммы (нет орфографической зоркости);
* орфограмму видит, но ошибочно её определяет;
* допускает ошибку на одной из ступеней алгоритма проверки;
* работает медленно, не успевает применить свои знания.
Следует помнить, что некоторые ошибки носят случайный характер, поэтому не стоит на них фиксировать внимание ребенка. А на устойчивые же ошибки следует обращать внимание и непременно исправлять. Не следует вслух озвучивать в присутствии класса слова и фразы с ошибками, так как некоторые ученики гордятся тем, что им удалось насмешить взрослых, и начинают коверкать слова уже умышленно. Исправлять ошибки нужно доброжелательно, тактично.
Одним из эффективных способов совершенствования речи является воспитание любви к книге, развитие читательского вкуса.
Так же велика роль речевой подготовки к сочинениям, которая в некоторых случаях нацеливает учащихся на использование определенных языковых средств.
Для успешного написания сочинений, так же необходимо всячески содействовать расширению объёма оперативной памяти, развитию способности «удержания» и «упреждения» текста.
На основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:
1. Анализ сочинений имеет важное значение не только для выводов о развитии речи, но и об общем развитии детей. Обычно применительно к начальной школе указываются такие критерии качества сочинений, как последовательность и логическая связь мыслей, стилистически грамотное изложение. Нет сомнения, что такие критерии качества сочинений, как последовательность, логичность изложения, стилистически грамотное оформление, важны. Однако не менее важны и такие показатели качества сочинений, как их эмоциональная окрашенность и самостоятельность суждений. Если учитель в сочинениях учеников обнаруживает ростки разностороннего развития детей - не только их ума (мышления, наблюдательности), но и формирования чувств, это и будет свидетельствовать о продвижении учащихся в общем развитии.
2. Творческая, самостоятельная работа возможно только у тех учащихся, кто владеет грамотной, хорошо развитой речью.
Список литературы:
1. Парамонова Л.Г. «Упражнения для развития письма» - Санкт – Петербург «ДЕЛЬТА» - 2001г.
2. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» .—— М.: Просвещение, 1979.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация самостоятельной работы учащихся начальной школы исследовательского и творческого характера
Происходящие изменения требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыками самостоятельного...
Организация самостоятельной работы учащихся на уроке окружающий мир как средство формирования регулятивных УУД
Курсовая работа с технологической картой. В уроке использовались технологии РКМЧП...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДИЦИИ ПО НОРМАМ объёма и оценки знаний умений и навыков учащихся при проверке письменных контрольных и самостоятельных работ учащихся первой ступени образования
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДИЦИИ ПО НОРМАМобъёма и оценки знаний умений и навыков учащихсяпри проверке письменных контрольных исамостоятельных работ учащихсяпервой ступени образования...
Словарная работа - залог повышения грамотности и развития речи.
Обобщение опыта работы по русскому языку....
Словарная работа — залог повышения грамотности и развития речи
Выступление на форуме -"Словарная работа — залог повышения грамотности и развития речи" Автор - составительКудряшова Раиса Николаевна учитель...
«Самостоятельная работа учащихся на уроках литературного чтения как средство развития познавательной активности в условиях ФГОС второго поколения».
Все приемы и задания творческого характера, о которых идет речь, помогают на практике существенно повысить качество уроков литературного чтения, активизировать мыслительную деятельность уч...
Самостоятельна работа учащихся как одна из технологий развития УУД на уроках математики в рамках реализации ФГОС в начальной школе.
Самостоятельна работа учащихся как одна из технологий развития УУД на уроках математики в рамках реализации ФГОС в начальной школе....