Развитие читательского интереса у детей с ОВЗ.
статья по логопедии на тему
В настоящее время педагоги, дефектологи, логопеды отмечают слабую читательскую активность, отсутствие устойчивых читательских интересов у младших школьников с ОВЗ. Особено это касается детей, обучающихся дистанционно. Поэтому одна из важных задач учителя-логопеда – пробуждать интерес ребенка с ОВЗ к чтению, развивать и поддерживать его.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_chitatelskogo_interesa_u_detei_s_ovz.doc | 24.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие читательского интереса у младших школьников с ОВЗ как успешная коррекция нарушений устной и письменной речи.
Учитель-логопед ЦДО I квалификационной категории Курочкина М.Э. |
Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: “Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом”.
В настоящее время педагоги, дефектологи, логопеды отмечают слабую читательскую активность, отсутствие устойчивых читательских интересов у младших школьников с ОВЗ. Особено это касается детей, обучающихся дистанционно. Поэтому одна из важных задач учителя-логопеда – пробуждать интерес ребенка с ОВЗ к чтению, развивать и поддерживать его. При чтении происходит осмысление и усвоение информации, в устной форме выражаются впечатления от прочитанного, ребенок становится подготовленным для общения.
Задачи логопеда при работе по развитию познавательного интереса к чтению у детей с ОВЗ:
Образовательные:
· обучать работе с книгой в единстве ее текстового и внетекстового содержания;
· изучать элементарные литературоведческие понятия, позволяющие ориентироваться в доступном круге чтения;
· обучать основам литературного анализа художественных произведений разной видо-жанровой принадлежности;
· приобщать детей к основам отечественной и мировой культуры, к духовному и нравственному опыту человечества;
· формировать умение находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, в Интернете;
Коррекционно-развивающие:
· совершенствовать все стороны навыка чтения;
· обучать навыкам и умениям обще учебного характера, в том числе, ориентировке в книжном пространстве;
· вырабатывать коммуникативные умения, функционирующие при слушании, говорении, чтении, письме;
· развивать мышление, внимание, памят, орфографическую зоркость;
· совершенствовать эмоциональную сферу (восприимчивость, чуткость);
Воспитательные:
· формировать положительную мотивацию к чтению;
· формировать у детей позитивное отношение к действительности;
· формировать самоуважение и эмоционально положительное отношение к себе, готовность выражать и отстаивать свою позицию;
· воспитывать уважение к ценностям иных культур, мировоззрений и цивилизаций;
· развивать чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой.
В рамках логопедических занятий использую разнообразные формы работы: работа с демонстрационным материалом, самостоятельная работа детей с раздаточным материалом и в тетрадях, выполнение тренировочных упражнений, разрешение проблемных ситуаций, экспериментирование, элементы театрализованной деятельности. Для стимулирования речевой активности детей, с целью привлечения внимания к языковым явлениям, широко использую дидактические игры, творческие задания, а также компьютерное программное обеспечение. Работа по привлечению детей к чтению ведётся в тесном сотрудничестве с учителями начальных классов, а также библиотекарем. Одной из наиболее эффективной формой работы при таком сотрудничестве является привлечение детей к участию в проекте «Читающий мир». В рамках проекта дети участвуют в различных литературных викторинах, конкурсах, по прочитанным книгам ведут читательские дневники, ведут читательские дневники.
Ведущую роль в процессе развития познавательного интереса к чтению играет семья, поэтому работаю в тесном контакте с родителями. В рамках родительских собраний, консультаций знакомлю родителей с приёмами общения ребенка с книгой, и приёмами развития орфографической зоркости посредством книги.
Работа по привлечению ребёнка с нарушениями речи к чтению
принесла приятные результаты:
- у учащихся заметно улучшилась дикция, звукопроизношение, ;
- учащиеся меньше стали допускать специфических ошибок на письме
- стали лучше понимать содержание прочитанного
- улучшилась связная речь
- участие в проекте детей вместе с родителями создало условия для формирования и сохранения семейных ценностей через возрождение традиций семейного чтения;
-ученики стали больше и качественнее читать, обрели дополнительное пространство для самореализации;
- стали более успешными в учебной деятельности;
- открылись новые возможности для формирования и поддержания способностей детей с ОВЗ: творческих и актерских », исследовательских (участие в проекте «я-исследователь»).
Список литературы
Литература
1. Бородин М.В. Особенности образовательного пространства в инклюзивном детском саду [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://inclusion.vzaimodeystvie.ru/stati/inclusive-kindergarten/
2. Вренёва Е.П. Ресурсы информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушениями речи. Логопед -2010-№5
3. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей-логопедов, педагогов доп. Образования, воспитателей и родителей /О.А. Ишимова, О. А. Бондарчук. – М.: Просвещение, 2012. (Работаем по новым стандартам).
4. Прочухаева М.М., Панкратова М.В. На пути от интеграции к инклюзии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://inclusion.vzaimodeystvie.ru/stati/integration_or_inclusion/
5. Сабельникова С.И. Развитие инклюзивного образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://menobr.ru/material/default.aspx?control=15&id=9339&catalogid=18
6. Сардина Т.Г.Коррекция письменной речи у учащихся с ОВЗ с применением компьютерных программ Microsoft Word Microsoft и Office PowerPoint [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/564381/
7. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям/ В.А. Сухомлинский. - Киев,1984. -287с.
8. Пятьдесят писателей: [сборник произведений победителей Первого и Второго Международного конкурса им. А.Н. Толстого]. -М.: Российский писатель, 2008. -Т. 2-554с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие читательского интереса у детей.
Памятка для родителей по развитию читательского интереса у детей....
Рекомендации родителям по развитию читательского интереса у детей.
Памятка для родителей....
Памятки для родителей по развитию читательского интереса у детей.
Вниманию родителей предложены памятки по развитию читательского интереса удетей, а также "Как обсуждать прочитанное с ребёнком" и о правилах чтения для учащихся....
Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса у детей
Памятка облегчит работу родителей по развитию читательского интереса у детей...
Рекомендации родителям по развитию читательского интереса у детей.
Материал даёт практические рекомендации родителям по развитию у детей интереса к чтению....
доклад "Развитие читательских интересов у детей с ОВЗ"
В данном выступлении я делюсь опытом работы по воспитанию интереса у обучающихся.воспитанников с ОВЗ к чтению....
Рекомендации родителям по развитию читательского интереса у детей.
Рекомендации родителям по развитию читательского интереса у детей....