советы родителям будущих первоклассников
статья по логопедии (1 класс)

Квашенко Наталья Васильевна

В данном материале даны рекомендации родителям будущих первоклассников  на что нужно обратить внимание при подготовке ребенка к школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям:

развитие и воспитание речевой культуры детей.

Речевая культура - один из компонентов общей культуры человека. Как и другие слагаемые культуры, она прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования. Но основы культуры речи должны закладываться в семье.

С нарушениями речи трудно бороться, поэтому важно, что и в каком состоянии воспримет слух ребенка в наиболее благоприятные годы его жизни. В это время закладывается фундамент, на котором позже строится вся его речь. Это должны помнить родители и все те, кто окружает ребенка.

Речевое воспитание ребенка начинается в раннем возрасте. Навыки правильной речи прививаются прежде всего в семье.

Язык любого человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни, но важнейшим периодом его развития является период младенчества, когда происходит интенсивное освоение средств языка, форм и функций речи, письма и чтения, культуры речи.

Культуре речи нужно учить прежде всего путем примера. Слышит ребенок правильную речь, четко и ясно воспринимает её - мало-помалу хорошие навыки приобретают мощную силу привычки. Если ухо ребенка воспринимает какой-нибудь неправильный диалект, то или иное неправильно произнесенное слово, то незаметно последнее становится его второй привычкой.

Все внимание и старания родителей должны быть направлены на то, чтобы дети слышали речь правильную, четкую и логически последовательную, без ошибок и недостатков. Нельзя допускать в общении с детьми искажения слов, слова всегда должны звучать правильно, как по звуковому составу, так и по форме. Нужно прислушиваться, правильно ли звучит вопрос ребенка, а потом на него отвечать.

 В разговоре с детьми родители должны учитывать уровень их языка, но вместе с тем их собственная речь должна быть более совершенной: разнообразной по построению предложения, богатой по словарю, выразительной по интонации. Детей следует приучать говорить настолько ясно, чтобы слушатели понимали каждое слово. Нужна целенаправленная последовательная работа по развитию устной речи ребенка с использованием народного творчества, обычаев, традиций, определенных природных и исторических особенностей своего края.

Если бы родители понимали, какое огромное значение для духовного и всестороннего развития детей имеет словесное общение с ними, они находили бы больше времени для разговоров со своими детьми.

Зачастую родители возлагают основную ответственность за становление речи своих детей на школу. По этому поводу я хочу представить одну замечательную притчу.

«К одному богачу пришел голодный нищий. Богач велел дать ему большую миску супа, а когда нищий поел, спросил, сыт ли он. Услышав утвердительный ответ, он приказал дать нищему еще и мяса. Тот съел все дочиста и на вопрос богача снова ответил, что наелся. Тогда ему принесли кувшин молока, который тут же был выпит до дна. Богач засмеялся и спросил: «Зачем же ты говорил, что сыт, если не прочь был поесть и еще?»В ответ нищий взял кувшин и доверху наполнил его камнями. «Полон ли кувшин?» - спросил он богача. – «Конечно», - ответил тот. В промежутки между камнями нищий насыпал, сколько мог, песку, и спросил снова: «Теперь полон?» - «Ну, теперь-то уж наверняка!» - воскликнул богач. Тогда нищий налил в кувшин воды, наполнив его и в третий раз.

Учитель, конечно, может наполнить душу и разум ребенка многими хорошими и полезными вещами, но «камни», положенные вначале, ведь останутся.

Семья является той ареной, на которой формируется и развивается ум ребенка, его вкусы и интересы, а это является фундаментом правильной устной и письменной речи. Простая понятная песня, сказка, образно и увлекательно рассказанная где-нибудь на диване, отчетливо прочитанные стихотворение или рассказ бесспорно принесут пользу. Домашние семейные чтения, рассказы в семейном кругу, живые беседы детей с родителями и близкими людьми дают возможность перенимать произносительные нормы. Очень важно, чтобы родители осознавали, что язык является главным предметом в деле воспитания, поняли значение особой роли и ответственности в деле развития речи подрастающего поколения.

Несколько советов родителям:

  •  Читайте больше сами и приучайте к чтению детей.

Желательно иметь в семье хотя бы небольшую детскую библиотеку. Сейчас такое большое внимание все уделяют интернету, телевидению, радио, что на книгу просто почти не остается времени и желания. А ведь чтение хороших книг: романов и поэзии, научной литературы, журналов и газет, как раз и помогает развить необходимую грамотность речи. Все перечисленное - это важный источник для пополнения словарного запаса.

Когда человек читает внимательно книги, то он тоже учится тому, как правильно построить фразу, узнает новые, незнакомые слова. Важно только, чтобы чтение книг было не тяжелой, изнурительной обязанностью, а приносило радость и удовольствие.

Каждая семья может найти время и возможность для семейного чтения (полчаса в неделю). Читать с ребёнком необходимо каждый день, обсуждая прочитанное, обучая при этом детей правильной, точной речи, исключая слова-повторения и слова-паразиты. Спросите, понравилось ли ребёнку прочитанное. Чем? Что нового узнал? Попросите его рассказать о главном герое, главном событии. Чему научила книга? Предложите ребёнку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду, выучить или пересказать отрывок.

  • Находите и используйте в своей речи новые слова.

Если вам встречается новое слово, постарайтесь выяснить его происхождение или хотя бы значение. Если вы в своей речи будете употреблять новые слова, предварительно понимая, что они обозначают, то это позволит вам быстрее запоминать их и использовать в своей речи. Но не стоит и полностью забивать свою речь непонятными, трудными словами.

  • Не стесняйтесь обращаться к помощи словаря.

Использовать словари можно не только для того, чтобы узнать значение и происхождение непонятного слова. Используйте словари и для того, чтобы подобрать к словам синонимы и антонимы, правильно поставить ударение в словах.

  • Работайте над грамотностью письменной речи.

Редактируйте свои тексты. Когда вы что-то пишете, даже sms, общаетесь в интернете, вдумывайтесь и анализируйте: будет ли понятно то, что вы написали, можно ли сформулировать вашу мысль короче и четче.

  • Играйте с детьми в развивающие игры. Разгадывайте кроссворды, шарады, ребусы, они тоже могут значительно повысить ваш словарный запас.
  • Попробуйте записать на аудио свою речь. Так вы услышите, сколько речевых ошибок вы допускаете, правильно ли строите предложения, не засоряете ли речь словами - паразитами, правильно ли ставите ударения.

В семье, где высоко ценится знание родного языка в повседневной жизни, где можно слышать четкое, образное художественное слово, речь ребенка не может не развиваться правильно и всесторонне, не могут не сформироваться здоровые привычки и вкусы.



Предварительный просмотр:

Советы родителям будущих первоклассников

Готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно при помощи речи устной и письменной ребёнку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у ребёнка будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее он овладеет чтением и письмом. Родителям важно знать самые незначительные отклонения в речевом развитии дошкольника и пытаться устранить их до поступления ребёнка в школу.

На что следует обратить внимание:

  1. Правильность произношения звуков и умение различать звуки речи на слух.

Дети должны уметь четко произносить все звуки речи, владеть интонацией, регулировать громкость и темп речи, правильно ставить ударение в слове. Речь ребёнка, поступающего в первый класс, должна быть чистой, связной и выразительной.

  1. Родителям также важно знать, что словарный запас ребёнка к семи годам должен составлять 2500-3000 слов: в нём должны присутствовать все основные части речи: существительные, прилагательные, глаголы, обобщающие слова такие как одежда, посуда, обувь, фрукты, овощи, транспорт и т.д.

Ребёнок должен знать название предметов, относящихся к различным группам, например: известные ему овощи, фрукты, деревья, виды транспорта и т.д.

Уметь определять название предмета по его признакам, например: кислый, жёлтый (лимон), зелёный, полосатый, круглый, сладкий (арбуз), легкое, пушистое, воздушное (облако) и т.д.

Уметь подбирать слова-признаки к различным предметам, например: шкаф деревянный, большой;  яблоко сочное, ароматное;  небо безоблачное, ясное; снег белоснежный, холодный, пушистый и т.д.

Уметь подбирать действия к предмету, например: птица (что делает?) летает, рыба плывет, кошка мяукает и т.д.

Уметь подбирать предметы к действию: скажи, кто лает, стрекочет, щебечет, что наступает, замерзает и т.д.

Ребёнок должен знать, чем занимаются люди не только известных профессий, таких как учитель, повар, врач, но и сталевар, геолог, столяр, инженер и т.д.

Подбирать слова близкие по значению: храбрый-смелый, чистый - аккуратный, холод-мороз, стужа, хвалить-одобрять, расхваливать, скучать-тосковать, горевать и т.д.

Ребёнок должен знать слова противоположного значения: грязный – чистый, белый - чёрный, хороший - плохой, мириться-ссориться, младший - старший, можно - нельзя, полезный - вредный и т.д.

Понимать переносные значения выражений: золотое сердце, злой язык, короткая память, голова на плечах, не тронуть пальцем, правая рука, наломать дров и т.д.

Родителям важно знать, что к четырём годам ребёнок должен овладеть системой словоизменения, т.е. уметь изменять слова по числам, падежам, например: одно дерево – много деревьев, одно яблоко – много яблок и т.д.

Для того чтобы проверить насколько ваш ребёнок овладел системой словоизменения можно предложить ему следующие задания: много это глаза – а один …, много это уши – а одно …, одна конфета – а шесть … и т.д.

Системой словообразования ребёнок овладевает к семи годам. При словообразовании меняется значение слова, например: сад, садик, садовник, посадки, посадил, саженцы и т.д. Важно, чтобы ребёнок не только научился образовывать новые слова, но и активно пользовался этими словами, строил из них предложения.

Чтобы проверить насколько ваш ребёнок овладел системой словообразования можно предложить следующие задания:

1.Подбери подходящее по смыслу слово: большая конфета, а маленькая …, маленький столик, а большой …,

2.Закончи предложение: весной картошку сажают, а осенью …, воду наливают, а сахар …,

3.Назови детенышей животных: кто у слонихи - .. , у коровы - …, у белки - …, у овцы - … и т.д.

4.Если кораблик из бумаги, значит он бумажный, а шуба из меха (какая шуба?) и т.д.

У лисы хвост лисий, а у зайца, у собаки, у кошки и т.д.

Если днём жара, то день жаркий, а если мороз - …, ветер - …, дождь -… и т.д.

  1. Важно обратить внимание на связную речь ребёнка.

Связная речь является основным показателем эффективности развития речи ребёнка в семье.

Необходимо научить ребёнка давать полный ответ на вопрос. Вызывать у него желание о чем-то рассказывать. Расспрашивайте о важных для него событиях. Внимательно слушайте ребёнка и направляйте его сбивчивый рассказ путём вопросов по содержанию.

Для формирования связной речи можно использовать следующие методы: это описание предметов, рисунков, пересказы знакомых текстов, придумывание историй и сказок, беседы, составление и написание писем, поздравлений.

Ребёнок, у которого были проблемы с развитием речи, формированием звукопроизношения, недостаточно развитым фонематическим восприятием, поступая в первый класс, обязательно должен (насколько он может это сделать) читать.  Ещё до школы необходимо с ним пройти весь добукварный и букварный период, познакомиться с буквами, научиться читать вначале слоги из двух гласных, затем закрытые слоги (гласная + согласная), а потом открытые (согласная + гласная). Этот последний этап является определяющим. Самое сложное – соединить согласную и гласную. Как только ребёнок сделает это, дальше всё уже идёт легче.

Родители должны знать, что решающими условиями и предпосылками развития речи ребёнка являются:

- стимулирующая среда. Ребёнок может говорить в том случае, когда есть объект для высказывания; речь является показателем того, в какой семье живёт ребёнок – богатой стимулами, разнообразной и интересной или однообразной, где мало новых явлений, ситуаций, отношений, лиц, побуждающих ребёнка к разговору.

В семье должна существовать возможность активного речевого проявления. Ребёнок должен не только слушать речь, но и прежде всего говорить сам: при повторении названий предметов, описании явлений, изложении собственных мыслей упражняется его голосовой аппарат; с помощью слуха ребёнок контролирует свою речь, проверяет, понимают ли его другие;

- образец речи взрослого. Дошкольник учится говорить, подражая речи взрослых, он говорит так, как говорят самые близкие из окружающих его людей: чисто, чётко, громко, либо небрежно; у него может быть богатый словарный запас слов, а может оказаться, что его речь будет проста и бедна;

- использование правильных методов. Дошкольника надо вести к тому, чтобы он подражал словам, экспериментировал с ними, сравнивал по значению, упражнялся в произнесении звуков и слогов, самостоятельно рассказывал, пересказывал, инсценировал и драматизировал знакомые сказки; общее воздействие всех факторов, влияющих на ребёнка. На развитие речи оказывает отрицательное влияние несогласованность требований взрослых.

Теперь вы знаете, что ребёнку нужна ваша помощь, знаете, что нужно делать. Наберитесь терпения. Все в ваших руках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы родителям будущих первоклассников

Советы будут полезны родителям будущих первоклассников...

Советы родителям будущих первоклассников.

Родителям первоклассников будет интересно узнать о  готовности  к школе .Как организовать обучение ребенка, чтобы он с удовольствием ходил в школу?Как помочь детям делать уроки?...

Советы родителям будущих первоклассников.

Советы родителям будущих первоклассников.       Волнительное это дело - первый раз в первый класс. Как будто отдаешь ребенка в чужой и незнакомой мир. Что же нужно,...

12 советов родителям будущих первоклассников

Елена Владимировна Рылеева, психолог, педагог. Скоро в школу... Этой осенью   ваш ребенок переступит ее порог. В стремлении помочь ему уверенно сделать этот шаг родители порой сбиваются с но...

Беседа с родителями будущих первоклассников по теме:"Логопед-кто он? Советы родителям будущих первоклассников"

В нашей школе каждую субботу с 1 марта по 1 июня проходит школа будущего первоклассника.Дети подготавливаются к школе с будущими учителями, а с родителями проводят беседы различные специалисты, ...

ФГОС. Информация для родителей. Советы родителям, будущих первоклассников.

Что такое Федеральные государственные образовательные стандарты?...

Материал с собрания с родителями будущих первоклассников. Советы родителям будущих первоклассников.

Материал выступления на родительском собрании по готовности ребенка к школе, в котором хотелось отобразить некоторые аспекты формирования у ребенка желания учиться....