Как помочь малышу заговорить?
статья по логопедии на тему
Многие не задумываются насколько важно стимулировать ребенка к речи с младенчества. Что повседневные вещи, которые кажутся нам простыми, ребенку дают огромную возможность для развития. Надо только ему в этом помочь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_kak_pomoch_malyshu_zagovorit.docx | 27.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Как помочь малышу заговорить?
Многие не задумываются насколько важно стимулировать ребенка к речи с младенчества. Что повседневные вещи, которые кажутся нам простыми, ребенку дают огромную возможность для развития. Надо только ему в этом помочь.
С ребенком необходимо постоянно говорить, многократно проговаривая все обычные ситуации (одевание и раздевание, умывание, купание, прогулка, еда, подготовка ко сну, уборка, мытье посуды и др.) Такую же работу следует проводить во время игр с игрушками и картинками, при чтении книжек, просмотра мультфильмов и прочее.
При этом взрослый часто обращается к ребенку, задает вопросы. Но не следует требовать от малыша немедленного ответа. Взрослый задает вопрос, делает паузу, затем отвечает на вопрос сам. После того, как ребенок много раз услышал название предмета, брал его, ощупывал и рассматривал, действовал с ним, можно попросить малыша принести (показать, найти, подать) знакомый предмет или совершить с ним какое-либо действие.[1]
Развитие речи ребенка тесно связано с развитием его головного мозга, но также оно во многом определяется воспитанием ребенка взрослыми. На раннем этапе мозг развивается очень интенсивно, но это не достаточное условие для его психического развития в целом и речи в частности.
Существует множество исследований, которые показали, что память, внимание, восприятие, воображение и мыслительные операции развиваются через речь. Результаты исследований говорят о том, что основной формой воспитательного воздействия является общение. И совершенно не важно, что в первые месяцы жизни ребенок пассивно воспринимает воздействие взрослого, а активным участником становится позднее. Таким образом, общение является основной формой воспитательного воздействия.
Чтобы лучше понять, как развивается речь ребенка, стоит отметить, что до 1,5 лет активно развиваются связи между предметами, действиями, их словесными обозначениями, но устойчивыми они становятся не сразу. После 1,5 лет ребенок уже умеет обобщать предметы как в понимаемой речи, так и в активной. Правда, при общении слов в активной речи он может допускать ошибки.[2]
Ребенок познает мир с помощью взрослого путем подражания. Когда взрослые выполняют какие-либо действия, необходимо всё проговаривать. Если взрослый хочет закрепить у ребенка какой-либо навык, то многократно показывает действие или говорит слово, фразу, а малыш повторяет.
Существуют специальные упражнения для развития подражаниям рук и мелкой моторики пальцев. Эти игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствуют не только опыт и знания многих поколений, но и исследования физиологов, доказавших, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка. Поэтому развитие рук помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление.
С младенчества можно начинать делать массаж рук, играть с пальчиками малыша в пальчиковые игры, разминать пальчики, проговаривая название каждого.После 6 месяцев, когда ребеночек сядет, можно начинать занятия на развитие мелкой моторики: рисование пальчиками (пальчиковые краски), лепка, перебирание и пресыпание крупы и других сыпучих материалов, нанизывать кольца на стержень, сортировать мелкие предметы по цвету, форме, размеру и по разным признакам одновременно. Также деткам очень нравится нанизывать бусины на шнурок, шнуровать, наматывать на клубок или катушку нитки разного качества и толщины, собирать пазлы и мозайку, развязывать и завязывать бантики, плести косички, растегивать и застегивать кнопки, пуговицы, молнии и липучки. Собирать конструктор, показывать театр на пальчиках, выкладывать из палочек и шнурков фигуры и картинки.
Фольклор поможет малышу пополнить словарный запас, развить темп, ритм и плавность речи – это потешки, прибаутки, заклички.
Игры со стихотворными текстами помогают не только в развитие речи ребенка, но и развивают двигательную активность ребенка.
Немало важным является развитие не только речевых звуков, но и неречевых. С самого рождения ребенка окружают разнообразные звуки: шум дождя, мяуканье кошки, гудки машин, музыка, человеческая речь.Маленький ребенок слышит только громкие звуки, но острота слуха быстро усиливается. Одновременно он начинает различать звуки по тембру звучания. Слуховые впечатления, которые переживает малыш, воспринимаются им неосознанно. Рtбенок пока еще не умеет упралять своим слухом, порой просто не замечает звуков.
Тем не менее неречевые звуки играют большую роль в ориентировании человека в окружающем мире. Различие неречевых звуков помогает воспринимать их как сигналы, свидетельствующие о прибоижении или удалении отдельных предметов или живых существ. Правильное определение на слух источника звука помогает узнавать направление, откуда идет звук, позволяет лучше ориентироваться в пространстве, определять свое местонахождение.
Умение сосредоточиться на звуке (слуховое внимание) – важная способность человека, которую необходимо развивать. Она не возникает сама по себе, даже если у ребенка острый слух от природы. Её нужно развивать с первых лет жизни. В это вам помогут игрыдля развития слухового внимания и восприятия, которые научат малышей сосредотачиваться на звуке, улавливать и различать разнообразные звуки.
При обучении ребенка различению на слух неречевых звуков советую соблюдать следующую последовательность:
-звуки природы (шум ветра и дождя, шелест листьев, журчание воды и др.)
-звуки, которые издают животные и птицы (лай собаки, мяуканье кошки, карканье вороны, чириканье птиц, ржание лошади, мычание коровы и дрю)
-звуки, которые издают предметы и материалы (стук молотка, скрип двери, жужжание пылесоса, тиканье часов, шуршание пакета и т.д.)
-транспортные шумы(сигналы автомобилей, стук колес поезда, скрип тормозов, гудение самолета и т.д.)
-звуки, которые издают различные звучащие игрушки (погремушки, свистульки, трещетки, пищалки)
-звуки музыкальных инструментов (барабан, дудочка, бубен, металлофон, гармошка, пианино и др.)
Кроме этого, огромное влияние на развитие эмоциональной сферы ребенка, его эстетическое воспитание оказывают звуки музыки. Однако знакомство ребенка с различными музыкальными произведениями – это отдельный большой разговор.[1]
Используйте каждую минут для общения со своим ребенком, и он скажет вам: «Мама, я люблю тебя»!
Список используемых источников
- Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет.- М.: Теревинф, 2010. – 192 с.
- Гаврилова А.С., Шанина С.А., Ращупкина С.Ю. Логопедические игры. – М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2010. – 168 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
говорил нерождённый малыш
стихотворение к Дню матери...
Физкультминутки для малышей.
Физкультминутки на уроках для первоклассников....
Научите малыша трудиться
Учим малыша любить трудиться, а также уважать труд других людей....
Викторина по книге Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше».
После того, как учащиеся прочитали книгу Астрида Линдгрена «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», была проведена викторина по содержанию этой книги....
Разработка урока по чтению во втором классе "Малыш и Карлсон, который живёт на крыше"
Разработка урока по литературному чтению во втором классе по программе «Школа 2100»(с использованием «Проникающих информационных технологии»)...
Конспект и презентация к уроку литературного чтения "Малыш и Карлсон"
Урок литературного чтения разработан по программе "Школа 2100", 2 класс. Это первый урок по произведению известной шведской писательницы Астрид Линдгрен. На этом уроке учащиеся знакомятся с главными г...
Как помочь малышу научиться красиво писать?
Рекомендации родителям детей 5-7-лет....