Если звуки слышишь - грамотно напишешь.
проект по логопедии (1 класс) на тему
Цель: разработать сборник упражненийпо развитию фонематических процессов, опираясь на данные исследования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt.docx | 121.6 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 5»
Педагогический проект.
Если звуки слышишь - грамотно напишешь.
Автор: Загребина Татьяна Валентиновна,
учитель-логопед, МБОУ «Школа№ 5»
учитель – логопед первой квалификационной
категории
Муравленко, 2015
Педагогический проект.
Если звуки слышишь - грамотно напишешь.
Оглавление.
- Паспорт проекта._________________________________________2 стр.
- Содержание проекта
2.1. Введение___________________________________________3 стр.
2.2. Основная часть
2.2.1.Теоретическая часть_______________________________ 4 стр.
2.2.2.Практическая часть________________________________6 стр.
3. Выводы ________________________________________________7 стр.
- Источники информации_________________________________ 8 стр.
- Приложение___________________________________________ 9стр.
Паспорт проекта.
Название проекта | Если звуки слышишь - грамотно напишешь |
Основания для разработки проекта | Результаты обследования устной и письменной речи учащихся начальной школы за последние 3 года Мониторинг письменных работ детей- логопатов |
Цель проекта | Разработать сборник дидактических материалов по развитию фонематических процессов. |
Основные задачи проекта |
|
Проблемы | Увеличение количества детей, выявленных при обследовании устной речи, имеющих ФНР Увеличение количества ошибок в письменной работах, обусловленных ФНР Процент учащихся с фонематическим недоразвитием речи возрастает, а процент упражнений в учебниках русского языка, развивающих фонематические процессы, недостаточен. |
Этапы, их содержание и сроки реализации проекта | 1 этап-организационно- подготовительный(октябрь 2010 года) 1.1 Диагностика уровня развития фонематических процессов учащихся начальной школы 1.2Анализ диагностических результатов за 3 года 1.3Мониторинг специфических ошибок письма, обусловленных ФНР 1.4Разработка проектных модулей Развитие фонематических процессов детей-логопатов Повышение педагогической и фонетической компетенции родителей детей-логопатов 2 этап -практический (2010-2011 учебный год) 1 модуль. Развитие фонематических процессов детей- логопатов 1.1Создание сборника упражнений развития фонематических процессов. 1.2Консультации для педагогов 1.3Развитие фонематических процессов детей- логопатов на логопедических занятиях, на уроках русского языка и чтения 2 модуль. Повышение педагогической компетенции родителей детей- логопатов 1.1Консультации для родителей 1.2Родительские собрания Как развивать фонематические процессы |
Ожидаемые конечные результаты | Снижение количества ошибок, обусловленных ФНР Повышение качества знаний по русскому языку |
Разработчик проекта | Загребина Татьяна Валентиновна |
Сроки реализации | 2012-2015 учебный год |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы
Нарушения письма являются достаточно распространенными дефектами речи у детей младшего школьного возраста. Расстройства письма оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения, на школьную адаптацию детей. Своевременное выявление этих нарушений, точное определение их дифференциальных признаков и механизмов, отличие дисграфии от иных, неспецифических ошибок письма чрезвычайно важны для разработки системы логопедической работы по коррекции и предупреждению этих нарушений.
Письмо представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют различные анализаторы: зрительный, речедвигательный, речеслуховой. Б.Г. Ананьев писал, что в основе его лежат «сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем».
Специальными исследованиями, проведенными сотрудниками лаборатории логопедии НИИ дефектологии АПН под руководством Р.Е. Левиной в 60—70-е годы, была установлена зависимость между состоянием речевого развития ребенка и возможностью усвоения им школьных знаний. Выявлено, что 1/3 учащихся с дефектами речи являются неуспевающими или слабоуспевающими по родному языку. Это, прежде всего дети, у которых недостатки произношения сопровождаются недоразвитием процессов фонемообразования, у этих же детей наблюдаются не только нарушения внятности речи, но и аномальное овладение звуковым составом слова.
Отставание в фонематическом развитии создает серьезные препятствия для успешного усвоения программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова, которые у ребенка с нормальным речевым развитием вырабатываются задолго до обучения в школе.
Проблема по раннему выявлению, предупреждению и коррекции фонематической дисграфии у младших школьников, продолжает оставаться актуальной в коррекционной педагогике и логопедии, и связана с тем, что в последние годы в общеобразовательных школах количество учащихся, имеющих недостатки письма на фоне недостатков развития фонематических процессов, значительно увеличилось.
Цель исследования –разработать сборник упражнений по развитию фонематических процессов, опираясь на данные исследования.
Задачи:1. Анализ источников информации по данной теме
2. Мониторинг ошибок,обусловленных ФНР, в письменных работах учащихся
начальной школы
3. Сравнительный анализ по выявленным ошибкам.
4. Создание сборника упражнений, развивающих фонематические процессы
Новизна: в специальной литературе нет дидактических материалов по развитию фонематических процессов по параллелям первой ступени обучения, систематизированных по данной тематике.
Гипотеза: если мы докажем, что количество учащихся, имеющих ошибки письменной речи, обусловленные ФНР, ежегодно увеличивается, то это поможет нам создать сборник заданий по исправлению фонематических процессов, которые смогут использовать учителя-логопеды, педагоги начальной школы.
Практическая значимость: развитие фонематических процессов на уроках русского языка и чтения, на логопедических занятиях приведет к уменьшению количества ошибок, обусловленных ФНР, а значит, к повышению успеваемости по русскому языку
Методы исследования: эмпирические -анализ диагностических материалов по развитию фонематических процессов, тестирование
Теоретические -анализ источников информации по теме исследования
Предметом исследования является состояние фонематических операций анализа и синтеза у учащихся начальных классов общеобразовательной школы.
Основная часть.
Теоретическая часть.
Особенности фонематического слуха изучались А.К.Аксёновой, В.В.Воронковой, М.Ф.Гнездиловым, Г.А.Каше, Р.И.Лалаевой, Д.И.Орловой, М.А.Савченко и др. Однако, изучение фонематического восприятия во всех этих исследованиях не являлось основной целью самой работы, а рассматривалось в контексте решения других проблем.
Русская орфография базируется на следующих принципах:
- морфологический;
-фонематический;
-традиционный.
Признание фонематического принципа в качестве ведущего для русской орфографии обеспечивает усвоение учащимися опознавательных признаков орфограмм на основе сопоставления звуков в сильной и слабой позиции. При фонематическом подходе на начальном этапе обучения правописанию появляется возможность научить детей находить подавляющее число орфограмм, понимать связь между отдельными правилами, усваивать способы самоконтроля. Фонематический принцип заключается в том, что нет расхождения между написанием и звучанием.
Таким образом, проблема формирования у детей с нарушением речи фонематического слуха является одной из важнейших.
С самого раннего возраста нормально развивающийся ребенок слышит звуки окружающего мира, видит артикуляционные движения губ взрослых и пытается им подражать.
Правильное развитие фонематического слуха лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения. Речь детей с фонетико-фонематическим недоразвитием характеризуется неправильным произношением звуков: пропусками, искажениями, заменами. Наиболее типичными являются замены звуков на более простые по месту и способу артикуляции.
В ряде случаев ребенок может правильно произносить изолированный звук, а в самостоятельной речи заменять, искажать его.
Выделяют три возможных состояния при недоразвитии фонематического слуха:
-недостаточное различение и узнавание только тех звуков, произношение которых нарушено;
-недостаточное различение значительного количества звуков из разных фонематических групп при относительно сформированном их произношении;
-глубокое фонематическое недоразвитие, когда ребенок практически не может выделить их из состава слов, определить последовательность звуков в слове.
Без специального коррекционного воздействия ребенок не научится различать и узнавать фонемы на слух, анализировать звуко- слоговой состав слов, что приведет к появлению стойких ошибок при овладении письменной речью. Очень бедна связная речь детей. Ребенок оказывается не в состоянии построить короткий связный пересказ рассказа, сказки, а строит лишь отдельные, аграмматичные фразы. Отстают в развитии лексическая, семантическая, фонетическая стороны речи. Для детей характерны недоговаривание слов, перестановки звуков в словах, замедленный темп речи, деформация слов. Словарный запас накапливается медленно, нарушена общая и тонкая моторика.
Процесс письма представляет сложную форму речевой деятельности; в нём задействованы речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный анализаторы - между ними существуют тесная связь и взаимообусловленность.
- Нарушения письма и чтения не возникают, если у ребёнка достаточно сформированы речевые функции (правильное произношение звуков, языковой анализ и синтез, фонематический слух) и неречевые (внимание, пространственные представления, мелкая моторика).
- При несформированности речевых функций у учащегося неизбежны специфические ошибки письма: пропуски, перестановки, недописывание букв и слогов, замена одних букв другими, нарушение смягчения согласных (пропуск ь), слитное написание и произвольное деление слов.
- Контингент учащихся школьного логопункта составляют дети - логопаты, речевой диагноз которых: дисграфия, обусловленная ФНР, либо ФФН, либо ОНР, либо несформированностью языковых средств у ребёнка с двуязычием.
Практическа часть.
Описание эксперимента.
Для наблюдений взят уровень сформированности фонематических процессов у учащихся начальной школы и его влияние на письмо.
В 2012 – 2013 учебном году обследован уровень сформированности фонематических процессов у учащихся начальной школы (184человек).
Дисграфия, обусловленная ФНР - 37 чел.
ФФНР - 19 чел.
ОНР - 5 чел.
У этих детей - логопатов присутствует недоразвитие фонематического слуха, что составляет 32 % от числа обследованных детей
В 2013 – 2014 учебном году обследованы учащиеся начальной школы. Выявлена;
дисграфия, обусловленная ФНР - 41 чел.
ФФНР - 17 чел.
. ОНР - 4 чел.
Таким образом, количество детей с недостаточно развитым фонематическим слухом 34 % от числа обследованных (188 человек).
В 2014 – 2015выявленадисграфия, обусловленная ФНР - 45 чел.
ФФНР - 15 чел.
ОНР - 3 чел.
Низкий уровень развития фонематических процессов у учащихся, что составляет 37 % от числа обследованных (170 человек).
Из диаграммы видно, что детей, имеющих недоразвитие фонематических процессов, с каждым годом становится на 2-3% больше.
Выводы.
В начале исследования мы предположили, что количество учащихся,имеющих ошибки в устной и письменной речи, ежегодно увеличивается. В результате эксперимента гипотеза подтвердилась.
Несформированность фонематических процессов – один из основных компонентов нарушений чтения и письма, являющихся причиной неуспеваемости по русскому языку. Для достижения эффективности логопедических занятий необходимо развивать фонематический слух на каждом уроке.
+
= успешность в изучении русского языка
+
+
Мы считаем, что без специальной помощи эти ошибки не исчезают, а закрепляются и усугубляются. Для успешной коррекции необходима систематическая работа по устранению фонематических ошибок в устной и письменной речи. Для успешной коррекции мы разработали сборник заданий для развитияфонематических процессов, в котором систематизировали дидактический материал по данной теме.Сборник включает в себя 115 заданий. (Приложение)
Источники информации.
1. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников / Т.В. Александрова. – СПб.: Детство-пресс, 2005. – 48 с.
2. Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки / Н.Г. Алтухова – СПб.: Издательство «Лань», 1999. – 112 с.
3. Волкова Л.С. Рекомендации к системе обследования фонетической стороны речи у дошкольников с ЗПР/ Л.С. Волкова, Г.Г. Голубева // Дефектология. – 1995. – №2, С. 18–25
4. Волкова Л.С. Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи // Логопедия. – М.: Гуманитарный изд. ценр ВЛАДОС, 2004. – С. 513 – 524.
5. Вопросы логопедии. Недостатки речи, чтения и письма у учащихся младших классов / Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Издательство академии педагогических наук РСФСР, 1959. – 322 с.
6. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена: Союз, 2000
7. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки / Н.В. Дурова. – М.: Мозаика-Синтез, – 112 с.
8. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 64 с.
9. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях / С.А. Миронова. – М.: Просвещение, 1991. – 208 с.
10. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ.ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 стр.
11. Спирова Л.Ф. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями письма. // Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 5: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. – С. 10–18 480 с.
12. Филичева Т.Б. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: МГОПИ, 1993. – 72 с.
13. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Под ред. В.В. Гербовой. – М.: Просвещение, 1988. – 64 с.
Приложение.
Упражнение 1.
Цель. Развитие слухового восприятия и внимания.
Дети легли, голову на руки, закрыли глаза, " уснули ". Послушаем звуки за окном, в коридоре, в классе .
Что шумит? Что гудит? Кто кричит? Кто разговаривает? Кто смеется? и т.д. Набор вопросов всякий раз составляется самим учителем по ситуации. Это же упражнение можно использовать в качестве успокаивающего нервную систему в начале занятий после "бурной перемены".
Упражнение 2.
Цель.Развивать слуховое внимание, умение различать силу звука.
Ребенка попросить на минутку выйти из кабинета, спрятать игрушку (предмет можно показать, а можно искать неизвестный для ребенка предмет ). Ребенок должен найти игрушку, ориентируясь на неречевые звуки; громкое или тихое звучание чего-либо
- хлопать в ладоши
- ударять в бубен
- звенеть колокольчиком
- ударять в барабан и т.п.
Если ребенок подходит к игрушке - звук более громкий, если удаляется - звук более тихий. Необходимо, чтобы сила звука менялась плавно: от сильного - к среднему и тихому.
Упражнение 3.
Цель. Развитие слухового восприятия и внимания.
Дети встают в круг. Выбирается водящий, он уходит на минутку за дверь. В это время играющие договариваются, через сколько человек будет звенеть передаваемый незаметно за спиной колокольчик. Задача входящего угадать, за чьей спиной звенит колокольчик.
Упражнение 4.
Цель.Развитие слухового восприятия, умения различать высоту и тембр голоса.
Необходимо две игрушки: два зайца, два мишки, две обезьянки и т.п. ( большой и маленький ), настольная ширма. За ширмой на барабане, в бубен, погремушкой и т.п. играет то большая, то маленькая игрушка. Дети должны отгадать, кто из зверюшек играл ( можно заранее вместе с детьми дать им имена ).
Упражнение 5.
Цель. Развитие слухового восприятия и внимания.
Логопед расставляет на столе несколько предметов. Манипулируя с предметами (стучит карандашом о стакан, гремит коробкой с кнопками, погремушкой ), он предлагает детям внимательно слушать и запоминать, какой звук издает каждый предмет. Затем прикрывает предметы ширмой, а дети отгадывают, что звенит или гремит.
Варианты игры: увеличить количество предметов, заменить новыми, постепенно усложняя для детей задачу определения звуков ( увеличение от 2 до 5 ). Последний вариант должен быть таким: слева направо каждый последующий предмет должен все больше быть похож по звучанию на предыдущий ( например, постукивание чайной ложки о стакан, о чашку, о металлическую кружку, о керамическую кружку, о деревянный бочонок ).
Упражнение 6.
Цель. Развитие слухового восприятия и внимания
Логопед знакомит детей со звуками, которые издают различные предметы: мяч, ударяясь о пол; шарик, перекатываясь по стеклянной банке, по керамической кружке; газете, если ее разрывать и т.д. Затем эти же действия, но в другой последовательности он производит за настольной ширмой. Дети должны возможно полнее и точнее рассказывать, что они слышат каждый раз.
Упражнение 7.
Цель. Развивать слуховое внимание и слуховую память; умение различать высоту, силу и тембр голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний, слов .
Дети по очереди называют имя водящего ( стоит к ним спиной ). Водящий на слух определяет и показывает, кто его позвал.
Усложнение игры: все дети зовут водящего - "Ау!" то громко, то тихо, а дети "отгадывают"- говорят, далеко или близко он находится. Дети стоят, повернувшись спиной к водящему. Затем каждый ребенок по очереди произносит -"Ау!" то громко, то тихо - в зависимости от того, что скажет логопед ( " Далеко ушел в лес". Или: " Близко зовет, от самой опушки" )
Упражнение 8.
Цель. Развивать слуховое внимание и слуховую память; умение различать высоту, силу и тембр голоса на материале одинаковых звуковых сочетаний.
Логопед показывает игрушечного котенка. " Внимательно послушайте и запомните, как котенок мяукает, когда находит-
ся близко (громко ) и как он мяукает, когда находится далеко ( тихо ). Логопед сам произносит " Мяу ", меняя силу голоса. Дети отгадывают, далеко или близко мяукает котенок.
Усложнение игры: котенок боится щенка и мяукает жалобно, дрожа и замирая от страха. Или котенок ласкается, поет свою песенку.
Каждый ребенок по очереди мяукает, изображая страх или спокойствие, а водящий отгадывает.
Анологично дети учатся различать, где гудит пароход ( " У - у - у " ) - далеко ( тихо ) или близко ( громко );
- какая дудочка играет ( "у-у-у"- произносится низким голосом; если большая; "у-у-у"- произносится высоким голосом, или девочка высоким голосом )
Упражнение 9.
Цель. Развивать слуховое восприятие и внимание , умение различать высоту ,силу и тембр голоса на материале фразовой речи.
Логопед выставляет перед детьми трех медведей ( игрушки или картинки ): большого, среднего, маленького. Затем рассказывает сказку " Три медведя " ( в сокращенном варианте ), произнося соответствующие реплики и звукоподражания, то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом. Дети угадывают медведей.
Упражнение 10.
Цель. Развивать слуховое восприятие и внимание , умение различать высоту ,силу голоса на материале звуковых сочетаний.
Детям раздают картинки с изображениями домашних животных - взрослых и детенышей: коровы и теленка, козы и козленка, свиньи и поросенка и др. Логопед произносит каждое звукоподражение то низким, то высоким голосом ( " му - у ", "бе-е, "хрю-хрю" и т.д. ). Дети должны, ориентируясь на характер звукоподражания и одновременно на высоту голоса, поднимать соответствующие картинки.
Упражнение11.
Цель. Развивать слуховое внимание , умение выполнять задание по инструкции.
Логопед: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я ошибусь - хлопните в ладоши" вагон-вакон-фагон вагон-факон-вагом и т. п. (учитель сам составляет до 10 словесных цепочек)
Упражнение 12.
Цель. Развивать слуховое внимание , умение выполнять задание по инструкции.
Логопед показывает предметную картинку или сам предмет (если возможно). Например, демонстрирует детям чистый лист бумаги. Задание : хлопнуть в ладоши, если услышишь неправильное произношение бумага-тумага-пумага-пумака-бумака. Необходимо начинать со слов, простых по звуковому составу, затем переходить- к более сложным. Усложнение игры: поднять красный кружок, если услышишь неправильное произношение или:
поднять красный кружок, если слово произнесено неверно;
поднять зеленый кружок, если слово произнесено правильно.
Упражнение 13.
Цель. Развивать слуховое внимание , умение выполнять задание по инструкции
Логопед выставляет на наборном полотне картинки, названия которых звучат очень похоже: рак, лак, мак, бак; сок, сук, лук ,рук ; дом, ком, лом, сом; коза,коса,роза, лоза; лужи, лыжи,кожи и т.д.
Затем логопед называет 3-4-5 картинок, дети запоминают их, расставляют на наборном полотне слева -направо или сверху -вниз по заданию логопеда.
Упражнение 14.
Цель. Развивать элементарные навыки звукового анализа слов.
Логопед выставляет на наборном полотне в одну линию следующие картинки: ком, бак, сук, ветка, каток, горка.
Затем дети выходят по одному, каждому дается по одной картинке. Ребенок должен поставить эту картинку под той, название которой звучит похоже. В результате на наборном полотне должны получиться примерно такие ряды картинок:
ком бак сук ветка каток горка
дом рак лук клетка платок корка
сом мак жук пятка листок норка
лом лак бук плетка моток марка
Упражнение 15
Цель. Развивать элементарные навыки звукового анализа слов.
Из каждых четырех названных логопедом слов ребенок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные три:
мак-бак-так-банан
сом-ком-индюк-дом
лимон-вагон-кот-бутон
мак-бак-веник-рак
совок-гном-венок-каток
пятка-ватка-лимон-кадка
ветка-диван-клетка-сетка
каток-дом-моток-поток.
Упражнение 16.
Цель: Развивать слуховое внимание ; учить детей различать слоги на слух.
Логопед произносит несколько слогов, например: на-на-на-па. Дети определяют, что здесь лишнее (па). Затем слоговые ряды усложняются, например на-но-на-на; ка-ка-га-ка; па-ба-па-па и т.п.
Упражнение 17.
Цель.Развивать слуховое внимание ; учить различать согласные звуки по глухости-звонкости; развивать умение выполнять задание по инструкции.
Логопед выбирает водящего, на ушко шепчет ему слог. Ребенок произносит этот слог вслух. Логопед повторяет вслед за ним этот же слог или называет оппозиционный по звонкости - глухости. Дети говорят хором, одинаковые или разные слоги, поднимают кружочки на вновь проговариваемые ребенком медленно оба слога; поднимают синий кружок, если употреблен в слоге глухой согласный звук и зеленый кружок - на звонкий согласный. Это должно выглядеть примерно так:
Ребенок: па. Логопед: па.
Дети хором :па-па
Ребенок па - пауза - па.
Дети должны поднять во время второго произношения ребенком оба раза синие кружки.
Аналогично выполняем задание с оппозиционными звуками, только поднимаем зеленый и синий кружки.
Упражнение 18
Цель.Развивать слуховое внимание; учить различать согласные звуки по мягкости- твердости.
Воспроизвести ( повторить вслед за логопедом ряд слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по мягкости - твердости.
па-пяма-мява-вя; та-тя ба-бя да-дя фа-фя
Логопед прозносит по 3-4-5 пар слогов. Подобные пары слогов возможны также с гласными буквами: и, ё, ю.
Упражнение 19
Цель.Развивать слуховое внимание и память.
Воспроизвести слоговые пары с наращиванием стечения согласных звуков: па-тпа, та-пта, фа-тфа, та-фта.
Упражнение 20.
Цель: учить детей различать фонемы родного языка.
Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков.
Логопед раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет:
" Поезд гудит у-у-у-у; девочка плачет а-а-а-а, птичка поет и-и-и-и." Далее он произносит каждый звук длительно ( а-а-а-а, у-у-у-у, и-и-и-и ), а дети поднимают соответствующие картинки ( птичка, поезд, девочка ).
Усложненные варианты игры:
а) логопед произносит звуки кратко
б) детям раздать вместо картинок кружки трех цветов, объясняют, что красный кружок - (а), зеленый - (у), желтый (и).
Логопед произносит звуки а-у-и, дети поднимают соответствующий кружок.
в) в ряд гласных а-у-и включить другие гласные о-ы-э, на которые дети не должны реагировать.
Аналогичным образом проводится работа по дифференциации согласных фонем.
Упражнение 21
Цель.Развивать навыки звукового анализа(умение выделять первый звук в слове); обогащать словарный запас.
Назвать первый звук в словах ( выделить его голосом, "нажать" на него )
Малина, мама, мох, маленький, монета, магнит, магазин, макать, мука, моток, мотыга, маска, море, музыка, мыло.
Объяснить слова: мох, монета, магнит, макать, моток, мотыга, маска, маки.
Упражнение 22.
Цель.Развивать слуховое внимание и навыки звукового анализа(умение выделять заданный звук в слове);
Поднять зеленый (если глухой звук - синий ) кружок( карточку с изображением буквы "м"), если услышишь в слове звук (м). Логопед медленно читает слова: маска, рука, море, музыка, мука, пар, ракета, паста, зима, лимон, замок, вата, вагон, яма, мухи, коза.
Упражнение 23
Цель.Развивать слуховое внимание и навыки звукового анализа(умение находить местоположение заданного звука в слове);
Определить, где слышится звук (м)- в начале, в середине или в конце слова. Слова: монета, маска, дом, шлем, гном, лимон, комната, зима, гамак, сом, комок, маяк, мыло, крем, лом, лямка, сумка, мука, море.
Упражнение 24
Цель.Развивать слуховое внимание и навыки звукового анализа(умение выделять заданный звук в слове); обогащать словарный запас..
Определить, в каком из двух слов слышится звук (м), произнести это слово, объяснить его значение.
Калина - малина, море - горе, мох - пух, муха - сухо, раки - маки, монета - ракета, мука - рука, магазин - бензин, зайка - майка, мыло - шило.
Упражнение 25.
Цель . Формировать навыки слогового анализа.
1. Отхлопывать 2-х, 3-х, и т.д. - сложные слова. ( Сколько слогов в слове - столько и хлопков ).
Упражнение 26.
Цель.Развивать слуховое внимание; элементарные навыки звукового анализа.
Анализ гласных звуков. Детям раздается 5-6 красных кружков. Логопед произносит один, два или три гласных звука, например: а, ау, иоу и т.п. Дети откладывают на своих столах столько кружков, сколько звуков произнес логопед.
Упражнение 27.
Цель.Развивать слуховое внимание; элементарные навыки звукового анализа .
Анализ гласных звуков.У детей на столах лежат по три кружка разных цветов. Логопед говорит детям, что красный кружок обозначает (а), желтый - (у), зеленый - (и). Затем он произносит сочетания из этих звуков - сначала по два звука: ау, уи, уа, аи.
Дети раскладывают на столах кружки в определенных сочетаниях и в нужном порядке. Так же проводится анализ всех остальных гласных звуков.
Упражнение 28.
Цель.Развивать слуховое внимание; элементарные навыки звукового анализа
Анализ согласных звуков. В нем должна соблюдаться определенная последовательность: сначала выделяют последний согласный звук в слове, затем в середине слова. Слова необходимо брать односложные и двусложные(суп; лупа) Легче в анализе согласных детям даются взрывные согласные(б-п; в-ф г-к, д-т), затем сонорные(м,н,л,р).
Упражнение 29.
Цель. Развивать элементарные навыки звукового анализа; учить давать характеристику выделенному звуку; обогащать словарный запас.
Дети выходят по одному к столу, вынимают из конверта картинки, громко, четко называют их, выделяя голосом последний звук. Затем ребенок повторяет этот звук отдельно, характеризует его. На взрывные согласные могут быть следующие картинки: кнут, кот, паук, каток, танк, мак, жук, лук, веник, паук.
Упражнение 30.
Цель. Развивать элементарные навыки звукового анализа; обогащать словарный запас.
Разложить на наборном полотне картинки так, чтобы в одной стороне оказались предметы, названия которых оканчиваются на звук т, а в другой - на звук к.
Упражнение 31.
Цель. Развивать элементарные навыки звукового анализа; обогащать словарный запас.
Логопед показывает детям по одной картинке и называет их, опуская последний звук, например: тан..., пау..., вени....
Ребенок называет слово целиком, а затем произносит звук, который пропустил логопед,характеризует его.
Упражнение 32
Цель. Развивать навыки звукового анализа; обогащать словарный запас.
Определить первый звук в словах: собака, солнце, сыр, самолет, санки, скамейка, сухари, скала, свечка, спорт, сапоги, салат, сахар, сын, сом, сучок, свекла, сон.
В каких словах после "с" слышится а ?
Логопед еще раз медленно читает слова, дети поднимают карточку с изображением буквы "а".
В каких словах после "с" слышится о? у ? ы ?
Самостоятельно назвать 5 слов со звуком (с) в любой позиции.
Выделить звук (с), "нажать" на него в произношении слов:
садик, самокат, самолет, сокол, судно, сало, скамейка, сабля, лиса, коса, оса, листок, свисток, куст, колесо, песок, носок, сынок, лес, автобус, овес, крыса, глобус, солдат, лесник, сосны, пылесос, судья.
Упражнение 33.
Цель. Развивать навыки звукового анализа; обогащать словарный запас.
Детям раздаются карточки " Где слышен звук? " начало слова середина слова конец слова и раздаются кружки красного, синего и зеленого цветов ( в зависимости от того, какой звук отрабатывается: гласный, глухой или звонкий согласный ). Детям объясняется, что, если звук слышен в начале слова, то кружок кладем в первый квадратик и т.д.
ГДЕ СЛЫШЕН ЗВУК? | ||
Начало слова | Середина слова | Конец слова |
Упражнение 34.
Цель: развивать слуховое внимание; учить различать заданный звук в чужой речи.
Подними руку или карточку с буквой ( графическим образом звука ), если услышишь этот звук среди названных мною.
Называть подряд 4-5 звуков. Например, (ш): з-с-ш-ж-щ.
Упражнение 35.
Цель.развивать слуховое внимание; развивать навыки звукового анализа.
Подними сигнальную карточку или букву, когда услышишь слово с заданным звуком,например, (ш) в словах: сосна, шина, щука, мощный, записка, машина, шуба, малыш, насос...
Упражнение 36.
Цель. Развивать слуховое внимание и слуховую память.
Учитель называет 5-7 слов, ученик слушает и запоминает только те, в которых имеется изучаемый звук. По просьбе учителя он эти слова повторяет.
Упражнение 37.
Цель. Развивать слуховое внимание и слуховую память.
Учитель читает связный текст, в котором дети определяют по слуху слова с нужным звуком, затем правильно произносят их и записывают в тетрадь только буквы,обозначающие заданный звук. При графической записи слова, не содержащие изучаемого звука , прочеркиваются, а те слова, в которых изучаемый звук имеется, обозначаются соответствующей буквой или условным знаком. При наличии звука в слове дважды соответствующая буква или знак повторяются столько же раз. Например:
Малыши играют в шашки.
Ш ----- -- Ш Ш .
Упражнение 38.
Цель. Развивать звуковой анализ, учить различать изучаемый звук не только в чужой, но и в собственной речи.
Ученику предлагается ряд картинок. Ребенок должен назвать все картинки и самостоятельно отобрать те из них, в
названиях которых содержится изучаемый или заданный учителем звук.
Упражнение 39.
Цель. Развивать звуковой анализ,обогащать словарный запас.
Ученик выбирает из орфографического словаря 4-5 малознакомых слов с изучаемым звуком, запомнить эти слова и правильно их произнести, указав место отрабатываемого звука. При необходимости учитель уточняет значение этих слов.
Упражнение 40.
Цель: формировать умение выделять звуки из состава слова, отделять их друг от друга, сравнивать между собой, определять роль и характер связи между звуками в слове.
Выделить, назвать, какой звук стоит в начале или в конце слова в сильной позиции (для гласных - первая буква в слове под ударением; для согласных - начало слова перед гласным или согласным, в конце слова кроме звонких согласных, например ,шалаш, школа ). В этом упражнении важно, чтобы изучаемый звук стоял в сильной позиции.
Упражнение 41.
Цель. Развивать звуковой анализ, учить давать характеристику изучаемому звуку.
Выделить согласный звук из положения перед гласным; затем - из любого положения в слове. Изучаемый звук стоит в разных позициях и сочетаниях с другими звуками. Например (ш): душ, шуба, шапка, кошка, шалаш. Дать характеристику выделенному звуку.
При подборе речевого материала на первых порах в ряде слов не должны быть звуки, близкие по акустическим и артикуляционным признакам изучаемому звуку. Например, в период работы над звуком (ш) слова со звуком (с) не даются до тех пор, пока ребенок не научится четко произносить и выделять из состава изучаемый звук. Не следует также на первых занятиях давать слова со звуками ( ж, з, ц, ч, щ ). Наличие слов с этими звуками может затруднить восприятие (ш) и его выделение из состава слова. Аналогичные условия необходимы для отработки звуков ( ж, з, ч, ц ).
При изучении (р) из упражнений исключаются слова со звуком (я), и наоборот: при изучении звонких - парный глухой
Упражнение 42.
Цель. Развивать звукобуквенный анализ.
Определить количество и последовательность звуков в словах ( на изучаемый звук ).Например, подсчитать ,сколько звуков в слове книга, назвать их по порядку.
Упражнение 43.
Цель. Развивать звукобуквенный анализ.
Дать ребенку готовую схему слова( из кружков или из квадратиков ) и напечатанное слово. На основе схемы ребенок должен установить порядок звуков в анализируемом слове и одновременно определить, какое место занимает в слове изучаемый звук. Вопросы логопеда: сколько звуков в слове? Назови все звуки по порядку. На котором по счету месте стоит изучаемый звук?
Упражнение 44.
Цель. Развивать звукобуквенный анализ.
Учитель произносит громко, несколько утрированно изучаемый звук в слове, ребенок должен сказать, где он слышит звук: в начале, в середине или в конце слова.
Упражнение 45
Цель. Развивать звукобуквенный анализ..
Обобщенные и сокращенные упражнения типа: " Назови четвертый звук в слове " или " Какой звук стоит до...?, какой после...?, какой между...? " и т.д.
Упражнение 46.
Цель. Развивать звукобуквенный анализ, развивать зрительную память.
Прослушать слово, повторить и проанализировать(назвать все звуки по
Порядку, сказать, сколько всего звуков в слове, назвать первый и последний звуки); после анализа составить это слово из букв разрезной азбуки, прочитать вслух и записать в тетрадь по памяти.
Упражнение 47.
Цель. Развивать звукобуквенный анализ, обогащать словарный запас.
Составленное слово переделать в другое при помощи замены буквы или нескольких букв
( суп-сук-сок-сом-сын ); расположить эти слова одно под другим, прочитать, проанализировать и сравнить звуковой состав каждого из них.
Необходимо обратить внимание на то, что с изменением звука изменяется смысл слова.
Упражнение 48.
Цель.Развивать звукобуквенный анализ, обогащать словарный запас.
Вставь такие гласные буквы, чтобы получилось 2 слова; 3 слова; 4 слова.
л - в (лев,лов) н-с (нас, нос, нес)
м -х д - м
м - ч с - р
п - р б - р
р - с зав - л
пот - к см - ли
т - чкап - ть
Упражнение 49.
Цель.Развивать звукобуквенный анализ, обогащать словарный запас.
Вставь такие согласные буквы, чтобы получилось 2 слова; 3 слова; 4 слова.
лу - пло- -олк
ша-са- ро-
-ени со-а -ом
-лот ду-а -аки
-олоса
Упражнение 50.
Цель.Развивать звукобуквенный анализ, обогащать словарный запас.
В словах: зима, баня, каша замени первую букву, чтобы получилось новое слово.
В словах: сук, рос, стол замени последнюю букву, чтобы получилось новое слово.
В словах: пила, гора, рад, рама переставь согласные, чтобы получилось новое слово.
В словах: меточка, малина, борона, долото - замени первый слог, чтобы получилось новое слово.
Упражнение 51.
Цель.Развивать слоговый анализ, обогащать словарный запас.
Подбери слова по первому или последнему слогу с использованием картинки или без нее.
Упражнение 52.
Цель.Развивать слоговый анализ, обогащать словарный запас.
Составить ряд слов из слогов, данных вразбивку. Полоски бумаги с напечатанными словами нарезаются по слогам, перемешиваются. Задача ребенка: из данной ему кассы слогов собрать слова, не оставив ни одного слога.
То же самое: из рассыпных букв ( буквы не всего алфавита, а лишь необходимые для слов ) составить слова.
Упражнение 53.
Цель.Развивать звукобуквенный и слоговой анализ, обогащать словарный запас.
Игра " Буква заблудилась ", или " Слог потерялся» Задание: вставить пропущенный слог или букву.
Упражнение 54.
Цель. Развивать языковой анализ.
Составить предложение по предложенным картинкам ( названия содержат изучаемый звук ) с последующим их анализом:
- определение порядка слов в предложении
- называние слов по порядку и вразбивку ( назови слова по порядку, назови 5-е, 3-е слово )
- выделить слова с изучаемым звуком, указать их место в предложении.
- деление указанных слов на слоги и выделение слогов с изучаемым звуком, четкое их проговаривание.
Упражнение 55.
Цель. Развивать языковой анализ.
Составить предложения из слов, данных вразбивку. Слова насыщены изучаемым звуком.
В работе над предложением внимание детей акцентируется на случаях, когда буква, соответствующая звуку, заменяется при письме.
Упражнение 56
Цель.Развивать звукобуквенный анализ, развивать слуховую, зрительную и моторную память, внимание.
Диктанты с предварительным устным или графическим анализом. В процессе анализа ученик самостоятельно находит в них слова с изучаемым звуком, произносит их, указывает, какую букву он напишет, и только после этого приступает к записи предложения.
Можно также использовать зрительно - предупредительные, выборочные и контрольные диктанты. Диктанты подбираются со строгим учетом особенностей речевого недостатка каждого ученика и программных требований.
Упражнение 57.
Цель. Развивать способности различать сравниваемые (дифференцируемые) на слух звуки, развивать звукобуквенный анализ.
Учитель произносит слова, содержащие звуки ( "ш" и "с" ): шалаш, сани, нос, шум, шалун, сумка, каша. Ученик должен отчетливо повторить каждое слово и сказать, какой в нем звук- с- или - ш- и какое место по счету он занимает.
Упражнение 58.
Цель.Развивать слуховое восприятие и внимание, учить соотносить слуховой образ с графическим(звук с буквой).
Поднять карточку с буквой, соответствующую услышанному звуку.Учитель называет ряд звуков:п л х к ш или любой другой ряд звуков. На столах у детей набор карточек с изображением букв, соответствующих произнесенным звукам.
Упражнение 59.
Цель. Развивать способности различать сравниваемые (дифференцируемые) на слух звуки, развивать звукобуквенный анализ.
Разложить предметные картинки в зависимости от того, какой звук имеется в названии каждой. Названия картинок дети отчетливо произносят.
Упражнение 60.
Цель. Развивать навыки звукобуквенного анализа слов , обогащать словарный запас.
Из букв разрезной азбуки составить цепочку слов , различающихся только одним звуком. При этом замена буквы изменяет смысл слова. Логопед просит ребенка объяснить лексическое значение каждого слова.
Мушка- мишка- миска- маска- Машка- кашка- каска- киска- кушак- кушать- кусать.
Упражнение 61.
Цель. Развивать навыки звукобуквенного анализа, умение дифференцировать оппозиционные фонемы (по месту образования с-ш).
Составить слова из букв разрезной азбуки ,имеющие в звуковом составе с или ш, затем записать эти слова в тетради под диктовку или по памяти, расположив их в два столбика. Например,
- с - - ш -
насос шутка
стакан детишки
скамейка школьники
таксист бабушка
После записи эти слова прочитываются с отчетливым произношением сравниваемых звуков. После этого упражнения можно провести самопроверку или взаимопроверку ( они развивают орфографическую зоркость, познавательные процессы, регулируют учебную деятельность ).
Упражнение 62
Цель. Развивать навыки звукобуквенного анализа, умение дифференцировать оппозиционные фонемы (по месту образования с-ш).
В словах вставить пропущенные буквы с или ш, подчеркнуть их.
У Па...и ...ани
Малы... ...тоит у кио...ка
Ко...ка поймала мы...ку
После этого упражнения также возможны самопроверка или взаимопроверка.
Упражнение 63.
Цель. Развивать навыки звукобуквенного анализа, умение дифференцировать оппозиционные фонемы (по месту образования с-ш).
Придумать и составить слова из разрезной азбуки со звуками (с-ш ), проанализировать эти слова; затем написать слуховой проверочный диктант.
В процессе работы по дифференциации звуков большое внимание уделяется упражнениям на сопоставление аффрикат с акустически сходными зауками, например, (ц) со звуками ( с,сь,т ); (ч) со звуками (ц, щ, ть, с, ш); звука (щ) со звуками ( ш, ч, сь, ть, ц ), так как они чаще всего смешиваются во время письма.
Упражнение 64.Назови слова.
Цели .Развивать способности без ошибок различать звуки на слух и четко представлять звуковой облик слов; развивать навыки звукового анализа слов
Задание 1. «Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А» (Т, О, Р, К и т. д.).
Задание 2. «Назови как можно больше слов, которые заканчиваются на звук П» (И, О, С, Л и т. д.).
Задание 3. «Назови как можно больше слов, в середине которых есть звук Л» (Н, Э, Г, Б, Ф и т. д.).
Упражнение 65. Хлоп-хлоп.
Цель. Развивать слуховое восприятие и внимание , навыки звукового анализа слов.
Это упражнение имеет несколько вариантов задания:
- «Сейчас я буду называть тебе слова. А ты, как только услышишь слово, которое начинается со звука С (В, О, Г, Д, Ш и т. д.), сразу хлопнешь в ладоши». Вариант: ребенок должен «поймать» звук, на который слово заканчивается, или звук в середине слова.
ДАЧА, КОШКА, ШАПКА, ЛИСА, ДОРОГА, ЖУК, ОКНО, КОМ, ТАРЕЛКА, ХЛЕБ, ДОЖДЬ, ЛИПА, ЛАМПА, РЕЧКА, ВОЛОСЫ И Т.Д.
- «Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, в котором есть звук К, хлопни в ладоши 1 раз. Если услышишь в слове звук Г – хлопни 2 раза». Лучше начинать упражнение в медленном темпе, постепенно увеличивая скорость.
КОРОВА, КИСЕЛЬ, ГОРА, НОРКА, ГИТАРА, САПОГ, СУК, РУКА, ДОГНАЛ, ТОЛКНУЛ И Т.Д.
Это упражнение поможет также проверить, какая у ребенка скорость реакции.
Упражнение 66. Играем со словом.
Цель. Развивать слуховое восприятие и внимание , навыки звукового анализа слов.
Задание 1. «Придумай слово, которое начинается (оканчивается) на такой же звук, как и слово ЛЯГУШКА, ФЛАГ, СТОЛ и т.д.».
Задание 2. «Назови, какой звук первый (последний) в слове ЛУЧ, СИЛА, ДИВАН и т. д.».
Задание 3. «Назови все звук по порядку в слове НЕБО, ТУЧА, КРЫША и т.д.».
Задание 4. «Какой звук в слове РЫБКА (СТУЛ, КОВЕР, РАКУШКА, ТУЧА и т. д.) стоит вторым, четвертым, первым, третьим?»
Упражнение 67. Путаница.
Цель. Развивать слуховое восприятие и внимание , навыки звукового анализа слов.
Послушай внимательно стихотворение.
КТО НА ДЕРЕВЕ СИДИТ?
КИТ.
В ОКЕАНЕ КТО ПЛЫВЕТ?
КТО.
В ОГОРОДЕ ЧТО РАСТЕТ?
РАК.
ПОД ВОДОЮ КТО ЖИВЕТ?
МАК.
ПЕРЕПУТАЛИСЬ СЛОВА!
Я КОМАНДУЮ «РАЗ-ДВА»
И ПРИКАЗЫВАЮ ВАМ
ВСЕ РАССТАВИТЬ ПО МЕСТАМ.
Какие слова перепутались? Почему? Чем эти слова похожи друг на друга? Чем отличаются?
Упражнение 68. Придумай новое слово
Цель. Развивать навыки звукобуквенного анализа слов, обогащать словарный запас.
Задание: «Я сейчас назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нем второй звук так, чтобы получилось новое слово. Вот, например: дом – дым».
Слова для изменения: СОН, СОК, ПИЛ, МЕЛ.
Слова для изменения первого звука: ТОЧКА, ЛУК, ЛАК, ДЕНЬ, ПЕДАЛЬ, МАКЕТ.
Слова для изменения последнего звука: СЫР, СОН, МАК, СТОП.
Упражнение 69. Кружок.
Цель. Развивать навыки звукобуквенного анализа слов, обогащать словарный запас.
Это упражнение можно проводить с ребенком ,когда он не умеет писать ни печатными , ни письменными буквами.
Логопед. Сейчас мы запишем несколько слов, но не буквами, а кружками. Сколько звуков в слове, столько кружков ты и нарисуешь. Произнеси слово «мак». Сколько кружков нужно нарисовать? Три.
ОБРАЗЕЦ: МАК – ООО
Подбирая слова для упражнения, старайтесь, чтобы количество звуков в них совпадало с количеством букв. Так в слове конь букв 4, а звука 3 – [к – о – н,]. Подобные слова могут вызвать у ребенка затруднения.
Слова для диктанта: ТРАВА, БУМАГА, РУЧКА, БУЛКА, ПАЛКА, РОМАШКА, ЗВЕЗДА, СОСНА, ТЕЛЕФОН, ТАБЛЕТКА и т. п.
Упражнение 70. Длиннее – короче.
Цель. Развивать навыки звукобуквенного анализа слов, обогащать словарный запас.
Логопед: Сейчас мы будем сравнивать слова. Я буду говорить по два слова, а ты будешь решать, какое из них длиннее. Только помни, что надо сравнивать слова, а не вещи, которые они обозначают. Ты ведь знаешь, что слово – это не вещь. Вот, например, слово «нос». Его можно сказать, а можно написать – но дышать им нельзя, это ведь только слово. А настоящим носом дышать можно, но его нельзя писать или читать.
Слова для сравнения: СТОЛ – СТОЛИК, КАРАНДАШ – КАРАНДАШИК, УСИКИ – УСЫ, ПЕС – СОБАКА, ХВОСТ – ХВОСТИК, ЗМЕЯ – ЗМЕЙКА, ЧЕРВЯК – ЧЕРВЯЧОК и т п.
Упражнение 71.
Цель. Развивать зрительную память, создавать предпосылки для правильного чтения и письма
Называть все буквы алфавита звуками.Это упражнение важно тем, что в процессе обучения чтению ребенок не будет вставлять в слово лишние звуки. Например, буква б
Читается (бэ) , буква к читается (ка). Читаем слово букет :бэукаетэ. Называние букв алфавита звуками ускоряет процесс обучения слогослиянию.
Упражнение 72.
Цель. Развивать навыки звукобуквенного анализа слов, развивать слуховое восприятие и внимание.
Послушай 4 слова. Повтори их в другом порядке: от самого короткого к самому длинному.Например:сосна-береза-дуб-лиственница.Повторяем:дуб-сосна-береза-лиственница.
Упражнение 73.
Цель. Развивать навыки слогового анализа слов, развивать слуховое восприятие и внимание.
Распутай перепутанные слова: баш-ру-ка. Переставим слоги, получим: рубашка.
Упражнение 74
Цель. Развивать навыки звукобуквенного анализа слов.
В букваре на любой странице:1)назови слово на заданный звук;2)найди слово, в конце которого стоит заданный звук, например,[л],[м] и т.д.
Упражнение 75.
Цель. Развивать навыки звукобуквенного анализа слов, развивать слуховое восприятие и внимание.
Угадай слово по звукам: например,д.о.м -дом; з.в.у.к- звук.
Упражнение 76.
Цель. Развивать навыки звукобуквенного анализа слов, отрабатывать гласные звуки.
Какой гласный звук слышится в слове? Для анализа не берем слова с буквами: е,ё,ю,я. Например, сыр-[ы],куст-[у],кит-(и) и т.д. Проговариваем с детьми звуки: а,у,о,ы,э- гласные 1 ряда; звук и- гласный 2 ряда.
Упражнение77.
Цель. Развивать навыки звукобуквенного анализа слов, учить последовательно называть звуки в слове.
Логопед. Назови все звуки по порядку в слове. Начинаем со слов и 3-х букв и т.д.
Данное упражнение предупреждает специфические ошибки письма (пропуск и перестановка букв в словах)
Упражнение 78.
Цель. Развивать навыки звукобуквенного анализа слов.
Логопед. Я называю тебе слова, ты берешь 1-е звуки, соединяешь их и получаешь слово. Например, торт[т],осы[о],мост[м].Соединяем 1-е звуки, получаем: Том. Так же можно составлять слова по последним звукам в слове. Например, лес[с],кит[т],окно[о]-сто. Данное упражнение также предупреждает специфические ошибки письма (пропуск и перестановка букв в словах).
Упражнение 79.
Цель. Развивать навыки звукобуквенного анализа слов.
Логопед. Определи, где слышится звук, например,[м]:в начале слова, в середине или в конце.
Упражнение 80.
Цель. Развивать навыки звукобуквенного анализа слов.
Назови звуки, которые убежали из слов. Например, слово «кофта».Говорим ребенку «кота».Он должен догадаться, что убежал звук [ф], «кофа»-убежал [т]. Данное упражнение также предупреждает специфические ошибки письма (пропуск и перестановка букв в словах).
Упражнение 81.
Цель. Развивать навыки звукобуквенного анализа слов, обогащать словарный запас .
Придумай слова на заданный звук, например, [т]придумай слова, где [т] слышится в середине и в конце слова.
Упражнение 82.
Цель. Развивать навыки звукобуквенного анализа слов, обогащать словарный запас.
Логопед. Назови звук, с помощью которого произошли волшебные превращения слов.
Например [дом]-[дым] [ы] помог превратить
[дым]-[дом] [о] превратил дым в дом
Упражнение 83.
Цель. Развивать навыки звукобуквенного анализа слов, учить дифференцировать слова, различающиеся смешиваемыми фонемами (например, с-ц) , обогащать словарный запас.
Логопед. Какими звуками различаются слова? Объясни лексическое значение каждого слова.
Например, свет-цвет сел-цел сели-цели
царит-сорит сок-цок цапля-сабля
цвести-свести цокал-сокол бас-бац
лиса-лица селится-целится
Упражнение 84.
Цель. Развивать навыки звукобуквенного анализа слов, обогащать словарный запас.
Логопед. Найди звуки в словах со стечением согласных. Назвать 2 первых и 2 последних звука в слове:дрозд,хвост,хруст,столб,старт,свист,спуск,фронт,брезент,прост,крест,треск и т.д. Объяснить лексическое значение каждого слова.
Упражнение 85.
Цель. Развивать навыки звукобуквенного анализа слов, обогащать словарный запас.
Логопед. Найди три первых звука в словах: ствол, строй, встал, вдруг, стрела, стрижи, спрос и т.д. Объяснить лексическое значение каждого слова.
Упражнение 86.
Цель. Развивать навыки звукобуквенного анализа слов, обогащать словарный запас.
Логопед. Чем различаются слова: осы-косы, луг-плуг и т.д. Объясни лексическое значение каждого слов
Упражнение 87
Цель. Развивать фонематическое восприятие , фонематический слух.
Логопед. Какой звук встречается чаще других?
Кот ловил мышей и крыс,
Кролик лист капустный грыз.
Соне снится сладкий сон:
С ней смеется синий слон,
Смех – как стоголосый слон!
В нос смеется синий слон.
Зимним утром от мороза
На заре звенят березы.
Все озера – зеркала
Из зеленого стекла.
Роет землю старый крот,
Разоряет огород.
Упражнение 89.
Цель. Развивать фонематический анализ и синтез,учить правильно анализировать гласные 2 ряда.
Логопед. Прослушай рассказ. Назови слова, в которых число звуков не совпадает с числом букв.
Наша семья.
Наша семья большая и дружная. У меня есть папа, мама, братья и сестра Юля. Она ходит в ясли. Вечером наша семья дома. Мы пьем чай. Потом мы с Юлей садимся у телевизора. Мы смотрим передачу «Спокойной ночи, малыши!».
Упражнение 90.
Цель. Развивать слуховое восприятие и слуховое внимание.
Логопед. Прослушай и назови слова, которые звучат похоже: синичка, зайка, жук, лисичка, майка, лук, мышка, чашка, гайка, рубашка, чайка, медведь, мед. (Например: лук-жук, чашка-рубашка).
Упражнение 91. «Необычный лес».
Цель. Развивать фонематический анализ.
Логопед. Слова звучат по-разному, есть короткие, а есть длинные. Поиграем в игру «Необычный лес». А чем он необычен? Догадайся сам. На доске предметные картинки: береза и ель. Дети должны разложить картинки в зависимости от длины слов: гриб, жук, мяч, кот, бабочка, собака, цыпленок, козленок. Длинные слова (предметные картинки )выкладываем под березой , короткие- под елью.
Упражнение 92.
Цель. Развивать фонематический анализ, учить дифференцировать оппозиционные звуки.
Логопед. Показать на предметных картинках, кто где. Ребенку предлагаются следующие предметные картинки: мышка- миска, уточка- удочка, бочка- почка, трава-дрова, миска- мишка, крыса- крыша, речка- редька, челка- телка, цветик- Светик,вечер- ветер, коса- коза.
Упражнение 93.
Цель. Развивать фонематический анализ.
Логопед.Назови соседей звука,например, какой звук слышится перед звуком (ш) и после звука (ш) в словах: кошка, смешно, ушки, солнышко, пороша, слышно?
Упражнение 94.
Цель. Развивать фонематический анализ, учить дифференцировать гласные и согласные звуки.
Логопед. Произнеси названия картинок: зонт, гусь, барабан, морковь, автобус, осел, удочка, карандаш, ведро, жук, экскаватор. Какие из них начинаются на согласный, а какие – на гласный звук?
Упражнение 95
Цель. Развивать фонематический анализ, учить дифференцировать гласные и согласные звуки.
Логопед. Назови гласные и согласные буквы в этих словах: ваза, дерево, солнце, замок, часы, кот, волк, сова, робот. Назови гласные и согласные звуки.
Упражнение 96.
Цель. Развивать слуховое восприятие и слуховое внимание, фонематический анализ.
Логопед. Прослушай пары слов: МАЛ-МЕЛ, РАК-МАК, ГОЛ-ПОЛ, ДЕНЬ-ПЕНЬ, ЛУК-ЖУК, ДЫМ- ДОМ, ВЕТКА- СЕТКА, СТОЛ-СТУЛ, МИШКА-МИСКА, ЗАЙКА-МОЙКА, ЦАПЛЯ-КАПЛЯ, КОШКА-МОШКА, ЛИСА-ЛИПА, ВАЗА-ВАТА. Какими звуками различаются эти слова?
Упражнение97.
Цель. Развивать слуховое восприятие и слуховое внимание, фонематический анализ,умение различать твердые и мягкие согласные.
Логопед. Назовите похожие по звучанию слова в стихотворении.Какими звуками различаются эти слова? Дайте характеристику этим звукам.
С твердым «л»-я темный угол,
Где приходится стоять.
С мягким «л»-я черный уголь,
Мной удобно рисовать.
Мальчик был поставлен в угол,
Он в кармане спрятал уголь.
Уголь сорванец достал,
Угол весь изрисовал.
Мягко «р» произносить-
Станет очень горько,
А на твердый заменить-
Получилась горка.
Я простыла зимой на горке,
Есть лекарство было горько.
Упражнение 98.
Цель. Развивать слуховое восприятие и слуховое внимание, фонематический анализ,умение различать твердые и мягкие согласные.
Логопед. Назовите похожие по звучанию слова в стихотворении.Какими звуками различаются эти слова? Дайте характеристику этим звукам
С твердым «л»-зеленый лук,
Жгучий, как горчица.
С мягким «л»- глубокий люк,
Можно провалиться!
Здесь растет на грядке лук,
Там под крышкой спрятан люк.
Если твердо «р» звучит,
Перед нами-красный круг.
Если мягко- посмотри:
Получился острый крюк.
Малыши рисуют круг.
На подъемном кране-крюк.
Упражнение99.
Цель. Развивать слуховое восприятие и слуховое внимание, фонематический анализ,умение различать звук «л*» мягкий и звук «й*».
Логопед. Назовите похожие по звучанию слова в стихотворении.Какими звуками различаются эти слова? Дайте характеристику этим звукам.
Я вчера упал на лед
И разбил колено.
Хоть и больно, все же йод
Нужен непременно.
Скользкий лед блестит на солнце,
Йод на ранке больно жжется.
Упражнение 100.
Цель. Развивать слуховое восприятие и слуховое внимание, фонематический анализ,умение различать звук «р» и звук «й*».
Логопед. Назовите похожие по звучанию слова в стихотворении.Какими звуками различаются эти слова? Дайте характеристику этим звукам.
С буквой «р»- я на конверте марка.
К вам письмо без марки не дойдет.
А с «и- краткой»- я из ткани майка,
В майках ходит весь честной народ.
На конвертах- марки,
А на людях- майки.
Упражнение 101.
Цель. Развивать слуховое восприятие и слуховое внимание, фонематический анализ,умение различать звук «т» и звук «ц».
Логопед. Назовите похожие по звучанию слова в стихотворении.Какими звуками различаются эти слова? Дайте характеристику этим звукам.
С «т» нас носят на ногах
Бережем мы ножки.
С «ц»- нас прячут в коготках
Все коты и кошки.
На ногах людей мы- тапки,
А у кошек в лапах- цапки.
Упражнение 102.
Цель. Развивать слуховое восприятие и слуховое внимание, фонематический анализ,умение различать звук «б» и звук «д».
Логопед. Назовите похожие по звучанию слова в стихотворении.Какими звуками различаются эти слова? Дайте характеристику этим звукам.
Если буква «б» в начале -
Все увидят бочку.
Если «д»- тогда я сразу
Превращаюсь в дочку.
С «б»- стоит большая бочка
С «д»- растет у мамы дочка.
Упражнение 103.
Цель. Развивать слуховое восприятие и слуховое внимание, фонематический анализ,умение различать звук «с» и звук «ш».
Логопед. Назовите похожие по звучанию слова в стихотворении.Какими звуками различаются эти слова? Дайте характеристику этим звукам.
С буквой «с» в середине-
Я противная крыса:
Кто такую увидит-
Разбегайтесь скорей!
С буквой «ш» в середине-
Я- надежная крыша,
От дождя закрываю
Под собою людей.
Так что с «С»- я крыса злая,
С «Ш»-я крыша на сарае
И на доме , на веранде
Под меня скорее встаньте!
Упражнение 104.
Цель. Развивать слуховое внимание , учить правильно давать характеристику звуку.
Логопед. Какой звук встречается чаще других?
Кот ловил мышей и крыс,
Кролик лист капустный грыз.
Соне снится сладкий сон:
С ней смеется синий слон,
Смех- как стоголосый сон!
В нос смеется синий слон.
Дети дают характеристику звуку (с)- согласный, глухой,твердый.
Упражнение 105.
Цель. Развивать слуховое внимание , учить правильно давать характеристику звуку.
Логопед. Какой звук встречается чаще других?
Зимним утром от мороза
На заре звенят березы.
Все озера- зеркала
Из зеленого стекла.
Дети дают характеристику звуку (з*)- согласный, звонкий, мягкий.
Упражнение 106.
Цель. Развивать слуховое внимание , учить правильно давать характеристику звуку.
Логопед. Какой звук встречается чаще других?
Роет землю старый крот,
Разоряет огород.
Дети дают характеристику звуку (р)- согласный, глухой, твердый .
Упражнение 107.
Цель. Развивать слуховое восприятие и слуховое внимание, фонематический анализ,умение различать звук «с» и звук «з».
Логопед. Назовите похожие по звучанию слова в стихотворении.Какими звуками различаются эти слова? Дайте характеристику этим звукам.
Распустила Маша косы-
С буквой «с» внутри они.
Превратятся «косы» в «козы»-
Только букву замени.
Вот растут у Маши косы,
А по лугу бродят козы.
Упражнение 108.
Цель.Развивать слуховое восприятие и слуховое внимание.
Логопед. Хлопни в ладоши , если будет названо живое и маленькое.
Муравей, птица, слон, бегемот, булавка, комната, капля, божья коровка, дом, гусеница, муха, ванна, бассейн, пчела, монета, компьютер, кухня, мел, ластик, иголка, шкаф, пуговица, жук, конфета, дверь, кнопка, таракан, озеро, изюм, море.
Упражнение 109.
Цель. Развивать слуховое восприятие и слуховое внимание.
Логопед.Прослушайиповтори ритм, который я тебе отхлопаю. Повторяй хлопки не глядя, только по слуху.
Ритмический рисунок Х- хлопок ; - пауза.
Х-Х ХХ-Х Х-ХХ ХХ-ХХ ХХХ-ХХ ХХ-ХХХ Х-ХХ-ХХ ХХ-Х-ХХ
Упражнение 110.
Цель. Развивать слуховое восприятие и слуховое внимание.
Логопед. Послушай три близких по звучанию слова и назови то, что можно есть.
Картошка, ложка, окрошка.
Апельсин. Блин, мандарин.
Конфета, котлета, ракета.
Миска, сосиска, ириска.
Банан, диван, барабан.
Пироги, сапоги, утюги.
Лимон, вагон, бульон.
Мед, компот, плот.
Виноград, мармелад, фотоаппарат.
Пирожок, творожок, горшок.
Солянка, полянка, склянка.
Булочка. Будочка, дудочка.
Кабачок, крючок,значок.
Ананас, квас, контрабас.
Салат, халат, мармелад.
Калач, кулич, циркач.
Торты, шорты, корты.
Пломбир, кефир, сыр.
Жакет, букет, пакет.
Суп, зуб, дуб.
Упражнение 111.
Цель. Развивать навыки звукового анализа слова.
В огороде выросли овощи: морковь, капуста, репа, редька, картофель, огурцы, помидоры, свекла, лук, горох, перец. Хозяйка для приготовления салата взяла следующие овощи:
- В слове 2 слога,7букв,6 звуков (морковь)
- В слове 2 слога, ударение падает на 1 слог, 2 согласных звука мягких (перец)
- В слове 1 слог, все согласные звуки твердые (лук )
- В слове 4 слога, последний гласный звук «ы» (помидоры)
В результате дети составляют предложение. Для приготовления салата хозяйка взяла помидоры, морковь, перец, лук.
Упражнение 112.
Цель. Развивать навыки звукового анализа слова.
В саду созрели груши, яблоки. Сливы, вишни, ирга, смородина. Крыжовник.
Для приготовления компота хозяйка взяла фрукты: в названии плодов звуков больше, чем букв.(яблоки)
Какие плоды лежат в вазе, если в их названии букв больше, чем звуков (апельсины)
Упражнение 113.
Цель. Развивать навыки звукового анализа - синтеза слова
В магазине «Одежда» висят пальто,плащи, платья, юбки, блузки, брюки, рубашки, кофты. Что купила мама дочке, если в названии одежды букв больше, чем звуков
Что еще купила мама дочке, если в названии одежды звуков больше, чем букв?
Упражнение 114.
Цель. Развивать навыки слогового и звукового анализа - синтеза слова
В магазине «Обувь» продают сапоги, ботинки, туфли, тапки, босоножки, кеды. Что купил папа сыну, если в названии обуви 3слога, последний слог- ударный? (сапоги)
Что еще купил папа сыну, если в названии обуви 2гласных и 2 согласных звука, причем 1-й согласный-мягкий, 2-й согласный- твердый.
Упражнение 115
Цель. Развивать навыки слогового анализа - синтеза слова.
Логопед. Ребята были в зоопарке. Но смотрели не всех зверей а только тех, в названии которых 3 слога. Называется по2 животных, а дети выбирают нужное слово.
Слон или бегемот?
Косуля или медведь?
Волк или лисица?
Мартышка или тигр?
Лев или носорог?
Крокодил или росомаха?
Леопард или манул?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что делать, если ваш ребёнок не хочет идти в школу? Что делать, если ваш ребёнок не хочет идти в школу? Что делать, если Ваш ребенок не хочет идти в школу?
Консультация для родителей. В этой статье хочу поделиться полезной информацией, рекомендациями для профилактики возможных проблем....
урок для 1 класса "Слышу.Говорю.Читаю.Звук [и] буква И"
Данный конспект занятия может использоваться как учителем - логопедом, так и учителем начальных классов....
урок для 1 класса "Слышу.Говорю.Читаю.Звук [и] буква И"
Данный конспект занятия может использоваться как учителем - логопедом, так и учителем начальных классов....
Консультация для родителей: "Как научить ребёнка слышать и различать звуки речи"
Консультация для родитетелй...
Презентация к логопедическому занятию "Учимся слышать звуки"
Развитие фонематического слуха и первичных навыков звукобуквенного анализа у учащихся 1-2 классов...
Конспект логопедического занятия в 1-2 классах "Учимся слышать звуки"
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-2 КЛАССОВ«УЧИМСЯ СЛЫШАТЬ ЗВУКИ»Темы:Логопедическая. Развитие фонематического слуха и первичных навыков звук...
программа коррекционно-развивающего курса "Слышу звук-пишу букву"для 1-3 клуч-ся с ОВЗ,внеурочная деятельность.
Звуки речи,умение различать их в речевом потоке,развитие словаря,грамматического строя речи,обучение общению,развитие внимание .памяти-цели и задачи данного курса....