Дислексия. Классификация.
статья по логопедии на тему
В данной статье представлены различные варианты классификаций дислексий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
disleksiya.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
ДИСЛЕКСИЯ
Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) ВПФ и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Дислексия проявляется :
- в патологически замедленном чтении;
- в большом количестве ошибок;
- в трудностях усвоения букв;
- в разнообразных смешениях букв по графическим и акустическим признакам;
- ошибки всегда носят стойкий характер;
- в зеркальном чтении;
- в перестановках звуков и слогов при чтении;
- в перескакиваниях при чтении со строки на строку;
- в неспособности к звуковому синтезу при чтении слов.
Существует ряд точек зрения на вопрос классификации.
По проявлениям выделяют:
1. литеральную дислексию (трудности в усвоении букв);
2. вербальную дислексию (трудности чтения букв).
О.А. Токарева рассматривает нарушения письменной речи в зависимости от первично нарушенного анализатора. Выделяют:
- акустическую дислексию (недефференцированность слухового восприятия, недостаточное развитие звукового анализа, с трудом сливают буквы в слоги, слова, смешивают сходные по артикуляциии звучанию звуки (св.-шип., зв.-глух.);
- оптическую дислексию (неустойчивость зрительного восприятия и представлений. Плохо усваиваются отдельные буквы, не устанавливаются связи между зрительным её образом и звуком, нет четкого зрительного образа буквы, поэтому одна и та же буква воспринимается по-разному. Наблюдается частое смешение букв, сходных по начертанию, нарушается зрительное узнавание слов при чтении);
- моторную дислексию (отмечаются затруднения в движении глаз при чтении. Нарушение движений глаз в процессе чтения наблюдается почти у всех детей с дислексией и представлляют собой не причину, а следствие трудностей чтения).
Хватцев выделяет следующие типы дислексий:
1) фонематическая;
2) оптическая;
3) оптико-пространственная;
4) семантическая;
5) мнестическая.
При современном представлении о системном строении ВПФ классификации дислексий должно учитывать не только анализаторные расстройства, но и характер нарушения ВПФ: нарушение сенсомоторного уровня, символического уровня и языкового уровня.
Исходя из этого наиболее обоснованной и часто употребляемой является классификация Лалаевой:
- оптическая дислексия;
- фонематическая дислексия;
- аграмматическая дислексия;
- мнестическая дислексия;
- семантическая дислексия;
- тактильная дислексия.
Оптическая дислексия проявляется в трудностях усвоения букв вследствии нечёткости их восприятия, неустойчивости представлений о зрительных образах букв. Дети плохо усваивают отдельные элементы букв и буквы в целом. Не устанавливают связь между зрительным образом буквы и звуком, смешивают буквы, сходные по начертанию.
Фонематическая дислексия. Дети не могут научиться читать в течение 2-4 лет. Они с трудом усваивают отдельные буквы, но не могут сливать их в слоги. Нарущенная связь между звуком и буквой обусловлена неразвитым фонематическим слухом. Звуки речи воспринимаются не стойко, не четко. Они с трудом различают оппозиционные фонемы, буквы, обозначающие их усваиваются с трудом. Формы:
1) - нарушение чтения, связанное с недоразвитием фонематического восприятия (дифференциация фонем), которое проявляется в трудностях усвоения букв, а также в заменах звуков, сходных акустически и артикуляторно (б-п, д-т, с-ш, ж-ш ...)
2) - нарушение чтения, обусловленное недоразвитием функции фонематического анализа. Ошибки: побуквенное чтение, искажение звуко-слоговой структуры слова (пропуски, добавления, перестановки звуков, слогов).
Аграмматическая дислексия обусловлена недоразвитием грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений. Здесь отмечается:
- изменение падежных окончаний, рода и числа существительных;
- неправильное согласование в роде, числе и падеже существительных с прилагательными;
- искажение и замены определённых морфем слова в процессе чтения.
Мнестическая дислексия проявляется в трудностях усвоения всех букв, в их недифференцированных заменах. Обусловлена нарушением процесса установления связи между звуком и буквой, нарушением речевой памяти. (возникает при афазии)
Семантическая дислексия - нарушение понимания прочитанных слов, предложений, текстов при технически правильном чтении. Трудности звуко-слогового синтеза и нечеткость представлений о синтаксических связях внутри предложения.
Тактильная дислексия наблюдается у слепых детей.
Группы ошибок при дислексии:
1) замены и смешения звуков при чтении (фонетически близких);
2) побуквенное чтение (нарушено слияние звуков в слоги, слова);
3) искаение звуко-слоговой структуры слова:
- пропуски согласных при стечении;
- добавления, перестановки, пропуски звуков, слогов;
4) нарушение понимания прочитанного на уровне слова, предложения, текста;
5) аграмматизмы при чтении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классификация названий растений презентация к материалу "Классификация названий растений"
Данная презентация является наглядным дополнением к материалу " Классификация названий растений"...
Как распознать дислексию (для педагогов).Как можно эффективно помочь детям с дислексией? Кто способен научить ребенка читать и писать?
Теперь о том, как среди тех, кто испытывает трудности в обучении, распознать нуждающихся в помощи специалистов. Это очень важно, так как учитель – первый человек, который может забить тревогу.Необходи...
Дислексия. Виды дислексии. Профилактика и коррекция дислексии.
Данный материал может быть полезным как для работы (коррекция дислексии) с школьниками так и дошкольниками (профилактика дислексии)....
Внеурочное занятие . Модуль "Классификация .Сравнение" 2 класс занятие 2 «Классификация» .
Овладение учащимися приёмом классификации есть один из критериев сформированности как общеучебных универсальных действий, так и универсальных логических действий....
Сообщение на ШМО «Дислексия» Практические упражнения по преодолению дислексии.
Сообщение на ШМО «Дислексия» Практические упражнения по преодолению дислексии....
Классификация дислексии
В основе классификации дислексии лежат различные критерии: проявлении, степень выраженности нарушений чтения, нарушение тех или иных психических функций.Существует несколько классификаций дислексий, с...
Упражнения для оптической дисграфии и дислексии, для акустической дисграфии и дислексии
Дислексия – это избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения при сохранении общей способности к обучению. Ребёнок с данным расстройством испытывает сложности с распознаванием ...