Рекомендации учителям начальных классов
занимательные факты по логопедии по теме


Предварительный просмотр:

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА

"Тренировка и ещё раз тренировка", девиз любого логопеда.

Индивидуальные занятия с логопедом обычно проходят 2 раза в неделю.

Длительность индивидуального логопедического занятия с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья, составляет от 15 до 20 минут (в соответствии с требованиями САНПИНа).

 Для индивидуальных занятий с логопедом необходимо:

- тетрадь, которая является основным видом «документа» для взаимодействия логопеда – ребёнка – родителя. В тетради будут фиксироваться результаты занятий, материал, который изучали на занятии, а так же домашнее задание;

- настольное зеркало средних размеров, чтобы ребёнок мог видеть свою артикуляцию и артикуляцию логопеда;

- носовой платок (одноразовые платочки);

- влажные антибактерицидные салфетки;

- цветные карандаши;

- хорошее настроение

Закреплять полученные на логопедических знания и совершенствовать достигнутые речевые возможности, а также приобретать новые знания родителям необходимо ввести в ежедневную привычку, так как для достижения результата необходимо заниматься каждый день, следовать всем советам логопеда. Процесс коррекции речи сложен и порой очень длительный (зависит от сложности речевого дефекта) и напряжённый для всех его участников.

Наберитесь терпения, сил и доведите начатое дело до конца, ведь речь идёт о здоровье ВАШЕГО РЕБЁНКА. 

Советы по организации логопедических занятий дома.

 

                                                           Любой речевой навык – это как танец,

            который не выучишь с хореографом всего за два урока…

 Для того, чтобы Ваши домашние логопедические занятия проходили как можно эффективнее и не были затруднительны для ребёнка, Вам следует придерживаться определённых правил в их организации и проведении.

  - Все занятия должны проводится в игровой форме, иначе Вы можете наткнуться на упорное нежелание ребёнка заниматься.

 - Создавайте эмоционально положительный фон.

- Отведите специальное место для проведения занятий, где ребёнку ничего не сможет помешать.

- Длительность занятия без перерыва должна быть не больше 15 – 20 минут (начинать надо с 3 – 5 минут).

- Занятия должны проводиться 2 – 3 раза в день; лучшее время для занятий – после завтрака и после дневного сна.

- Не заставляйте ребёнка заниматься, если он плохо себя чувствует или прибывает в плохом настроении.

- Объясняя что-то ребёнку, пользуйтесь наглядным материалом.

- Не употребляйте слов «неправильно, не получается», поддерживайте все начинания ребёнка, хвалите даже за незначительные успехи.

- Говорите с ними, не торопясь. Звуки и слова произносите чётко и ясно, глядя на ребёнка, чтобы он запоминал правильную артикуляцию, глядя на ваши губы (губы желательно накрасить яркой помадой). Непонятные для ребёнка слова, обороты, непременно объясняйте.

 - Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: «А понятен ли ему ваш ответ?».         

- Сезонные тематические занятия проводите в соответствующее время года.

Для повышения речевой грамотности больше читайте.

Давно и мудро сказано: «Можно научиться хорошо говорить, читая тех, кто хорошо писал».

Мама, обладая уникальной природной интуицией, даже не овладев специальными методиками, несомненно может быть для своего ребёнка проводником в бесценный мир понимания и общения.

Чтобы ребёнок писал грамотно, родителям необходимо выполнять следующие:

 Чистота речи совершенствуется посредством чтения.

Письмо развивает искусство владения словом

                                                                       Цицерон

- Почаще играть в сюжетно-ролевые, подвижные игры, в которых нужно соблюдать правила, таким образом ребёнок учится произвольно регулировать свои действия и поведение. А ведь именно произвольная регуляция лежит в основе грамотного письма.

 - Почаще гулять с ребёнком. Во время прогулок мозг насыщается кислородом, улучшается его работоспособность. Что тоже очень полезно для успешного обучения.

 - Привлекать ребёнка к занятию спортом или танцами. Спорт отлично учит произвольной регуляции, развивает моторику, внимание и скорость реакции. А глубокое дыхание во время тренировок насыщает подкорку кислородом.

 - Занятие музыкой, в частности игра на фортепиано, развивает моторику рук и налаживает взаимодействие обоих полушарий мозга.

 - Почаще массировать ребёнку шейную и затылочную область.

 Японские учёные выяснили, что количество ошибок при письме уменьшается при насыщении воздуха запахами лаванды – на 20%, жасмина – на 25%, лимона – на 50%.

  Выполняя все эти рекомендации в комплексе и по отдельности вы заметите как  немедленно всё отразится наилучшим образом на письме и общей успеваемости в школе у вашего ребёнка.

Советы по развитию мускулатуры рта

 

Тренируем «речевые мышцы».

Работающие мускулы – крепнут,

неработающие – засыпают,

неправильно работающие – разрушаются.

                                                        К. Лунк

 Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, ещё и плохо едят. Это происходит из-за того, что неразвитые мускулы рта или у детей слабый мышечный тонус (дудеть и свистеть, имитировать звуки окружающего мира, сосать через соломинку);

Как правило, для данной категории детей целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата.

 Для развитие мышц речевого аппарата (неспецифическое) ребёнку необходимо:

- жевать мясо (а не только сосиски и котлеты);

- жевать сырые овощи (редис, морковь, репа, турнепс);

- лизать языком с блюдца варенье, сметану, йогурт – для распластывания языка;

- чистить зубы, дёсны и  язык – это приучает к инородному телу во рту, снижая   

  степень проявления рвотного рефлекса;

- полоскать рот;

- жевать боковыми зубами;

- сосать сухарики из хлеба, булки;

- лизать эскимо.

Поэтому обязательно заставляйте ребёнка жевать сухари и целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Чтобы развивать мышцы щёк и языка, учите ребёнка надувать щёки и удерживать воздух, «перекатывая» его из одной щеки в другую, покажите как полоскать рот.

Как разговорить молчуна?

 Какой бы ни был длинный путь, всегда он начинается с первого шага.

                                                                                   Восточная мудрость.

Аутист отказывается от человеческой речи, но не от воспроизведения звуков.

- Звукоподражание – это самый короткий путь, чтобы добраться до речи аутиста, а звукоподражание вызываем при помощи пантомимо, так как  аутисты  легко персефецируют себя в звериный образ по этому в работе над звукоподражанием мы и разыгрываем пантомим, тем самым попутно идёт социализация ребёнка с аутичностью (потому как он косвенно входит с вами в контакт, например: вы кошка, а он собака, но учтите – долго не сидим на одном персонаже, если он станет любимым, то его исключаем, а то есть шанс, что ребёнок может перенести его образ к себе.

- Необходимо найти хитрый способ, чтобы аутичный ребёнок издал звук (кладём его на диван, щекочем по рёбрам, заводим: сейчас я с тобой знаешь, что сделаю?!). Пытаемся вызвать звуки через смех, показывая как происходит смех (трясём ему грудную клетку).

- Упражнения для губ, предлагаем выполнить, предварительно рассмешив, либо предложим поцеловать себя в зеркало (аутисты обнюхивают и лижут его).

- Если не удаётся открыть аутичному ребёнку рот с помощью рук и по подражанию, то опираемся на произвольные действия, даём ему яблоко или конфету и он открывает рот, берём яблоко и даём ему зеркало. Когда непроизвольные движения у ребёнка удаются, формируем движения артикуляционного аппарата, даём комплекс артикуляционной гимнастики.

- Аутичные дети с большой охотой угадывают, что вы ему говорите беззвучно.

- В работе с аутистами используем речь через посредников, даём ему игрушку, себе игрушку и общаемся от лица игрушки.

- Привлекаем к занятиям с аутистом, ребёнка помошника или двух детей, для того что бы вызывать произношение звуков, через общения с ними.    

- Формируем жестикуляцию в большом объёме (жестовую речь).

- Весёлое лицо при работе с аутистами обязательно!

 Помните: Аутизм стабильная картинка, аутиста можно научить, но он всё равно останется на том уровне развития, который у него присутствует.

Развитие правильных речевых навыков

Для успешной коррекции речевых отклонений и всестороннего развития детей необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса обучения дошкольников в детском саду и закрепления полученных навыков дома. Поэтому родителям необходимо придерживаться ряда правил:

1. Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного развития лексической и грамматической сторон детской речи.

2. Наполнить повседневную жизнь детей грамотным речевым общением, а именно:

  • · посредством называния окружающих предметов и явлений развивать предметный словарь (например: это мяч, это шапка и т. д.);
  • · в собственной речи четко проговаривать окончания слов, дать ребенку возможность услышать изменение звучания слов в различных контекстах, правильно употреблять грамматические формы и т. д. (например: это книга; нет книги; ищу книгу; думаю о книге; рисую книгу. Коля рисовал, а Даша рисовала и т. д.);
  • · обращать внимание детей на смыслообразующие элементы речевой системы – глаголы, на примерах из повседневной жизни учить детей дифференцировать их по смыслу (например, соответственно: встал, лег, зашил дырку, пришил пуговицу, вышил цветок и т. д.);
  • · привлекать внимание детей к правильному пониманию и употреблению пространственных предлогов в контекстной речи и изолированно (например, положи карандаш на стол, возьми карандаш со стола, положи карандаш под стол, спрячь карандаш за спину т. д.);
  • · совершенствовать грамматический строй речи, используя речевые игры (например, игра «У меня зелёное яблоко, а что у те6я…», желтое яблоко, синяя  машина, 4 красных яблока, 6 красных яблок, 6 легковых машин, 6 воздушных шаров).

3. Обращать внимание ребенка на процесс приготовления пищи, её качественный состав, продукты, из которых готовится блюдо (напpимep, как готовим: варим, жарим, печем, чистим; вкусовые качества: вкусная, сладкая, горькая, горячая, холодная; цвет: зеленый, жёлтый).

4. Важную роль в организации работы должны оказывать любимые игрушки ребенка. Неоценима их роль в развитии ребенка, в том числе в формировании связной речи. Составление коротких предложений, их распространение, составление из них маленьких рассказов, в том числе и рассказов-описаний о любимой игрушке, принесут большое удовольствие ее обладателю – ребенку.

5. Важно, чтобы вся вышеизложенная работа происходила на высоком эмоциональном подъеме ребенка и исподволь, ненавязчиво, в игровой форме позволяла ему овладевать сложной структурой родной речи.

6. Родители должны учитывать, что реакция ребенка может быть различной: то быстрой, то слишком медленной, то чрезмерно веселой, бурной, то очень унылой. Это не должно отталкивать родителей от дальнейшей работы. Наоборот, учитывая особенности своего ребенка, привлекая родительскую интуицию и желание помочь, родители могут сделать все, чтобы их ребенок преодолел речевые затруднения.

Что делать по дороге в гости?

Дети будут помнить вас не за те материальные блага, которыми вы их обеспечили, а за ощущение того, что вы о них заботились.

Ричард Л. Эванс

 Вы идёте в гости, к бабушке, на праздник. Почему бы по дороге Вам не поиграть?

Итак, вы вышли из дома …

1. Лексические и логические упражнения.

а) Беседа.

– Куда мы идем?

б) – Мы идём в гости. Что такое «гости»?

– Кто ты бабушке? (Я бабушке внук.)

– А кто я бабушке? (Ты бабушке дочь.)

– Кем приходится бабушке дедушка? (Дедушка – бабушкин муж и т. д.)

Вопросы надо задавать в хорошем темпе. Чтобы ребёнок чувствовал азарт игры.

в) Назвать предмет и сказать, на какой звук начинается слово.

– А я вижу машину. Первый звук – «м»… И т. д. Или называть всё определённого цвета (формы). Кстати, это хорошее упражнение для затормаживания возбуждённого расшалившегося ребёнка. Можно предложить игру: один говорит слово, другой составляет с ним предложение; один слово – другой определение к нему или действие.

2. Упражнение на развитие воображения и фразовой речи.

а) – Представь, во что будет одета бабушка (дедушка).

– Кто ещё к ней придёт?

– Кто где сядет за столом?

– Что же приготовит нам бабушка?

– Сколько тарелок будет стоять на столе?

– Какая посуда есть у бабушки?

– Что тебе у неё дома нравится?

б) Лексические игры.

– Давай поиграем. Я буду называть простое слово, а ты его будешь превращать в ласковое, нежное слово:  чашка – чашечка, пирог – пирожок, суп – супчик, блюдце – блюдечко.

в) Закончи предложение:

На столе стояли большие, красивые… Стол был накрыт белоснежной…  Около стола стояли высокие… Диван был накрыт… Около кресла…

После гостей

1. Упражнение на развитие памяти и речи.

– Назови людей, которые сидели за столом.

– Опиши одежду тёти.

– Вспомни, какое блюдо подавали в начале праздника, какое затем…

2. Упражнение на воображение.

– Что бы ты изменил в празднике? Как бы ты украсил комнату, стол?

– Как бы ты закончил праздник?

Советы для развития чёткой артикуляции                                                                                      

                   «Самое важное в искусстве речи – это,

во – первых, произнесение,

во – вторых, произнесение,

     и, в – третьих, произнесение».

                                Демосфен.

Русский язык по артикуляции (то есть, по произношению) – один из красивейших языков мира. Русский язык – чёткий, чистый, звучный. И главное, удобный для произношения.

Насколько удобен и красив наш язык в произношении, настолько же глубок и богат оттенками, переливами, смысловыми значениями.

Конечно, «звуков – то много – тридцать один!» - сказал всем известный логопед из фильма. Но звуки сильно различаются по значению для речи  человека.

Все основные звуки русского языка сосредоточены на кончике языка или в его передней части. Нет межзубных звуков, звуков, уходящих в глубину рта, нет горловых звуков.

Дефектные звуки портят внешность, тембр голоса:

- Искажаются черты лица: ведь язык, губы (органы артикуляции) действуют неверно.

- А при горловом звуке [ Р ] (когда рычит горло) или таком же горловом [ Л ] меняется и тембр голоса.

Поэтому у человека избавившегося от горлового [ Р ] или [ Л ] , тембр голоса становится красивее и чище. Кроме того, если долго говорить, то горло не устаёт и не даёт неприятных ощущений – ведь оно полностью свободно.

Так вот, плохие (дефектные) звуки  [ Р ] и [ Л ] – наиболее искажают речь, а правильные, украшают нашу речь необыкновенно, делают её чистой и музыкальной.

Не секрет, что хорошая дикция основывается на этих звуках.

- Неверные шипящие [  Ш, Ж, Ч, Щ ] или свистящие [ С, З, Ц ] звуки делают речь похожей на детскую и мало того, что делают звучание речи загрязнённым и малоприятным, да ёще очень портят внешность человека.

- Человек с дефектной речью говорит тихо, смущаясь. То есть бормочет.

Представляете, насколько человек с плохой дикцией проигрывает в глазах окружающих из – за всего перечисленного! Но, главное – с древности известен ещё и психологический фактор: Ваш собеседник уже на подсознательном уровне плохо воспринимает речь с дефектным звуком.

Представляете? Ещё толком не расслышал, а уже оттолкнул! Просто пропустил мимо ушей…

И я уже не говорю об эстетическом восприятии речи с плохим звуком или звуками. Внешность этого человека теряет слишком много. 

Пусть Ваша речь будет чёткой, яркой и убедительной!



Предварительный просмотр:

Рекомендации учителям начальной классов

        У детей с ОНР отмечается пониженная способность анализировать явления языка. У них наблюдается недостаточная сформированность речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного анализаторов. Поэтому основными задачами обучения детей с ОНР являются:

1. Развитие фонематического восприятия (умение различать на слух звуки речи)

2. Обучение простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слов.

3. Уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения.

4. Выделение определенных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста.

5. Определение положения звука по отношению к другим.

        Совместная реализация деятельности учителя и логопеда состоит в следующем:

 1) систематическая работа, максимально направленная на формирование у ребенка умения сравнивать, сопоставлять и различать звуки речи (сначала правильно произносимые, позже – уточненные и откорректированные) – логопед;

2) отработка и уточнение артикуляции тех звуков, которые правильно произносятся изолированно, но в речи сливаются или звучат недостаточно отчетливо, «смазано» - логопед;

3) постановка отсутствующих и искаженно произносимых звуков и введение их в речь – логопед;

4) формирование умений сопоставлять и различать систему дифференциальных (акустико-артикуляторных) признаков звуков – логопед; 5) закрепление навыков звукового анализа, доступных ребенку, и постепенное обучение ребенка сокращенным и более обобщенным операциям, посредством которых производится звуковой анализ; формирование умения выделять звуки не только в сильных, но и в слабых позициях, различать варианты их звучания – логопед и учитель.

        При работе над развитием фонематического восприятия должна строго соблюдаться поэтапность в использовании упражнений. Вначале необходимо научить ребенка различать изучаемый звук среди других в чужой речи. Для этого рекомендую проводить следующие упражнения:

 учитель произносит подряд несколько звуков (4 -5), среди которых есть и отрабатываемый звук; ученику предлагается прослушать и поднять руку или соответствующую букву, когда он услышит нужный звук (чтобы ему было легче ориентироваться, учитель на первых порах выделяет этот звук голосом);

 учитель предлагает ребенку прослушать слова, которые он произносит, и поднять руку, сигнальную карточку или букву, когда он услышит слова с отрабатываемым звуком;

 учитель называет 5 -7 слов, ученик слушает и запоминает только те из них, в которых есть изучаемый звук, и по просьбе учителя повторяет эти слова;

 учитель предлагает прослушать связный текст, в котором ученик должен определить по слуху слова с нужным звуком и правильно их произнести или графически записать.

        Далее следует научить ребенка различать отрабатываемый звук в своей собственной речи. С этой целью предлагается ученику ряд предметных картинок. Он должен назвать все картинки и самостоятельно отобрать те из них, названия которых содержат изучаемый звук.

        После этого можно перейти к формированию умения выделять звуки из состава слова, отделять их друг от друга, сравнивать между собой. С этой целью подбираются упражнения, в которых изучаемый звук стоит в разных позициях (начало, середина, конец слова) и сочетаниях с другими звуками (душ, шуба, шапка, кошка, шалаш).

        Следующий этап – звуковой анализ слов (определение количества и последовательности звуков в слове). В этот период обучения необходимо широко использовать разрезную азбуку. Предлагать ребенку преобразовывать слова путем замены гласной или согласной буквы, нескольких букв, слога, или нескольких слогов (СУП-СУК-СОК-СОМ-СОН-СЫН-СЫНОК-СЫРОК-СЫР). Необходимо обратить внимание детей на то, что с изменением одного звука меняется и смысл слова. Используются таблицы, перфокарты, где нужно заменить буквы или слоги:

- в словах зима, баня, каша замени первую букву, чтобы получилось новое слово и объясни его значение;

- в словах СУК, РОС замени последнюю букву, чтобы получилось новое слово;

- в словах ПИЛА, ГОРА, РАД, РАМА переставь согласные, чтобы получилось новое слово;

- в словах меточка, малина, борона, долото замени первый слог, чтобы получилось новое слово.

        Постепенно в упражнения включают разнообразные задания:

 1. Составление слов по первому или последнему звуку, слогу с использованием картинки и без нее;

2. Составление слов из букв или слогов, данных в разбивку.

3. Игры со звуками. «Добавь звук». Получится новое слово, если к этому слову добавить звук К: Вол – вол(К), рыба - …, моря - …, завтра - …, пар - … Какое новое слово получится, если добавить звук Т: Спор – спор(Т), бор - …, бра - …, сор - …, стар - …

4. Вставьте в слово после первого звука Л: Кок – к(Л)ок, пот - …, бок - …, сон - …, куб - …, Сова - …, кубок - …, сух - …, газ - …, пан - … Вставить в слово после первого звука Р: Ковать – к(Р)овать, кошка - …, топка - …, такт - …, дама - …, кот - …, битва - …, тон - …,гаммы - …, каска - …,пуд - …, сок - …, койка - …, мак - …

5. «Отними звук». Какое слово получится, если убрать первый звук: Косы – осы, крот - …, смех - …, гром - …, шмель - …, зверь - …, клей - …, скот - …, плуг - …, укол - …

6. «Кто больше?». Предложите ребенку придумывать слова, в которых есть (например) звук С. Можно чтобы этот звук был бы и в начале слова и в середине или в конце. Затем задание можно усложнить, ограничивая наличие звука: В начале слова – сахар, слон, сумка; в середине – миска, мост, маска; в конце слова – овес, автобус, насос. За правильный ответ – фишка. В конце игры подсчитывается результат и выявляется победитель. Аналогично можно играть и с другими звуками.

7. «Чем отличаются слова». Дети слушают пары слов: (кит – кот, жук – сук, шар – шарф, Маша – каша, горка – норка и т.д.). Нужно определить разницу в звучании этих слов.

8. «Придумай словечко». Учитель пишет на листе слог. Ребенку надо придумать с ним слово и дописать его. Например, КО (кони, коты, колечко, молоко и т.д.)

9. «Строители». Собираем и разбираем слова по звукам. Учитель предлагает детям собрать слово, которое произносит по звукам. Например: «б», «а», «р», «а», «н», «к», «а»  БАРАНКА. Затем дети сами разбирают по звукам предложенные слова: КОТ  «к», «о», «т».

10. «Прошагай слово». Детям предлагается отмеривать слово шагами: каждый слог – шаг.

11. «Волшебники».  Детям предлагается «превратить» слово, имеющее определенное количество слогов, в слово с большим или меньшим количеством слогов. Например: измените слово КОТ так, чтобы в нем стало два слога  КОТИК, измените слово ЛИСТОК так, чтобы в нем был один слог  ЛИСТ.

12. «Собери слово». Детям предлагается сложить слово из отдельных слогов. Например: ЛИТ, КА, У - УЛИТКА

13. «Найди слог». Сначала детям предлагается найти слоги, состоящие из гласных букв, а затем из гласной и согласной буквы.

14. «Ударный слог». Произносим громко толь ударный слог и сильно хлопаем, остальные произносим шепотом и хлопаем тихо-тихо: ко-РО-ва, по-ми-ДОР, ВА-лен-ки.

15. Корректурная проба. Цель: развитие зрительного анализа, синтеза, мнезиса. Выполнение: зачеркни все указанные буквы, прочти полученную фразу. Зачеркни букву м, прочти полученную фразу: м м и м м в м ш У т к у м м м м м м м м и м м м м м м м м в с е Р ь ё 3 м м м м м м

16. Тарабарские стихи (для детей с угадывающим чтением) Цель: развитие зрительного анализа, синтеза, мнезиса, чувства ритма. Выполнение: внимательно читай каждую строчку, произноси слово с указанным ударением; постарайся прочитать так, чтобы получилось стихотворение. Басик, басик, мро лудачйк? Ку рид фо сато курачик, Мок фасотки сто курачик, При ли мосик — залудачик.

17. Подсчитай, возьми, сложи. Цель: развитие фонематического восприятия, анализа, синтеза. Выполнение: назови картинку, определи указанную цифрой букву (если затрудняешься, посмотри в подсказку); запиши ее, прочитай полученное слово. (ОЛЕНЬ) газель бегемот кукла заяц хлеб белка ель 3 5 1 3 3 3 бегемот бабочка петух книга обезьяна мышь волк кот 1 2 4 3 1 2 3 мартышки морковь шар грибы утка рыба машина кружка флажки 1 2 2 2 2 3 1 3 лягушки телевизор яблоко груша лук шарф белка лиса 3 1 1 2 1 4 2

18. Поставь по порядку. Цель: развитие фонематического восприятия, анализа, синтеза, активизация словаря. Выполнение: 1) поставь слоги по порядку, назови полученное слово;

 2) составь слово из предложенных букв, поставив их по порядку. Составь из букв названия эвощей. кровомь (морковь) суткапа (капуста) кул (лук) ероцуг (огурец) дропоми (помидор) славек (свекла)вытак (тыква) чакокаб (кабачок)



Предварительный просмотр:

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА  РЕЧЕВЫХ  НАРУШЕНИЙ

Дифференциальная диагностика моторной и сенсорной алалии

Критерии сравнения

Моторная алалия

Сенсорная алалия

1

Восприятие речи

Восприятие речи сохранно на перцептивном уровне

Грубо нарушено

2

Понимание речи

Понимание речи соответствует возрасту, возможно без опоры на зрительное восприятие артикуляции

Понимание речи нарушено, может незначительно улучшатся при зрительном восприятии артикуляции говорящего

3

Слуховое внимание

Сохранно

Нарушено

4

Эхолалия

Отсутствует

Присутствует

5

Повторение услышанного

Затрудняются повторить слово, фразу

Повторяют, не понимания смысла проговоренного слова

6

Коммуникация

 

Отмечается стремление к языковой коммуникации (невербальной и вербальной)

Нежелание (и невозможность) вступать в общение

7

Мимико-жестикуляторная речь

Активное использование жестов, выразительная мимика

Отсутствие жестов и амимичность или невыразительность мимики

8

Наличие компенсаторных средств

Как компенсаторные средства выступают мелодика, звукоподражания, «звуковые жесты»

Отсутствие компенсаторных средств

9

Динамика улучшения речи

Отмечается динамика в овладении речью при ее спонтанном и направленном формировании

Крайне низкий темп при направленном формировании речи

 

Дифференциальная диагностика моторной алалии и нарушений слуха

Критерии сравнения

Моторная алалия

Нарушения слуха

1

Слух

Слуховая функция сохранна

Слуховая функция нарушена

2

Спонтанное овладение речью

Некоторая возможность спонтанного усвоения речи (хотя ограниченная и в целом дефектно проявляющаяся)

Вне специального обучения речь не формируется

3

Экспрессивная речь

Наличие отдельных слов-корней, псевдослов, звукоподражаний

Отсутствие экспрессивной речи

4

Просодические компоненты речи

Просодика (мелодика речи, ритм, паузация, ударение) сохранны

Просодика нарушена

5

Мимико-жестовая речь

Сопровождается словами, звукокомплексами, невербальными вокализациями

Мимико-жестовая речь активно используется, но вербально не сопровождается.

 

Дифференциальная диагностика моторной алалии и ЗРР

Критерии сравнения

Моторная алалия

Задержка речевого развития

1

Темп овладения речью

Задержка темпа нормального овладения речью сочетается с патологическим проявлениями – нарушениями структурно-функциональной стороны речи

Задержка темпа речевого развития, его скачкообразность

2

Спонтанное усвоение языка

Самостоятельно ребенок не может овладеть лексико-грамматическими обобщениями

Возможность самостоятельного усвоения ребенком некоторых норм родного языка

3

Импрессивная речь

Затруднено понимание грамматических изменений слов, смешивает квазиомонимы (похоже звучащие слова)

Хорошо понимает обращенную речь, отсутствуют смешения в понимании значений сходно звучащих слов

4

Экспрессивная речь

·нарушена программа высказывания,

·стойкие грубые нарушения структуры слова, фразы (телеграфный стиль),

·аграмматизм

· с накоплением словаря усиливается аграмматизм

 есть программа речевого высказывания,

 отсутствуют грубые нарушения структуры слова и фразы и аграмматизм

5

Особенности динамики в коррекционной работе

·не может без коррекционного воздействия преодолеть дефект;

·возможны остаточные явления в школьном возрасте

· способны к самостоятельному овладению речевыми обобщениями,

· речевую недостаточность преодолевают спонтанно,

· коррекция направлена на звуковую сторону речи,

·к школе преодолевают речевую недостаточность

6

Анатомо-физиологические особенности

Нарушения ЦНС носят стойкий органический характер

Носят обратимый нейродинамический характер или не наблюдаются

7

Особенности психической деятельности

Иногда нуждаются в преодолении речевого негативизма

Сформирована мотивация деятельности, нет речевого негативизма

 

Дифференциальная диагностика моторной алалии и анартрии (дизартрии)

Критерии сравнения

Моторная алалия

Анартрия (дизартрия)

1

Речевая моторика

Моторный уровень речеобразования полностью или относительно сохранен и потенциально позволяет осуществлять артикуляционный акт

Нарушения артикуляционного компонента речи составляет суть данной патологии

2

Системность нарушения

Нарушается вся языковая система (произношение, лексика, грамматика)

Нарушается одна из подсистем - фонетическая

3

Нарушения звукопроизношения

1. механизм

2. полиморфность

1. Расстройства произношения звуков является следствием нарушения производства фонематических операций - выбора и комбинирования фонем

2. Многие звуки, подверженные нарушениям (искажениям, заменам, пропускам, повторениям, перестановкам) имеют одновременно и правильное произношение

3. Преобладают разнотипные нарушения звукопроизношения (искажения, замены, пропуски)

4. Доминируют замены небольшого количества звуков

5. Может быть одновременно и правильное и искаженное произношение звука

6. Замены артикуляторно сложных и артикуляторно простых звуков

7. Произношение звука в составе слогов относительно сохранно, в составе слова - нарушено

1. Расстройства произношения вызваны прежде всего нарушениями фонетических (моторных) операций

2. Только единичные звуки имеют одновременно правильное произношение

3. При стертой дизартрии преобладают однотипные нарушения (либо искажения, либо пропуски, либо замены)

4. Доминируют искажения большого количества звуков

5. Для всех искаженных звуков характерно постоянное искажение

6. Замены преимущественно артикуляторно сложных звуков

7. Нарушено произношение звука как в словах, так и в слогах

 

Дифференциальная диагностика моторной алалии и детской моторной афазии

Критерии сравнения

Моторная алалия

Детская моторная афазия

1

Анамнез

Действие патологических факторов наблюдается в пренатальный и ранний постнатальный период (до 3 лет)

Воздействие патологических факторов происходит в возрасте после 3 лет

2

Механизм нарушения

Недоразвитие речи как системы

Избирательность в поражении какой-либо из подсистем речи (лексической, грамматической, фонематической)

3

Необходимость коррекционного воздействия

Необходимо целенаправленная речевая коррекция

Возможно спонтанное восстановление речи

4

Нарушения ЦНС

Симптомы поражения головного мозга не ярко выражены

Симптомы локального поражения головного мозга

 

Дифференциальная диагностика моторной алалии и нарушений речи, вызванных

интеллектуальной недостаточностью

Критерии сравнения

Моторная алалия

Интеллектуальная недостаточность

1

Сущность нарушения

Форма патологии речевой деятельности, результат неусвоения в онтогенезе структурно-функциональных закономерностей языка при сохранности неязыковых психических процессов

Нарушения развития речи – результат патологии познавательной деятельности

2

Предречевое развитие

Соответствует возрасту

Задержка сроков гуления, лепета

3

Динамика развития речи

Спонтанно речью не овладевают, нет скачков в темпе развития речи

·1 к 6-7 г. на основе подражания овладевают простым грамматическим стереотипом

·2 по мере овладения стереотипом темп овладения речью ускоряется

2

Импрессивная речь, установление причинно-следственных связей

Понимание обращенной речи относительно сохранно, понимает сложные синтаксические конструкции, делает попытку выражать в речи причинно-следственные связи доступными ему языковыми средствами (интонация, псевдослова, звукоподражания, «звуковые жесты», кинетическая речь)

Выражают только самые элементарные причинно-следственные связи, понимание речи затруднено

3

Формально-языковые нарушения речи (грамматический строй речи)

Аграмматизм (на уровне синтаксиса связного текста и отдельных высказываний, на морфологическом уровне), трудности поиска слов, выбора морфем и установления порядка следования слов

Речь логически бедная или алогичная может быть правильной в формально-языковом (грамматическом) отношении

4

Запас знаний и предстал.

С трудом актуализируется в речи

Ограничен

5

Невербальное мышление

Сохранно (классификация, исключение 4-го лишнего, сравнение)

Нарушено вербальное мышление

6

Степень обучаемости

Высокая

Низкая

7

Критичность

Критичны к своей собственной речи, речевой негативизм

Некритичны

Дифференциальная диагностика моторной алалии и аутизма (Синдром Каннера)

Критерии сравнения

Моторная алалия

Аутизм

1

По определению

Речевая патология

Особая психическая аномалия, нарушено формирование эмоционального контакта с окружающим миром

2

Раннее развитие речи

Речь развивается неполноценно

Раннее речевое развитие – норма, по темпу может обгонять сверстников

При утрате речи разговаривает сам с собой и во сне

3

Реакция на обращенную речь

Сохранная постоянная реакция на речь окружающих

Не реагирует на обращенную речь, но процесс понимания речи не нарушен

4

Психопатологические симптомы

Отсутствуют

Отмечаются психопатологические симптомы, фобии и непредсказуемые реакции

5

Особенности психического развития

Может наблюдаться ЗПР, дифицитарное развитие

Могут наблюдаться у.о. и неравномерное искажение психических процессов

5

Экспрессивная речь

Активно используют зачатки речи (вербальной и невербальной), состояние речи не зависит от окружающей обстановки

Одновременное употребление лепетных и сложно организованных, правильных по языковой структуре высказываний, не употребляют слова ДА и Я, стойкий Аграмматизм в незнакомой обстановке

4

Мимико-жестовая речь

Активно используют в общении

Не использует жесты и мимику (распад)

5

Эхолалия

Не отмечается

Встречаются непосредственные и отставленные во времени эхолалии

6

Просодика

Не нарушена

Своеобразные нарушения просодической стороны речи – замедлений темпа, скандированное и рифмованное произношение, высокая тональность голоса

7

Общение

Стремление к контактам (кроме случаев речевого негативизма)

Отказ от общения

8

Эмоционально-волевая сфера

Адекватность эмоций

Неадекватность эмоциональных реакций

9

Моторика

Относительно сохранная (исключения)

Стереотипия в движениях и действиях, своеобразие походки, ходьбы по лестнице, трудности пространственной ориентировки, потряхивания тела, самостимул.



Предварительный просмотр:

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

/Г.А. Волкова. Методика психолого-педагогического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики.– С-П, 2004/

Многоуровневое логопедическое заключение

Медицинский аспект

Логопедический аспект

Психологический аспект

1. Какой из речевых анализаторов нарушен – речедвигательный или речеслуховой.

2. В каком отделе имеется нарушение – центральном или периферическом.

3. Какова степень нарушения – функциональное или органическое нарушение.

4. Время наступление нарушения – до начала формирования речи, в процессе или после того, как речь уже сформировалась.

Какое звено речевой системы нарушено:

голос

 ритм речи

темп речи

фонетический строй

фонематический строй

лексический строй

семантический стой

1. В какой мере нарушена коммуникативная функция речи.

2. Какими личностными отклонениями сопровождается то или иное речевое нарушение.

3. Каковы тенденции спонтанного развития расстройства.

4. Каков прогноз при том или ином виде речевого расстройства

На основе клинико-педагогической классификации логопед определяет следующее

Механизм и форму речевого нарушения,  т.е. характер отклонений в функционировании процессов и операций, обуславливающих возникновение и развитие нарушений речевой деятельности

Структура речевого дефекта, т.е. совокупность речевых и неречевых симптомов данного нарушения речи и характер их связи

Речевая симптоматика, проявление речевого дефекта.

Состояние неречевых психических функций

Объем нарушения

1. Дислалия функциональная:
 
а) моторная,
  б) сенсорная,
  в) сенсо-моторная.

2. Дислалия органическая.

3. Дизартрия:
 
а) бульбарная,
  б) псевдобульбар-
      ная,
  в) корковая,
  г) подкорковая,
  д) мозжечковая,
  е) мезэнцифально-
      диэнцифальная.

4. Алалия:
 
а) моторная аффе-
      рентная,
  б) эфферентная,
  в) сенсорная,
  г) оптическая.

5. Дислексия:
 
а) фонематическая,
  б) оптическая,
  в) аграмматическая,
  г) семантическая,
  д) мнестическая.

6. Дисграфия:
 
а) артикуляторно-
      акустическая,
  б) акустическая,
  в) оптическая,
  г) аграмматическая,
  д) на почве нару-
      шения языкового
      анализа и синте-
      за.

7. Заикание:
   а) органическое,
  б) функциональное.
8. Ринолалия:
   а) открытая,
  б) закрытая.

1. Первичный дефект.

2. Вторичный дефект.

3. Системные последствия.

Например, нарушение звукопроизношения по проявлению:

1.Сигматизм свистящих: межзубный, губно-губной , носовой, призубный

2. Парасигматизм свистящих: зубной, губно-зубной, шипящий

3. Сигм-зм шипящих: щечный, межзубный, боковой, губно-зубной, носовой, призубный, шипящий нижнего подъема

4. Парасигм-зм шипящих: призубный, губно-зубн., свистящий 

5. Ламбдацизм: двугубный, межзубный, заднеязычный, носовой

6. Параламбдацизм

7. Ротацизм: межзубный, двугубный, боковой, горловой, носовой, одноударный, проторный

8. Параротацизм 9. Йотацизм:  боковой;  

10. Парайотацизм

11. Каппацизм: хитизм, гаммацизм 12. Паракаппацизм

13. Дефект озвончения

14. Дефект смягчения

1. Слуховое восприятие, внимание, память.

2. Зрительное восприятие, внимание, память.

3. Психомоторика.

4. Оптико-пространственные представления.

невербальный интеллект.

5. Эмоционально-волевая сфера.

6. Особенности поведения.

7. Особенности игровой деятельности (у дошкольников)

Возможные формулировки многоуровневого логопедического заключения

ДИСЛАЛИЯ

 функциональная моторная дислалия, недоразвитие фонематической стороны речи: призубный сигматизм свистящих и шипящих, параламбдацизм Л – У, нарушение полиморфное. Нарушение пальчиковой и мимической моторики.

 функциональная моторная дислалия, фонетическое недоразвитие речи: призубный сигматизм свистящих звуков, Ламбдацизм (отсутствие), дефекты озвончения, нарушение полиморфное. Нарушение пальчиковой и мимической моторики.

 функциональная моторная дислалия, фонетическое недоразвитие речи: ротацизм (отсутствие), нарушение мономорфное. Нарушение мимической и артикуляционной моторики.

 функциональная  сенсорная дислалия, преимущественно недоразвитие фонетической системы языка: дефекты смягчения, нарушение дифференциации свистящих и шипящих звуков, нарушение полиморфное. Амузия, недоразвитие слухового восприятия и внимания.

 функциональная  сенсомоторная дислалия, фонетико-фонематическое недоразвитие: преимущественное недоразвитие фонематической системы – анализа, синтеза и фонематических представлений, губно-губной сигматизм шипящих звуков, паракаппацизм ( к – т, г – д), нарушение полиморфное. Амузия, нарушение слухового внимания, тонкой произвольной моторики (пальчиковой и мимической).

 функциональная моторно-сенсорная дислалия, фонетико-фонематическое недоразвитие: губно-губной сигматизм свистящих и шипящих звуков, параротацизм (р – рь), нарушение полиморфное. Нарушение ручной, пальчиковой моторики, слухового внимания.

 органическая дислалия, фонетико-фонематическое недоразвитие: сигматизм шипящих (отсутствие звуков), ротацизм (отсутствие р), нарушение дифференциации свистящих и шипящих звуков, нарушение полиморфное. Недоразвитие всех видов моторики (можно указать: общей, ручной, пальчиковой, мимической, артикуляционной)

РИНОЛАЛИЯ

открытая органическая (врожденная) ринолалия, сквозная расщелина (верхней губы, альвеолярного отростка, твердого и мягкого неба); общее недоразвитие речи (3-й уровень речевого развития): фонетической – отсутствие губно-губных, губно-зубных, свистящих, шипящих звуков, Р, Л, заднеязычных, нарушение полиморфное, назализация гласных звуков, кроме А, и всех согласных; фонематической (анализа, синтеза, фонематических представлений); лексико-грамматической (снижение объема словаря, Аграмматизмы). Нарушение слухового восприятия и внимания, психомоторики. Вторично снижены коммуникативная функция речи, мыслительная активность, словесно-логическое мышление. В поведении раздражительность, плаксивость, фиксация на дефекте;

открытая органическая (врожденная) ринолалия, частичная расщелина твердого неба; общее недоразвитие речи (3 уровень речевого развития): фонетической – отсутствие свистящих, шипящих звуков, Р, Л, нарушение полиморфное – замена заднеязычных звуков на переднеязычные Т, Д, назализованность речи; функций фонематической системы (слухо-произносительной дифференциации фонем); выраженные Аграмматизмы. Недоразвита пальчиковая и мимическая моторика. снижены слуховое восприятие и слуховое внимание, речевая память и мыслительная активность.

ДИЗАРТИРИЯ

Форма определяется по локализации очага поражения НС: бульбарная, псевдобульбарная, корковая, подкорковая (экстрапирамидная), мозжечковая.  

псевдобульбарная дизартрия, фонетико-фонематическое недоразвитие: межзубный сигматизм свистящих и шипящих звуков, межзубный Ламбдацизм. Нарушение полиморфное. несформированность психомоторики, слухового восприятия и внимания.

Примечание: логопед в заключении может раскрыть нарушения не только фонетической, но и фонематической системы. Тогда логопедическое заключение принимает более развернутый вид: псевдобульбарная дизартрия, ФФН: межзубный сигматизм свистящих и шипящих звуков, нарушение полиморфное. Недостаточность фонематического анализа (простого и сложного по местоположению и количеству звуков в слове). Несформированность психомоторики, слухового восприятия и внимания;

псевдобульбарная дизартрия. ОНР (3 уровень речевого развития): увулярное Р, боковое произношение свистящих и шипящих, мягких переднее- и заднеязычных звуков Т’, Д’, К’, Г’, Х’ и Л; нарушение полиморфное. Несформированность фонематического анализа (простого и сложного) и фонематического синтеза. Снижение объема предикативного словаря. Нарушения грамматических функций словоизменения и словообразования, выраженные экспрессивные Аграмматизмы, нерезко выраженные импрессивные аграмматизмы. Речевая активность снижена. Несформированность психомоторики, слухового внимания и памяти. Невербальный интеллект в пределах средней нормы. В поведении адекватен, контактен, эмоционально лабилен;

псевдобульбарная дизартрия. Выраженное недоразвитие фонетико-фонематической стороны речи и просодии (недостаточная интонационная выразительность голоса, паузции). Боковой сигматизм свистящих, шипящих звуков, велярный ротацизм. Нарушение полиморфное. Не дифференцирует звуки, близкие по акустическим и артикуляционным признакам ( С-Ш, С-С’, С-Ц З-Ж, Ш-Ж, Ш-Ч, Р-Л). Элементы лексико-грамматического недоразвития: экспрессивные аграмматизмы. Нарушения в общей, ручной, пальчиковой и  мимической моторике, в слуховом восприятии, в оптико-пространственных представлениях.

корковая премоторная дизартрия, ОНР (3 уровень речевого развития): боковое произношение свистящих, шипящих звуков и звука Р, межзубный ламбдацизм, отсутствие заднеязычных звуков, дефекты смягчения. Нарушение полиморфное. Нарушение слоговой структуры (пропуски, замены, повторение слогов) вследствие трудностей от одного языкового элемента к другому; преобладает бытовой словарь; выраженные экспрессивные аграмматизмы; фраза одно-двуслованя. несформированность психомоторики вследствие затруднения переключения движений, слухового и зрительного внимания, памяти, оптико-пространственных представлений;

корковая постцентральная дизартрия, ОНР: одноударные Р, Р’, отсутствие Л, Л’; постоянные взаимозамены свистящих и шипящих звуков, заднеязычных на переднеязычные. Нарушение полиморфное. Недоразвитие фонематической системы: фонематического анализа и синтеза; лексико-грамматического строя речи: предикативного словаря, функций словообразования. Нарушения психомоторики, слухового восприятия и внимания.

АЛАЛИЯ

В логопедическом заключении отражаются:

  1. Механизм нарушения.
  2. Структура речевого дефекта:

            1. Состояние речевой функциональной системы (уровни речевого развития – 1, 2, 3);

            2. Состояние неречевых психических функций:
                а) слуховое восприятие, внимание, память;
                б) зрительное восприятие, внимание, память;
                в) оптико-пространственные представления;
                г) психомоторика;
                д) невербальный интеллект;
                е) эмоционально-волевая сфера;
               ж) особенности поведения;
                з) речевая активность;
                и) состояние игровой деятельности.

моторная (экспрессивная) афферентная алалия. ОНР: 1 уровень речевого развития. патологическое развитие кинестетической основы речи. Несформированность всех сторон речи. Нарушение просодии. Недоразвитие общей и тонкой произвольной психомоторики, оптико-пространственных представлений. Стремление к контакту со взрослыми и сверстниками. Игровая активность снижена;

моторная (экспрессивная) афферентная алалия. Несформированность кинестетической основы речи. ОНР: 1 уровень развития. Преимущественное недоразвитие лексико-грамматической стороны речи. Нарушения психомоторики, произвольного внимания, слухового восприятия, оптико-пространственных ориентировок, невербального интеллекта. Лабильность эмоциональных реакций, упрямство, негативизм. Снижение речевой активности. В некоторых ситуациях речевой негативизм. Несоответствие игровой активности возрасту;

моторная (экспрессивная) эфферентная алалия. Не сформирована кинетическая основа речи. ОНР: 1 уровень речевого развития. Преимущественное недоразвитие лексико-грамматического строя речи. Нарушение просодии. Относительная сохранность импрессивной речи. Нарушены психомоторика, оптико-пространственные представления, вербальный интеллект. Речевая активность отсутствует. Лабильность эмоциональных реакций, упрямство. Избирательный контакт со взрослыми. В отношениях со сверстниками – действия рядом. Повышенная истощаемость. игровая активность снижена;

моторная (экспрессивная) алалия. Не сформирована кинетическая мелодия речи. ОНР: 1 уровень речевого развития. Фразовая речь отсутствует. Нарушения психомоторики, слухового, зрительного восприятии, произвольного внимания, повышенная истощаемость в общении и деятельности. Речевой негативизм. Игровая деятельность не сформирована;

моторная (экспрессивная) алалия. ОНР: 2 уровень речевого развития. Выраженные экспрессивные и импрессивные аграмматизмы. Фраза одно-двусложная. Недостаточное развитие психомоторики: нарушено переключение от одного движения к другому, плавность, координация движений, отмечается слабость правой руки; слуховое внимание, функции рядообразования. В поведении симптомы негативизма, контакт непостоянный, избирательный. Речевая активность требует стимуляции. Игровая деятельность с помощью взрослого;

сенсорная алалия. Первичное недоразвитие импрессивной речи. Несформированность фонематической стороны речи. Экспрессивная речь отсутствует. Эхолалия. Сохранна интонационно-ритмическая сторона речи. Грубо нарушены слуховое восприятие и внимание. Повышенная истощаемость в поведении и деятельности.



Предварительный просмотр:

Самомассаж мышц головы и шеи

1. «Я хороший». Расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам. Движения рук должны быть одновременными, медленными, поглаживающими (рис. 113).

2. «Наденем шапочку». Исходное положение рук то же. Движения обеих ладоней вниз к ушам, а затем по переднебоковой части шеи к яремной ямке (рис. 114).

Самомассаж мышц лица

3. «Рисуем дорожки». Движение пальцев от середины лба к вискам (рис. 115).

4. «Рисуем яблочки». Круговые движения пальцев от середины лба к вискам (рис. 116).

5. «Рисуем елочки». Движения пальцев от середины лба к вискам. Движение направлено несколько по диагонали (рис. 117).

6. «Пальцевый душ». Легкое постукивание или похлопывание кончиками пальцев по лбу (рис. 118).

7. «Рисуем брови». Проводить по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочередно: указательным, средним, безымянным и мизинцем (рис. 119).

8. «Наденем очки». Указательным пальцем проводить легко от виска по краю скуловой кости к переносице, затем по брови к вискам (рис. 120 а, б).

9. «Глазки спят». Закрыть глаза и легко прикрыть пальцами веки. Удержать в течение 3 - 5 с (рис. 121).

10. «Нарисуем усы». Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта (рис. 122).

11. «Веселый клоун». Движение указательными и средними пальцами от середины нижней губы к углам рта, а затем вверх к скуловой кости (рис. 123).

12. «Грустный клоун». Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта, а затем к углам нижней челюсти (рис. 124).

13. «Клювик». Движение указательным и средним пальцами от углов верхней губы к середине, а затем от углов нижней губы к середине (рис. 125, 126).

14. «Погладим подбородок». Тыльной поверхностью пальцев поглаживать от середины подбородка к ушам (рис. 127).

15. «Расческа». Поглаживание губ зубами (рис. 128

16. «Молоточек». Постукивание губ зубами.

17. Всасывание верхней и нижней губы попеременно (рис. 129).

18. Пожевывание попеременно то верхней, то нижней губы.

19. «Пальцевый душ». Набрать воздух под верхнюю губу и легко постукивать по ней кончиками пальцев, проделать то же самое движение, набрав воздух под нижнюю губу (рис. 130).

20. «Нарисуем три дорожки». Движение пальцев от середины нижней губы к ушам, от середины верхней губы к ушам, от середины носа к ушам (рис. 131)

21. «Нарисуем кружочки». Круговые движения кончиками пальцев по щекам (рис. 132).

22. «Погреем щечки». Растирающие движения ладонями по щекам в разных направлениях (рис. 133).

23. «Паровозики». Сжать кулаки и приставить их тыльной стороной к щекам. Производить круговые движения, смещая мышцы щек сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки. Можно сопровождать круговые движения ритмичным произнесением: «Чух, чух, чух».

24. «Пальцевый душ». Набрать воздух под щеки и легко постукивать по ним кончиками пальцев (рис. 134).

25. «Испечем блинчики». Похлопать ладошками по щекам.

26. «Умыли личико». Ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку (рис. 135).

Самомассаж мышц языка

Данные приемы самомассажа языка можно рассматривать и как часть активной гимнастики.

1. «Поглаживание языка губами». Просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между губами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта.

2. «Пошлепывание языка губами». Просовывая язык сквозь губы вперед, пошлепывать его губами, при этом слышится звук «пя-пя-пя», точно так же убирать язык внутрь рта.

3. «Поглаживание языка зубами». Просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между зубами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта.

4. «Покусывание языка зубами». Легко покусывать язык зубами, высовывая его вперед и убирая назад, в полость рта.

5. «Пожуем грушу». Использовать для упражнения спринцовку №1. Сложить ее в два раза, обмакнуть сложенную часть в сладкий сироп, вложить в рот ребенка так, чтобы кончик остался снаружи. Предложить пожевать. Это упражнение используется не только для массажирования языка, но и для активизации движении жевательных мышц и стимуляции кинестетических ощущений, идущих от мышц полости рта.

Самомассаж ушных раковин

1. «Погрели ушки». Приложить ладони к ушным раковинам и потереть их.

2. «Потянули за ушки». Взяться пальцами за ушные мочки и потянуть их вниз 3-5 раз (рис. 136).

3. «Послушаем тишину». Накрыть ушные раковины ладонями. Подержать их в таком положении 2-3 с.

Процедуру массажа лица можно сопровождать чтением стихотворного текста (читает логопед), например:

Если солнце жарко греет,

Если легкий ветер веет,

Стало сухо и тепло -

Это лето к нам пришло

Если дождь стучит по крыше,

Листья падают неслышно,

Птицам улетать пора -

Это осень к нам пришла

Если вьюга кружит, злится,

Всюду белый снег кружится,

В снежных шапках все дома, -

Это к нам пришла зима.

Если тает снег и лед,

Звонкий ручеек течет,

Распускается листва -

Это к нам пришла весна

Поглаживающие движения от середины лба, носа, верхней губы, подбородка к ушам.

Постукивающие движения подушечками пальцев по лбу, щекам, подбородку.

Круговые движения в области лба, щек, подбородка.

Поглаживающие движения обеими ладонями сверху вниз по боковым сторонам лица и шеи, по центральной части лица и шеи



Предварительный просмотр:

Учимся говорить, играя.

     Ваш ребенок скоро пойдет в школу…

Всем в семье хочется, чтобы он учился с интересом, радостью, старанием. Но все ли мы сделали для того, чтобы он учился с успехом? Достаточно ли развита его речь? Ведь от этого зависят его успехи в усвоении абсолютно всех предметов школьной программы!

     К пяти годам речь ребенка должна быть сформирована: он должен правильно строить фразу, четко произносить все звуки родной речи, его словарный запас должен быть достаточно обширен и богат.

     Но у многих детей этот процесс задерживается. Ребенку пять, а он не произносит отдельные звуки (''л'', ''р''), группу звуков (''с'', ''з'', ''ц'') или несколько групп звуков (шипящие заменяются свистящими – ''коска'' вместо ''кошка'', ''зук'' вместо ''жук'', ''сяска'' вместо ''чашка'', ''сётка'' вместо ''щетка''), звук ''л'' произносится как ''в'' (''вошка'' вместо ''ложка''), звук ''р'' картаво.

     Внятность и чистота произношения звуков зависит от многих факторов и, в первую очередь, от анатомического строения артикуляционного аппарата, от того, как действуют язык, губы, челюсти, от умения человека ощущать, чувствовать движения органов артикуляции, а также от функциональной зрелости коры головного мозга. У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика пальцев рук, что так же является одной из причин более позднего становления речи. Поэтому целенаправленная работа по развитию мелкой моторики  ускоряет созревание речевых областей коры головного мозга и стимулирует развитие речи ребенка, позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношение.

Помогите своему ребенку быстрее привыкнуть к правильному произношению отработанных звуков.

Выполняйте домашнее задание в игре, с творчеством, интересом, весело и даже азартно. Материал в виде сказок, веселых полянок, стишков, загадок делает занятие интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребенок, увлекаясь игрой, стараясь как можно лучше соблюсти её условия, не замечает, что его учат.

Рекомендуем проводить занятия по следующей схеме.

  • Пальчиковая гимнастика
  • Упражнения для губ и выдоха
  • Упражнения для языка
  • Сочетание движений языка и выдоха
  • Голосовые упражнения на материале гласных и согласных звуков

   Полезно в процессе закрепления правильного произношения переводить ребенка на внеречевые формы работы: изготовление аппликаций, рисование, раскрашивание.

   Не забывайте об артикуляционной гимнастике. Выполняйте её по несколько раз в день.

   Занимаясь с ребенком, поддерживайте хорошее, доброе настроение, наберитесь терпения и не раздражайтесь, далеко не все будет получаться с первого раза.

Чаще хвалите ребенка и радуйтесь вместе с ним каждой, даже самой незначительной удаче.  Ваш доброжелательный настрой – залог успеха!

Веселая гимнастика для пальчиков и язычка.

  • Гимнастика для язычка:

А как это делают кошка или собака? Они начисто вылизывают миску! Попробуй сделать так же!

           Чаще всего родителям это не особенно нравится, однако детям доставляет      

            большую радость.

А можно подобрать с тарелки крошки кекса или шоколада, вылакать молоко, слизать с губ варенье, пить прямо из бутылки.

  • Нанизываем бусы:

Какое отношение это имеет к обучению речи? Очень прямое! Ведь ловкость рук развивается параллельно с развитием речевых навыков. Уже на втором году жизни дети способны нанизывать крупные бусы на толстый шнур и затем вешать на себя красивое ожерелье.

  • Строим гримасы:

  Вытянутые губы; открытый рот; радостное, нахальное, злое, дикое выражение лица; лицо, как у ведьмы, как у слона, как у змеи, как у обезьяны – замечательная тренировка для мышцу рта. Делать это перед зеркалом – двойное удовольствие. Можно широко разинуть рот – настоящий лев!

  • Театр на пальцах:

  Куколки надеваются на пальцы – и вот уже можно придумывать, рассказывать и показывать увлекательные истории. Двойной эффект6 ребенок учится разговаривать и делать точные движения.

  • Зримые поцелуи:

  Хорошо, когда мам дает поиграть своей губной помадой. Накрашенным ртом можно оставлять красивые следы поцелуев на носовом платке, на бумаге, на зеркале или на маминой щеке. Хорошее упражнение для мышц щек и губ, роль которых особенно важна при произнесении шипящих звуков.

  • Веселые грызуны:

  Одновременно грызть одну ''солёную палочку'' – игра для двоих, развивающая подвижность губ и языка.

  Свой конец печенья можно откусывать, если партнер крепко держит ртом противоположный конец.

  Как только палочка или печенье съедены, берутся новые, (но не слишком много за один раз!).

  • ''Липучий'' строитель:

  Развивают воображение и тонкую моторику разные деревянные кубики и треугольники, из которых можно собирать  различные фигуры, если наклеить на них липучую ленту.

   Целовать, дуть, сосать, облизывать – все это развивает подвижность  

                     языка и губ и способствует развитию речи.

    Выдумывайте, творите, превратите учение в увлекательную игру!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации учителям начальных классов по планированию уроков

В данной статье предложены рекомендации учителям начальных классов по планированию уроков. Данный материал поможет при подготовки к открытым урокам или их самоанализам....

Рекомендации учителей начальных классов по реализации ФГОС

Рекомендациипо подготовке и проведению современного урока в условиях реализации ФГОС НООРекомендации к  оснащению современного учебного кабинета в условиях реализации ФГОС НОО Рекоменда...

Рекомендации учителям начальных классов по использованию коррекционно-развивающих приемов на уроках, в рамках реализации условий здоровьеформирующей среды» (из опыта работы учителя-логопеда Коробкиной М.П.)

Успешность осуществления коррекционно-педагогической работы во многом зависит от совместной деятельности  всех участников образовательного п...

Статья "Методические рекомендации учителю начальных классов в организации индивидуальной самостоятельной деятельности младших школьников в процессе обучения"

Статья "Методические рекомендации учителю начальных классов в организации индивидуальной самостоятельной деятельности младших школьников в процессе обучения"...

"Методические рекомендации учителю начальных классов"

quot;Методические рекомендации учителю начальных классов"...