Консультация для учителей начальных классов "Как научить ребёнка слышать и слушать?"
консультация по логопедии на тему
теоретический и практический материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_uchiteley_nachalnyh_klassov.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для учителей начальных классов.
Тема: Как научить слушать и слышать?
Цель: познакомить с различными приёмами развития слухового внимания и восприятия.
План:
I. Что такое речевой слух?.
II. Знакомство с различными приёмами и видами упражнений по развитию слухового внимания и восприятия.
III. Развитие фонематического слуха и восприятия.
I. Известно, что человек обладает тремя видами слуха:
- физическим для различения шума дождя, жужжания пчелы и т. п.,
- музыкальным, погружающим в мир мелодий,
- речевым.
Речевой слух – это способность слышать и воспринимать устную речь.
Необходимо упомянуть и о способности человека к распознаванию звуков речи – это фонематический слух.
В школе 70% учебного времени отводится на то, чтобы слушать учителя, ответы одноклассников. Поэтому важно развивать активное слушание, способность удерживать внимание на важной информации, не отвлекаясь на посторонние звуки, тонко улавливать интонацию других людей, а потом точно передавать её голосом.
II. Чтобы ребёнок внимательно слушал на уроке, речь учителя должна быть: содержательной, целесообразной, последовательной, точной, правильной, убедительной, эмоциональной, выразительной ; учитель должен уметь изменять громкость и тембр голоса, темп речи; материал должен подаваться в интересной и разнообразной форме, искать нестандартные и новые формы работы, в обучении использовать деятельностный подход и т.д.
Очень часто учителя жалуются на то, что ребёнок вроде бы слушает взрослого, но не вслушивается в то, что говорят ему. Для этого мы должны развивать слуховую наблюдательность и слуховое внимание..
1) Научить детей замечать богатство и разнообразие звуковых оттенков в природе.
Например, каждому из нас приходилось в жизни слышать собачий лай, не правда ли? Но обратите внимание, что услышал в этом привычном звуке писатель Н. В. Гоголь. (Отрывок из произведения «Мёртвые души»).
«Между тем псы заливались всеми возможными голосами: один, забросивши вверх голову, выводил так протяжно и с таким старанием, как будто за это получал бог знает какое жалованье, другой отхватывал наскоро, как пономарь; промеж них звенел, как почтовый звонок, неугомонный дискант, вероятно, молодого щенка, и всё это наконец завершал бас, может быть, старик или просто наделённый дюжею собачей натурой.»
- Кто сможет ответить на следующий вопрос: «Сколько собак участвовало в этом необычном хоре?»
Задания:
1. «Минута внимания»
Дети закрывают глаза. В течение 1-2 минут слушают окружающие звуки. Затем глаза открывают и перечисляют все услышанные звуки.
2. «Чудо-звуки»
А) Прослушайте с детьми аудиозаписи природных звуков, обсудите услышанные звуки.
Б) Учитель издаёт разные звуки с помощью различных предметов, дети отгадывают их. (Шум сминаемой бумаги, щёлканье пальцами рук и т. д.)
3. «Круг внимания»
Нужно представить себе, что существует воображаемый круг, с помощью которого мы можем переместить своё слуховое внимание с одного места на другое. Самый большой круг соберёт все звуки, которые мы можем услышать в школе, а самый маленький круг «сузит» наше внимание так, что мы услышим только звуки в комнате.
4. «Где звенит?»
Определяем направление звука. Ученик закрывает глаза, учитель встаёт в стороне и звенит колокольчиком. Ребёнок должен определить, где прозвенел колокольчик – справа или слева, сверху, спереди, сзади.
5. «Шумящие коробочки»
Взять несколько коробочек, наполнить их различными материалами, которые, если коробочку потрясти , издают разные звуки. В коробочки можно насыпать песок, крупы, соль, положить пуговицы, скрепки и т. д. У этой игры много вариантов: взрослый трясёт одну коробочку за другой, ребёнок запоминает и повторяет заданную последовательность.
6. «Волшебная палочка»
Учитель стучит палочкой по разным предметам, дети запоминают издаваемые ими звуки, затем закрывают глаза и отгадывают предмет.
2) Научить наблюдать за живой разговорной речью.
Учить детей по голосу узнавать настроение людей, определять только по голосу говорящего одноклассника и т. д.
Задания:
1. Игра «Угадай имя»
Водящий стоит спиной к участникам игры. Каждый игрок по очереди произносит имя водящего. Водящий должен угадать игрока по голосу и назвать его имя.
2. – Ребята, посмотрите на картинку и угадайте, что хотели сказать все эти люди?
«Кака сновка?» «Пакжить ме биле»
«Сретимся зесь» «Атобус атравляется»
3) Специальные упражнения на развитие слухового внимания.
Задания:
1. Отработка ритмических структур.
Учитель задаёт ритм, отстукивая его рукой, например: два удара – пауза – три удара. Ученик повторяет. Сначала ребёнок видит руки учителя, потом выполняет это упражнение с закрытыми глазами.
Варианты игры:
- ученик повторяет ритмический рисунок правой, левой рукой, двумя руками одновременно, поочерёдно;
- воспроизводит тот же ритмический рисунок ногами.
Это упражнение необходимо выполнять для того, чтобы в дальнейшем у детей не было трудностей при определении ударного слога, ударной гласной.
2. Учитель произносит ряд слов, одно из них намеренно произносит с ошибками. Дети должны определить ошибки и поправить учителя.
Например:
А) Шапка, сыска, шарф, шуба.
Б) Пирoги, коробка, улитка, сорока.
3. Девочки и мальчики одновременно произносят разные предложения, а водящий должен назвать только то предложение, которое произносят девочки (или мальчики).
4. На уроках чтения ученики следят за чтением своих одноклассников и оценивают его, отмечая положительные и отрицательные стороны.
III. Также хотелось бы отдельно остановиться на развитии фонематического слуха и восприятия, так как различие звуков речи – основа для понимания смысла сказанного.
Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.
Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.
При несформированности речевого звукоразличения дети воспринимают не то, что ему сказали, а то, что услышал (иногда точно, а порой очень приблизительно ).«Игла» превращается во «мглу», «лес» в «лист» и т. д.
Рекомендации по развитию фонематического слуха и восприятия:
1. Опора на тактильные ощущения при анализе звуков:
Предложите ребёнку поставить руку на горло, закрыть уши.
2. Систематическое повторение слоговых цепочек с оппозиционными звуками: да-та, ва-фа-ва, ач-ач-ац и т. д.
3. Использование графических обозначений звуков.
4. Определение места звука в слове: в начале, в середине, в конце.
5. Выполнение позиционного анализа: между, после, перед каким звуком стоит заданный звук.
6. Перечисление всех звуков по порядку, определение количества звуков в слове (использование звуковых линеек).
7. Придумывание слова по заданной схеме.
8. Придумывание слова из заданного количества звуков, с наличием определённого звука. Например, придумайте слово из 4 звуков со звуком [р].
9. Выкладывание звуковых схем слов с помощью цветных кружков (квадратиков).
В заключении хотелось бы сказать, что существует такая закономерность: чем лучше у человека развит речевой слух, тем богаче его речь. Поэтому важно уделить развитию речевого слуха столько времени и внимания, сколько понадобиться вашим ученикам, при этом не забывая, что занятия должны быть привлекательными и интересными для них.
Учитель-логопед МОБУ СОШ №7: Токмурзина С. М.
2009 г.
Литература:
1. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов/ Под ред. Л.С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 680 с.
2. Бугаева З. Н.
Развитие устной речи и дикции. – Москва: ЗАО «БАО-ПРЕСС», ООО «РИПОЛ классик», 2005. – 464 с.
3. Ж-л «Логопед», №2 – 2009 г. ; стр. 65-69, Корнилова Л. А. «Игровые приёмы развития фонематического восприятия у дошкольников».
4. Ж-л «Логопед», №4 – 2009 г. : стр. 114-122, Кылосова О. Н. «Подводные камни процесса формирования письменной речи».
5. Ж-л «Логопед», №5 – 2008 г. : стр. 51-65 Дмитриева Г. Ф. «Родительское собрание «Подготовка детей с недостатками речи к школе»».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для учителей начальных классов. Виды работ по развитию звукового анализа.
Для начала необходимо определить какие же ошибки считаются дисграфическими, то есть выделить специфические ошибки на письме.Основными симптомами дисграфии являются специфические (т.е. не связанн...
Консультация для учителей начальных классов и родителей, имеющих леворуких детей "Леворукий ребенок"
Консультация для учителей начальных классов и родителей, имеющих леворуких детей "Леворукий ребенок" и буклет с рекомендациями...
Консультация для учителей начальной школы Здоровьесберегающие минутки в учебном процессе
Эту консультацию я проводила на ШМО начальной школы.Здесь я делилась опытом с коллегами по внедрению здоровьесберегающих технологий в учебный процесс...
Консультация для учителей начальных классов от учителя -логопеда по коррекционной работе с учащимися с недостатками дикции при стёртой дизартрии
Коррекция недостатков дикции у детей со стертой дизартрией Коррекция недостатков дикции у детей со стертой дизартрией включает в себя снятие мышечных зажимов в органах артикуляции, артикуляционные уп...
Консультация для родителей: "Как научить ребёнка слышать и различать звуки речи"
Консультация для родитетелй...
Развитие речи – одна из важнейших проблем начальной школы. Научить ребёнка говорить – значит научить его мыслить.
Статья в журнале" Народное образование"...
Консультация для учителей начальных классов на тему "Пропуск букв на письме у учащихся начальных классов"
Консультация для учителей начальных классов...