Некоторые виды работ над словарными словами
методическая разработка по логопедии на тему
Методические рекомендации по работе над словарными словами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методические рекомендации по работе над словарными словами | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
НЕКОТОРЫЕ ВИДЫ РАБОТ НАД СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ.
Овладение традиционным принципом письма связано по сути с механическим запоминанием, поэтому нужно постараться найти приёмы , помогающие ученику освоить правильное написание возможно большего количества слов при наименьшей затрате сил и времени на их механическое заучивание.
Здесь может помочь внесение хотя бы некоторой доли осмысленности, упорядочения в сам процесс заучивания.
Л. Г. Парамонова предлагает :
1. К каждому запоминаемому слову нужно подобрать возможно большее число родственных слов
с тем же самым корнем.
Это позволит ребёнку понять, что запоминание всего лишь одного слова делает его
«грамотным» в отношении сразу многих слов.
При этом все родственные слова лучше записывать в столбик, с выделением в них всех
морфем.
Пример :
МАШИН – А КОРАБЛЬ
МАШИН – К – А КОРАБЛ – ИК
МАШИН – ОЧК – А КОРАБЛ – ИШК – О
МАШИН – ИЩ – А КОРАБЛ - ИЩ - Е
МАШИН – Н – ЫЙ КОРАБЕЛЬ – Н – ЫЙ
МАШИН – ИСТ КОРАБЕЛЬ – ЩИК
МАШИН – ИСТ – К – А
ОБЛАК – О
ОБЛАЧ – К – О
ОБЛАЧ – Н – ЫЙ
ОБЛАЧ – Н – О
ОБЛАЧ – Н – ОСТЬ
ЗА – ОБЛАЧ – Н – ЫЙ
ПОД – ОБЛАЧ – Н – ЫЙ
2. Во всех возможных случаях от запоминаемых ребёнком слов важно образовывать как можно
больше сложных слов. Это значительно расширит «сферу грамотности» и одновременно
будет способствовать прочности запоминания.
МАШИН – А
МАШИН – О – СТРОЕНИЕ
МАШИН – О - СТРОИТЕЛЬ
МАШИН - О - СТРОИТЕЛЬНЫЙ
МАШИН - О - РЕМОНТНЫЙ
МАШИН - О - ВЕДЕНИЕ
КАРТОФЕЛЬ
КАРТОФЕЛ – Е - РЕЗКА
КАРТОФЕЛ – Е – ЧИСТКА
КАРТОФЕЛ - Е - МОЙКА
КАРТОФЕЛ - Е - ТЁРКА
КАРТОФЕЛ – Е - ВОДСТВО
КАРТОФЕЛ - Е - КОПАЛКА
КАРТОФЕЛ - Е - УБОРКА
КАРТОФЕЛ - Е - УБОРОЧНЫЙ
КАРТОФЕЛ - Е - ХРАНИЛИЩЕ
КАРТОФЕЛ - Е - СОРТИРОВКА
КАРТОФЕЛ - Е - СОРТИРОВЩИК
3. Следует практитиковать « тематическое» запоминание некоторых групп слов, относящихся
к одной и той же логической категории ( фрукты, овощи и т. д.) и имеющих одну и же не
проверяемую ударением гласную в корне.
НЕКОТОРЫЕ ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ ТАКИХ ГРУППИРОВОК СЛОВ :
А) В названиях многих фруктов в безударном положении пишется буква «А» :
Апельсин
Абрикос
мАндАрин
бАнАн
грАНАт
Арбуз
Б) В названиях некоторых овощей пишется «О», например :
мОркОвь
Огурец
пОмидОр
гОрОх
пОдсОлнух
В названиях же овощей, начинающихся с буквы « К» ( чисто случайное совпадение)
в безударном положении пишется «А» :
кАртофель
кАпуста
кабАчок
В) В названиях многих рыб во всех слогах пишется буква «А» :
кАрАсь
сАлАкА
сАзАн
нАвАгА
кАмбалА
АкулА
4. Для облегчения запоминания можно пытаться рифмовать слова, соединяя их со словами
«МАЛО» и «МНОГО».
Со словом «МАЛО» соедините те слова, в которых в безударном положении должно
писаться «А», а со соловом «МНОГО» - те слова, в которых пишется «О».
НАПРИМЕР : мАЛо сАлатА, бАнАнов, фАсоли,
Но мнОго кОкОсОв, гОрОха, мОркОви;
мАло Акул, Антилоп, кАрасей,
но мнОго сОлОмы,кОрОв, кОраблей
мАло кАртин и гАрдин,
но мнОго Осин и кОрзин;
мАло пАльто и мАнто,
но мнОго кОстюмов зато;
мнОго сОбак и кОрОв,
а также лОпат , тОпОрОв.
Подобные «цепочки» можно составлять до бесконечности, включая в них те слова,
Которые нужно запомнить.
5) Для лучшего запоминания слов с сомнительными гласными «Е» и «И» в качестве
подсказывающих можно использовать слова «БЕЛЫЙ» и «СИНИЙ» :
НАПРИМЕР : бЕлые мЕдвЕди, белые бЕрёзы,
Но бывают разве белые стрекозы?
Белых бЕгЕмотов, вЕрблюдов, черЕпах
Встретишь только в сказках и в волшебных снах.
СИнюю сИницу, сИнюю сИрень,
ВасИлёчки сИнии вспоминал весь день.
Синий бИлет и бЕлый бЕрЕт.
6) Можно составлять двустишия с подбором в одной из строк всех слов с сомнительной
гласной «А» , а в другой - «О» (или «И, Е»)
НАПРИМЕР : В кОрзине кОнфеты, гОрох, шОкОлад,
В тарелке бАнАны. хАлва, мАрмелАд.
В кОтОмке мОркОвь. Огурец, пОмидОры,
В кАстрюле кАпуста, сАлАтов нАборы.
7) Более быстрому запоминанию способствует также непривычное, несколько странное
по смыслу и просто зарифмованное сочетание слов.
В этих случаях целый ряд слов, «цепляясь» дру за друга, всплывает как бы механически.
Многие слова обыгрывайте неоднократно, чтобы показать детям возможность самого
разнообразного их комбинирования.
НАПРИМЕР : Не вздумай хАлАт надеть на пАрАд.
САлАт не положишь в хАлАт.
В кАстрюле не варят кАнАт.
В мАшину – бАгаж, а мАшину – в гАрАж.
Для АнАнАсА нет тАрантАсА .
ГАзоны не для вАгонов.
Хлебные кАрАвАи, а верблюжьи кАрАвАны.
КАрмАны на кАфтАне, Арбузы на бАштане.
8) Обратить внимание ребёнка на то, что во многих словах , имеющих ударную гласную «А»
или «О», две остальные не проверяемые ударением гласные - тоже соответственно
«А» или «О».
Следовательно, при написании этих слов можно ориентироваться на отчётливо слышимую
ударную гласную, под которую «подстраиваются» и остальные гласные.
НАПРИМЕР : кАрАндАш мОлОкО
сАрАфАн дОлОтО
тАрАкАн пОлОтнО
бАрАбАн хОрОшО
бАклАжАн пОрОшОк
АнАнАс мОлОтОк и т. д.
Необходимо обратить внимание детей на то, что на отмеченную довольно распространённую
закономерность написания слов нельзя полагаться полностью, поскольку нередко в одном
и том же слове могут писаться не только одинаковые, но и разные гласные ( т. е. не всегда
безударная гласная «подстраивается» под ударную.
НАПРИМЕР : сОлдАт, крОвАть, вОкзАл, рОмАн,кОрАлл, фОнарь, сОбАкА, лОпАтА и т. д.
Для облегчения запоминания приведённых слов сделано :
1. Все слова систематизированы с учётом единообразного написания сомнительных и не
проверяемых ударением гласных.
2. За счёт расположения слов в столбик и выделения в них нужных гласных созданы
условия для максимального использования зрительной памяти.
3. Сам порядок расположения слов в каждом из столбиков по возможности определяется
их «созвучностью» (слова рифмуются), что также существенно облегчает процесс
запоминания.
Всё сказанное о словах с гласными «А» и «О», можно отнести и к запоминанию слов с гл.
«Е» и «И», сгруппированных по тем же самым принципам.
чЕрЕшня рЕдИска мЕдвЕдь
чЕловЕк сИтЕц сЕрЕбро
чЕрЕпаха бИлЕт бЕгЕмот
тЕлЕфон сИрЕнь прЕлЕсть и т. д.
Даже одно то, что уч – ся увидит все эти слова представленными в большом объёме
и в определённой системе, заставит его серьёзно задуматься над необходимостью
усвоения их правописания. Это может быть подтолкнёт его к самостоятельным поискам
собственных запоминаний слов.
Чтобы облегчить запоминание можно использовать метод, предложенный Э.С. Агопян.
Для этого нужно взять обычный алфавит (как печатный , так и письменный).
Под каждой буквой поставить цифру, пронумеровав весь алфавит. При этом каждая цифра
Может соответствовать букве алфавита : А – 1, Б – 2, В – 3 и т. д. , а может и произвольно,
независимо от порядкового номера буквы располагаться под ней или рядом с ней. :
А – 7, Б – 13, В - 25 и т. д.
Такой алфавит можно иметь на стене перед глазами, а можно использовать индивидуальные
карточки.
Несколько приёмов работы со словами из словаря с использованием такого алфавита :
НАПРИМЕР : надо запомнить слово РЯБИНА.
Дети под диктовку записывают цифры через запятую : 18, 33, 2, 10, 15, 1.
Затем расшифровать слово и провести словарную работу.
Можно заменить цифрой только одну запоминаемую букву.
На доске запись : б, 6, р , ё, з, а
Ребята находят зашифрованную букву и составляют слово, затем проводят словарную
работу.
Возможен обратный вариант :
На доске запись : 20, 16, 17, 0, 13, 30.
Дети находят слово, которое обозначает эта запись ( ТОПОЛЬ ) и проводят словарную
работу.
Также ребята могут зашифровать цифрами задуманное слово в своих тетрадях, а затем,
обменявшись ими с соседом, разгадать его и записать рядом ответ.
Эти виды работ способствуют развитию памяти , и , самое главное, внимания.
Есть другой способ запоминания. Его рекомендует Лайло В. В.
Приёмы «УСИЛЕНИЯ» орфограммы.
«Усилить» орфограмму - значит сделать более ярким то место в слове, которое трудно
запоминается и легко забывается.
«Усиление» требует большой творческой активности ученика.
ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО «УСИЛЕНИЮ»
- Выделение трудной орфограммы.
- Постановка перед уч – ся проблемы : как « уярчить» орфограмму?
- Самостоятельный поиск уч – ся способов «усиления».
- Коллективный выбор лучшего из предложенных вариантов.
- Выбор каждым уч – ся индивидуального приёма запоминания.
Чтобы достичь желаемого результата запоминания, ребёнок должен не просто ставить
себе целью запомнить что – либо, а , зная особенности своей памяти, уметь выбрать
такое индивидуальное средство, которое приведёт к успеху.
Выбор способа «усиления» зависит от характера орфограммы : чем труднее буква
запоминается, тем большего внимания она к себе требует, тем большим количеством
ассоциативных связей она должна «обрасти» и тем больше видов памяти (образной,
эмоциональной, двигательной и т. д.) на неё должно «поработать».
ЭФФЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ «УСИЛЕНИЯ» ОРФОГРАММЫ.
1. Написание в слове запоминаемой буквы по аналогии с внешним видом.
2. Деление слова на входящие в него значимые сочетания звуков и букв.
3. Составление ребусов.
4.Заучивание обобщённым способом.
5. Возвращение в забытую этимологию слова.
Запоминание будет эффективно, если слова будут записаны в словарики необычно –
на месте запоминаемой орфограммы нарисуют сам предмет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация-тренажер "Система работы со словарными словами "Словарные слова от А до Я"
http://www.uchportal.ru/load/0-0-1-27643-20...
Как облегчить детям запоминание словарных слов.(статья, методическая разработка для работы со словарными словами в 3 классе)
Данная статья составлена в помощь учителю и содержит методы и приёмы, помогающие детям легче запоминать словарные слова....
Виды работ над словарными словами
Виды работ над словарными словами...
Виды работ со словарными словами. Тема «Профессии»
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.Цель урока: создание условий для обобщения и систематизации знаний.ЗадачиОбразовательные: Учить обнаруживать в словах звуки, допускающие неоднозн...
Виды работ со словарными словами в начальной школе
В статье приведен обширный перечень видов работ, от репродуктивных до творческих, со словарными словами, которые можно предлагать детям любого класса.Методическая копилка...
Урок. Виды работ со словарными словами во 2 классе.
Создание условий для успешного формирования навыков у обучающихся правописания словарных слов....
Некоторые виды работы с текстом:
Описаны виды работы с текстом с примерами....